"Мёртвая дорога". Участок Трансполярной магистрали Надым - Салехард. ГУЛАГ.
"В середине 50-х годов прошлого века на севере СССР строили железную дорогу «Чум — Салехард — Игарка». Проект имел название «Строительство №501» и «Строительство №503». Один из участков «501-й стройки» проходил между городами Надым и Салехард, в 52-ом там уже была построена железная дорога, ходили поезда. Однако после смерти Сталина в 1953 г. работы были свёрнуты, дорога к концу 1950-х годов оказалась никому не нужна и получила название «мёртвой». Но сообщение между двумя городами оставалось всегда.
Последние 15 лет этот участок пути является частью огромного и перспективного проекта - «Северный широтный ход». В будущем СШХ свяжет основные месторождения, поможет обеспечить их освоение и кратчайший транзит ископаемых. Параллельно с ж/д строится и автомобильная дорога, которая должна дать Ямалу выход на общероссийскую сеть дорог.
Сегодня на промежутке Надым — Салехард из 350 км порядка 100 еще не готовы для перемещения автотранспорта. Летом, весной и осенью здесь невозможно проехать. И только когда выпадает достаточное количество снега, а температура опускается до необходимого уровня, в этих местах появляется зимник — дорога из укатанного снега.
Именно по такому зимнику каждую неделю по делам, по работе и просто чтобы помочь людям ездит Алексей на лично собранной Волге."
© Игорь Колесников, 2017.