На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905)

Автор: Андрей Лебедев.

Предыдущая часть: На пути к Цусиме — 4/6 (5.10.1904-10.3.1905)

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Адмирал Хэйхатиро Того на мостике броненосца «Микаса»,Tōjō Shōtarō, 1906

Глава 10: Последний ход


Когда на суше все надежды уже были потеряны после череды преступных поражений Куропаткина при Ляояне, на реке Шахэ, при Сандепу и Мукдене, вера в русский флот продолжала жить. Однако после потери Порт-Артура и 1-ой Тихоокеанской эскадры вся эта затея с походом на восток приобрела крайне авантюрный характер, поскольку в случае неудачи всё могло пойти абсолютно не по плану. Так что даже все те препоны, которые ставила "вечно гадящая", выглядели лишь лёгким испытанием перед финальной битвой.


После прорыва под покровом ночи через Малаккский пролив с отключенными ходовыми огнями эскадра вице-адмирала З.П.Рожественского несколько сбавила темпы и дождалась эскадру контр-адмирала Н.И.Небогатова у берегов французского Индокитая. Стоит отдельно сказать несколько слов о 3-ей Тихоокеанской эскадре: она была сформирована из морально и физически устаревших кораблей Балтийского флота, многие из которых уже были готовы отправиться на слом. В Генштабе решились пойти на такой шаг, поскольку на кон больше было нечего ставить - русская армия проиграла, а гордость дальневосточного флота покоилась на дне Жёлтого моря. Оставались только суда, видавшие ещё Александра II.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Карта Корейского пролива


Перед Зиновием Петровичем стояла проблема выбора пути прорыва в Японское море. Было три с половиной варианта:

- пролив Лаперуза - между Хоккайдо и Сахалином;

- Сангарский пролив - между Хоккайдо и Хонсю;

- Корейский и Цусимский проливы - между Корейским полуостровом и островом Цусима и между Цусимой и Хонсю;


Первый и второй варианты отпали после взгляда на угольные погреба, а также после отброса идеи выполнения приказа Николая II о разгроме сил Объединённого флота в Японском море. Было решено идти именно во Владивосток, куда недавно прибыли новейшие прибрежные подводные лодки американского производства, которых японцы боялись как огня. Оставалось выбрать пролив. Рожественский выбрал более южный вариант, поскольку основные силы Хэйхатиро Того расположились на военной базе в Мозампо на юге Корейского полуострова. Теперь всё зависело лишь от тактического мастерства главнокомандующих враждующих флотов.


Русские силы вошли в пролив ночью 27 мая (по новому стилю) незамеченными. Построены они были в три кильватерные колонны (третья слева, первая и вторая справа) по четыре броненосных корабля в каждой. Во главе первой шёл эскадренный броненосец (далее ЭБ) "Князь Суворов" с флагманским флагом Рожественского и Игнациусом на борту, во главе второй ЭБ "Ослябя" с флагом недавно умершего от последствий инсульта Фелькерзамом, во главе третьей "Император Николай I" с младшим флагманским флагом Небогатова и Смирновым. Всю эту "плавучую крепость" прикрывали крейсера контр-адмирала Энквиста, на которых ещё повесили суда Красного креста и просто транспорты. Кроме них были ещё отряды разведывательных крейсеров и миноносцев.


С другой стороны невидимого фронта находились проигрывавшие в общей численности вооружений, но значительно превосходившие русских в качестве подготовки команд японские корабли. За год войны, которого у нас фактически не было, японские командиры выработали схемы взаимодействия, что серьёзно сказалось в дальнейшем на результате сражения. 4 ЭБ, множество крейсеров и эсминцев, огромное количество миноносцев составляли все ресурсы адмирала Того. Больше японская экономика не была готова предоставить на нужды флота, поскольку уже совсем трещала по швам.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Карта Цусимского сражения


А теперь приглашаю вас узреть подготовительную картину боя:

- 2:28 - японцы заметили броненосец "Орёл", но перепутали его с пароходом и пошли на досмотр;

- 4:02 - разведчик подошёл к "Орлу", но тут в тумане стали видны 10 кораблей из конца русского ордера;

- 4:28 - Хэйхатиро Того получает донесение о расположении русских сил прорыва;

- Далее происходит очень сумбурный момент, когда обе стороны начали сыпать радиосообщениями, подумав, что их обнаружили. Позже выяснится, что накосячили именно японцы, хотя разведчика русские приняли за коммерческий пароход;

- 6:04 - Основные силы Объединённого флота выходят из Мозампо. Того: «Я получил известие, что вражеский флот был замечен. Наш флот немедленно выходит в море, чтобы атаковать врага и уничтожить его»;

- 6:18 - Русские силы были окончательно обнаружены ещё одним старыми японским крейсером-разведчиком "Идзуми", который так почему-то и не был атакован правым флангом сил прорыва;

- Рожественский даёт приказ колоннам перестроиться в один кильватер, лишив русский ордер возможности постановки массированного артиллерийского огня;

- 10:35 - только сейчас на флагмане "Князь Суворов" поднимается сигнал "ТРЕВОГА";

- 11:10 - На крейсере "Орёл" происходит случайный выстрел в сторону японцев. Начинается беспорядочная стрельба со стороны русских эскадр, прекращённая приказом Рожественского: "Не бросать зря снарядов";

- Через несколько минут после завершения безрезультатной перестрелки на пути русских кораблей появилась, как олень в свете фар на ночной трассе, японская джонка, которая была принята за миноносец, что, возможно, вызвало роковую смену курса на сближение с основными силами Того;

- Около половины второго русские силы были окончательно зажаты в Цусимском проливе между крейсерами японцев на юге и броненосцами на севере. Нас могло спасти только чудо;

- 13:25 - Того пускает по кораблям Объединённого флота сообщение: «Судьба империи зависит от этой битвы. Пусть каждый приложит все силы»;

- Того начинает построение для атаки русских сил с левого фланга в надежде на получение дополнительного преимущества;

- 13:45 - Хэйхатиро на легендарной флагманской "Микасе" отправляет свой отряд в манёвр, получивший в историографии название "петля Того". Заключался он в крайне бредовом повороте его кораблей прямо перед орудиями сил прорыва;

- Рожественский не придал значения самоубийственному манёвру японцев, приказав перестроиться в очередной раз, тем самым значительно затормозив середину ордера;

- 13:49 - Рожественский приказывает открыть огонь по "Микасе".


Сражение начинается.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Вице-адмирал З.П.Рожественский


Командиры ждали сближения кильватерных строёв с противником, а адмиралы наблюдали за расстановкой на "поле" боя. Небогатов, Того и наш старый знакомый Камимура провели весь дальнейший бой на открытых ходовых мостиках, в то время как Рожественский находился в бронированной рубке, но что самое забавное, именно ему повезло меньше всего. После первых выстрелов японских орудий на "Князе Суворове" (далее "К.С.") и на "Ослябе" сразу возникли пожары, поскольку при всей своей ненадёжности шимоза имела достаточно большой разрушительный эффект. После этого основной огонь передовых сил Того начали вести огонь именно по двум главным ЭБ с целью вывести их из боя, при этом практически не обращая внимания на другие русские корабли. Одним из снарядов были уничтожены фалы системы флажной связи на корабле Рожественского, так что во многом командирам других кораблей оставалось уповать лишь на самих себя. И они делали всё, что было в их силах: под массированным огнём по флагманская "Микаса", получив множество достаточно точных попаданий, потеряла несколько офицеров из штаба Того, а также получила пробоину ниже ватерлинии. При этом серьёзные повреждения получили ещё два броненосца, но остальные шли нетронутыми.


После первого часа открытого боя вскрылась новая проблема, о которой я уже упоминал: сказочная задержка и чувствительность русских взрывателей на снарядах. Из-за этого корректировка огня была практически невозможна, в то время как японская шимоза давала такое облако красных газов, что нужно было быть слепым, чтобы не заметить его. Это и позволило устроить из "Осляби" огненный эллипс. Корабль потерял всю артиллерию и большую часть экипажа, нос был разворочен. В 14:50, превысив возможный дифферент на левый борт, корабль опрокинулся и затонул. На помощь к погибающему кораблю досрочно почившего Фелькерзама бросились 3 миноносца, успевшие спасти лишь 385 матросов и офицеров. За 18 минут до этого "К.С." потерял управление, но отсутствие сигналов не позволило легко раненному в рубке осколком японского снаряда Рожественскому предупредить об этом строй, и вслед за флагманом строй нарушили "Император Александр III" и головной корабль новейшей серии русских броненосцев "Бородино". Роль контр-адмирала Небогатова при этом была сведена Рожественским к минимуму, поскольку его "Николай I" шёл только седьмым в кильватерном строю, так что командование могло перейти лишь к следующему за "К.С." ЭБ, но этого не произошло. Также стоит отметить, что новым командующим должен был стать адмирал Фелькерзам, о смерти которого никто из командиров не знал. Все ждали распоряжений, но "К.С." полыхал, как факел, а эвакуация командования всё никак не начиналась. Ещё один снаряд разорвался в рубке, окончательно выведя из строя командующего эскадрами, но и об этом никто не узнал...


Тем временем правые борта японских кораблей получили множественные повреждения и Хэйхатиро принял решение пойти на разворот, чтобы перевести огонь на свежий левый борт. Таким образом огневая мощь сил Микадо достигла своей начальной кондиции, ещё сильнее ухудшив положение русских войск. В ходе поворота броненосец "Фудзи" получил попадание в кормовой артиллерийский погреб, но он не сдетонировал из-за слишком малого заряда селитры в наших снарядах, а также из-за разрыва трубы охлаждения, вода из которой залила начавшийся было пожар.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Каперанг П.О.Серебренников


А пока мы отвлеклись, "Александр III" покинул строй с сильным креном на левый борт, передав первенство в строю многострадальному "Бородино". На старом "Сисое Великом" возникли проблемы с откачкой забортной воды, поступавшей из пробоин ниже ватерлинии, поэтому отряду Небогатова пришлось пойти на обгон тормозящего строй старичка. В 15:02 "Бородино" Серебренникова заложил резкий поворот на юго-восток, чтобы не оказаться между двух вражеских отрядов. Силы противников начали расходиться в противоположные стороны, но буквально через 13 минут было предпринято решение опять прорываться во Владивосток на максимальном ходу. Флоты начали повторное сближение.


Новый строй русских выглядел так: ЭБ "Бородино", ЭБ "Орёл", ЭБ "Александр III", "Николай I" с Небогатовым на борту, а за ним группа устаревших броненосцев. Начало последовавшего вскоре боя крайне походило на утреннюю стычку лишь с той разницей, что мы потеряли значительную часть основных кораблей. Однако в этот раз нам повезло чуть больше: «Микаса» потерял один из своих угольных погребов, а один из младших флагманов получил тяжёлое ранение. Серебренников предпринимал одно за другим решения по противодействию охватыванию головы русского ордера силами японцев, поэтому эта фаза боя представляет собой метания загнанного зверя из стороны в сторону.


Вы уже забыли о главном фаерболле русского флота "Князе Суворове" с тяжело раненым Рожественским на борту? А вот не надо о нём забывать: он играл важную роль по отвлечению внимания японских комендоров от более целых кораблей 2-ой и 3-ей эскадры, практически бесконтрольно виляя между двумя флотами. На ЭБ в строю осталось только одно 75-мм орудие в кормовом каземате, которое продолжало беспрерывно вести огонь по японским миноносцам. Лишь в 16:20 Рожественский был эвакуирован с обезоруженного корабля. А пока происходила операция "Спасти вице-адмирала Рожественского", Серебренников ещё раз переложил курс на юг, на этот раз надеясь прорваться к Владивостоку за кормой противника. А тут как раз нашёлся крейсерский отряд адмирала Энквиста, державший правый фланг эскадры и прикрывавший орду транспортов, но потерявший в дороге часть из них, включая оба госпиталя. Именно эта неожиданная находка позволила спасти выжившие крейсеры, часть из которых сможет избежать ужасного позора. Но для объединения им пришлось пройти через стальной шторм. Вот, что писал судовой врача крейсеров "Изумруд" и "Аврора": «От окончательного расстрела „Олега“ и „Аврору“ спасла быстрота и частая смена ходов: мы сбивали этим неприятеля, не давали ему точно пристреляться. За весь бой верная „Аврора“ ни на одну пядь не отстала от своего флагмана… Были ужасные, так называемые, „поворотные“ точки, когда неприятель хорошо пристреливался и удачно концентрировал огонь по „Олегу“, так что последний казался весь окутанным брызгами, взмётами белой пены, чёрным дымом с проблесками огня. Мы нередко видели, как бедный корабль не выдерживал этого огня, клал круто на борт руля, поворачивал на восемь румбов и, выходя из сферы огня, оставлял её позади. „Аврора“ тотчас же следовала его примеру, клала руля, но, катясь по инерции, должна была вступать в этот ужасный, засыпаемый на наших глазах чугунным градом, район. Так как „Аврора“ очень медленно слушается руля, не ворочается, как говорят моряки, „на пятке“, то она неминуемо должна была всякий раз окунаться в этот дождь».


Стоит также отметить героизм матросов на транспорте "Камчатка", вооружённом лишь мелкокалиберными орудиями и потерявшем ход в следствие попаданий в машинное отделение. Полтора часа команда, состоявшая большей частью из мастеровых, оборонялась от напиравших сил японцев и погибла, отправившись вместе с остатками команды на дно.


После объединения в единый ком эскадра отправилась на север, а затем на запад. Через 20 минут Серебренников был тяжело ранен, а на его место заступил кавторанг Макаров. А ещё через 10 минут Небогатов всё-таки подал сигнал к отступлению во Владивосток.


Лишь в 18:05 было официально объявлено о передаче командования Небогатову.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Вице-адмирал Оскар Адольфович Энквист


В 18:30 началась очередная атака Того, в ходе которой вся имевшаяся ярость была обрушена на "Бородино", лишившегося всего офицерского состава. Через 42 минуты ЭБ перевернулся и затонул, лишив последних надежд экипажи остальных кораблей. В 18:48 "Император Александр III" под огнём японских крейсеров, атаковавших русский строй справа-сзади, перевернулся на правый борт. Около 40 человек успели выбраться на днище, но крейсер "Изумруд", отправившийся на помощь, бы отогнан артиллерийским шквалом.

Из 867 человек экипажа ЭБ не выжил никто.


А вы опять забыли "К.С.", с которого не были спасены матросы? А вот не надо его забывать. Потеряв ход, он продолжал отстреливаться из последнего орудия и даже винтовок, но японские торпеды оказались сильнее и отправили судно на дно со всей оставшейся командой. На этом и закончилась героическая история "Князя Суворова". Однако со смертью флагманского корабля не заканчивается сражение. Последний броненосец проекта "Бородино" "Орёл" был в критическом положении: палуба была выше поверхности воды буквально на пару метров, командование погибло, у орудий или закончился боекомплект, или были разрушены стволы, поэтому во главу строя вышел "Император Николай I" с невредимым Небогатовым на борту.


Пришла ночь, но с нею не пришло облегчение, поскольку на волю были выпущены оскалившиеся торпедами и минами японские миноносцы. Морально и физически измученные командиры русских кораблей уже с трудом держали строй. Первым не выдержал Энквист, недопонявший манёвр Небогатова по уклонению от атаки миноносцев и покинувший со своими крейсерами и миноносцами силы прорыва. Однако "Изумруд" и "Алмаз" сохранили своё место в строю, оставшись охранять остатки броненосных сил от нападок противника. После ухода Энквист приказал повысить скорость, оставляя повреждённые крейсера в одиночестве. Первой жертвой стал "Адмирал Нахимов", атакованный торпедой в носовую часть. Всю ночь команда боролась за жизнь судна, но к полуночи стала понятна бессмысленность дальнейшей борьбы, и якорь был брошен у берегов той самой Цусимы. Дальнейшая попытка подрыва провалилась, а экипаж был взят в плен японцам. Командир и штурман перед затоплением корабля успели сорвать флаг и были спасены японскими рыбаками.


Второй жертвой ночных атак стал устаревший броненосец "Наварин", получивший три торпедных попадания. Столько же матросов были спасены с тонущего корабля...


Третьей жертвой стал ещё один устаревший броненосец "Сисой Великий", команда которого после потери управления приняла решение сдаться в плен. Через несколько часов после сдачи броненосец перевернулся и утонул.


Четвёртой стал крейсер "Владимир Мономах", затонувший после попадания торпеды и открытия кингстонов у берегов острова Цусима.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Карта Цусимского сражения


Наступило утро 29 мая 1905 года. В строю оставались лишь немногие корабли 2-ой и 3-ей Тихоокеанских эскадр Русского Императорского флота, но впереди их ещё ждали тяжёлые испытания.


Оставшиеся в строю ЭБ контр-адмирала Небогатова: устаревший "Император Николай I" и современный броненосец проекта "Бородино", а также броненосцы береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин" и "Адмирал Сенявин" и прибившийся к ним крейсер "Изумруд". Остатки эскадры двигались в направлении Владивостока мимо острова Дажелет, где в 5:20 они были обнаружены японскими разведчиками. К 10 часам подтянулись основные силы Хэйхатиро Того и Камимуры, на огонь которых мог отвечать только погрузившийся по палубу в воду "Орёл", поэтому попавшим в окружение силам Небогатова оставалось лишь сдаться, поскольку износ стволов и корабельных команд достиг своего максимума. В 10:34 отчаявшийся контр-адмирал поднял сигнал о сдаче, даже не посчитавшись с морскими законами и мнением офицерского совета, который в большинстве своём был против позорной сдачи, но факт есть факт, и они были вынуждены подчиниться. В 13:37 русские корабли окончательно были переданы под командование Того. Среди выживших офицеров участи быть пленённым избежал лишь командир "Орла" каперанг Юнг, получивший днём ранее тяжёлое ранение и умерший в японском лазарете.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

"Погребение в волнах моря командира броненосца «Орёл» Юнга Н.В.», Фортунио Матанья, 1905


Но был среди капитанов отряда Небогатова один очень смелый человек - капитан крейсера "Изумруд" кавторанг барон Ферзен. Ему хватило смелости ответить отрицательно на приказ о сдаче, и после этого крейсер, набрав полный ход, начал прорыв во Владивосток, но неожиданно у великолепно командовавшего весь бой капитана началась паника, которую не смогли остановить его офицеры, из-за чего было принято совершенно бредовое решение выброситься на камни и подорвать корабль в 300 километрах от цели. На пути в город по ранее полученному приказу тыловых служб собрать крупный рогатый скот из окрестных деревень экипаж собрал несколько десятков коров. После их прибытия во Владивосток долгое время ходила шутка, что коровы капитану оказались дороже крейсера.


Остатки крейсерского отряда Энквиста после рассвета отправились сначала в Шанхай для дозаправки углём, но поняв, что в положенные по морскому военному законодательству 24 часа им не уложиться, они отправились в американскую Манилу, где и были интернированы по запросу местных властей и с согласия нашего правительства.


Последним свободным броненосцем остался устаревший "Адмирал Ушаков". Он следовал во Владивосток с заметным отставанием от основной группы из-за серьёзных повреждений носовой части корабля, поэтому лишь в 15:30 дежурным была обнаружена японская эскадра, в ответ на предложение о сдаче от которой каперанг Миклуха (брат исследователя Миклухи-Маклая) приказал ответить стрельбой из изношенного главного калибра. Через 30 минут после начала боя гидравлическая система наведения всех основных орудий вышла из строя, и командиром было принято решение затопить недееспособный корабль. Японцы продолжали вести огонь, пока броненосец не скрылся окончательно под водой, из-за чего многие моряки погибли уже в воде.

На пути к Цусиме — 5/6 (27.5.-28.5.1905) Cat_cat, История, Россия, История России, Япония, Война, Русско-японская война, Цусима, Длиннопост

Вице-адмирал барон Василий Николаевич Ферзен


Вы уже забыли о вице-адмирале Рожественском, который в беспамятстве находился на борту миноносца "Буйный" в окружении крейсера "Дмитрий Донской" и ещё двух миноносцев "Бедовый" и "Бравый"? Ну вот опять не надо. Они продолжали свой путь к спасению лишь на 13,5 узлах из-за повреждения одного из котлов на крейсере. Утром была сделана вынужденная остановка, вызванная необходимостью перевести с "Буйного" Рожественского и его штаб на "Бедовый", а спасённых моряков с броненосца "Ослябя" на крейсер, из-за нехватки угля на оставшийся путь. Сразу после пересадки "Бедовый" и "Грозный" полным ходом отправились к цели, а повреждённые суда поползли за ними, но вскоре "Буйный" потерял ход и было решено его потопить, но дальше что-то пошло не совсем по плану:

- главный калибр крейсера делает первый выстрел по парализованному судну - мимо;

- второй - мимо;

- третий - мимо;

- четвёртый - мимо;

- пятый - мимо;

- шестой - попал;

- седьмой - попал;

- восьмой - потопил.

Вся эта ситуация показывает степень износа стволов кораблей русской эскадры, вызванная отнюдь не старостью новейших судов, а очень длинным артиллерийским боем. Но давайте вернёмся к судьбе теперь уже одинокого крейсера, которого при прохождении мимо Дажелета не могли не заметить японские дозорные. Буквально за полчаса они нагнали беглеца, но его команда смогла обмануть судьбу, успешно отбившись от противника и потопив уже совершенно небоеспособный крейсер у берегов острова Дажелет.


После расставания "Бедовый" и "Грозный" также наткнулись на превосходящие силы противника, и под девизом "жизнь адмирала дороже миноносца" офицерский совет принял решение сдаться в плен японцам без единого выстрела. Рожественский не мог ничего поделать в этой ситуации, поскольку второе ранение, полученное на борту "Князя Суворова" оказалось очень тяжёлым. Ещё более странной вещью является попытка офицеров сдать командующего в плен японцам ещё на "Буйном", но командир послал их, честно сославшись на Морское законодательство.


В результате всех перипетий до Владивостока сумели добраться лишь три из 38 кораблей, вошедших в Цусимский пролив. Это были миноносцы "Грозный", "Бравый" и крейсер второго ранга "Алмаз", который первый принёс горестную весть о гибели всего дальневосточного флота Российской Империи и её амбиций на расширение влияния в южной и юго-восточной Азии.

- 21 корабль отправился на дно Японского моря;

- 7 достались японцам, но плавучий госпиталь "Кострома" они всё-таки вернули, так что будем считать 6;

- 6 интернированы в Китае и США.

Если у вас всё нормально с математикой, дорогие читатели, то вы должны заметить несовпадение чисел. Потери - 34, до Владивостока дошли - 3, где ещё одно судно? Этим судном был угольный транспорт "Анадырь", который устроил самостоятельный поход от берегов Кореи до Мадагаскара в порт Диего Суарес. Да, вы не ослышались, до Мадагаскара. В итоге этот одинокий транспорт стал самым успешным участником похода, поскольку единственный не имел потерь в экипаже и не достался врагу.


На этом заканчивается мой рассказ о военных действиях на Дальнем Востоке, а в следующей части события переместятся в далёкий Портсмут на конференцию, завершившую историю русско-японского конфликта, навсегда изменившего историю нашей страны и всего мира.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_7147

Автор: Андрей Лебедев. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257670146

Личный хештег автора в ВК - #Лебедев@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Коротко,ясно,по существу!😎🤪

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку