690

Наличие детей делает вас счастливее, но только когда они уезжают

Наличие детей делает вас счастливее, но только когда они уезжают Социальная психология, Семья, Родители и дети, Исследования

Согласно новому исследованию (55000 участников возрастом 50 лет и старше) пары имеющие детей более счастливы, чем пары без детей в более позднем возрасте, но только когда их дети уезжают и становятся источником социального удовлетворения, а не постоянного стресса.


Источник.

Дубликаты не найдены

+25
Ни разу не болевший человек никогда не испытывал радость выздоровления!
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+2
Смешно)
+33
Иллюстрация к комментарию
+44
На днях была забавная ситуация, звонит мне подруга и спрашивает не сдам ли я ей в аренду дачу на выходные, ну я как-то сразу удивилась, так как, такого никогда не было, ну и начинаю у неё интересоваться, а что мол такое?
Ну она начала мяться и говорит, ты мол понимаешь, на самоизоляции давно сидим, дети подростки постоянно дома, с мужем не стало никакой личной жизни, так как, все дома 24/7 и спрятаться некуда, не гостиницу же в конце то концов снимать.
Короче я согласилась, только не на выходные, а на пару будних дней сдать им дачу, пускай люди таки отдохнут.
Вот так вот подумаешь, а у кого квартиры маленькие и нет дачи, вот куда реально деваться если дети сами считай взрослые и всё понимают и любой звук воспримут как «то самое», это ведь не младенцы которых спать уложил, дверь закрыл и развлекайся.
Такая вот она жизнь родительская, когда жильё маленькое.
раскрыть ветку 14
+54

не гостиницу же в конце то концов снимать.


А чё бы собственно и нет? Давно заметила, что в сознании людей гостиница это как-будто что-то неприличное и унизительное.

раскрыть ветку 8
+18

Вот тут соглашусь.

Гостиница намного лучше дачи. Но и стоить хорошая будет прилично дороже.


Так-то молодожены не просто так снимают номер в хорошем отеле :)

раскрыть ветку 2
+2

У нас в регионе сейчас нельзя забронировать гостиницу- карантин. Бронирование запрещено

раскрыть ветку 4
+20

Какая то глупость. На Букинге снимается уютная, красивая и чистая квартира от 1 до 4к рублей за сутки. Чистые полотенца, душ, кухня, кровать с чистым постельным, телевизор и другие приятности. Пришёл, провёл сутки в отдыхе и ушёл. Всё это делается самостоятельно без участия каких либо иных лиц...
Или...Или...Давай лучше напряжём подругу, снимем у неё в аренду дачу...За одно посветим её в наши отношения/проблемы и личную жизнь.

Либо человек живёт в мире где существуют три вида жилья - Личная квартира, загородные дома и грязные и до жути не приличные ГОСТИНИЦЫ!!111,
Либо человек имел иные мотивы. Рассчитывала дачу получить бесплатно например.
- Можно дачу арендовать?
- Ой, да можешь бесплатно туда ехать, мы же подруги.
мб

Иллюстрация к комментарию
+5
Можно услать их к окну считать прохожих, с обещанием платить за каждого прохожего рубль)
+2

Они в однушке что ли живут? Моим детям 10 и 13, даже в голову не приходит, что секс у меня может быть раз в месяц на съемной хате.

раскрыть ветку 1
+6

Если память не изменяет вроде в двушку, но тут надо во-первых сделать скидку на то, что слышимость во всех домах разная, я вот вспоминаю время когда на старой квартире жили, там на кухне чихнёшь из дальней комнаты отвечают «будь здорова», ну и во-вторых режим у всех людей разный, у меня допустим старший(уже совершеннолетний) полуночник, до глубокой ночи сидит программированием занимается и ложится очень поздно, благо квартира большая, с длинными коридорами и звукоизоляция идеальная, а то приходилось бы у себя в спальне вести себя как мышам тихо и незаметно, так как, лично мне было бы стыдно стонать зная, что за стеной ребёнок не спит и всё это слушает. Так что её я в целом понимаю, если в доме много народа, даже не обязательно детей, личная жизнь резко усложняется и ухудшается её качество.

0
А мне по кайфу в гостиницах с мужем отрываться)
+10

Как отец детей пяти и двух лет, подтверждаю) люблю их больше жизни, но без них прям кайф дома...

раскрыть ветку 2
+3
Кайф первую неделю, а потом начинает их не хватать.
Про себя отмечаешь, ага, а вот это нужно будет сделать с детьми, это старшей понравиться и т.д.
раскрыть ветку 1
+1

Это так, но отдохнуть от них ой как хочется порой)

+74
То есть, если убрать "Манька родила, а ты че?", "Ванек, тебе уже под тридцать, где жена, двое детей, ипотека и киа в кредит?" и "стаканы воды в старости" - то бездетные будут абсолютно счастливыми, потому что вся эта хрень навязана социумом. Навязывают обычно старшее поколение, которые к иному не привыкли и которому простительно, либо родившие по залету, и просравшие все остальное.
Ни разу не видно было, что бы адекватные сверстники, родившие сознательно, такую херню советовали.
раскрыть ветку 13
+87
Ой, да счастливы все будут: и детные, которые детей сами хотели и планировали и бездетные, которым все эти дети как страшный сон. Главное не трогать ни тех, ни других.
+14
Ни разу не видно было, что бы адекватные сверстники, родившие сознательно, такую херню советовали.

На то они и адекватные, что понимают, что каждому свое.

раскрыть ветку 2
+1

jedem das seine

Извините, не удержался

раскрыть ветку 1
+12

Я никому не советую детей заводить, но не потому что я несчастлива со своими детьми. Я просто считаю, что это не мое дело. Также никому не буду советовать в брак вступать или получать второе высшее. Моя жизнь - это не образец для подражания, чтоб всем ее советовать. Тем не менее, я реально счастлива от того, что у меня есть муж и дети. И второе образование.

раскрыть ветку 1
+3
Вообще- советы давать- дело тухлое и ненужное. Но за вас я рад. И мне с ребенком хорошо, и я еще их хочу. Но кому то что-то указывать...На свою жизнь времени не хватает, чтобы в чужую лезть.
+3

Вовсе не факт. В человека многие его желания заложены по умолчанию. Вполне возможно, что наличие детей реально делает многих людей более счастливыми, почему собственно нет? Своеобразный механизм эволюции поощрающий индивидуума иметь потомство.

раскрыть ветку 5
+4

Уже есть несколько исследований, которые говорят, что дети делают счастливыми родителей когда вырастают и сваливают :)


В остальное время бездетные счастливее.

раскрыть ветку 4
+1

каждому - свое понятие "херни" )

+4

это как армия. вспомнить весело, но там хуёво

+4

Как и с работой. Любишь свою работу, а всё равно ждёшь пятницу. И отпуск.

+3

ну так выходит, что заводят детей чтобы общество отстало, но при этом потом сами же продолжают втирать какое это "счастье" дети? Какое-то принудительное счастье выходит, то есть ты не хочешь этого, но например залет, и потом осознание что это лучшее что могло быть, что за чертова логика?

раскрыть ветку 15
+5

Не хотят этого, далее залёт и потом они результат этого залёта даже любят, потому это становится счастьем. Один прокол в их логике - если у них так вышло это не значит, что и у других так будет.

У меня знакомая так спросила, когда же мы планируем размножаться, на что я ответила, как оба захотим, поймём, что готовы к этому, так и начнём. Она так удивлённо на меня посмотрела и, словно истину, выдала

- Ой, да редкий мужик хочет детей. Поэтому надо сперва рожать, а потом он по факту захочет и полюбит. Тут мы бабы сами решаем, когда пора.

И ведь многие разделяют такое мнение, совершенно забыв про многочисленные примеры, когда не захотел и ушел из семьи. Но вот в её конкретном случае всё вышло так, значит схема рабочая.

раскрыть ветку 4
+9

Особенно меня поражает формулировка "вот ребеночек  появиться, возьмешь на ручки и все осознаешь тут же". А если нет, куда его тогда? Это ведь не вещь, которую назад можно сдать, если не подошла...

раскрыть ветку 3
-3
Да нет такого, ну т.е. есть, но неповсеместно. У меня есть знакомые девки, которые не планируют рожать, если не совпадут звёзды прям вот идеально. Есть те, у кого не получалось, так хотели детей и сделали ЭКО, а есть те, кто сказал «само не получится - проживем без детей». А есть те, кто без детей и плачут от этого, и у них эти давно и скорее всего безрезультатно. Никаким общественным мнением это не сотворишь, люди просто хотят себе детей. Моя жена хотела котёнка, я хотел ребёнка. Т.е. даже в пределах одной семьи все может быть по-разному. Жене за 30 и ей общественное мнение не мешало не торопиться размножаться. Я вообще хуй клал на все мнения, тем более что в прошлом браке ребёнок был. Но хочется все же рядом, а не с паспорте.
Так что не стоит выдумывать легенду, что детей рожают для общества. Кто - как.
раскрыть ветку 9
+9

Мой отец достает нас с братом вопросом (порой очень агрессивно) "когда уже внучата?!" Казалось бы причем тут то, что вы написали. А я поясню. Вот он - классический пример человека с навязанным мнением, ибо на мой вопрос -"Папа, вот скажи мне, нахера они тебе?" следует ответ "У Димки, Сашки, Коллег, Братьев уже есть внучата а у меня нету! Все уже деды, а я нет!"

Вот и вся мотивация... У всех есть, а у меня нету, непорядок.

Кроме того, зная этого человека, могу с 100% уверенностью сказать что заниматься он ими не будет никак, хоть он и утверждает обратное.

И так вся его жизнь, жена - потому что должна быть, дети - потому что должны быть, внучата - потому что должны быть, так у всех, чем я хуже всех?

К слову - он не единственный подобный пример.

раскрыть ветку 5
-3

Согласен, ситуации разные, но когда на тебя влажными глазами смотрят бабушки и дедушки мол, когда же внучата и правнуки, продолжение рода и все такое, и что им отвечать? При том что мне дети вообще не нужны, возможно на данным момент времени, но кажется что совсем. Врать им не хочу, но и правда их может убить как в прямом так и в переносном смысле, людям старых устоев тяжело донести свою точку зрения.

раскрыть ветку 2
+5

Капитан очевидность занялся исследованиями?

+2
Я всегда говорил что молодежи надо давать жильё.
+1

Я обожаю своих детей. Особенно я обожаю из в июне,когда они уезжают в летний спортивный лагерь

0

Короче, терпи, казак...

-4
Чувство выполненного долга всегда приятно
-4

Всё хорошо вмеру

Похожие посты
1211

Лечение от "отдыха" на даче

В догонку поста: "Отдыхать на даче? Не, не слышали..." Отдыхать на даче? Не, не слышали...


Такая проблема была у нас, когда умерла бабушка и дом остался пустым. Мама первый и второй год очень страдала, что дом стоит без ухода и огород зарос. Но дом находится в 200 км от города, в котором живем, ездить можем только на выходных и то не на каждых, потому что мама тогда работала по сменному графику. В итоге в качестве компенсации завела на подоконнике орхидеи. Много. Ухаживает за ними, красота неописуемая. Начала заниматься спортом (йога, пилатес, стрейчинг), в свои 59 лет стройная и ухоженная. Увлеклась балетом и театром, стала ходить на все, что может себе позволить (что не может - дети билеты дарят).

В один из летних понедельников пришла с работы и говорит: "Я вчера сходила в театр, так хорошо отдохнула. Сегодня с утра рассказываю в отделе про постановку, а они сидят все, замученные дачным "отдыхом", и завидуют мне, приходя в себя от высокого давления и болей в спинах. Господи, какая же я счастливая, что мне не надо никуда ехать и ничего садить/поливать/ухаживать/закатывать!!!!"

В итоге через 3 года со спокойным сердцем продала бабушкин дом. А сама как мантру повторяет всем своим знакомым: "Дача? Нет, спасибо, я свое уже отпахала и отогородила, я лучше на йогу схожу и за орхидеями поухаживаю. Моей пенсии, чтобы купить себе овощей, мне точно хватит. "

334

Как хорошо знать языки и самокритика

Было это лет шесть назад. Моему сыну было лет 12 и учился он в хореографическом училище. Заведение старое и уважаемое и "водит дружбу" со многими аналогичными заведениями по всему миру, в частности со школой классического балета из Киото, Япония. И в рамках этой дружбы и повышения уровня квалификации обучения привезли целую группу девочек из Японии. Они занимались в училище,  готовили номера к совместному концерту, ночевали в посольстве,.

Поставили сына в пару с девочкой-японочкой. Ясное дело, интересовалась, что там да как.

Я: ты спросил, как ее зовут?

Сын: конечно, ма.

Я: и как?

Сын: ......блин, ма, такое имя... я забыл.


Или вот еще что сын рассказал на мои расспросы о том, как же они общаются с японцами.

Сын: я попытался говорить с партнершей. Я не знаю японского, она не знает русского. Я попытался разговаривать с ней на английском.

Я: ну и как?

Сын (грустно и с выражением): она, наверное, учила английский так же, как и я... 

31

Ответ на пост

Про отчимов...

Ответ на пост Родители и дети, Вдова, Семья, Одиночество, Смерть, Длиннопост

Фото из интернета

Тётю Валю мы все звали тётей, хотя кровной родственницей она нам не была. Супруга маминого самого любимого дяди, у которой мы гостили летом по нескольку дней, а иногда она приезжала к нам за 1000 км.
В 27 лет тетя Валя осталась вдовой с двумя детьми: молодого мужа- весёлого красавца - завалило в шахте. Говорят, 30 тонн угля обрушились внезапно и не только унесли молодую жизнь шахтёра, но и навсегда разрушили судьбу его жены. На чёрно- белых фотографиях с похорон (не знаю, зачем делали и хранили эти фотографии) упавшая на гроб рыдающая женщина, растерянный малыш лет 5-6 и маленькая девочка, вцепившаяся в мамину юбку, в окружении сочувствующих родственников.
Страшная картина. Я ещё не родилась тогда, но и через много лет родня вспоминала ту ужасную смерть в шахте и похороны.
Шахта, как бы издевательски это ни звучало, выплачивала семье в месяц 3 советских рубля компенсации.
Но речь не об этой "космической" сумме, а о том, как сложилась дальше жизнь этой семьи.
Тетя Валя пошла работать на экскаваторный завод диспетчером. Женщина она была и в старости видная, а в молодости - красавица. И мужчин было много вокруг, влюблялись, звали замуж.
Как бы ни была тяжела утрата, со временем всё же боль притупляется, остаётся только память сердца. И собралась тетя Валя замуж. Пришел жених знакомиться с детьми, а сын лет 14, дочь и того меньше, заявили, что чужой мужик в доме им не нужен. Не потерпят посторонних. Думала тётя Валя, что это возраст такой, что изменятся дети, объясняла, разговаривала - все без толку. Ничего не изменилось. Привыкли они, что все внимание только им. Что мать в лепёшку разобьётся, а достанет джинсы модные, платье из журнала.
Она тогда вязала на заказ, смену отработает - и за крючок или спицы, потому что лучшее должно быть у детей. Шила много себе и людям. Рабочая лошадь, источник средств для весёлой жизни равнодушных потребителей.
Конечно, она виновата во многом сама, что они такими выросли. Слишком баловала, стараясь заменить собой и отца. Не напрягала, не утруждала. Образование дала обоим. Она тогда ещё и участок дачный взяла, домик поставила маленький и ходила туда каждый сезон - от остановки ещё километров 5 пешим ходом. Овощи, фрукты деткам и на продажу. Никогда не видела я больше такой клубники - петушиный гребень называлась. С мужской кулак вырастала.
Дачу обработай, урожай собери, а потом ещё неси ведра до автобуса, с автобуса до дома, потом на этаж без лифта.
Сын женился в 19 в другом городе и почти не появлялся. Дочь - студентка один раз вместе с нами на даче была. Поела клубники, оборвала черешню снизу- тоже себе в брюхо, и легла на солнышке отдыхать. Выбесила она меня знатно этим, и я, десятилетний ребёнок, собрав ягоды со всех деревьев и грядок , выложила ей, спящей, травинками на спине :"Дура". Так она и загорела. Точнее, покраснела спина, а буквы белыми остались.
Дочь тёти Вали вообще переходила все мыслимые пороги здравого смысла и человечности. Не давая матери права на личную жизнь, сама с ранней юности по парням скакала. Меня не стеснялась ( что взять с малявки, кто ей поверит?) : у подъезда обжималась то с одним, то с другим. А на учёбе в другом городе отрывалась на материны деньги: рокконцерты, алкоголь. Хвалилась моей матери, что живет нескучно.
Мужчины. Она аборт приезжала делать на седьмом месяце - раньше некогда было,наверно. Конечно, отказали ей врачи в убийстве. Ребенок родился чёрный.
И опять всё на мать. А та любила дочь безумно, гордилась ей, верила, что все плохие, а доча молодец. И жениться на ней парня заставила, на которого дочь указала. Только парень белый был.
А мужчины всё еще засматривались на тётю Валю. Она сама рассказывала, когда курила у бабушки моей над зажжённой конфоркой (в доме никто не курил, а ей разрешали; со дня смерти мужа не расставалась со "Стюардессой"). Был, кто хотел вместе зрелость провести, старость встретить. Только вот "дети будут против, дети не простят" .
А потом квартира для одной матери стала слишком велика, по мнению потомков. Молодым деньги нужнее. Продала тётя Валя свою обжитую квартиру, которую с мужем получали когда-то , себе взяла маленькую однушку ( хорошо хоть ума хватило не остаться без жилья), а деньги разделила детям поровну.
О том, что тётя Валя умерла, мы узнали от бывшей жены её сына, а той сообщил бывший муж её дочери. Её нашли соседи, забеспокоившись, что давно не выходит. К тому моменту, когда полиция вскрыла дверь, тело пролежало минимум неделю. Это в наш век сотовых телефонов, когда в любой момент можно спросить у матери, как она там вообще.
Я не была особо близка тёте Вале, как и она мне. Она была как бы зациклена на своих детях, особенно на дочери, и остальные в её глазах проигрывали им во всём.
Она не стала травмировать детей и идти против их воли и не привела в дом мужа себе, чтобы у детей не было отчима который мог причинить им неудобства. Но её сын и дочь распорядилась своей жизнью, не оглядываясь ни на мать, ни на своих детей, которым пришлось жить с отчимами, ведь их мнения никто не спрашивал.

Показать полностью
312

Полезная самоизоляция

Все жалуются на то, что в период самоизоляции трудно справляться с детьми, происходят ссоры между супругами. Расскажу свою ситуевину.

Я замужем уже 7 лет. Двое детей 6 и 4 года. Все это время мы вчетвером не могли найти общий язык. Дети казались мне просто неуправляемыми, невоспитанными. Не могла найти к ним подход. Полное отсутствие авторитета родителей. С супругом день в мире, неделю в ссоре. Скандалы были на пустом месте. Даже дети ненавидели друг друга, ни объятий ни поцелуев, постоянные драки.

Сейчас же, когда в Кузбассе закрыли детские сады, я ушла с работы и дети постоянно дома, мы все стали спокойнее. У меня хватает времени на уборку, на приготовление еды, выпечку (что я просто ненавидела). Нашли общий язык с мужем. Он стал лояльнее относиться к детям. Ссоры пропали. Дети общаются как никогда дружно. В нашу семью, наконец-то пришли гармония, любовь и взаимопонимание, чего вообще никогда не было. Так что, мы счастливы. Чего и вам желаем. Не болейте и присмотритесь к своим близким, может они не такие уж и плохие люди.

279

Если что-то и угрожает институту брака — это не однополые браки, а возможность жить в одиночестве

Как меняются поведенческие практики в сфере семейной и сексуальной жизни и при чем здесь феминизм и мусульманские страны. Об этом в эксклюзивном интервью Rus.Postimees рассказала Екатерина Шульман — политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС.

— Расскажите, как с точки зрения науки поменялось наше сексуальное поведение за последние сто лет?

— Я политолог, соответственно те тенденции, которые выявляют сексологи, важны мне с точки зрения социально-политических последствий. Поэтому про сексуально поведение, как таковое, я говорить не могу, это не моя специальность. Но могу сказать следующее: очевидно, что поведенческие нормы, в том числе в сфере семейной жизни и полового поведения меняются по мере того, как меняется политико-экономическая модель. На эти паттерны поведения влияет индустриализация, урбанизация, изменение продолжительности жизни, изменение количества детей на одну женщину, наличие или отсутствие женского образования и младенческая, детская и материнская смертность.
На наше поведение влияет второй демографический переход. Это универсальное явление, которое приходит ко всем социумам, ко всем странам и народам по мере того, как меняется их социально-экономическая модель. Очень обобщая, можно сказать, что модель традиционного общества — это общество, в котором основная часть населения занята сельским трудом. Соответственно, это общество, в котором урбанизация еще не произошла. В таком обществе опыт имеет большее значение, чем инновация. Жизнь происходит циклично: традиционность распознается по повторяемости, т.е. жизнь детей более или менее похожа на жизнь родителей. Успешный опыт выживания важно передать следующему поколению. Для аграрного общества характера ранняя смертность, высокая рождаемость, ярко выраженное разделение труда между мужчинами и женщинами, высокая роль религии, высокая роль кровного родства.
Как у нас наступает промышленная революция? В Европе ее последовательные волны совпадают с великими географическими открытиями и освоением новых земель и ресурсов. Горизонты видимого расширяются. Жизнь меняется. Люди начинают массово перетекать в города из сельской местности. Преимущественно крестьяне становятся преимущественно рабочими. Одновременно происходит некоторый технический и научный прогресс, некоторые успехи в области медицины и гигиены. Что за этим следует? Рост рождаемости при снижающейся высокой смертности, особенно материнской и младенческой. Это первый демографический переход. То есть, грубо говоря, когда появляется немного больше еды и товаров, начинается всплеск рождаемости. В этот период начинается то, то в науке называют мальтузианской теорией, предсказанием мальтузианской катастрофы. Британский ученый Томас Мальтус рассчитал, что если население земли продолжает увеличиваться такими же темпами, оно через рассчитываемое время съест все ресурсы.
Эти пророчества не сбылись — мальтузианской катастрофы не наступило, хотя ждать ее продолжают до сих пор. Но в реальности вслед за первым демографическим переходом наступает второй. Когда у вас более или менее случилась урбанизация и индустриализация, складывается более сложное и многоукладное общество и более сложная экономика, которая состоит не только из промышленного производства, но и из растущего сектора услуг. Одновременно наука, технологии и медицина развиваются. Усложненное общество начинает позволять женщинам иметь образование и работу. Вслед за этим происходят следующие вещи: рождаемость падает, продолжительность жизни растет. Общество стареет, т.е. общество преимущественно состоит не из молодежи, потому что люди живут дольше.

— Т.е. мы сейчас находимся на второй демографическом переходе?

— Совершенно верно, и под «мы» подразумевается все человечество. Еще одно свойство второго демографического перехода заключается в том, что чем позже он к вам пришел, тем быстрее он случится. Для того, чтобы в Великобритании среднее количество детей на одну женщину сократилось с 6-ти и более до 3-х и менее, понадобилось 95 лет. В Китае это произошло за 11 лет, в Иране — за 10. То есть, чем позже вы начинаете, тем быстрее с вами это происходит. Второй демографический переход не щадит никого. Он не зависит от религии, расы, этничности, традиций и исторического наследия. Нет таких людей, которые не попали бы под него. Потому что по большому счету он означает улучшение качества жизни. Ваши дети не умирают, вы сами живете дольше, у вас есть выбор, вы не обязаны рожать каждые два года. Как только людям показывают такую возможность, они немедленно начинают ей пользоваться. Какого бы они не были цвета, религии и чего бы у них не было в прошлом - мы это видим по статистике использование контрацептивов в различных странах мира. Не надо думать, что существуют какие-то экзотические люди, которые очень любят жить традиционной жизнью и страшно за нее держаться. Все довольно быстро начинают переходить к новому образу жизни.

— В своей лекции в Казани, посвященной новому викторианству, вы сказали, что современное общество все больше закрепощается, а не наоборот. Было бы логично предположить, что сексуальные свободы должны расти в таких условиях.

— Я не говорила, что общество закрепощается, я говорила, что поведенческие практики меняются. И они меняются не таким линейным образом, как можно было бы предположить. Действительно, глядя поверхностно, может казаться, что с увеличением социальной роли женщины и ростом их свобод степень этой самой сексуальной свободы, и в особенности свободы в публичной сфере, будет расти. На самом деле — ничего подобного. Предполагать, что женщины в первую очередь заинтересованы в сексуальной свободе — это несколько нереалистично. Если уж на то пошло, то женщины в первую очередь заинтересованы в оплате и иных формах компенсации за репродуктивный труд. И это будет проблемой XXI века.
Сейчас это большой вопрос, который обсуждают и экономисты, и феминистическое движение, и представители социальных наук. Вот этот самый второй ВВП — неоплачиваемый репродуктивный труд. Это не только рождение детей, это и работа по дому, поддержание социальных связей, это и уход за пожилыми, за больными, это то, что привычно делают женщины, и очень часто они это делают бесплатно. Перед обществом возникает вопрос, как этот дисбаланс выровнять, не только потому что это несправедливо (этим социум как раз не очень заморачивается), но еще и потому, что это решение проблемы новой занятости. В постиндустриальной экономике самый растущий сектор — это услуги. Для того, чтобы экономика крутилась, услуги должны быть оплачены, потому что мы по-прежнему через деньги осуществляем наш экономический оборот. Поэтому экономики мира заинтересованы в том, чтобы эту сферу, которая сейчас является теневой, вытащить на поверхность.

— А что касается «нового викторианства», т.е. закрепощения общества?

— Здесь хотелось бы понять, что речь идет о конкретном историческом явлении. XX век был специфическим по многим параметрам и, видимо, не будет похож на то, что будет происходить дальше, как он не был похож на век, ему предшествовавший. Индивидуалистическое, атомизированное массовое общество ХХ века — плод очень специфической фазы развития экономики и производства, когда образовались большие города и при этом они были сконцентрированы вокруг промышленных производств. В этом обществе человек был анонимен. Он не был привязан ни к семье, ни к классу, и жил сам по себе. Это сейчас нами воспринимается как некий идеал человеческой свободы и независимости. Но при этом надо понимать, что это для людей, во-первых, было непривычно, а во-вторых, довольно дискомфортно. Человек все равно продолжает быть социальным существом или политическим животным, как говорил Аристотель. Он стремится к общению с себе подобными.
Вот это постиндустриальное общество, которое мы еще толком не видим, судя по всему будет базироваться на услугах, а не производстве. А услуги — это коммуникации. А коммуникации — это сфера социального. Поэтому я говорила о том, что может быть какие-то практики традиционного общества будут возвращаться на новом техническом уровне. Например, взаимосвязанность, репутация, единая идентичность. У человека индустриальной эпохи есть несколько идентичностей: профессиональная, личная, хобби. И каждая из них независима друг от друга. Тогда появляется мораль «неважно, какой он человек, важно, какой он специалист». В традиционном обществе все работает не так: у человека есть одна идентичность. И если он, например, нечестно играет в карты, он не может командовать полком. Хотя, казалось бы, эти вещи не связаны.
Сейчас мы видим некоторое возвращение единой идентичности. Нам говорят: «Неважно, что он хороший актер, он хватал несовершеннолетних мальчиков за попы. Поэтому мы не будем смотреть фильмы с ним и снимать его тоже не будем». Это и есть возвращение целостной традиционной идентичности. Людям, воспитанным в ХХ веке, это не нравится. Они считают, что это новое пуританство, что это цензура и откат назад от тех свобод, которые были в ХХ веке. Тем, кто формировался в XXI веке, кажется, что это гуманизация, которая снизит уровень насилия. Я подозреваю, что правы, как обычно, и те, и другие. Уровень насилия снижается и будет снижаться дальше. То, что в XX веке называлось свободой и приватностью, будет уходить. Приватность уже ушла. Закрытой частной жизни больше нет. И человечество с этим как-то смирилось. Может быть в дальнейшем с развитием технического прогресса появятся новые инструменты для защиты этой приватности, а может быть и нет, потому что люди на самом деле не хотят быть анонимными, а хотят быть видимыми и оцениваемыми.

— Какое место в этой истории занимает институт семьи? К нему отношение тоже пересматривается?

— Опять же в ХХ веке появилось такое явление, как возможность выживания в одиночку. Это новая вещь для человечества. Создание семьи и принадлежность к клану были условием выживания. Не предметом выбора, не средством быть счастливым, а тем, благодаря чему ты не замерзнешь зимой и с голоду не умрешь во все остальные сезоны, и тебя не зарежет первый встречный на дороге. Поэтому изгнание было смертным приговором. Атомизированный человек — покойник. В ХХ веке ситуация изменилась. В условиях города можно жить одному. Как следствие, появились совершенно другие требования к семье и вообще к отношениям. Не выживание, а счастье, самореализация, сексуальное удовлетворение, общие интересы. Семья перестала быть таким важным инструментом передачи собственности — передается скорее социальный статус. Соответственно, на семью стали смотреть иначе. Концепт романтической любви, зародившийся в высокое средневековье под совокупным влиянием культа девы Марии, арабской любовной лирики и условностей придворного этикета, стал общеобязательным. Не просто предметом для сказки, а чем-то, на что люди, по их мнению, имеют право.
Что происходит дальше? Эти самые высокие требования ложатся тяжким грузом на плечи индивидуума. В традиционном обществе он был свободен от тяжести выбора, теперь он должен делать выбор и нести за него ответственность. При этом сказать, что люди массово передумали жениться, нельзя. В мире продолжает заключаться высокое количество браков. Сейчас Китай и Россия первые в мире по количеству заключенных браков на 1000 человек, однако Россия на первом месте среди развитых стран по количеству разводов на 1000 человек. Но в принципе, это характерно для всего мира в целом. По-прежнему браки заключаются, по-прежнему престиж брака велик, но при этом много разводов, потому что люди многого хотят друг от друга, и они свободны в своем выборе как в одну, так и в другую сторону.
Что будет дальше? Сказать, что институту брака что-то сильно угрожает, мы не можем. Если ему что-то угрожает — это никак не однополые браки, а возможность жить в одиночестве. Сейчас тот способ организации семейной жизни, который характерен для городского населения, называется у социологов серийной моногамией. Это традиционный парный брак, в котором партнеры ожидают друг от друга верности, но который при этом не длится особенно долго, а потом сменяется другими отношениями. Полиамория и её варианты (отношения, в которых для обоих партнеров допускается возможность любовных отношений вне пары — прим. авт.) не очень распространены. Они более распространены, чем мы полагаем, поскольку об этом по-прежнему не принято говорить, но они все еще не являются массовой практикой. Массовой практикой является серийная моногамия. Брак обычно заключается на срок выращивания детей, до некоего возраста их социальной самостоятельности. Потом заключается второй брак с такими же целями. Вот так в основном и живут городские жители.

— А что насчет мусульманских стран, где до сих пор заводят по пять детей? Серийная моногамия в этих условиях представляется с трудом.

— Вы несколько ошибаетесь. Второй демографический переход приходит и в мусульманские страны. Посмотрите на цифры: рождаемость там также снижается и продолжительность жизни растет, при этом формы брака продолжают оставаться более традиционными. Зачастую поведенческие практики более консервативны, чем те условия, в которых они создаются. Насколько я понимаю, в мусульманских странах заключается брак, который является нерушимым, и разводы по-прежнему мало реализуемы. Брак — это все еще объединение двух кланов, соответственно, мужчина, который попытается бросить свою жену, навлечет на себя активное недовольство ее родственников. При этом внутри этого союза возможны более свободные отношения — конечно, в большей степени для мужчины, чем для женщины.

— Насколько я помню, в своей лекции, говоря о том, почему меняется сексуальное поведение, вы упомянули феминизм и мусульманский рынок.

— Это довольно сложная мысль, но я постараюсь ее объяснить. Ко всем приходит второй демографический переход. Все вовлечены в процесс глобализации и процесс перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Нет никаких оазисов традиционности. То есть они есть, но они маленькие и находятся в далеких джунглях. Большие страны, вовлеченные в международный экономический оборот, тем самым вовлекаются и в международный информационный и культурный обороты. Поэтому я действительно говорила о том, что потребительский капитализм идет к тому, чтобы абсорбировать миллионы мусульман в качестве своих клиентов, потребителей. Это процесс двусторонний. Для этого сама потребительская сфера должна стать приемлемой для этих людей, но и они будут меняться.
Но я полагаю, что эта новая мода на объемные закрытые длинные вещи не случайна. Вы посмотрите сколько сейчас на показах моделей с закрытой головой… Это, конечно, мода такая. Это творцы экспериментируют с различными формами и структурами. Это все правда, но при этом тот, кто не модный, как я, например, а занимается социальными науками, начинает в этом видеть что-то подозрительно знакомое. А не хотят ли модные дома эту клиентуру проглотить? Ту самую клиентуру, которой хочется носить длинную закрытую одежду, и чтобы на голове что-нибудь было. Это не значит, что мы все с вами нарядимся в хиджабы. Но нам очень много сейчас рассказывают о том, что открытая одежда — это на самом деле нехорошо, потому что это делает женщину сексуальным объектом. А когда она во всем закрытом — это наоборот empowerment (в феминизме обретение внутренней силы и уверенности в себе — прим. авт.). Я вам так скажу: потребительский капитализм может все. Он может придумать, что угодно и объяснить что угодно, потому что он может продать что угодно. С с непростой задачей сопряжения феминизма и ислама он справится тоже.

— Получается западный мир будет двигаться в сторону восточного, а восточный в сторону западного?

— Скажем так, на этой площадке потребления, стремления к индивидуальному счастью и удовлетворению своих потребностей встретятся все. Все изменятся, и каждому будет продано то, что отвечает его потребностям. Это, еще раз повторю, двусторонний процесс.

Источник

Показать полностью
56

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты

Психологическое исследование, осуществившееся при большой помощи дорогих пикабушников, наконец, завершилось и дало множество интересных результатов :)
Во-первых, выражаю благодарность всем откликнувшимся и принявшим участие в опросе (более 100 респондентов прибыли именно с Пикабу), во-вторых, спасибо всем ожидавшим и моим подписчикам, ваша заинтересованность прибавляла мне сил и энтузиазма! Итак, обо всём по порядку)

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

Проблема отношения молодёжи к семье и браку показалась нам чрезвычайно актуальной даже на бытовом уровне: все мы могли заметить происходящую за последние годы трансформацию брачно-семейных отношений. Сдвиг возраста вступления в брак, открытость проявления сексуальности, откладывание вопроса регистрации отношений и возросшая популярность неофициальных браков, ориентация на получение образования и построение карьеры в первую очередь, малодетность или вовсе нежелание иметь детей и многое другое очень беспокоит и государство, и науку. Вот мы и решили узнать, что думают о семье, браке и различных аспектах семейной жизни непосредственно те, кому предстоит в ближайшие 1-5-10-15 лет представлять образ современного среднестатистического, те, кто построил, строит и собирается строить семейную жизнь, какими будут отношения в этих семьях. Возраст опрошенных - от 18 до 35 лет.
В качестве гипотез исследования мы выдвинули предположения, что ценностно-смысловые установки, направленные на брак и семью, будут различаться у молодёжи в зависимости от пола, возраста, опыта проживания в официальном браке, а так же в зависимости от того, в сельской или городской местности были воспитаны респонденты.

Достоверность всех описанных ниже результатов подтверждается большим объёмом выборки (203 респондента) и методами математической статистики.

Итак, переходим к наиболее интересным и показательным результатам, полученным в исследовании :)
1. Ответы на вопрос о ценности семьи в жизни респондентов распределяются следующим образом: 41,8% мужчин и 40,5% женщин ответили, что семья – это самое ценное в жизни; 46,2% мужчин и 54,5% женщин ответили, что семья – такая же ценность, как здоровье, карьера и др.; 12% мужчин и 5% женщин считают, что их личные интересы выше интересов семьи или что семья не представляет для них ценности.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

2. Отвечая на вопрос об отношении к официально зарегистрированному браку, 52% мужчин и 45,7% женщин отметили, что регистрация брака – это формальность, не влияющая на отношения. Обязательной же регистрацию брака считают лишь 10,5% мужчин и 21,3% женщин. Примечательно, что мужчины более чем в два раза чаще отвечали, что официальная регистрация брака отрицательно влияет на отношения или вовсе является пережитком прошлого.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

3. Отношение к незарегистрированным бракам, разводам и абортам в целом можно описать как лояльное. 80% выборки считают, что сожительство является формой семейных отношений. Распределение ответов выборки на вопрос «Ваше отношение к разводам» оказалось примерно одинаковым: негативно к разводам относятся 31,7% мужчин и 28,7% женщин, нейтрально – 61,3% мужчин 60,3% женщин, и положительно – 7,5% мужчин и 11% женщин. Похожие результаты наблюдаются и в отношении респондентов к абортам: категорически против 13,4% мужчин и 15,4% женщин, отрицательное отношение отметили 22,4% мужчин и 25,7% женщин, нейтрально к абортам относятся 64,2% мужчин и 55,9% женщин, одобряют – 0,0% мужчин и 3% женщин.

4. Ответы на вопрос о важности любви для вступления в брак распределились следующим образом: большинство мужчин и женщин считают, что вступление в брак без любви допустимо, и является личным делом каждого (41,7% мужчин и 49,2% женщин). Второй по частоте встречаемости ответ – «Брак без любви не имеет никакого смысла», так ответили 32,8% мужчин и 28% женщин. Необязательной для брака любовь считают 7,5% мужчин и 4,4% женщин.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

5. В современной семье, по мнению большинства респондентов, семейные роли должны распределяться в соответствии с возможностями и желанием супругов: паритетные отношения – наиболее желательный вариант устройства брачных отношений, а ответственность за воспитание детей и материальное обеспечение семьи большинство респондентов считают ответственностью мужа и жены в равной степени.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

6. 9,0% мужчин и женщин не желают иметь детей. А 71,6% мужчин и 78,0% женщин хотели бы иметь двух и более детей. При этом воспитание детей 97,0% мужчин и 92,7% женщин считают ответственностью обоих родителей в равной степени, в большей степени ответственностью жены – 3,0% мужчин и 7,3% женщин. А ответы об обеспечении материальной безопасности семьи распределяются следующим образом: 7,5% мужчин и 1,0% женщин ответили, что это ответственность исключительно мужа; 55,0% мужчин и 42,0% женщин считают это ответственностью в равной степени обоих супругов; 37,3% мужчин и 57,4% женщин ответили, что это в большей степени ответственность мужа.

7. К главным компонентам благополучия брачно-семейных отношений и мужчины, и женщины относят взаимопонимание, доверие, уважение, взаимоподдержку и любовь. Для женщин любовь и верность оказались более значимы, чем для мужчин.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост
Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

8. Основываясь на результатах контент-анализа открытых ответов, мы так же делаем весьма интересные выводы.
Брак у мужчин в первую очередь ассоциируется с процедурой регистрации отношений, которая имеет условный, формальный характер. Для женщин же брак – это преимущественно тёплые и доверительные отношения с супругом, и лишь после этого узаконивание отношений.
Отвечая на вопрос об идеальном супруге, женщины намного чаще упоминали такие характеристики, как «понимающий», «любящий», «принимающий меня», что говорит о большей значимости эмоциональной и духовной близости с супругом по сравнению с мужчинами – категория «эмоциональная и духовная близость» встречается в 28,0% ответов мужчин и 36,8% ответов женщин. Мужчины чаще хотят видеть в супруге «союзника» и «партнёра» (8,3%), чем женщины (2,3%). Важно отметить неожиданно низкий процент встречаемости категории «единые ценности и взгляды» в обеих группах (4,1% мужчин и 3,1% женщин). Это может указывать на недостаточную осознанность выбора супруга и инфантильную идеализацию брачно-семейных отношений.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

Анализ ответов на вопрос "Дети для меня - это..." показал, что преобладающей категорией является «продолжение» (26,4% мужчин и 20,0% женщин) [ответы «продолжение меня в мире», «продолжение рода», «воплощение меня в будущем»] . Интересно отметить, что вторая по частоте встречаемости категория среди мужских ответов – «негативные переживания» (15,4%), в то время, как среди женских – это категория «позитивные переживания» (17,0%), что указывает на то, что мужчины чаще связывают появление детей с предстоящими трудностями и ограничениями.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

9. Анализируя ценности молодёжи, мы применяли "Ценностный опросник" Ш. Шварца, предложившего выделять следующие ценности:

– Конформность – сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

– Традиции – уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

– Доброта  – сохранение и повышение благополучия близких людей;

– Универсализм  – понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

– Самостоятельность – самостоятельность мысли и действия;

– Стимуляция – волнение и переживание новизны, стремление к насыщенной жизни;

– Гедонизм  – стремление к наслаждению и чувственным удовольствиям;

– Достижение  – личный успех в соответствии с социальными стандартами;

– Власть – социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

– Безопасность – безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Получена следующая иерархия ценностей молодых мужчин и женщин:

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

Доминирующими ценностями оказались самостоятельность и гедонизм. Наименее значимыми ценностями являются традиции и власть. Стремление к самостоятельности можно объяснить возросшими ценностями образованности, а так же стремлением молодежи обеспечить материальную базу прежде, чем создать семью.

10. При статистической обработке данных мы обнаружили следующие результаты.

Женщины значительно чаще, чем мужчины, стремятся к официальной регистрации брака, они демонстрируют более высокие ожидания во всех сферах семейной жизни. При этом неожиданным результатом явилось то, что у мужчин сильнее выражена ориентация на романтическую любовь.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

Примечательно, что респонденты старше 26 лет чаще считают, что семья без детей имеет больше преимуществ перед другими семьями, а для респондентов в возрасте от 18 до 26 роль детей в семье является более выраженной. Ожидаемым результатом стало то, что в группе старше 26 лет менее выражена ориентация на романтическую любовь, меньшее внимание уделяется интимно-сексуальным отношениям супругов, слабее проявляются притязания и общая значимость эмоционально-психотерапевтической сферы семейной жизни.

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

Интересны и результаты, полученные при сравнении ценностно-смысловых установок, направленных на брак и семью, между участниками исследования, выросшими в сельской и городской местности. Респонденты, выросшие в городской местности, в большей степени, чем те, кто вырос в сельской местности, склонны к паритетным отношениям в семье, полагают, что семья без детей имеет больше преимуществ перед другими семьями. Для мужчин и женщин, выросших в сельской местности, оказались более значимыми ценности «традиции» и «достижения», у них ярче выражена ориентация на романтическую любовь, и при этом они считают сексуальную тему запретной в большей степени, что, как мы полагаем, связано с более традиционным воспитанием и взглядами на брак.

Респонденты, имеющие и имевшие опыт проживания в официальном браке, в чаще отмечают, что официальный брак является единственной возможной формой супружеских отношений, для них более важной является ценность семьи.

11. Респонденты, ориентированные на локус-контроля «Я» (представление, что человек в силах самостоятельно контролировать свою жизнь, влиять на события), имеют менее позитивное представление о людях в целом, а респонденты, ориентированные на локус-контроля «Жизнь» (ответственность за происходящее перекладывают на судьбу, обстоятельства и т.д.)  чаще будут ориентированы на любовь романтического типа, у них менее выражена значимость сексуальной сферы в отношениях супругов. Таким образом, мы приходим к выводу, что осознание того, что респондент может контролировать свою жизнь, и высокий уровень эмоциональной насыщенности жизни будут положительно сказываться их осознанности в выборе брачного партнёра и качестве супружеских отношений в целом.

Выводы исследования. Многие психологи, обеспокоенные данной проблемой, оценивают положение с современной семьей как глубокий кризис семейных форм жизни и кризис экзистенциальных ценностей, как проявление дисфункции и девиантности в сфере семейных отношений; другие авторы предпочитают видеть в этом закономерную трансформацию института семьи и брака. Однако, совершенно уверенно можно сказать, что для благополучных семейных отношений формирование общих для вступающих в брак молодых людей ценностей, выработка единых мировоззрения, традиций и взглядов, преодоление смысловых барьеров являются важнейшей задачей на начальном этапе семейной жизни, вне зависимости от рассматриваемых позиций.
Опираясь на выводы, полученные в нашем эмпирическом исследовании, мы не можем однозначно сказать, являются ли современные тенденции в отношениях мужчин и женщин в период ранней взрослости к семье и браку явно негативным или позитивным явлением, однако трудно переоценить значение происходящих в ценностном мире трансформаций.

Ну и напоследок пара фотокарточек с защиты диссертаций со счастливыми магистрами психологии :)

Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост
Исследование ценностно-смысловых установок молодёжи, направленных на брак и семью: результаты Психология, Исследования, Семья, Семейные отношения, Длиннопост

P.S. Мы не ставили целью работы доказать, что в мире происходит глобальный кризис ценностей, а семья как институт погибает) К тому же, наше исследование подтверждает, что семья по-прежнему остаётся невероятно значимой частью жизни большинства молодых мужчин и женщин.  Скорее, нам было интересно узнать актуальное отношение молодёжи к семье и представить современные тенденции. Надеемся, нам это удалось, и результаты покажутся вам интересными. Буду счастлива ответить на ваши вопросы и комментарии :)

Показать полностью 13
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: