На защите морских рубежей России. Северный флот 

Когда заходит речь о флоте России, то в первую очередь на ум приходит его создатель Пётр Первый, адмиралы Нахимов и Ушаков, и, скорее всего, возникает мысль про Балтийский или Черноморский флоты. Однако Россию омывает много морей и океанов, а самой протяженной береговой линией является побережье Северного Ледовитого океана. Эту огромную акваторию контролирует Северный флот. Пусть не столь известный и осыпанный наградами, как прочие, он тем не менее с каждым годом становится всё важнее.

Корабли на Северном море существовали задолго до прихода русского государства, однако это были лишь небольшие рыболовные лодки. Первые военные корабли появились на севере России вместе со строительством балтийского флота. Пётр Первый в 1684 году создал на севере эскадру из нескольких купленных в Голландии кораблей. В дальнейшем они были переведены на Балтику, а официальной датой основания Северного флота историки считают 1693 год. В этот год Петр Первый основал Соломбальскую верфь под Архангельском. Именно она стоит у истоков массового судостроения в России. На ней была построена яхта «Святой Пётр», на которой будущий российский император вышел в свой первый поход из Архангельска.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Корабельный штандарт с яхты «Святой Пётр». Флаг царя Московского. Сегодня хранится в центральном военно-историческом музее

Следующей важной вехой в истории флота можно считать 15 марта 1733 года. В этот день указом Анны Иоанновны был основан архангельский военный порт. Эскадра, находившаяся в то время на Северном море, контролировала обширные побережья Белого моря и Кольского полуострова. Просуществовав чуть более 130 лет, она в 1862 году была упразднена «… в виду отсутствия угроз России в северных морях на тот момент…». Все корабли, числившиеся в её составе, были переведены в другие соединения, и временно флот на Северном море перестал существовать. Вновь потребность в нём возникла лишь к концу XIX века. В это время во всех флотах крупных мировых держав стали в большом количестве появляться паровые корабли, и развитие военно-морского дела значительно ускорилось.

В начале 1916 года указом императора Николая II на Северном море вновь формируется флотилия для обороны Кольского залива. Уже через полгода она насчитывала 88 кораблей, включая первую подводную лодку России «Дельфин» и легендарный крейсер «Варяг». Учитывая особенности местного климата, во флотилию были включены два ледокола. Но просуществовал новый флот недолго. В разразившейся гражданской войне почти все корабли были по разным причинам утеряны. С восстановлением в регионе централизованной власти под флаг новой страны встало куда меньше кораблей, нежели числилось ранее. Все они были в той или иной мере неисправными или же устаревшими как морально, так и технически.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Первая субмарина российского флота “Дельфин, 1904 год

Новой датой образования Северного флота стал 1933 год, когда был подписан указ о создании в СССР Северной военной флотилии. А уже 11 мая 1937 года она была преобразована в куда более привычный Северный флот. В довоенный период активно развивалась прибрежная инфраструктура — строились аэродромы, дооборудовались и достраивались порты. Кроме того, были и рекорды: к примеру, субмарина Д-1, приписанная к Северному флоту, провела в море 120 суток, пройдя более 10 тысяч морских миль, а в 1938 году Д-3 впервые в истории ВМФ осуществила получасовое подледное плавание.

Во Вторую мировую войну флот вступил с 15 субмаринами, 8 эсминцами и большим количеством более мелких кораблей — сторожевиков и катеров. В ведении флота были и силы авиации, которые к 1941 году насчитывали 116 самолётов. За годы войны флот фактически утроил свой состав, однако и потери были немалыми. Так, за время Великой Отечественной войны Северный флот потерял 3 эсминца, 23 подводные лодки,16 сторожевых кораблей, 13 тральщиков, 12 торпедных катеров и около 20 катеров типа «морской охотник». Только по подтвержденным данным в боях погибло около 11 тысяч человек.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Атомная субмарина К-3 «Ленинский комсомол»

В послевоенные годы Северный флот претерпел большие изменения. В частности, он получив в свой состав крупные корабли океанского класса с атомными силовыми установками. В сентябре 1955 года был произведен пуск баллистической ракеты с подводной лодки, в 1958 году в строй флота вошла первая атомная субмарина К-3, будущая «Ленинский комсомол». А в 1966 году группа подводных лодок Северного флота совершила кругосветное путешествие длиною 25 тысяч морских миль без единого всплытия.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Корабли Северного флота на параде в честь 9 мая, 2010 год

Сегодня, в связи с развитием береговой инфраструктуры всего северного побережья России, в ответственность флота  входит охрана новых морских торговых путей. Так, в последние годы в состав флота вошло немало новейшие кораблей и субмарин. Была построена самая северная в мире военная база капитального типа — Арктический трилистник. Единственный авианесущий корабль современного российского флота — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — также входит в состав Северного флота.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Арктический трилистник. Современная военная база РФ. Самое северное капитальное строение в мире

Северный флот всю свою историю неоднократно преобразовывался и усиливался. Случались года, а то и десятилетия, когда официально он бывал упразднён или же не получал должного внимания, так как эти холодные, негостеприимные воды считались не столь важными, как другие участки морских театров военных действий.

На защите морских рубежей России. Северный флот  Корабль, Факты, История, Длиннопост

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей