НачПис. Пишем наш общий рассказ. Кульминация.

Здравствуйте.


Земля неторопливо поворачивается на другой бок; дворники мастерят новые метёлки к осени; моя кошка всё чаще сидит на подоконнике; пикабу пишет рассказ.


Применение в предложении выше точки с запятой - очень спорное решение. Однако можно отстоять такой вариант. Всё дело в том, как пишущий воспринимает факты.

Конечно, в любом вопросе, мнении, взгляде или оценке неизбежно есть не менее двух позиций.

Оттого прошу не складывать крылья при виде моей кислой физиономии читающей ваши варианты развития сюжета рассказа.

Хоть я и стараюсь быть объективным, от ошибок не застрахован никто. Примите за руководство к действию: если я не могу обосновать вашу ошибку, значит, я либо ударился во вкусовщину, либо ошибка лежит там, куда я вас ещё не водил.


Здесь находится первый пост, здесь второй. В них мы писали, соответственно, завязку и развитие рассказа.


До поры я не трогал и почти никак не комментировал присланное. Теперь пора.


Завязки.


@Pingvin204  предложил вариант, ставший популярным в нашей части мира благодаря М.Н. Задорнову, пересказавшему старую американскую байку о краже кирпичей. Характерно, что господин Задорнов заявил, что историю он получил на "емеил".

Я не считаю предложенное завязкой. Кроме того, такое ироничное "начало" давно употребляется в ответ на долгое и нудное вступление, с целью выражения ироничного отношения комментатора к очередной бесполезной и нудной деятельности, которую затевает рассказчик.


@Arnow25 предложил и развил вариант, который не был поддержан необходимым количеством голосов.


Недавно я пообщался с пользователем пикабу имеющим рейтинг за миллион. Теперь я никогда не стану отбирать что-либо или судить о ком-либо по рейтингу, так как рейтинг этот, и это совершенно очевидно, не означает ничего.


@Myxoboika предложил вариант, который не является завязкой.


@SilverArrow поделился своим виденьем начала и даже победил по результатам голосования. К сожалению его вариант лежит по другую сторону стрелки шкалы мастерства. Мы попросту не готовы сейчас писать пародию.


@shei350 тут, @Innario здесь и @Tutankhamun вот тут, как я понимаю, решили просто отметиться в комментариях.


@zazapig прислал актуальное.


@minuzz918, предложил закурить и немедленно выпить.


@CatrinDV прислала то, за что не любят женщин в литературе.


@aha121212 сделал ставку на реализм.


@Noyl немедленно поставил на противоположное.


@rainbowheart начала не дурно, но славы снискать не удалось.


@Gigevsky победил моей рукой. Его завязку мы взяли за основу.


@ospearon добросовестно выполнил условия.


@oldmax внезапно прислал что-то странное.


@sowelu прислал приятный, но недостаточно наглядный вариант.


@NordAmur смотрит отечественные телесериалы.


@WeddyA - философ-конспиролог.


@ms.Maslenitsa ставит на интригу.


@LukomorovBB заставил почесать затылок.


@kanclerkoba потерялся в собственном вихре.


@artdrive изобрёл огузомби.


@os80 начал историю, которую, впрочем, вскоре сам и закончил. См.в нашей лиге. 


@Snezhkin задумал бегущего человека.


@Gigevsky запостил качественную историю. К сожалению, она с неприятным, но знакомым запахом.


@OlmarShanto изобразил невообразимое.


@alexsid2 взял интересный стиль, но не выдержал его.


@it.girl стреляет из пушки по воробьям.


@sarefaleta70 смешивает Пришвина со смертью.


@Zetalterego затрагивает инфернальные мотивы и шутит.


@iaLas показывает нам доктора, который держит в руках то, что ему не требуется.


Явные вылизанные отрывки давно написанных саг я, конечно, игнорирую.


Температура по-больнице такова: 36.6 нет ни у кого :)


Часть авторов напомнила мне шикарный рассказ Гиляровского. Помните? "Произошёл падант". Сразу ударились в описания и мысли совершенно не подумав, с какого вообще шока читателю будет интересно читать мысли незнакомого ему человека. Познакомить? Нет, ни за что. надо сразу вглубь. 


Прочтите, и скажите, интересно ли вам будет это читать?

"Павел подумал, что за квартиру в этом месяце придётся заплатить на неделю раньше обычного. Квартирный хозяин уезжает на курорт и требует денег. Как вообще можно было снять жильё, перевезти в него всю мебель и даже не удосужиться подписать договор, в котором было бы чётко расписано..."

А вот если бы мы этого Павла уже знали, сочувствовали ему, были в курсе его дел (в середине текста, короче) - этот текст воспринимался бы как должное. Нудное, но уместное.


Часть решила давить на экшн. Это разумнее, чем уход в мысли, но тоже голенько. Читаем.


"Артур поглядел в зеркало. Чёрная "Кэмри" чётко держала дистанцию, не отставая ни на метр и не делая попытки обогнать. Заднее стекло её было тонировано, так что Артур не видел водителя."  Интересно? Нет. Это может выехать на инстинкте (собака всегда заинтересуется кутерьмой), но читатель поумнее спросит себя: зачем мне тут читать эту текстовую трансляцию того, что случается со мной каждый день? И будет прав.


Есть попытки заинтересовать читателя кофейно-ванильным содержанием. Это работает, но если читателю больше 16 лет и он не отстаёт в развитии - вы проиграли. Читаем.


"Оля стояла у клумбы, засаженной невысокими белыми цветами, и высматривала Его в толпе первокурсников, вывалившей из автобуса. Ужасно глупо торчать здесь, на виду у всего колледжа, сжимая на груди учебники. Словно японская школьница ждущая своего Касай-куна. Но вчера они поссорились, и Оля, так и не нашедшая в себе сил позвонить первой, проплакала всю ночь. Как несправедлива жизнь к семнадцатилетней девушке, которая делает первые робкие шаги по усеянной колючками сомнений дорогу любви..."

Комментарии нужны? Да, я специально смешал "колледж", "семнадцатилетней" и "первокурсников". Для аутентичности.


Наиболее убойной силой в отношении меня обладает такое. Читаем.


"Агент Скалдер поправил тёмные очки и огляделся сквозь них. Видно было хорошо, хорошие очки. Упруго, но не слишком сильно сжимая умную голову за ушами они красиво блестели просветлёнными линзами немецкого стекла."

Начали действие и утонули в описании. Никому, кстати, не нужном. Это раздражает меня до чёртиков. Если "огляделся", то - что увидел! Максимум - как отреагировал, тут можно панораму дать после реакции, это художественный приём, хотя и низкого пошиба.


Ладно, вернёмся к нашим Гитлерам.


Вот завязочка. Я уже фыркнул на её счёт, и автор спрашивал, что не так. Даю пояснение для прессы, как говаривал... кто?


Первое. Здесь использован голый, картонный диалог. Этот приём используется не часто и вот почему.


Диалоги подчиняются общим законам динамики. Будет очень неудобно читать диалог без разбивок, если речь в нём идёт о видах на урожай кабачков, от которого не зависит ничего.


Смотрите.


"

- А что, Иван Никифорович, будут кабачки нонче?

- Отчего не быть? Будут, конечно.

- А завязей есть?

- Есть, как не быть. Давеча, глядеть ходил. Так есть, здорово есть. Даже лишка.

- Можно будет у Якубова сменять на грыс. Якубов кабачки растить не умеет.

- А что он умеет? Девок портить да собак сечь. Пустой человек. Даром, что уездный. "


Если добавить динамики (динамика или интенсивность эмоций называется экспрессией), будет вполне органично. Смотрите.


"

- То есть, если я не соглашусь, вы меня убьёте?

- Да.

- Я могу подумать?

- Нет.

- У меня будет оружие?

- Вы можете выбрать любое оружие общим весом в двадцать килограммов.

- Фора?

- Три часа. Потом начнётся погоня. "


Правда, воспринимается иначе? И голос первого собеседника как-будто дрожит в голове у читающего?


А теперь "распишем" первый диалог.


"

- А что, Иван Никифорович, - начал Стоцкий, целя вилкой в толстого рыжика, - будут кабачки нонче?

- Отчего не быть? - Оживился Иван Никифорович, - Будут, конечно.

- А завязей есть? - Рыжик ускользал.

- Есть, как не быть. Давеча, глядеть ходил. - Иван Никифорович опустил взгляд на торчащие из-под рядна ступни, -  Так есть, здорово есть. Даже лишка.

- Можно будет у Якубова сменять на грыс. - Стоцкий, наконец, пронзил гриб и теперь осторожно нёс его в распахнутый рот. -  Якубов кабачки растить не умеет. - Добавил он, похоронив гриб в себе. Иван Никифорович, не ко времени поднявший взгляд над столом невольно увидел в распахнутом перед рыжиком рту Стоцкого серую массу жёванной еды и почувствовал раздражение.

- А что он умеет? Девок портить да собак сечь. Пустой человек. Даром, что уездный. "


Можно было бы расписать и реже. Но, надеюсь, суть ясна? Давая перебивки диалога вы оживляете персонажей. Такое оживление, суть, описание действий. А описаний должно быть тем меньше, чем выше напряжение. напряжение вызывает динамика и\или экспрессия.

Во втором диалоге перебивки только испортили бы накал. Там всё на пределе. Какое уж тут "он посмотрел на чёрный мундир собеседника и спросил". Лишнее.


Но, если бы я хотел выступать перед дураками, я хостился бы во VK. Через пять минут после публикации этого поста кто-нибудь обязательно привёл бы в пример цитату из маститого классика, где диалоги перед смертью или чем-то подобным в смысле силы эмоции перебивались бы описаниями. Да, верно. Дело тут вот в чём.


Голый диалог - приём, повышающий пульс у читателя. Герою, которому грозит смерть, совершенно не важно в этот момент, как к этому событию относится толпа наблюдателей. А толпе не всё равно. Мы можем второй диалог переписать с перебивками. Это снизит пульс читателя. Мы можем сделать это намеренно. Тогда будет проще показать, что герой не так уж и взволнован. Это может быть нужно нам если, например, потом выяснится, что герой только имитировал испуг, на самом деле быстро соображая, как отсюда выпутаться.


Ещё диалог высокой экспрессии можно давать с перебивками для указания реакции наблюдателей. Например, казнь на площади. Всем понятно, что преступника казнят. Палач тут, топор при нём, корзинка подставлена. Давай, руби и я пошла за капустой. Это смещает точку восприятия с героя, которого казнят, на отношение толпы к этому событию. Может быть дано для усиления задуманной неожиданности: палач промахнулся или пришло помилование.


Диалог в нашей завязке признаками высокой экспрессии не обладает. Там есть интересное и увлекательное. Это тоже мотивирует побыстрее дать суть диалога. Однако, уверяю вас, перебивки там пойдёт ему только на пользу. Вы это обязательно увидите, когда мы станем работать над полным текстом. Это случится, когда мы соберём все-все части рассказа. Напоминаю, что сначала мы определимся с завязкой, развитием, кульминацией и развязкой а потом начнём работать над текстом. До этого момента никаких правок не будет, и на то есть причина.


Второй крупной ошибкой автора завязки является отсутствие предыстории.

Я не могу сказать, что идея слизана откуда-то. Вернее - не хочу так говорить.

Если вам интересно, как можно было бы подать предысторию этой завязки, прочтите "От судьбы", Лукьяненко.

Коротко же отмечу, что когда читатель представляет в голове говорящих и место, в котором происходит диалог, он намного глубже погружается в происходящее.


Перейдём ко второй части Марлезонского балета. К развитию.


Тут я не буду комментировать каждый вариант. Не хочу. Отмечу, только, тот скорбный факт, что почти все, чей вариант не прошёл в этот "тур" слились. Это прямо означает, что предложивший завязку с девочкой не способен писать в жанре, который прошёл дальше.

Первый признак любителя - делает только то, что любит.


Это грустно, плохо и действует угнетающе.

Я люблю рассказы про девочек. Я люблю сериал "Элен и ребята". Это не "Кукушкино гнездо", но не страстью единой, правда? Я хотел бы, чтобы девочки, пишущие про девочек, понимали, что оттачивать мастерство можно на любом тексте. Ибо любая сопливая история о том, что Петя бросил Машу с животом требует мастерства для сочинения и изложения. Я уже говорил и повторю: важна не идея, а её наличие. Не сюжет, а его раскрытие. Не герой, а его преподнесение. Надеюсь, что вы, хотя-бы, читаете дальше.


Развитие я выбирал уже безо всякого голосования, которого и не упоминал в соответствующем посте.


Я выбрал развитие от @Demonword и укушу каждого, кто намекнёт о круговой поруке. Обработав его напильником на выходе получим следующее.


Герой выбрал самого себя в возрасте одиннадцати лет.


Всё, этого достаточно. Если вы ещё не закрыли эту вкладку, поясню.

Во-первых нам совершенно не важно, на чём оттачивать когти.

Во-вторых, этот вариант и сам является пуантом и предполагает пуант в развязке.

В-третьих, я сильно урезал предлагаемый вариант (который, на самом деле, и кульминация и развязка в одном флаконе).

В-четвёртых, кисло-сладкий соус популярен потому, что удачно совмещает в себе трудносовместимое. Юмористическое начало и внезапный уход героя в самого себя. Мы можем выдуть отсюда отличную мысль. Не стал герой подселяться в Сталиных, Путиных и Гитлеров. Затмила собственная жизнь, собственные воспоминания все гаремы султанов, оргии императоров, бойни пиратов и личных Поскрёбышей. Это - хорошо.


Несогласным предлагаю подумать, чем они отличаются от тех девочек, которые не стали участвовать в написании развития после того, как их завязки не прошли. Жанром?


Прошу желающих расписать развитие (не обязательно) и жду ваших вариантов кульминации.


Спасибо за внимание.

-------------------------------------

theTextReview@gmail.com

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Герой выбирает свой день рождения, чтобы понастальгировать. Но вместо радости и веселья он ощущает тоску и отчаяние. Сбегает из доса на улицу и решает вернуться в настоящее. Но попадает не в свою жизнь, а в парраллельную, ту самую где он сбежал с праздника. Он пробует все исправить, чтобы вернуться в свою первую жизнт, но каждый раз делает лишь хуже. В итоге он принимает решение прожить жизнь заново, постаравшись воплотить все о чем мечтал когда-то. И когда он уже взрослыц, его жизнь многократно лучше первой к нему приходит представитель "компании" и предлагает вернуть все "как было в начале".

Но здесь скорее кульминация с концовкой, как мне кажется
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Было, запутывание времени, петли и вот это все. Посмотрите Доктор Кто))

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я пыталась смотреть когда его по телеку крутили, несколько лет назад. Но киношные сериалы, увы, не мое. Лучше уж книжный - удобнее.
А про то что "такой сюжетный прием уже использовался" можно сказать практически про все сюжетные повороты :)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку