Мы все немного психопаты

Мы все немного психопаты Психология, Интересное, Познавательно, Длиннопост

Каждый из нас периодически лжет, хитрит или нарушает правила. Каждый может не проявить в той или иной ситуации должного сочувствия и понимания. А это значит, что почти каждый обнаружит в себе какие-то психопатические черты. Определить их наличие у любого человека позволяет опросник Self-Report Psychopathy Scale (анкета для определения степени психопатии).

Эта анкета включает 29 утверждений, с вариантами ответов от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Вот одно из них: «Иногда я говорю людям то, что они хотят услышать». Наверняка многие из нас согласятся с этим утверждением – но делает ли это нас психопатами? «Нет, если по большинству остальных утверждений мы не наберем высокие баллы, – заверяет клинический психолог Люси Фоулкс. – Однако лишь единицы из нас завершат это анкетирование с нулевым результатом. Так что задуматься есть о чем».

В некоторых случаях невысокий уровень психопатии может даже оказаться полезным. Например, хирург, который способен эмоционально отстраниться от страданий своего пациента, наверняка прооперирует его более эффективно. Или бизнесмен, который умело манипулирует людьми, жульничает, часто добивается большего успеха, чем его более честные коллеги.

Многих привлекают такие качества психопатов, как умение очаровывать окружающих, жажда риска, интерес к случайным связям. «Однако в завершенной форме психопатия представляет собой крайне деструктивное расстройство личности, – рассказывает Люси Фоулкс. – Она совмещает антисоциальное поведение и поиск острых ощущений (что проявляется в агрессии, наркомании, тяге к риску), безжалостность и хладнокровие, отсутствие чувства вины и желание манипулировать другими. Именно это сочетание и делает психопатов опасными для окружающих».

То, что останавливает обычных людей от совершения преступлений – чувство жалости к потенциальной жертве, чувство вины, страх наказания, – не служит для психопатов тормозом. Их вообще нисколько не беспокоит, какое впечатление производит на окружающих их поведение. Они проявляют большое обаяние, чтобы получить то, что им нужно, а потом легко забывают того, кто им больше не нужен. Когда мы читаем о людях с ярко выраженными психопатическими чертами, нас пугает и захватывает их поведение: кто они, эти чудовища, так непохожие на нас? И кто позволил им обращаться с другими так бесчеловечно?

Но больше всего настораживает другое – то, что психопатические черты есть не только у людей с ярко выраженным расстройством личности. Они как бы «разлиты» в обществе, причем неравномерно: у большинства людей эти черты выражены относительно слабо, у меньшинства – сильно.

Людей с психопатией разного уровня мы встречаем в вагонах метро и на работе, мы живем с ними по соседству и вместе обедаем в кафе. «Психопатические черты не забронированы исключительно опасными преступниками и людьми с психическими расстройствами, – напоминает Люси Фоулкс, – в той или иной степени они свойственны каждому из нас».

Клинические психологи пытаются понять, от чего зависит, какое место мы займем на шкале аномалии. Генетика определенно играет свою роль: известно, что некоторые рождаются с предрасположенностью к развитию психопатических черт характера. Но это еще не все. Фактор среды тоже имеет значение – например, насилие, которое совершалось в нашем присутствии, когда мы были детьми, стиль поведения наших родителей и друзей. Как и многие аспекты нашей личности и поведения, психопатия – результат не только воспитания или природных данных, но и сложного взаимодействия между ними.

Психопатия – не каменная тропа, с которой уже не сойти, а «дорожный набор», выданный при рождении. Исследования показывают, что определенное вмешательство – например, поддержка родителей, чьи дети наделены высоким уровнем психопатических черт, может этот уровень снизить.

Со временем, надеется Люси Фоулкс, клинические психологи найдут способы лечения, которые помогут сгладить выраженные психопатические черты. Пока, однако, остается много людей – в тюрьмах, психиатрических больницах и в нашей повседневной жизни, которые демонстрируют очень высокий уровень психопатии и чье поведение разрушительно для окружающих.

Но все-таки важно помнить, что психопаты не совсем уж отличны от нас. Просто они наделены более экстремальной комплектацией тех черт характера и поведения, которые все мы имеем и которые способны понять. Конечно, поведение некоторых из этих людей – убийства, пытки, изнасилования – некоторым сложно постичь, но в реальности поведение одних людей отличается от поведения других лишь градусом. Психопатия просто крайняя точка линии, на которой мы все стоим.

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Советую посмотреть http://pikabu.ru/story/chto_takoe_sondiana_4554092

"Наша жизнь состоит из того, что мы делаем каждый день. Это наши повседневные практики.


В сондиане практики собраны воедино вокруг ключевых слов, а ключевые слова – вокруг букв.


Исходно это буквы – названия психиатрической терминологии (гомосексуальность h, садизм s, эпилепсия е, истерия hy, кататония k, паранойя р, депрессия d, мания m), мы оставляем их как дань традиции, из уважения к основателю подхода."

Больных 5% в популяции, здоровых 95%.

Вы же пытаетесь перемешать, зачем?

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Первый уровень психодиагностических знаний (соответствующий точке на листе) – это представление о том, что у людей бывают индивидуальные особенности, которые складываются в характер.


Второй уровень (много точек) – это представление о том, что в каждом человеке есть разные паттерны характера, и обычно один или два выражены сильнее других, и в зависимости от ситуации проявляются разные паттерны.


Третий уровень знаний (прямая) – представление о просоциальном поведении "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" или антисоциальном "умри ты сегодня, а я завтра", о правилах общежития с другими людьми. Это опыт социализации, увязывающий воедино самообладание, здравомыслие и совесть, которые в психодинамической традиции носят название импульс-контроля, способности адекватно оценивать реальность и зрелости супер-эго.


Четвёртый уровень (много прямых) – представление о мотивационно-потребностной сфере, объясняющее, почему люди разных характеров и разных внутренних миров выбирают для себя ту или иную деятельность в качестве профессии или хобби.


Пятый уровень (плоскость) – представление об алгоритме, по которому человек принимает решения в семье. Это синтез представлений о характере, о выборе "мы", о мотивах, побуждающих действовать, и о типе привязанности.


Шестой уровень (несколько плоскостей) вводит идею темпоральности переживания себя и отношений, как они зарождаются, когда и почему умирают. В профессиональной литературе обсуждается вне контекста практической психодиагностики. Укажем на теоретическую дискуссию о феномене декаляжа – повторного появления познавательных структур и феноменов в процессе развития, как в форме вертикального декаляжа (повторение на новом этапе феноменов, которые были преодолены на предыдущем этапе развития), так и в форме горизонтального декаляжа (новое знание применяется сначала к одному, потом к другому содержанию в рамках одного и того же этапа развития) и на теорию наррадигмы В.А. Шкуратова, подразделяющую гуманитарное знание на фазы апокрифа, канона, гуманистическую, гуманитарную и человекознание.


Седьмой уровень (система плоскостей) вводит смыслообразующую идею биографии, зачем люди совершают действия, которые не доставляют им удовольствия, реализуют свои решения, невзирая на риски, прекращают друг с другом отношения и соревнуются сами с собой. Это тема, близкая размышлениям о категориях случившегося и неслучившегося. Укажем на экспериментальную работу В.М. Аллахвердова об ошибках и феномене, когда человек помнит неслучившееся правильное решение.


Случившееся событие имеет над человеком власть, затрагивает его эмоции и память, владеет его мыслями в той же мере, что и неслучившееся, - неслучившаяся любовь матери, неслучившаяся дружба со старшим братом, неслучившийся семейный союз с первой любовью, неслучившийся переезд или неслучившееся назначение. О неслучившемся тоже переживают, о нём помнят и думают. Более того, люди мстят за неслучившееся так же часто, как за случившееся, и прощают случившееся и неслучившееся, - себе и другим.


Восьмой уровень (много систем плоскостей) вводит идею авторства своей жизни и права назначать её контекст. Чтобы обрести свободу выбора судьбы и биографии, нужно быть способным слышать диалог поколений, чувствовать свою эпоху и видеть со стороны наррадигмы, действующие в национальном сознании. Это взгляд русской классической литературы. Академическим психологам разработка диагностики такого уровня ещё предстоит.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Наррадигма?

Это как парадигма+нарратив?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

http://alexjourba.livejournal.com/48571.html

(См и комментарии также)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Что-то смутно знакомое, резонирует с опытом.

Как-то раз (один из многих, впрочем) я начитался советских авторов. А потом открыл текст современного (тогда) сборника научных статей, и обратил внимание, что ну совершенно по-другому написано. И метафоры другие, и слова как-то не так стоят друг за другом, вроде тоже по-русски, но как-то не так. Это наррадигма сменилась?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку