130

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Севморпуть — потенциально выгоднейшая, но не очень дружелюбная морская трасса. В 30-е годы XX века это «недружелюбие» было попросту опасным для жизни — жертвами коварных льдов стали не одно и не два судна. Но в случае с «Челюскиным» на грани гибели оказалось сразу более сотни человек, от спасения или гибели которых зависела — ни много ни мало — репутация страны.


Освоение Арктики


Морской путь по Северному Ледовитому океану мог бы экономить деньги и время — он существенно короче, чем обычная трасса «Азия-Европа» с использованием Суэцкого канала. Но его доступность ограничена — дорога свободна ото льдов слишком малое время, и в 30-е годы большинство судов проходили Севморпуть по два года, ожидая таяния льдов.


Идея «разморозить» льды северного океана не покидала умы русских людей. Некоторые предлагали засыпать Берингов пролив, рассчитывая, что это изменит направления теплых и холодных течений так, что часть льдов растает. Другие изобретатели (в 40-е) и вовсе шли по пути наименьшего сопротивления, предлагая разбомбить северные льды атомными бомбами.


Но всё это было признано малоперспективным, а вот идея «проскочить» Севморпуть за одну навигацию показалась начальству интересной. Тут ледоколы подключим, здесь оптимальное время выберем, да ещё и суда усилим для хождения в полярных водах…


Мышеловка


На «Челюскине» планировали отточить технологию проводки за одну навигацию. Судно было свежее — 1933 года постройки. Советский заказ, выполненный на датских верфях и специально усиленный под условия Севморпути, — хоть и не полноценный ледокол.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

«Лена» — будущий «Челюскин» — на верфи


В августе 1933 года «Челюскин» покинул Мурманск, чтобы взять курс на Владивосток. Он прошёл почти весь путь, но в середине октября намертво встрял в 260 километрах от берегов Чукотки.


Вначале казалось, что удастся «досидеть» во льдах до лета. В ноябре корабль вынесло в Берингов пролив, что означало освобождение из плена, но вскоре льдину подхватило новое течение, которое потянуло его обратно в Чукотское море. Февраль следующего, 1934 года, принес ещё больше проблем — «Челюскин» раздавило льдами. К счастью, на корабле было много опытных полярников, и на лёд успели выгрузить множество припасов. В том числе разобранный самолёт Ш-2, а также стройматериалы для строительства бараков. Правда, при экстренной разгрузке погиб придавленный бревном (в других источниках — бочкой) завхоз.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

На льдине оказалось 104 человека, в том числе женщины и дети. Дотянуть до лета они не могли — требовалось что-то срочно делать.


Несостоявшаяся экспедиция


Главная проблема была в том, что «Челюскин» застрял в самом неудобном месте, с точки зрения эвакуации, — у берегов Чукотки, куда и сегодня-то из Магадана на машине не попадёшь в силу отсутствия дорог.


Людей и посёлков на Чукотке мало: на 1933 год — чуть больше 19 тысяч человек. Местные ресурсы скудны и заточены под передвижение по тундре и охоту.


Когда 21 февраля в посёлке Уэлен сломалось шасси у самолёта АНТ-4, на весь север Чукотки не нашлось квалифицированного сварщика.


Поэтому без помощи из Москвы спасать сотню человек со льдины было тяжко. Но местные власти всё же попробовали. Они решили мобилизовать всех ездовых собак на северном побережье Чукотки (около 60 нарт) и пойти к челюскинцам напрямую по льдам. В деле предстояло использовать местный самолёт — но не для вывоза людей из лагеря на льдине, а для снабжения каравана кормом для собак и едой для погонщиков.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Четырнадцатого февраля караван вышел из Уэлена, но вскоре приехало начальство из Анадыря и приказало всё свернуть. Отправить 60 нарт в долгую экспедицию с неочевидным исходом значило оставить местное население без возможности охотиться и поставить чукчей перед перспективой голода. Для спасения решили ограничиться меньшим количеством собак — на них возложили логистику для авиации — запчасти, бензин, и так далее. Побережье Чукотского моря предстояло заполнить невиданным для этих краёв количеством самолётов.


Приключения лётчика Ляпидевского


Пятого марта на помощь челюскинцам первым прибыл лётчик Ляпидевский на самолёте АНТ-4 — это был первый самолёт, приземлившийся на льдину. Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо. Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе.


Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей. При запуске моторов чуть не произошла трагедия — капитану «Челюскина» едва не снесли голову винтом, но, к счастью, лишь задели шапку.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках.


Американская миссия


Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед».

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Подписать торговое соглашение с американцами о покупке двух самолётов удалось далеко не сразу, но быстрее, чем на Аляску успели прибыть лётчики Леваневский и Слепнёв. Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска.


Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры. А вот Слепнёв вторым после Ляпидевского прибыл в лагерь и эвакуировал пять человек. Чуть позже он совершил обратный рейс на Аляску, перевезя в больницу из Уэлена болеющего, но всячески упирающегося полярника Отто Шмидта.


Воздушный мост


Тем временем подходило к концу оборудование авиабазы в поселке Ванкарем, откуда, в силу погодных и навигационных особенностей, было летать удобнее, чем из Уэлена. Второго апреля туда прилетел Ш-2 с самого «Челюскина». Пилотировавший его лётчик Бабушкин порывался тут же лететь обратно, но из-за сомнительного состояния и малой грузоподъёмности самолёта его не пустили, назначив вместо этого начальником ванкаремского аэродрома. Пять дней спустя туда начали массово прибывать самолёты, и спасение челюскинцев встало на широкие рельсы.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Тринадцатого апреля были эвакуированы последние шестеро обитателей льдины, а также ездовые собаки, привезённые туда одним из рейсов «на всякий случай». Судьба друзей человека горячо интересовала местное население — ведь это были лучшие собаки в округе.


Эвакуация не закончена


Людям перестала грозить немедленная смерть в водах Северного Ледовитого океана. Но в чукотских ярангах всё ещё находилось много больных, измученных суровой арктической зимовкой людей. Самолёты продолжали работать, развозя их по больницам.


Тех, кто мог выдержать длительный путь, отправляли «в цивилизацию» теми же собачьими упряжками. Собирали группы по 5-13 челюскинцев и отправляли (для начала) в Уэлен, дорога куда занимала обычно от недели до двух. Дальше ехали в Анадырь, а оттуда морем — кого куда.


Раздача слонов


Длившаяся два месяца эпопея по спасению застрявших на льдине челюскинцев завершилась. Жизни людей и честь страны были спасены. Настало время раздавать подарки и благодарности.

Наперегонки со льдами: как советские лётчики предотвратили гибель челюскинцев Длиннопост, История, СССР, Север, Челюскинцы

Сначала рассчитались с чукчами за помощь — деньгами, оружием, биноклями и прочими полезными для жителей Дальнего Севера промышленными вещами.


Лётчиков решили чествовать особо — по итогам успешной операции было введено звание Героя Советского Союза. Вывезшие людей авиаторы (за исключением Леваневского, который до челюскинцев не добрался, но тоже получил звание) и стали первыми 11 Героями. Первыми — но далеко не последними.


Источник

Дубликаты не найдены

+4
Редакция газеты "Однажды вечером" находилась в смятении. Сотрудники часто выскакивали на лестницу и смотрели вниз, в пролет, уборщицы в неурочное время подметали коридор, ударяя щетками по ногам пробегающих репортеров, а из комнаты, на дверях которой висела табличка "Литературный отдел и юридическая консультация", исходил запах колбасы и слышался отчаянный стук ножей. Там засели пять официантов и метрдотель в визитке. Они резали батоны, раскладывали по тарелкам редиску с зелеными хвостами, колесики лимона и краковскую колбасу. На рукописях стояли бутылки и соусники.
Сотрудники, которые в ожидании банкета нарочно ничего не ели, часто заглядывали в эту комнату и, вдохновившись сверканием апельсинов и салфеток, снова устремлялись на лестницу.
Заведующий литературным отделом стоял перед редактором и, нервно притрагиваясь к своим маленьким усикам, говорил:
- Сейчас у них обед с народными и заслуженными артистами, потом они поедут на завтрак в ЦУНХУ, оттуда минут через десять - на обед со знатными людьми колхозов, а там уже стоит наш человек с машинами, схватит их и привезет прямо сюда закусывать.
- И капитан Воронин будет? - с сомнением спросил редактор.
- Будет, будет. Челюскинцами я редакцию обеспечил. Можете не сомневаться.
- А герои? Смотрите, Василий Александрович!
- Героями я редакцию обеспечил. У нас будут: Доронин, Молоков, Водопьянов и Слепнев.
- Слушайте, а их не перехватят по дороге? Ведь они подъедут со стороны Маросейки, а там в каждом доме учреждение.
- С этой стороны мы тоже обеспечены. Я распорядился. Наш человек повезет их по кольцу "Б", а потом глухими переулками. Привезем свеженькими, как со льдины.
- Ой, хоть бы уж скорей приехали! - сказал редактор.- С едой там все в порядке? Смотрите, они, наверно, голодные приедут.
+1

Я вот чего не понимаю. Протяженность Севморпути от Мурманска до Владивостока - 14500 км. Скорость Челюскина - 20 км/ч. Вышел он 2 августа. 2 сентября он должен был уже быть во Владивостоке.  Вместо этого он к концу сентября только заходит в Чукотское море. Преодолев 6000 км за 2 месяца. Его бурлаки тащили или что?

+1
А куда же шёл кораблик в конце навигации? И почему на борту было так много женщин и детей? И почему ни слова об остальных бортах ордера? А уж про то, куда делись спасенные, я и спрашивать боюсь..