На перевал Дятлова на мотоциклах

На перевал Дятлова на мотоциклах Перевал Дятлова, Мотопутешествие, Kawasaki, Вижай, Ивдель, Видео, Длиннопост

Чем отличается байкер от мотоциклиста? Что такое мототуризм? Что у него общего со спортивным туризмом?

Объездив всю Россию с запада на восток, а некоторые ее места не по одному разу, десятки тысяч километров, год назад я стал задумываться о смене класса мотоцикла. Путешествовать по дорогам стало скучно. Подтолкнула меня к размышлению об этом поездка на мотоцикле по Монголии – красивая страна с самобытной культурой открывает просто безграничные возможности для путешественников, не боящихся съехать с асфальтовой дороги в степь. Окончательно убедило меня в смене класса мотоцикла приглашение от мотоклуба «Сармат» г. Урай принять участие в экспедиции на перевал им. Дятлова на мотоциклах - «Дятлов треффен».

Перевал Дятлова – место загадочной гибели девяти туристов из Екатеринбурга в 1959 году в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области. Существует множество теорий гибели турклубы Дятлова, привлекающей к себе внимание туристов и исследователей.

Покорение перевала им. Дятлова на мотоцикле требует хорошей физической формы и специально подготовленного мотоцикла класса «эндуро». Покупка и подготовка мотоцикла Кавасаки КЛХ 250, обучение и тренировка навыкам езды на новом для меня классе, покупка специального дополнительного снаряжения. Все лето мысли были заняты только предстоящей экспедицией, в подготовке к которой помог опыт пешеходного похода на перевал Дятлова летом 2016 года. И вот 10 августа, загрузив мотоцикл в прицеп, я выехал к месту старта экспедиции - поселку Вижай Свердловской области.

В августе 2016 года 9 человек из состава турклуба «Северный ветер» совершили пеший поход на перевал Дятлова. Из-за ограниченности во времени и удаленности от Сургута на сам штурм были отведены всего одни сутки. За 20 часов под проливным дождем команда турклуба пробежала 40 километров по пересеченной местности на пределе своих возможностей.
 
Поселок Вижай выгорел полностью после катастрофических лесных пожаров в 2010 году. За 9 лет на месте пепелищ стали появляться благоустроенные перевалочные туристические базы, готовые к приему туристов и зимой и летом. Каждый год тысячи туристов на лыжах, снегоходах, автомобилях, мотоциклах и пешком проходят через этот поселок чтобы достичь своей цели – перевала Дятлова. Самые отчаянные из них идут еще дальше – на столбы выветривания Маньпупунер, считающимися одним из семи чудес России.

До старта экспедиции еще оставалось в запасе несколько дней, поэтому я просто не мог проехать мимо байкфестиваля «Взлетка» в г. Югорск, организуемого местным мотоклубом «Комсомольцы» 10 августа. Встреча с друзьями-мототуристами, посиделки у костра и рок концерт на сцене, посвящение в мотогазовики после экскурсии на градообразующую промплощадку ЛПКМГ - все прошло в доброй душевной атмосфере. Вечером следующего после фестиваля дня 11 августа я был уже в Вижае.

И «Взлетка» и «Дятлов треффен» входят в зачет норматива «Железная печень», придуманного и реализованного мной под эгидой байк-клуба «Райдо» г. Сургут. Для выполнения этого норматива необходимо посетить в течение года не менее 10 мотофестивалей. За 2 года нашивки «Железной печени» уже получили более 100 мототуристов из России, Белорусси и Украины. Впервые в 2019 году вручены две нашивки «Золотая печень» за 30 мотофестивалей с начала года. Обе нашивки защищены мототуристами из г. Санкт-Петербург.
 
Одним из основополагающих факторов успеха любой экспедиции является погода. Еще за месяц до треффена было понятно, что поездка будет не простой. Промежуточным пунктом и местом старта штурма непосредственно самого Перевала является «База Ильича», к которой из Вижая ведет 80 км дороги из бродов через бурные реки, болот и глубоких луж. В запасе у организаторов было 2 дня, которые пришлось потратить на ожидание спада уровня воды в местных реках после проливных дождей накануне. Экспедиции на машинах приезжали и уезжали ни с чем, все кто прошел броды до подъема воды, ждали эвакуации на другой стороне рек. Даже заблаговременно купленный Сарматовцами и подготовленный к бродам ГАЗ-66 «шишига», заливало по самую кабину. Не так страшен уровень воды, сколько сила течения рек. В таких условиях говорить об экспедиции на мотоциклах было бессмысленно. Уже приготовившись выйти на маршрут и проверив с вечера уровень воды в реке Вижай, на утро были сильно озадачены подъемом воды сразу на полметра. И вода продолжала прибывать. Экспедиция оказалась под угрозой.

14 августа дожди прекратились и вода в реках стала медленно падать. Было решено, несмотря ни на что, назначить старт на утро 15 числа, взяв для подстраховки местный а/м Урал, водителя которого пришлось убеждать в проходимости рек. Одним из доводов стали, ожидавшие его уже несколько дней на Тошинке (самой быстрой и глубокой из четырех рек), двенадцать квадрациклистов.

Пройдя в сцепке с уралом через реки Вижай и Тошинку, дальше путь мы продолжили уже сами. Все броды через реки мотоциклы пришлось перевозить в кузове шишиги, выгружая от туда вещи. Приехали на Базу Ильича уже глубокой ночью все мокрые и уставшие. Апофеозом всего марш-броска стала порвавшаяся на одном из мотоциклов за 100 метров до финиша цепь. Ничего не оставалось как дотолкать мотоцикл до базы руками. Сил хватило только на установку палатки. На утро был назначен штурм до перевала Дятлова и обратно.

16 августа в 10.40 с базы Ильича на штурм перевала Дятлова вышло четыре мотоцикла, один квадроцикл, 8 человек в двух машинах и 8 человек по пешеходной тропе. Все, за исключением наших пешеходников планировали доехать до перевала и вернуться обратно в тот же день. Дорога к перевалу представляет собой вырубленную в горном лесу тропу, спускающуюся и поднимающуюся от ручья к ручью. Основную сложность для мотоциклов представляют скальные выходы с курумником (хаотично разбросанные камни), грязевые ловушки и мокрые корни деревьев в бегущих прямо по дороге ручьях. Падать и поднимать мотоцикл просто только первые 10 раз. Потом это превращается в испытание. Ушиб при падении не самое страшное. Гораздо хуже сломать ручку сцепления или ножку переключения передач.

Каждый из участников поехал в своем темпе. Машины, по началу быстро обогнав мотоциклистов, в середине пути сильно отстали. Практически весь путь – 25 километров от базы до перевала штурм проходил в соло режиме. Коробка передач все время работала на первой скорости. Через каждые два-три километра приходилось останавливаться чтобы отдышаться и придти в себя. Сил придавали огромные следы медведя, четко различимые в мокрой грязи и петлявшие прямо на дороге.

Изба в кедровнике, стоянка красного запорожца, березовая роща. Вот уже закончился лес и начался подъем по рассыпанным то тут, то там камням. Переднее колесо все время норовило подняться к небу. Аккуратность и сосредоточенность. Отдых через каждый километр пути. Спустя ровно 5 часов после старта, вот он – перевал Дятлова. Погода радовала как никогда до этого. Солнце заливало равнину, раскинувшуюся далеко-далеко внизу. Казалось что если зайти за Холатчахль можно увидеть столбы Маньпупунера.

"Для меня такой формат мероприятия был открытием. В столь отдаленном месте на Северном Урале собралась команда людей разносторонних и разного уровня и отношения к туризму. Но было интересно и здорово. Ведь твой опыт мог пригодиться другим и это круто. Такие мероприятия нужны и важны." Рассказывает мотоциклист Бахарев Антон – один из участников экспедиции, член Российского географического общества из г. Нижневартовска.
 
Из шести мотоциклов, выехавших из Вижая, до перевала Дятлова дошло только три. Впереди общая фотография и спуск до базы Ильича. Началась длинная дорога домой. Снова падения, кувырки через руль, поломки и вытаскивание мотоциклов из ловушек. Последние километры показались самыми простыми – если по реке течет ручей, значит дно ровное и можно расслабить руки. От избы в кедровнике до базы Ильича последние шесть километров уже не ехали – летели. Летели из последних сил все так же на первой передаче. Лучи фар в ночном лесу выхватывали знакомые силуэты реликтовых деревьев с длинными нитками мха на ветвях и вот за поворотом прямо поперек дороги показался глубокий и быстрый ручей с питьевой водой. Значит до базы осталось совсем немного.

Суббота 17 августа выдалась солнечной и жаркой. Эвакуация мотоциклов, не доехавших до перевала и оставленных в лесу, сбор лагеря, помощь в ремонтных работах автомобилям. Наконец в 16 часов тронулись в обратный путь. Забрав на Ауспии пешеходную группу, в 19 часов рванули с последними лучами солнца до Ушмы, где заночевали у местного охотника манси – Степана Николаевича, от которого уже за кружкой чая мы узнали об истории поселка, местных обычаях и жизни аборигенов.

Когда то густонасленный поселок Ушма служил местом проживания персонала, расположенного неподалеку лагеря немецких военнопленных «Северный – 2». После ликвидации лагеря поселок постепенно пришел в упадок и сейчас заново отстраивается властями специально для исчезающего мансийского народа.

Обратная дорога всегда проще и быстрее. Уровень воды значительно упал, все дни в дороге резко констатировали с днями ожидания в Вижае – солнце грело по летнему жарко и с неба не упало ни капли дождя. Все реки кроме Тошинки мотоциклы проехали своим ходом. Несмотря на низкий уровень воды, сильное горное течение не давало расслабиться и приходилось помогать друг другу, удерживая и толкая мотоциклы перед собой. Оставшиеся километры до Вижая пролетели просто незаметно практически без потерь – во время переправы через Тошинку утопили одну из машин. Оставив команду реанимировать внедорожник, в 16 часов вечера 18 августа финишировали в Вижае.
Торжественное награждение всех участников похода, баня и застольные посиделки вечером того же дня стали апофеозом всего мероприятия «Дятлов – треффен», организованного мотоклубом «Сармат» г. Урай.

Вероятных версий гибели тургруппы Дятлова существует довольно много. Уже в самом Вижае один из местных жителей поделился своей версией гибели туристов. В то время над уральским хребтом проводились испытания баллистических ракет с ядовитым топливом, ступени которых в местных горах находят до сих пор. Запуск из казахских степей с выбором цели на полигоне Новой Земли как раз охватывал местные края. Одна из ступеней, отделившись от ракеты, стала падать в район нахождения группы Дятлова, вырабатывая остатки топлива и выжигая весь кислород в радиусе километра. Почувствовав удушье, туристы предприняли попытку спастись из опасного района. Кто не погиб от удушья сразу, позже замерз, пытаясь вернуться к палатке или сидя у костра. Помимо тургруппы Дятлова погибло еще несколько групп, смерть которых не вызвала такого большого резонанса. Так же постоянно гибли местные охотники манси, а в лесах находили большое количество мертвых животных.
 
Погрузив мотоцикл в прицеп, выехал из Вижая в 6 утра для того чтобы уже в 23 часа разгрузить его в родном гараже. На память об экспедиции остались добрые воспоминания и новые друзья. Страницу покорения перевала Дятлова на мотоцикле можно перевернуть и открыть захватывающую книгу мотопутешествий на новой странице.

Мото

5.7K поста11.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:


• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Публикацию ДТП (исключение: авторский контент с описанием)

• Пропаганду нарушений закона

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику


Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066


О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :


• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят чтобы сообщить что мы все умрём / разобьёмся и покалечимся. Мы в курсе.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель. И да, многие мотоциклисты тоже не любят прямотоки.