-18

Моя Ворга

С детства я хотел быть состоятельным.В позднесоциалистической республике СССР такие мысли всегда были крамольными но так уж вышло- я рос не зная нужды , я понимал что люди с деньгами живут лучше чем люди без денег.На день рождения мне дарили подарки эквивалентом не менее 25 рублей(но строго не деньги).Очень жаль что я не понимал стоимости и ломал подарки довольно быстро.

Время шло а я ждал момента-когда смогу расправить крылья и стану зарабатывать.При этом четкого понимания пути не было.Мог стать ученым,писателем(папашка быстро пресек графоманию серией ременных пиздюлей),потом решил стать начальником.

Моя Ворга Узбекистан, СССР, Размышления, Текст, Длиннопост

Для молодых поясняю что в то время(середина восьмидесятых) Союз был мощным государством с отличной социальной системой .И да-прилавки не были пустыми.

По крайней мере основной набор продуктов- яйца-масло-молоко. колбасы всего трех-четырех сортов(шиком считалась копченая колбаса сервелат), чай и шоколадные конфеты всегда были в любой лавчонке самого маленького городка.Я смеюсь когда читаю про озлобленные толпы людей в очередях за мясом-это уже к 91 и позже относится.

Выбор техники был невелик.Но надо понимать что кроме помощи неграм внешнеторговые операции Союза приносили бешеные деньги и товары попадались в продаже-даже пресловутые видеомагнитофоны и если сильно повезет-телевизоры(не электрон/рубин).

Тем временем я стал пионером.А потом был Чернобыль.Он подкосил экономику враз-и нефтяные цены которые просели до минимальных значений.Появились почти открыто фарцовщики, коррупция размахнулась широко.И советский образ мыслей стал активно разрушаться, когда пустели прилавки.

Моя Ворга Узбекистан, СССР, Размышления, Текст, Длиннопост

Я рос и понимал что будет сложно.Когда республики забаррикадировались друг от друга границами в Узбекистане ничего не поняли.Когда поток советских денег хлынул в республику выметая остатки товаров и овощей-фруктов-стало тоскливее-ведь умные соседи резко ввели свои валюты.А почти вся промышленность Узбекистана была составной частью механизма распределения и когда поставки прекратились-умерли заводы.Именно это(а не нацвопрос)-стало причиной массовой эмиграции.Базарами экономику не поднять,простая истина,которая пока недоступна россиянам.

Где то в 90-м я прочел повесть Бестера Тигр!Тигр!(так перевели,на самом деле называется Моя цеь-звезды).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тигр!_Тигр!_(роман)


Зацепил меня момент -когда туповатый подсобник в момент ярости переходит грань сверхчеловека.Растет интеллект и бывший работяга быстро достигает вершин общества.

Прошли годы.Не раз я оказывался в критических условиях. Меня убивали и преследовали , меня предавали и ряд неприятных совпадений чуть не сделал меня калекой.

Но моя Ворга еще где-то.Чуда не произошло.

Найдены возможные дубликаты

+5

Врёт автор. Никогда он в маленьких городках не был. В середине 80-х в магазинах маленьких городков были пустые прилавки. Соль и макароны, и все. Ну хлеб ещё. Канадский.

раскрыть ветку 6
+2

...как же? А ливерная колбаса?  А суповые наборы из обрезанных костей?...

раскрыть ветку 1
-4

я и не знал что такое ливерная колбаса.Когда в гостях попробовал сосиски из печени что ли- такая гадость.Любил зельц-а мама не покупала такие пробукты.

-4

Как раз таки поездил-и по РСФСР и по Украине и в Латвии был и в Грузии.В маленьких городках.

Врете вы.

Ну-ка-что-масла, сгущенки и макарон не было?Докторской колбасы?Ладно-может с курицей проблемы были-и мякоти мяса только на базаре можно было купить с 87 года-но до того-все было.

раскрыть ветку 3
0

В Поволжье.Небольшой город в 90 тыс ( в то время) жителей. Макароны и лапша - были. Манка, овсянка, перловка -были. Гречка- только для диабетиков. Картошка и капуста - были. Мясо в магазине (только рагу и суповой набор) - было. Конфеты и шеколадки - были (спасибо фабрике "Россия" которая в то время ещё не была "щедрая душа") Молоко и кефир - были.

Масло и колбаса - было (только если знать время привоза и заранее занять очередь).

Куры - были довольно часто, яйца - были практически всегда.

Сгушенки не было - никогда.

Апельсинов и винограда  - не было (только на рынке)

раскрыть ветку 2
+4

Чернобыль подкосил враз экономику СССР?  И цены на нефть из-за него упали? Что Вы курите?

раскрыть ветку 5
-3

не из-за чернобыля цены на нефть упали а в то время.Но надо понимать сколько было потрачено на ликвидацию и переселение людей.И на лечение.

раскрыть ветку 4
+1

Копейки

раскрыть ветку 3
+4

И что? О чем рассказ?

раскрыть ветку 3
-2

О том что я как был так и остался тупым брехливым пиздаболом не годным ни на что.

раскрыть ветку 2
0

История еще не закончилась, посмотрим что будет дальше.

раскрыть ветку 1
+2
Бред какой-то.
+1

Чернобыль каким боком?

0

Ростовская область 80е... Пустые прилавки и очередь за "выброшенными" крупами и мукой в/с. На прилавках всегда в наличии: завтрак туриста, зелёные помидоры в банках,перловка хлеб не больше 2 булок в 1 руки. Из конфет: лимончики и зубодробительные подушечки. Сгущенки нет как и молочки ( только на рынке от местных деревень). Шоколада нет вообще никакого. Селедку подавали на праздничный стол. Сливочное масло делали сами из деревенского молока. С голоду не пухли - трудись на даче и будет тебе счастье. Это вот моё детство - с очередями за крупами и шампунем...

раскрыть ветку 2
0

Вы лучше не годы вспоминайте - а правителей. Ведь 80-е это и 1983 (Был кстати в Новошахтинске - никаких таких ужасов не видел) и 1989 - когда даже в Москве еду и прочие товары можно было купить только по прописке.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Я об этом и говорю.

0

... в Узбекистане ничего не поняли...

раскрыть ветку 2
+2

В Узбекистане и в крупных городах колбасы не было. В 1980 - 1985 каждую поездку в Фергану из Москвы везли несколько батонов в подарок русским родственникам. Чё-то автор подзабыл.

раскрыть ветку 1
-2

Батонов-копченой колбасы.Да-она была не всегда.Докторскую то вы бы и не довезли,даже самолетом.И кстати удивительно-потому что как раз в Папе находился центр всего возможного на то время изобилия-в обычных сельпо стояли видики и хрустальные люстры.Да,это конечно из-за Адылова и ко,но факты есть.

Похожие посты
194

Ринг за колючей проволокой

«Плен - страшная штука, но ведь это тоже война, и пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь». Генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев.

Спортивная и боевая судьба Андрея Борзенко,бывшего чемпиона по боксу среди южных республик 1939 года, дала автору, Георгию Свиридову, прототип главного героя неоднократно переиздававшейся книги «Ринг за колючей проволокой».

Автор книги об Андрее Борзенко узнал на первом послевоенном чемпионате по боксу. Тогда сложилась ситуация, когда на этот чемпионат приехал выступать и автор книги в составе команды, в которой, кроме него, был узбек и немец. Немец вышел в финал, Свиридов был у него секундантом. Дрался с немцем Андрей Борзенко, о котором Свиридов до этого ничего не знал, и очень возмущался, что Борзенко себя на ринге вел слишком агрессивно, буквально избивая его товарища по команде (который, кстати, после этого боя бросил бокс) - 9 нокдаунов!

Только после чемпионата Свиридов узнал, почему Борзенко так проводил бой - ведь за спиной у него было 80 выигранных боев, проведенных в Бухенвальде, когда его противниками в основном были немцы...

В армию Андрей Борзенко уходил мастером спорта в тяжелом весе. Часть его дислоцировалась у самой границы. Началась война и уже на второй месяц он получает ранение в правую ногу. Но, пуля не задела кость, а только навылет пробила мышцу. Он остался в строю. В тяжелом бою под Киевом он получил ранение в руку, но из боя не вышел.

В середине сентября сорок первого года его настигла еще одна вражеская пуля у берегов Днепра. Он прикрывал отход обоза с ранеными товарищами со своей винтовкой и простреленной левой ногой. Он стрелял, пока не потерял сознание. Очнулся уже в плену.

Он дважды совершал побег из лагеря Шталанг, но не смог уйти далеко. Линия фронта переместилась далеко на восток, и добраться до своих шансов не было. Его отвозят вместе с другими военнопленными в Бухенвальд.

Любопытно, что там существовала строгая иерархия, установленная немецким руководством. Лидерами являлись уголовники, после них шли иностранцы, затем русские, а замыкали эту лестницу евреи.

Однажды один из уголовников ударил советского боксера дубинкой, желая поторопить того на построение. Однако Борзенко тут же отправил своего обидчика в глубокий нокаут. После этого случая никто из уголовников не решался избивать русских заключенных.

В выходные дни уголовники обычно организовывали на потеху немцам боксерские турниры. Как правило, именно лидеры касты чаще выигрывали в боях, поскольку значительно лучше питались.

Победителям доставалась лишняя пайка хлеба, а проигравших узников просто увозили в крематорий. На тот момент советский спортсмен познакомился с голландским тренером по боксу – Гарри Мительдором, который также находился в концлагере.

В очередные выходные должен был состоятся традиционный боксерский поединок. Первым на ринг вышел немецкий экс-чемпион Гамбурга по боксу, посаженный в концлагерь за неоднократные разбои и убийства. Выйти против огромного разбойника, вес которого превышал 100 кг, не изъявлял желания ни один из заключенных.

Видя это, немецкие надзиратели решили вручить победителю не только буханку хлеба, но еще и банку тушенки. В итоге к рингу подошел Борзенко с тренером, выказав желание боксировать с немцем. После этого на заключенных надели перчатки и объявили о начале поединка.

Лысый немец, голова которого была усеяна шрамами после уличных драк, сразу ринулся на советского боксера. Он хотел нанести один мощный удар и отправить соперника в нокаут. Однако его плану не суждено было сбыться. Несмотря на то, что Андрей был легче своего оппонента килограмм на 20, он мастерски отбивал все атаки противника.

Громила начал клинчевать и даже пару раз ударил советского спортсмена локтем, однако судья «не замечал» этого. Надзиратели и прочие сотрудники концлагеря начали делать ставки на немца думая, что тот рано или поздно нанесет сокрушительный удар по русскому боксеру. В конечном счете, первый раунд так и не выявил победителя.

С первых секунд второго раунда немец начал стремительную атаку на Борзенко. Не достигнув успеха, он ударил советского боксера в пах, после чего тот согнулся от нестерпимой боли. Лысый уголовник бросился добивать соперника, несмотря на возражения его тренера. Рефери оттащил немца в сторону и подождал пока Андрей займет стойку.

Как только судья разрешил продолжить бой, Борзенко приблизился к противнику и провел «двойку», ударив левой в печень и правой в челюсть. В следующую секунду немец уже лежал в глубоком нокауте.


Большая часть публики начала аплодировать советскому боксеру, включая и надзирателей концлагеря. После этого Андрей провел еще немало боев, одерживая в каждом из них уверенные победы.

Со временем, по просьбе коменданта концлагеря, в Бухенвальд был приглашен чемпион Германии в тяжелом весе среди войск СС и Вермахта Германии – Вилли. Этот бой должен был стать настоящим событием. Он рассматривался как сакральный поединок между нацистским и советским солдатом.

По регламенту спарринг должен был продолжаться 6 раундов по 5 минут каждый. Посмотреть на противостояние русского с немцем пришло все высшее руководство. Интересен факт, что судьей был сам начальник концлагеря. Ровно в 18:00 прозвучал гонг, сигнализирующий о начале боя.

Высокий и крепкий немец бросился на Андрея, работая обеими руками одновременно. Изначально советский боксер ставил блоки, убегая от атак противника. Зал неистово поддерживал Вилли аплодисментами и громкими криками.

Во втором раунде оба спортсмена равномерно обменивались ударами, хотя немец был заметно активнее, чем на старте боя. Борзенко удавалось ловко уходить от ударов Вилли, бегая по периметру ринга. В третьем раунде, немец сбавил темп, решив выждать подходящего момента для нанесения решающего удара.

В четвертом раунде, Вилли стал использовать локти, нанося ими удары по голове советского боксера. Естественно рефери не собирался останавливать бой, а только делал замечания своему соотечественнику. Однако когда освирепевший немец очередной раз услышал от судьи замечание, он ударил его, после чего тот потерял сознание.

Затем немец ринулся на Борзенко, забыв о защите своей челюсти. В результате наш боксер, слегка присев и сделав резкий выпад вперед, нанес левой рукой удар в челюсть соперника. Через миг Вилли находился в глубоком нокауте рядом с рефери. 

В зале воцарилась полная тишина. Тренер подозвал к себе Андрея и вместе с ним удалился к заключенным. Все узники концлагеря быстро разбежались по своим баракам, опасаясь того, что униженные надзиратели откроют по ним огонь. До сих пор остается загадкой, почему нацисты не расправились с советским боксером-заключенным, отправившим в нокаут их чемпиона.

Спустя пару лет, когда Красная армия начала одерживать на фронте одну победу за другой, она освободила всех заключенных концлагеря Бухенвальд. Выживших немцев массово брали в плен или расстреливали на месте.

После освобождения, тренер советского боксера Гарри Мительдор ушел вместе с американцами, которые к тому времени объединились с нашими войсками.

Интересен факт, что Гарри предлагал нашему чемпиону поехать к нему в Нидерланды, однако тот предпочел вернуться к семье в Узбекистан. Вскоре у него состоялся разговор с советскими командирами, которые поверили в его рассказ. В итоге он продолжил воевать за Родину до окончания Великой Отечественной войны, после чего отправился в Ташкент.

Дома он встретился с родными – отцом, матерью и сестрой. Позже советский чемпион поступил в Медицинский институт, выбрав профессию хирурга, а затем и женился. Еще долгое время он никому не рассказывал о своем пребывании в концлагере и только после смерти Сталина решил открыть правду близким родственникам.

Незадолго до распада СССР советскому боксеру все же выдали удостоверение «Участника Великой Отечественной Войны», хотя до этого его неоднократно вызывали на допросы.

Андрей Борзенко прожил насыщенную жизнь, работая хирургом и пользуясь большим уважением. По воспоминаниям тех, кто его знал, он был очень добрым и отзывчивым человеком.

Скончался Андрей Борзенко в 1992 году. 

Источник https://interesnyefakty.org/sovetskij-bokser-protiv-nemeczko...

Ринг за колючей проволокой Великая Отечественная война, Германия, Пленные, СССР, Узник концлагеря, Бокс, Узбекистан, Герои, Видео, Длиннопост
Показать полностью 1 1
415

Архитектура СССР: метро Ташкента.

Ташкентское метро было открыто в 1977 году и стало первым в Центральной Азии. Сейчас метро включает в себя три линии, но в ближайшие годы должны открыться ещё две полностью надземные линии. Однако самое интересное скрыто внизу. Благодаря богатым интерьерам ташкентское метро часто называют подземным музеем.


Строительство метро началось после разрушительного землетрясения 1966 года. С самого начала все сооружения метрополитена строились с учетом высокой сейсмичности региона. Несмотря на слабые подземные толчки, регулярные по сей день, работа подземки ни разу не прерывалась с момента открытия первого участка.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

В настоящее время протяжённость трех линий метро с 29 станциями составляет 36 километров. По длине это сопоставимо с длиной Калужско-Рижской линии (оранжевой ветки) московской подземки.


Учитывая, что Ташкент занимает площадь 260 км2 и насчитывает более двух с половиной миллионов жителей, метрополитен является пусть и недостаточно загруженной транспортной системой, но стратегически очень важной. На платформе каждой станции постоянно дежурят по несколько милиционеров, которые следят за порядком, не разрешают стоять на лестницах и в переходах, а также гоняют всех туристов с фотоаппаратами. Снимать в Ташкентском метро строжайше запрещено. При входе на станцию осуществляется досмотр.


«Космонавтлар» (в переводе с узбекского — космонавты) — станция на Узбекистанской линии, до 1991 года называлась «Проспект космонавтов». Интерьер выполнен в синих, голубых и белых тонах. Под потолком станции светящийся ряд ламп, который символизирует Млечный путь. «Космонавтлар» украшена изображениями правителя и астронома Улугбека, космонавтов Валентины Терешковой, Юрия Гагарина, Владислава Волкова и Владимира Джанибекова.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Бодомзор» — станция на Юнусабадской линии, открытая в 2001 году. Рядом со станцией расположены «Узэкспоцентр» и парк «Ташкентленд».В переводе с узбекского «бодомзор» — миндальная роща. Деревья миндаля вдохновили художников на оформление этой станции.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Пахтакор» — не только прославленный футбольный клуб из Узбекистана, но и название станции. В переводе с узбекского это слово означает «хлопкороб». Хлопок — важнейший экспортный товар Узбекистана, страна входит в десятку крупнейших производителей.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Хамид Олимжон» — станция на Чилинзарской линии, открытая в 1980 году и названная в честь поэта первой половины XX века. В вестибюле станции стоят светильники из белого мрамора.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Мустакиллик майдони» — одна из первых станций ташкентского метрополитена.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Алишер Навои» — колонная трёхпролетная станция на Чиланзарской линии, её считают самой красивой в Ташкенте. Названа в честь знаменитого поэта и философа XV века.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

Спуск на станцию «Алишер Навои» украшен огромным панно с геометричными узорами. Интерьер станции создавали узбекские художники.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

«Юнус Раджаби» — самая глубокая из всех ташкентских станций — 24 метра. Высота потолков свыше 7 метров. Кроме большой глубины при строительстве трудности создавали высокие грунтовые воды, из-за чего пришлось бурить 19 скважин вертикального дренажа.

Архитектура СССР: метро Ташкента. СССР, Узбекистан, Ташкент, Метро, Архитектура, Длиннопост

Автор Gelio (Степанов Слава)

https://gelio.livejournal.com/248027.html


Автор Чистопрудов Дмитрий (chistoprudov)

https://chistoprudov.livejournal.com/167503.html

Показать полностью 8
738

Архитектура СССР: Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан.

Строительство комплекса "Солнце" началось в далёком 1981 году. На данный момент в мире существует только два подобных сложнейших инженерных объекта: во Франции и у нас, в бывшем СССР. Инженерная разработка такого сооружения стоит совершенно безумных денег и была возможна только при Советском Союзе, зато эксплуатация получается практически бесплатной. На солнечной энергии в течение дня в печи может создаваться контролируемая температура значением до 3000 градусов Цельсия.


Основное параболическое зеркало размером 54 на 54 метра формирует сфокусированный луч диаметром 1.2 метра. В центре, за зеркальным полотном, расположено помещение исследовательского центра, откуда ведется наблюдение за процессом плавки металлов.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Гелиокомплекс расположен в 45 км от Ташкента, в Паркентском районе, в предгорьях Тянь-Шаня на высоте 1100 метров над уровнем моря. Место для строительства выбиралось очень тщательно: во-первых весь комплекс расположен на едином скальном массиве, что очень важно т.к. он расположен в сейсмически опасном районе, во-вторых, количество солнечных дней в году здесь не менее 270.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

В первую очередь, такая солнечная печь нужна, конечно, не для простой переплавки металлов, хотя такую функцию она тоже может выполнять. Основная задача комплекса — это научные исследования.

Скажем, нам нужно узнать, как будет вести себя обшивка космического корабля при резком солнечном воздействии и нагреве корпуса. Без такого комплекса провести подобные исследования будет непросто.

В концентраторе используется 10700 зеркал, общей площадью 1840 квадратных метров. Зеркала собраны в 214 блоков, размером 4,5х2,25 метра, по 50 зеркал в каждом.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Воплотить в жизнь смелый проект «Институт Солнца» стало возможным благодаря усилиям и энтузиазму академика Саида Азимовича Азимова. Тригонометрический пункт и мемориальная плита в самой высокой точке комплекса.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Ряд поворачивающихся зеркал-гелиостатов , направляют солнечный свет на гигантский параболический концентратор высотой с 12-этажный дом, состоящий, как и гелиостаты, из небольших зеркал-фацетов.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Управление зеркалами полностью автоматизировано и используются готовые программы на каждые день, учитывающие положение солнца на небе.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Перед открытием ежегодных спортивных соревнований от Солнечной печи зажигают аналог Олимпийского факела, что очень символично — Солнце, зародившее жизнь, дает энергию, запал и для спортивных достижений.

На фото же зажигают не факел, а сосновую шишку, и не от самой Печи, а от небольшого параболического зеркала.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Вид на Институт "Физика-Солнце" и прилегающие окрестности с площадок Объекта:

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост
Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

А вокруг этой космической красоты — деревни.

Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост
Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост
Архитектура СССР:  Гелиокомплекс «Солнце» , Узбекистан. Узбекистан, СССР, Длиннопост

Автор eldar_z

https://eldar-z.livejournal.com/34512.html


Автор Виктор Борисов (victorborisov)

https://victorborisov.livejournal.com/210994.html


Автор Николай Рыков

https://nikolapic.livejournal.com/79315.html

Показать полностью 11
133

Москвич-415 — история, которую не написали.

Здравствуйте, дорогие друзья.

Знаете ли вы что внедорожники в Советском Союзе производились не только на таких заводах как УАЗ, ГАЗ и ВАЗ, но и на заводе АЗЛК (ранее МЗМА)? Как по мне, так эта ветка истории могла бы продолжиться очень перспективными рамными малогабаритными внедорожниками, которые составили бы конкуренцию современным российским автомобилям повышенной проходимости, и уж просто превосходную конкуренцию безрамной "НИВЕ".

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

На дворе было начало 50-х. Еще не так давно закончилась война, и страна большими темпами старалась восстановить мирную жизнь. Народное хозяйство очень нуждалось в массовых автомобилях высокой проходимости. В разных отраслях и подразделениях трудились ветераны ГАЗ-67, начали выпускаться более современные и комфортабельные ГАЗ-69. Редко, но все же можно было еще встретить "солдатов" Willys MB, разбросанных в больших количествах по территории Советского Союза, и продолжающих нести службу в армии и народном хозяйстве. "НИВА" появится только в далеких 70-х, а государству очень нужны помощники именно сейчас. На этой волне на заводе МЗМА (АЗЛК) стали разрабатывать легкий компактный рамный внедорожник на узлах своей же продукции.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

В середине 1950-х годов в СССР был создан целый ряд легковых автомобилей с колёсной формулой 4Х4, которые в целом можно охарактеризовать как «комфортабельные внедорожники». К ним относились ГАЗ-М72 среднего класса на базе Победы ГАЗ-М20 (1955), Москвич-410 (седан) и Москвич-411 (универсал) малого класса на базе Москвича-402/407 (1957).

У этих машин было много общего. Все они были созданы на основе серийных легковых автомобилей с несущим кузовом типа «седан» (точнее, ГАЗ-М72 — «фастбэк-седан», Москвич-411 — универсал). Кузов получил местное усиление и жесткие мосты с зависимой рессорной подвеской. В трансмиссию была добавлена раздаточная коробка — у М72 от серийного ГАЗ-69, у Москвича-410 — вновь разработанная.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

По результатам эксплуатации, автомобили были признаны в целом соответствующими своему назначению, но, вместе с тем, был отмечен и ряд недостатков. Особенно плохо показал себя «Москвич»: жесткость кузова была недостаточна, слабая раздаточная коробка часто выходила из строя, невысокой оказалась и комфортабельность из-за жесткой ходовой части и высокого уровня шумности полноприводной трансмиссии.

Стало ясно, что специализированный полноприводный легковой автомобиль не может быть создан на шасси обычной легковушки. Впоследствии, ГАЗ продолжил работы над полноприводными версиями своих седанов и универсалов, которые выпускались очень малыми сериями. На МЗМА (АЗЛК) же пошли по пути создания легкового рамного вездехода «с нуля».

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост
Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

По этим причинам, в середине пятидесятых на МЗМА (АЗЛК), под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение Москвич-415, максимально использующий серийные детали.

По основным узлам и агрегатам — мостам, коробке передач и раздаточной — автомобиль, конечно же, унифицировали с Москвичом-410. Ориентировались на новый только готовящийся к производству 45-сильный двигатель Москвича-407. Передний мост подвесили на шестилистовых рессорах, задний — на девятилистовых. Раму и кузов создали заново. Автомобиль с очень малыми свесами и короткой (всего 2030 мм) базой отличала отменная геометрическая проходимость. Дорожный просвет составлял 220 мм.

Внешне первые образцы действительно были очень похожи на американский Willys. Впрочем, его влияния в послевоенные (да и поздние) годы мало кто избежал. На «американца» походил, например, итальянский Fiat Campagnola, и даже ранние Land Rover делали не без заокеанского влияния.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

Первый этап испытаний в Подмосковье провели весной 1959-го, второй (уже доработанных машин) — летом — ранней осенью. Улучшенные образцы прошли около 5000 км по асфальту, столько же по булыжнику, свыше 7000 по проселкам и чуть больше 2000 по городу. То есть пропорция примерно соответствовала реалиям, в которых автомобилям предстояло жить и работать.

Кстати, подходящих дорог, вернее, бездорожья, хватало даже в двух шагах от завода. В испытательном отчете зафиксировали: «Проселочная дорога в районе Кузьминок включает полевые и лесные дороги со значительными рытвинами и ухабами». Потом утюжили шоссе Владимир — Муром, после отправились на Украину, где стали причиной переполоха в забытой начальством деревушке.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

Машины смело пускали по буеракам и загоняли в такие топи, в которые ни один владелец неподготовленного внедорожника сегодня не поедет ни за какие коврижки. Прототипы показали очень неплохую экономичность: на ровной дороге на скоростях 50–70 км/ч расходовали 10,4–11 л/100 км, в городе — 14,8 л, на проселках — до 19 л.

На шоссе «Москвичи» развивали 101–106 км/ч. Но для них, конечно, куда важнее было умение преодолеть 31-градусный подъем и брод глубиной 600 мм. Конечно, в таких условиях 45-сильный мотор работал с максимальной нагрузкой и страдал от пыли и грязи, плохо улавливаемых воздушным фильтром.

Тяжело было и сцеплению. Испытатели ругали амортизаторы, из-за неэффективности которых ломались рессоры. К сожалению, многие поломки прототипов объяснялись не только нагрузками, но и просто низким качеством изготовления комплектующих. Чтобы осознать это, не надо быть испытателем, достаточно вспомнить отечественные автомобили тех лет.

Кузов и рама тоже требовали усиления. Но в целом машины отработали нормально. Куда двигаться конструкторам во главе с Гладилиным, было ясно. Информация о 415-х, как водилось в СССР, попала в прессу и вызвала огромный интерес. До рождения «НИВЫ» оставалось еще более пятнадцати лет…

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

Большинство узлов и агрегатов этого автомобиля были заимствованы у Москвича-407, в то время, как на "Москвиче-4х4" они были в основном от Москвича-402.

Первый экземпляр был изготовлен в 1959 году. Тогда же изготовили и второй образец. По внешности они еще напоминали предшественника, но конструктивно были более совершенны. Даже несмотря на усовершенствования в техническом плане, 415-й был обруган за безыдейность конструкторов относительно дизайна. И в результате были созданы несколько новых образцов — дизайн их существенно отличался от первоначального варианта.

Специалисты МЗМА (АЗЛК) построили усовершенствованные прототипы Москвич-415 с открытым кузовом и Москвич-416 с закрытым кузовом. Машины сохранили прежний «407-й» мотор мощностью 45 л. с., но получили новые мосты и четырёхступенчатую коробку передач вместо трёхступенчатой у Москвича 4Х4.

Решение Министерства обороны по итогам испытаний было положительным: после доработок конструкции Москвич-415 мог использоваться в вооружённых силах в качестве автомобиля связи, штабной или служебной машины. Кроме того внедорожник был бы полезен и в сельском хозяйстве. В ноябре 1959 года советское правительство утвердило запуск модели в серию — выпуск планировали организовать на новосибирском заводе «Сибсельмаш», однако уже в феврале 1960 года подготовку производства приостановили из-за организационных проблем и противоречий между предприятиями и ведомствами.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

В 1960 году появился прототип Москвич-416, отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408.

Однако, из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к довольно удачной конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. На МЗМА продолжали доработку машин, готовили чертежи для производства. Но, по сути, уже в 1960-м судьба автомобиля была предрешена. Страна вела огромное строительство, вооружалась, помогала братьям по социалистическому лагерю.

Кампания «народный автомобиль для сельчан» в этой ситуации не могла стать приоритетной. Завод приносил государству хороший доход, в том числе валюту от довольно успешного экспорта «Москвичей 407» (да-да, такое было!), а для новой модели требовалось расширять производство. Не только 415-й и 416-й, серийные полноприводные седан и универсал вскоре сняли с производства.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост
Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

На фото выше рекламные буклеты, посвященные экспортной продукции АЗЛК тех лет, а также очень необычное фото: британская актриса Джули Десмонд, ставшая знаменитой в 1971 году после выхода сериала «Казанова», сыграв роль проститутки в нем, рекламирует экспортный «Москвич».


Проект закрылся, но спустя десяток лет АЗЛК решил вновь вернуться в теме компактного внедорожника и в 1973 году сделал прототип Москвич-415С — тот же открытый «415-й», но с изменённым оформлением передка, более мощным мотором Москвич-412 и новой коробкой передач.

В общем, руководству АЗЛК стало ясно: на конвейер машина не встанет. Но конструкторы, словно не желая в это верить, потихоньку продолжали совершенствовать модель. Хорошим толчком к этому стал 75-сильный мотор Москвича-412, производство которого начали 1967-м. Среди советских легковых серийных двигателей он в то время имел самую большую удельную мощность.

Конечно, ехал полноприводный автомобиль с этим мотором повеселее. Но заметнее стали недостатки слабенькой — еще с 410-го — трансмиссии. Впрочем, ее можно было модернизировать, имелись бы средства и воля руководства.

Образец «Москвича» передали военным в НИИИ-21 в Бронницы. Они вроде бы проявили к автомобилю интерес. Потребовали, правда, установить вторую печку. К слову, отопитель 412-го салон седана-то грел не слишком здорово, а полноприводник, разумеется, имел больше щелей.

Тем временем похожие машины строили в Ижевске, а вскоре, отреагировав на очередной правительственный клич, работы начали и в Тольятти. Стране вновь понадобилась машина для колхозника. Только нынче главной причиной стал рост накоплений сельских жителей при отсутствии товаров, на которые их можно было потратить.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

На фото выше видна эволюция "Нивы": от прототипа к серийному авто.


На разных стадиях испытаний будущую «НИВУ» сравнивали с иномарками, УАЗом-469 и даже с Иж-14. «Москвичи» (теперь под индексами 2148 — с брезентом и 2150 — цельнометаллический) на тесты не выставляли. Впрямую сравнивать машину, заложенную два десятилетия назад, с продуктом самого современного, хорошо оснащенного и располагающего несравнимыми возможностями и средствами завода, было бессмысленно.

Ну а два аналогичных по классу (хотя «Москвич» был конструктивно проще и в известной степени прочнее) автомобиля централизованная социалистическая промышленность производить, конечно же, не стала бы.

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

История полноприводных «Москвичей» фактически закончилась. Хотя был в ней еще один короткий эпизод.

Во времена перестройки на московский завод приехали высокие чины из министерства, заинтересовавшиеся полноприводниками. Рассматривали сохранившиеся прототипы, говорят, забрали и пылящуюся в архивах документацию. В те годы даже большим начальникам казалось, что организовать производство автомобилей совсем несложно. Пресса пестрела описаниями машин, которые «очень скоро» пополнят ряды отечественных моделей. Но довольно быстро горячие начальственные, да и прочие головы поняли, что есть иные, куда менее хлопотные, нежели производство автомобилей, способы зарабатывать деньги …

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост
Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост

Два прототипа Москвич-2150 попали в заводской музей, и сейчас они хранятся в музее «Московский транспорт» на Рогожском Валу. А вот единственный Москвич-415С чудом сохранился до наших дней.

Машину выкупил один из сотрудников АЗЛК. Поставить прототип на учёт в ГАИ не получилось, и автомобиль долгие годы хранился на дачном участке владельца в Калужской области. Не так давно Москвич-415С был выкуплен и отправился в реставрационную мастерскую «Симонов-моторс».

7 марта 2018 года машина впервые была показана всем желающим — она стала экспонатом «Олдтаймер-Галереи» в Сокольниках (Москва).

Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост
Москвич-415 — история, которую не написали. Внедорожник, Концепт, СССР, История, Интересное, Москвич, Размышления, 4х4, Длиннопост
Показать полностью 15
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: