Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1

Турбокомпрессорные бензиновые моторы нынче используются повсеместно. Проще назвать модели, у которых их нет. Но все ли помнят, что на восьмидесятые пришлась первая по-настоящему серьезная волна «турбонашествия»? Новый метод форсировки наконец начал активно пробивать путь в разные классы и сегменты. Примеров тому действительно много, поэтому в первой части повествования мы расскажем про основные автомобили массовых и премиальных европейских марок, а в следующих разберем американские и японские.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault

На заре восьмидесятых компания презентовала компактный седан 9 и хэтчбек 11 с переднеприводной компоновкой и полностью независимой подвеской. Cемейство сразу получило титул European Car of the Year 1982, премию «Автомобиль года» американского журнала Motor Trend и вошло в десятку лучших моделей 1983 года по версии Car and Driver. Пусть реакция Штатов на французский продукт вас не удивляет. «Рено» выпускались в том числе за океаном при участии давно почившей корпорации AMC, причем также в двухдверном исполнении и в форм-факторе кабриолета.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 9 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 9 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 11 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 11 Turbo

Но вернемся в Европу. Изюминкой модели 9/11 стали «зажигалки» с приправленным «улиткой» Garrett T2 1,4-литровым нижневальным двигателем древнего клана Cléon-Fonte (от 105 л.с.). Разумеется, никто агрегат с нуля не разрабатывал — он позаимствован у Renault 5 Alpine Turbo и доработан. В частности, изменена головка блока цилиндров и система смазки.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 5 Alpine Turbo

Имевшие удовольствие опробовать машину в деле отмечают приятные манеры в сравнении с крохотной «пушкой-пятеркой»: колесная база длиннее, и потому выше устойчивость, а отсутствие гидроусилителя руля увеличивает степень вовлечения в процесс управления.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 18 Turbo

Среднеразмерному переднеприводному Renault 18 тоже «досталось». И мы полностью согласными с нашими коллегами из losangemagazine.com, которые подчеркивают уникальность грузопассажирской модификации. Во-первых, элегантно. Во-вторых, нестандартно.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 18 Turbo Combi

«Учитывая крайне скромные объемы производства, 18 Turbo Estate нельзя назвать успехом, но именно это делает его весьма желанным предметом коллекционирования. Когда «Рено» показала 18 Turbo в июле 1980 года, это был всего лишь седан. Четырехцилиндровый двигатель от Renault 16 имел объем 1565 куб. см. Добавление турбокомпрессора Garrett T3 и интеркулера увеличило силушку до приличных для того времени 110 л.с. С 1983 модельного года давление наддува выросло с 0,6 до 0,85 бар, а отдача до 125 л.с. Крутящий момент по-прежнему впечатлял: 181 Нм при 2500 об/мин» — рассказывает издание. Водитель такого универсала не будет ощущать себя ущербным и в наши дни, поскольку на набор 100 км/ч нужно 10,4 секунды, а максимальная скорость достигает 190 км/ч.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 21 Turbo

Пришедшая на смену Renault 18 модель с индексом 21 в топе предлагалась с продольно установленным 2,0-литровым алюминиевым J7R Turbo и опциональным полным приводом.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Renault 25 V6 Turbo

Если уж младшие Renault посвистывали турбинами, То флагманский лифтбек 25 и подавно! Простецкая комплектация TS считалась одним из самых обтекаемых автомобилей в мире. Коэффициент сопротивления Cd 0,28 ставит ее в один ряд с современной Skoda Fabia. Аэродинамика аэродинамикой, но куда привлекательнее роскошный V6 Turbo — обладатель 12-клапанника объемом 2,5 литра (182 л.с.) и максимальной скорости 225 км/ч. Следует отметить, что новую технологию поборникам традиционализма не навязывали, и они могли выбрать атмосферную «шестерку» объемом 2,7 или 2,9 литра.

Lancia

Самая знаменитая наддувная «Лянча»? Конечно же, хот-хэтч Delta во всех его проявлениях и с многочисленными раллийными регалиями! В тени «Дельты» находятся не только дорожные спецификации турбомонстров 037 и S4 группы B (их и конкурентов мы обойдем стороной, иначе наш объемный рассказ рискует сильно растянуться), но и «гражданские» машины. Например, Thema. А ведь производитель постарался, чтобы она жгла сердца петролхедского сообщества!

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Lancia Thema i.e. turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Lancia Thema i.e. Turbo Station Wagon

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Lancia Thema Turbo 16v

На вершине гаммы обосновалась крутая Thema 8.32. Строгий экстерьер — ширма для 32-клапанного V8 от Ferrari объемом 2,9 литра (до 215 л.с. без катализатора). Но вот сюрприз, параллельно существовавшая вариация с веселой и задорной 2,0-литровой восьмиклапанной «турбочетверкой» (до 165 л.с.) демонстрировала близкую динамику разгона за 7,2 секунды. Хотя, конечно, предел возможностей 8.32 выше.

Alfa Romeo

Теперь к «Альфе», обделить вниманием которую — преступление! На Парижском мотор-шоу 1982 года спортивное подразделение Autodelta устроило премьеру заряженной заднеприводной Giulietta. Сама по себе «Джульетта» — блюдо для гурмана. Двухвальные «четверки», отнесенная к задней оси пятиступенчатая механическая коробка передач для оптимизации распределения массы по осям…

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Alfa Romeo Giulietta

Turbodelta добавляла жгучие специи — турбину KKK и два двухкамерных карбюратора Weber для эффективной стимуляции двухлитрового агрегата. Со 170 л.с. выходило весьма бодро: 7,5 секунды до 100 км/ч и максимальные 206 км/ч. Жаль, редкому alfisti выпадал шанс прикоснуться к прекрасному. Выпущена лишь 361 «Турбодельта».

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Alfa Romeo 75 Turbo

К концу 1985 года финансовое здоровье Autodelta подкосила не слишком удачная программа участия в Формуле 1. Дивизион закрыли и на его обломках основали Alfa Corse под началом Джорджио Пианты. Именно в его бытность назрело решение побороться в Мировом Туринге с 75 Turbo. Омологация требовала партию в пять тысяч штук и давала отмашку 500 злым «эволюциям». В данном случае — Alfa Romeo 75 Turbo Evoluzione c более жесткой подвеской и тем же 1,8-литровым двигателем, но в «раздутом» со 155 до 177 л.с. виде. Глядя на облаченную в агрессивный обвес Evoluzione можно подумать о как минимум 500 л.с.

Volvo

Замечательные шведские «чемоданы» имеют репутацию скучных и пенсионерских. Несусветная несправедливость! Седьмая серия вопреки своей степенной статичной внешности идеально соответствует критериям sleeper car — неприметного, но темпераментного компаньона рационально мыслящего и не склонного к показухе владельца с высокооктановым бензином в крови. Да и фирменная реклама тех лет пестрела заголовками про поверженные спорткары и разрушенные стереотипы.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Volvo 740 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Volvo 760 Turbo

Группа инженеров под руководством Хакана Фризингера и Ханса Густавссона решала комплекс самых разных задач. В списке приоритетов числилась высокая надежность, улучшенная в сравнении с предшественниками топливная экономичность, ремонтопригодность, низкий уровень шума, стайлинг, динамика и управляемость. Недостижимая для многих брендов безопасность шла по умолчанию. Речь не только о пассивной — в 1985-м ввели антиблокировочную систему тормозов и трекшн-контроль.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Volvo 780 Coupe

Что касается турбомоторов, то 2,3-литровый ДВС с интеркулером встречается на 740, изначально шестицилиндровой и престижной 760 и, естественно, на купе 780 авторства карроцерии Bertone. Последнее вообще хотели зарядить наддувным V6, но этим планам не суждено было свершиться — недостаток места в подкапотном пространстве вел к проблемам с охлаждением. Епархией оснащенных «турбочетверкой» объемом 2,0 литра (до 200 л.с.) Volvo стала Италия с ее специфичным налогообложением.

Saab

Турбо — один из ключевых элемент саабовской «мифологии». В 1978 году шведы предложили технологию на переднеприводном 99 и сделали ее фишкой Saab 900. Автомобиль с репутацией любимчика интеллектуалов сам по себе захватывает обликом не от мира сего. Особенно удался трехдверный хэтчбек. Почти вертикальное «самолетное» стекло, покатая задняя часть, эргономичное торпедо с компактно сгруппированным управлением функционалом… Мечта олдфага! Особенно, если это 145-сильный Turbo.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Saab 900 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Saab 900 Turbo

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Saab 900 Turbo Cabriolet

В 1984 году Saab ввел в строй новый 16-клапанник мощностью 175 л.с. как у тогдашних американских маслкаров с V-образными «восьмерками» вдвое большего литража. С ним шведский «самолет» словно стремился уподобиться своим небесным собратьям и выжимал до 210 км/ч.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Saab 900 Turbo Sedan

Топ-менеджмент марки еще в семидесятых грезил бизнес-классом, где царствует дорогая, крупная и комфортабельная продукция немецких брендов. Ответом на Mercedes-Benz и BMW стали лифтбек и седан Saab 9000. Увы, средств на самостоятельное воплощение затеи не нашлось, поэтому в ход пошла общая архитектура Type Four с Fiat Croma, Alfa Romeo 164 и Lancia Thema.

Напрасно забытые: европейские турбомашины 80-х. Герои вчерашних дней — от Renault до Ferrari и Bentley. Часть 1 Авто, Статья, Фотография, История (наука), Renault, Lancia, Alfa Romeo, Volvo, Saab, Длиннопост

Saab 9000 Turbo

Скандинавская линейка стилистически напоминала итальянские, но брала функциональностью, высоким уровнем безопасности, «авиационным» шармом и собственной двухлитровой «турбочетверкой» с 16-клапанной головкой блока цилиндров (от 160 л.с.). К слову, наддувные моторы аналогичного объема применялись и на соплатформенниках. Правда, Saab и здесь отличился прытью: так, например, шустрый 9000 Carlsson для британского рынка выдает свыше 200 л.с. и выстреливает до 100 км/ч примерно за семь секунд.

Источник: https://motor.ru/stories/turbocharged-europe-1980s.htm

Автомобильное сообщество

26.8K постов48.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.