На волне подвига Дамира Юсупова

Читаю последние новости про самолет, который геройски посадил летчик посреди кукурузного поля, про присвоение ему Героя РФ и прочее, и не перестаю им восхищаться.

Но история моя вовсе не про это.

Эта история произошла зимой 20... года. Все совпадения случайны. Все герои вымышлены. Сарказм.


Мой отец.. нет, Отец, родился с Мечтой. Мечтой о полетах. Родился в семье небогатой, поэтому сначала закончил школу, железнодорожный техникум, потом ушел служить в армию. А вернувшись поступил в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище лётчиков. Потому что мечтал. Он прошел еле-еле по росту (слишком большой) и по возрасту (слишком большой, ага). На курсе был самый старший.


Промотаем время вперед на ...дцать лет. После развала Союза папу распределили на Дальний Восток, куда он и перевез свою семью  в лице мамы и 3-летней меня, и где через 4 года родилась моя сестра.


Скажу сразу: быть дочерью летчика - это ощущать посреди ночи запах мороза на его кожаной летной куртке, когда он, возвращаясь с полетов, всегда заходил в детскую нас поцеловать. Вот и всё присутствие папы в нашей жизни на протяжении долгих лет его службы.


Сказать, что папа любил летать - не сказать ничего. Он горел этим делом. Обожал свой МИ-8, знал в нем каждый винтик.


Папа застал Чеченскую войну. Помню, что не один раз провожали его в командировку на несколько месяцев. Как он звонил оттуда веселым голосом и говорил, что все хорошо, что он там как в санатории, только кушает и спит, и иногда выводит свой МИ-8 полетать, и чтобы мы слушались маму и хорошо учились. И только потом, много позже открылось, что они и не спали практически, кушать им приносили прямо в вертолет. Он никогда не рассказывал что там было. Говорил только, что очень по нам скучал.


В свою последнюю чеченскую командировку папа поехал в ноябре, сияя от радости.

Его назначили командиром экипажа. Наконец-то. Он очень давно мечтал.

Все было как обычно. Приехать он должен был в январе.


Я не помню какое это было число. Убейте. Видимо, моя психика так сильно блокирует эти воспоминания, что я помню только отрывки.

Мама была на работе, сестра в школе, дома была только я. В дверь позвонили, я услышала папино:"это я". Открыла дверь и....

Я охуела. Нет, не так. Я ОХУЕЛА. Передо мной стоял полностью поседевший худой старик. Правда, половинка моего отца.  По глазам только я поняла - это папа. Он обнял меня и впервые за мои 19 лет заплакал.


В тот день, 27 декабря, был стандартный вылет. Я не знаю, зачем они туда летали,если официально война давно окончена, не спрашивайте меня, я не отвечу. Папа летел через горы по знакомому маршруту. на борту находились минимум 3 члена экипажа (папа-командир, 2 пилот и штурман), в самом вертолете было 11 человек отряд не знаю кого, может, контрактников. Стандартный набор. Папа слишком поздно заметил, что что-то не то. Растяжка... Как мне потом объяснили, растяжка - это натянутый толстый трос между скал в ущелье. Его не видно. Вертолет пролетает на скорости более 350 км/ч и ему этим натянутым тросом перерубает верхний винт или задевает хвост. Итог,  в общем, очевиден.

Каким чудом ему удалось на последних секундах увидеть эту растяжку - папа сказал, что вышло солнце из-за облаков и она засверкала металлом. Сейчас уже не понятно. Он успел выровнять вертолет так, чтобы трос ударил в кабину, а не на винт или не зацепиться за нижние стойки.

Штурмана нехило отбросило, 2 пилот убежал из кабины к контрактникам. Остекление вертолета лопнуло.

Ребят, пишу, плачу и понимаю, что это же было почти невозможно. Когда папа вернулся на базу и смог посадить вертолет, за ним волочилось 30 метров этой растяжки. Он летел на базу без стекол, понимая, что конец троса может потоком ветра в любую секунду затянуть в хвостовой винт или основной, в салоне у него было 13 людей, он 14, а он думал только:"если я не долечу, меня жена убьет, что я им Новый Год испортил"

Когда вертолет сел на базе - военные медики были уже там. Не берусь судить об их уровне профессионализма, но они первым делом дали папе стакан водки и сказали выпить залпом, а потом увезли от машины. Объясняли тем, что от адреналина сердце могло не выдержать.

Эту историю я знаю не от папы. Он до сих пор не рассказывает об этом, сразу начинает плакать. Я знаю эту историю от его сослуживцев-очевидцев, которые приезжали к нам в гости, чтобы его поддержать.


В чем поддержать? а вот сейчас самая мякотка.

Сразу после такого ЧП стали проверять - может, это была линия ЛЭП? нет, не было. Была ли неисправность? Нет, не была. Растяжка - она и есть растяжка.

А  я напомню. 27 декабря. Конец года. Все уже получено и распилено. А тут вертолет сломан.

Начались долгие и мутные разбирательства,в ходе которых было следующее:

1) папе великодушно простили сломанный вертолет. Так и сказали:"ну ты же понимаешь, это подотчетная техника, все дела. Скажи спасибо, что не заставляем возместить. Ты же знаешь, что им (сверху) нужен козел отпущения."

2) папу списали. не, не уволили, а подвели к "по собственному" (смотри пункт 1)


Я второй раз в жизни видела, как папа плачет, потому что ему больше нельзя летать. Его выпнули. Я помню чувство унижения, когда он звонил командиру части и плача говорил:"ну я же ничего плохого не сделал, я почти 20 лет летаю, ну не забирайте вы у меня небо".

Стоит ли говорить, что после этого у папы начались проблемы с сердцем и здоровьем в принципе, который продолжаются до сих пор


Сегодня я в очередной читала статью про "присвоение звания Героя России" и описании героического поступка капитана Юсупова. И я искренне радуюсь и надеюсь, что ему не придется возмещать повреждения самолета и его не спишут. Потому что козла отпущения надо найти.


Простите за сумбур, столько лет прошло, а свежо предание, больно и обидно до сих пор.

На волне подвига Дамира Юсупова Отец, Герои, Несправедливость, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Козлов нашли сразу, то есть чаек...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Чайку нашли, да ну ту
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку