729

Моя колоризация

Зулейха Сеидмамедова. Лётчик-истребитель,  штурман 586-го истребительного авиационного полка. Первая военная лётчица-азербайджанка.

Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Женщина, Летчики
Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Женщина, Летчики

Найдены возможные дубликаты

Отредактировал Stern137 1 месяц назад
+27

В 22 года, назначается штурманом только что созданного 586-го женского истребительного авиаполка. В его составе Зулейха принимала участие в воздушных боях в Сталинградской битве, а также в битве на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции. За всё время войны Зулейха Сеидмамедова на своём самолете-истребителе Як-9 совершила более 500 боевых вылетов и провела более 40 воздушных боев. Окончание войны Зулейха встретила в Бухаресте уже в должности заместителя командира 586-го женского истребительного авиаполка.

После войны, демобилизовавшись из армии, Сеидмамедова вернулась в Баку. Была избрана депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР в 1947 году. С 1951 года до 1974 года - министр социального обеспечения Азербайджанской ССР.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1

Будущее осталось в прошлом... В Азербайджане министром соцобеспечения была женщина. А сейчас вот что:

Иллюстрация к комментарию
+34
А я вот выражаю благодарность автору! Он восстановил фотографии моих родственников, одну из них из такого ужасного качества, что даже не ожидала такого)
раскрыть ветку 4
+15

Спасибо

+1
Присоединяюсь к благодарности)
0
Так расскажите нам о ней и ее историю. Тут конечно по факту, но будем благодарны, если дополните
раскрыть ветку 1
+2
Да не о чем там рассказывать. У меня внезапно умер дедушка и оказалось, что все его фотографии только в компании, ну не любил человек фотографироваться. Отправила что есть и получила очень хороший результат, на который даже не рассчитывала
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+24

Вот про эту Зулейху нужно было кино снимать.

раскрыть ветку 1
+3

Это не про нашу реальность(

Мрази не снимают про настоящих героев, да и чёрт с ними (с мразями)

Как это ещё "Мы из будущего", "Брестская крепость" и "28 панфиловцев" вышли на экраны...

+78
Зулейха здорового человека.
раскрыть ветку 2
+23

Зулейха открывает бомболюк.

+30

Именно. А не та псевдоисторичная блевотина о которой орут из каждого утюга

+21

Вот это Зулейха.... Преклоняю колени....

+5

Зулейха здорового человека.

+5
YouTube1:59
+2

Валар моргулис! Девочка знает, что сделает с тобой.

+1

Красивая какая

+1
Зулейха с открытыми мозгами
0

Извините за оффтоп, автор. Скажите, вы восстанавливаете пострадавшие фотографии? У меня есть фотография моего погибшего друга, она сильно пострадала- время её не пощадило. А сканером для оцифровки я, к несчастью, обзавёлся слишком поздно...

раскрыть ветку 1
+1

Все зависит от качества снимка. Пришлите на почту kos-mv@mail.ru

0
После обработки в Remini
Иллюстрация к комментарию
-1

Похожа на Ирину Чеснокову.

Иллюстрация к комментарию
-16

Фотка скорее всего курсантская, звание какое? Штурман полка в то время должен иметь звание майора. И левая птичка на петлице не проработана, так что на троечку.

раскрыть ветку 3
+2
Вот не понимаю,зачем это делать?
+1

Знать о майорском звании и не разбираться в остальных? Да уж...

ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
328

"Русские рубят детей топором". Как в Германии, поверив Геббельсу, целый город совершил самоубийство

Женщина под большим дубом на окраине города отравила ядом своих детей – двух малышей в коляске и одного шестилетнего ребёнка. Затем попыталась повеситься – но её вытащили из петли советские солдаты. Она рассказала, что на пропагандистских плакатах Третьего рейха утверждалось: русские убивают детей, раскалывая им череп топором. Среди горожан творилась массовая истерия. Целые семьи шли к реке, привязывали себя друг к другу, и погружались в холодную воду. Ещё многие недели после этого по рекам Германии плавали распухшие трупы. 11-летняя девочка пыталась выбраться из горящего дома, а бабушка тащила её обратно – в последнюю минуту мать схватила дочь, и бросилась с ней к реке. «У меня было чувство, что пришёл конец света, - вспоминала после чудом выжившая девочка. - И всем в Деммине тогда так казалось». Британский историк Иэн Кершоу, упоминая в своей книге «Конец Германии» о самоубийствах в городе Деммин 1 мая 1945 года, объясняет случившееся умопомешательством немцев в страхе перед местью большевиков. В то время в Деммине жили 15 000 человек: кроме того, скопились также группы беженцев из Померании. Предположительно, от 700 до 1 200 горожан убили себя лишь за один день, опасаясь «чудовищных зверств русских».

Сожгут, изнасилуют, съедят

…Адольф Гитлер был популярен в Деммине с самого начала. На выборах в парламент 5 марта 1933 года Национал-социалистическая партия Германии получила здесь 53,7 % голосов (в целом по стране – 43,91 %). Большинство евреев уехали ещё до погромов «Хрустальной ночи» - граждане Деммина бойкотировали их магазины: в 1938 году синагогу продали под склад мебельной фирме. 28 апреля 1945 года из Деммина сбежало всё нацистское руководство - включая партийных деятелей, офицеров СС и полиции. В городе оставались лишь участники «гитлерюгенда» и «фольксштурма» (народного ополчения). Через три дня советские парламентёры, выйдя на центральную площадь Деммина, предложили сдаться – ведь Берлин уже пал. По ним открыли огонь. Один житель города (учитель по профессии) прикончил свою жену и троих детей, а затем из «фаустпатрона» убил красноармейца. Его уничтожили ответными выстрелами, и население города впало в панику: теперь-то им отомстят за сопротивление, сожгут, изнасилуют, съедят живьём. Люди принялись убивать себя: с таким ожесточением и энтузиазмом, словно им обещали за это призы. Целые семьи связывали себя верёвками, и топились в реке. Резали горло ножами. Глотали крысиный яд. Матери несли младенцев на руках, клали на землю, и проламывали им головы молотками. Работник лесного хозяйства, как сообщали очевидцы, из ружья застрелил троих детей, затем их матерей, прикончил свою жену, и последнюю пулю выпустил себе в висок. Он выжил, навсегда оставшись без зрения. Согласно другому свидетельству, дочь-подросток перерезала вены на запястьях своим родителям. Многие кончали жизнь самоубийством, даже не увидев ни единого русского солдата: так велик был их ужас перед армией, идущей с Востока.

Уничтожали себя в панике

…Жертв похоронили в нескольких братских могилах на кладбище Деммина. Разумеется, в девяностых годах XX века, когда возобладала мода на публикации о «двух миллионах изнасилованных немок», западные историки изрядно понаписали о «кровавой трагедии Деммина». Мол, кошмар суицида разразился сугубо потому, что Красная Армия якобы разграбила Деммин, начала жечь здания и насиловать женщин. Это упоминает и Иэн Кершоу, и другие исследователи из Британии, Западной Германии и США. По уже принятой методике, приводят пример изнасилования красноармейцами одной или двух гражданок рейха, и далее делается вывод о гигантском количестве пострадавших. В опросах фигурирует 15-летний Дитер Крюгер из Деммина, чья мать была якобы осквернена «большевиками» и совершила суицид, повествуется об умершей от изнасилования 17-летней школьнице, плюс ещё два момента…и на этом ВСЁ. Никаких документов, записей, других признаний не имеется. Впрочем, даже упиваясь описаниями «зверств Красной Армии», тот же Кершоу скромно отмечает – большинство самоубийств было совершено людьми в панике, на основе слухов и усиленной пропаганды доктора Геббельса: многие бюргеры в глаза не видели ещё русских, но стремились убить себя.

«Большевики спасали нам жизнь»

…В 2018 году немецкий режиссёр Мартин Фаркас снял документальный фильм о гибели мирных жителей Деммина. В интервью «Дойче Велле» он указал – «Люди подвергались страшной пропаганде. Национал-социалисты разжигали страх перед «чудовищами с Востока». Однако все выжившие, с кем я беседовал, говорили - русские им помогали. В 1945-м эти люди были детьми. Они рассказали, что советские солдаты спасли им жизнь, вытащив их из реки или перевязав вены на руках, которые им перерезали их матери. Современные немцы знают весьма мало по истории Деммина. Некоторые были очень удивлены фильму - тому, что говорят там пожилые демминцы». Да и сама «Дойче Велле», комментируя ленту Фаркаса, подтверждает – большинство горожан не наблюдали «преступлений» Красной Армии. Более того, «ДВ» признаёт: многие жители Деммина, покончившие с собой, не были жертвами насилия или грабежей. Они пошли на самоубийство из животного страха перед советскими военными – думая, что им, их семьям придётся отвечать за кровавую баню, устроенную солдатами вермахта в СССР.

Доктор в гробу не вертится

…Случай Деммина с сотнями трупов отлично иллюстрирует всю мощь пропаганды Геббельса. Экс-генсек ГДР Эгон Кренц рассказывал мне в интервью, как жители его городка дико паниковали перед приходом советской армии, и вспоминал нацистские плакаты, где большевики с ножами в зубах режут детей. Но что самое интересное – методика министерства народного просвещения и пропаганды Третьего рейха успешно используется и в наше время. В источниках на английском и немецком языках усиленно педалируется тема – сотни людей в Деммине 1 мая 1945 года убили себя и своих детей по причине бесчинств «орд большевиков». Западной публике на тарелочке подаются единичные инциденты (вполне допускаю, что они имели место быть), обложенные гарниром из вымысла и вранья. Фактура же, как ошеломлённые безумием красноармейцы бросились спасать немецких детей и женщин, оказывать им помощь, сотнями вытаскивать из реки, снимать с деревьев, везти в госпитали - цитируется редко, практически незаметно.

…На Западе вам всегда охотно объяснят насчёт испепелённых городов рейха и миллионов изнасилованных немок. А про спасённых Красной Армией самоубийц умолчат: мало кому известный фильм режиссёра Фаркаса не в счёт, хвалить варваров в приличном обществе Европы не принято. Вы знаете, доктор Геббельс в наше время в гробу не переворачивается, ему спокойно. Система, которую он придумал, работает без сбоев.

(с) Zотов

https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=3099191340166960...

Показать полностью
1260

Моя колоризация

Снайпер БОНДАРЕНКО Тимофей Герасимович. Второй Прибалтийский фронт. 1944 год

К январю 1945 года сержант Т. Г. Бондаренко имел на счету 167 уничтоженных фашистов и подготовил 105 молодых снайперов.

Моя колоризация Колоризация, Снайперы, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Длиннопост
Моя колоризация Колоризация, Снайперы, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Длиннопост
74

Герой России Абдулхаким Исмаилов возле трофейного Mersedes 770. Берлин. 19 мая 1945 года

Герой России Абдулхаким Исмаилов возле трофейного Mersedes 770. Берлин. 19 мая 1945 года Память, Великая Отечественная война, 9 мая, История, Вторая мировая война, СССР, Кавказ, Дагестан, Длиннопост

Абдулхаки́м Иса́кович Исмаи́лов (1 июля 1916 — 17 февраля 2010) — участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Российской Федерации. Кумык по национальности.

Получил широкую известность как участник постановочной фотосъёмки советского фотокорреспондента Е. А. Халдея (вместе с сержантами Леонидом Горичевым и Алексеем Ковалёвым), создавшем 2 мая 1945 года художественные фото водружения красного знамени на одну из башен Рейхстага по заданию ТАСС.

Ветеран Великой Отечественной войны. Великую Отечественную войну встретил на Украине в составе 147-го стрелкового полка, прошёл с боями всю Украину, Белоруссию, Польшу, Прибалтику, освобождал Запорожье, Одессу, Варшаву.

В боях за Одессу был ранен, после выздоровления был направлен в 83-ю отдельную гвардейскую разведывательную роту 82-й гвардейской стрелковой дивизии, с этой ротой Абдулхаким Исакович дошёл до Берлина. В конце войны служил в 101-й отдельной механизированной разведывательной роте 83-й стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта. Во фронтовой газете о нём писали как об отважном и бесстрашном разведчике.

В интервью, данном в 2007 году, Абдулхаким Исмаилов утверждал, что ещё 28 апреля 1945 года Алексей Ковалёв, он и Леонид Горычев установили красный флаг на одной из башенок крыши Рейхстага[5].

Он сам описывал это событие так: «28 апреля наша 83-я гвардейская разведрота 82-й гвардейской стрелковой дивизии выходит к Рейхстагу. Плотность войск огромная, артобстрел ведется нещадный, но Рейхстаг для немцев - святыня и символ, и сопротивляются они в тысячу раз упорнее обычного. Четыре раза в этот день войска штурмуют рейхстаг. С огромными потерями и безуспешно. Находясь в непосредственной близости от дворца германского парламента, мы не можем продвинуться ни на метр. Командир нашей разведроты Шевченко получает приказ выслать разведку и, в свою очередь, поручает это задание трем разведчикам - мне и двум моим друзьям: украинцу Алексею Ковалеву и белорусу Леониду Горычеву. Подошли ко дворцу. Проскочили первый этаж здания, полный немцев - безумных, пьяных. Поднялись на второй. Я чуть не погиб там. Спасла случайность. Задержавшись на пороге огромного зала, в котором залегли отстреливавшиеся фашисты, увидел в большом дворцовом зеркале притаившихся за дверью двух немецких автоматчиков. Убил их. Побежал дальше, надо было выполнять разведывательную работу. В конце концов мы втроем с товарищами оказались на крыше. Внизу шел бой. Перестрелка. Грохот артиллерии. Такого задания - водрузить флаг - нам не давали. Но у всех, кто штурмовал Рейхстаг, на всякий случай флаг с собой имелся. Был и у нас. Вот мы его и установили. Не на главном куполе, а на одной из башенок»[6].

По просьбе фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея 2 мая 1945 года Исмаилов с Алексеем Ковалёвым и Леонидом Горычевым установили Красное знамя над Рейхстагом, чтобы запечатлеть это событие на фотоплёнку Е. А. Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом». Фотография Халдея стала известна всему миру как символ Победы советского народа.

За годы войны Абдулхаким Исакович был пять раз ранен, но каждый раз возвращался в строй. В 1996 году Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

В послевоенные годы А. И. Исмаилов работал на сельскохозяйственном производстве. Находясь на заслуженном отдыхе, принимал активное участие в общественно-политической жизни Дагестана, проводил большую работу по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В преддверии 50-летия Победы в России готовили к печати учебник по истории Великой Отечественной, подбирали для него фотоматериалы. Среди прочих оказался снимок военного фотокорреспондента Евгения Халдея — три бойца устанавливают Знамя Победы над поверженным рейхстагом в Берлине. Начались розыски. Вскоре в программе тележурналиста Николая Сванидзе оказался пожилой киевлянин Алексей Ковалёв. Когда ему показали ту фотографию, он мгновенно ответил: «Да это же я, а рядом Лёня Горычев из Минска и Абдулхаким Исмаилов из Дагестана!».

После первой чеченской войны Аслан Масхадов предпринял безуспешную попытку использовать авторитет Абдулхакима Исмаилова в своих пропагандистских целях.

Абдулхаким Исмаилов скончался 17 февраля 2010 года.

Герой России Абдулхаким Исмаилов возле трофейного Mersedes 770. Берлин. 19 мая 1945 года Память, Великая Отечественная война, 9 мая, История, Вторая мировая война, СССР, Кавказ, Дагестан, Длиннопост
Показать полностью 1
396

Забытый герой

Забытый герой Великая Отечественная война, Летчики, Герои, Длиннопост

Михаил Тихонович Степанищев родился  12 декабря 1917 года в деревне Первое Колесово Извальской волости Елецкого уезда Орловской губернии (ныне деревня Первое Колесово Задонского района Липецкой области) в крестьянской семье. Из-за ранней смерти отца ему пришлось рано начать работать: в январе-июне 1930 года работал скотником и пахарем в колхозе.


С 1930 года Степанищев жил в Донецкой области (Украина). В 1932 году он окончил 7 классов школы и горно-промышленное училище в городе Кадиевка (ныне город Стаханов Луганской области). Работал электрослесарем на шахте, с 1935 года – на Ворошиловградском паровозостроительном заводе (ныне город Луганск).


В 1937 году Степанищев окончил Ворошиловградский аэроклуб.


В армии с декабря 1937 года. В 1938 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком бомбардировочного авиаполка (на Дальнем Востоке и в Одесском военном округе).


В июне 1941 года Степанищев - младший лейтенант. Воевал с первого дня Великой Отечественной войны: в июне-октябре 1941 воевал рядовым лётчиком-штурмовиком, затем командиром звена, эскадрильи на Южном, Сталинградском и Юго-Западном фронтах; 


затем - штурман 76-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, гвардии капитан; 


в мае-июне 1942 – лётчик 211-го штурмового авиационного полка. Воевал на Южном и Юго-Западном фронтах. Участвовал в оборонительных боях на юге Украины и обороне Донбасса.


В июне 1942 года в районе города Барвенково (Харьковская область, Украина) Степанищев был сбит, получил контузию и перелом позвоночника и до декабря 1942 года находился на излечении в госпитале.


В январе-марте 1943 года он проходил переобучение в 10-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полку 8-й воздушной армии.


После перелома позвоночника Михаил Тихонович Степанищев мог летать только в специальном кресле (!).


Воюя под Сталинградом, он первым увеличил боевую нагрузку штурмовика Ил-2 на треть.


С марта 1943 года Степанищев - командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, штурман и заместитель командира 76-го гвардейского штурмового авиационного полка. Воевал на Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.


Участвовал в Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Минской, Вильнюсской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.


В ноябре 1943 года группа из 6 самолётов, возглавляемая Степанищевым, в районе Верхнего Рогачика (Херсонская область) уничтожила 7 танков и 20 автомашин противника. Здесь же в Северной Таврии, в районе села Новотроицкое гитлеровцы сосредоточили много танковых и других частей, надеясь приостановить наше продвижение в Крым.


Группа «Илов» под командованием штурмана полка Степанищева получила задание нанести удар по группировке противника. Он уверенно и точно вывел штурмовики на цель.


Во время войны Степанищев проявил себя и как способный лётчик, и как талантливый командир. Он много раз водил группы штурмовиков, невзирая на сильное противодействие истребительной авиации и противовоздушной обороны врага, всегда точно и с большой эффективностью нанося удары по заданной цели. Как командир, большое внимание уделял подготовке личного состава в боевом и техническом отношении, а также обучению лётчиков, особенно ведущих групп, ориентированию даже при самой плохой видимости.


Перед вылетами тщательно прорабатывал все вопросы с лётчиками, благодаря чему потери были минимальными. За время боевых действий Степанищев воспитал многих молодых лётчиков, ставших признанными советскими асами.


В апреле 1944 года группе М. Т. Степанищева было приказано уничтожить аэродром противника в районе станции Джанкой. Преодолев сильное противодействие вражеской зенитной артиллерии и истребительной авиации, наши штурмовики пробились к аэродрому и стремительным ударом уничтожили 11 и повредили 15 бомбардировщиков, пушечно-пулеметным огнем расстреляли до 100 гитлеровцев.


17 апреля 1944 года в результате произведённого им налёта на стоявшие в Севастопольской бухте корабли противника был подожжён немецкий транспорт. В период операции «Багратион» по освобождению Белорусской ССР (23 июня - 29 августа 1944 года) подразделения Степанищева наносили удары по узлам сопротивления, железнодорожным эшелонам, скоплениям отступающих частей группы армий «Центр».



За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии майору Степанищеву Михаилу Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Звание Героя Советского Союза присвоено Степанищеву за 160 успешных боевых вылетов, образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники врага под Сталинградом, при освобождении Донбасса, Северного Кавказа и Крыма и проявленные при этом отвагу и мужество.


14 января 1945 года группа М. Т. Степанищева штурмует скопление боевой техники противника, уничтожая до десятка танков и три самоходных орудия. 18 января он установил своеобразный рекорд, атаковав колонну противника 12 раз за один вылет.


К 1 апреля 1945 года за ним в Восточной Пруссии числилось 25 подбитых танков и самоходных установок, 30 артеллерийских орудий, 4 склада и до батальона пехоты.


9 апреля 1945 года заместитель командира 76-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Степанищев четырежды водит группу штурмовиков на уничтожение живой силы и артиллерии противника под Кёнигсбергом. В этот день они ликвидировали 4 батареи, 3 самоходки, взорвали 3 склада и разгромили батальон пехоты.


В апреле 1945-го после 222 боевых вылетов он был представлен ко второму званию Героя Советского Союза. Представляя Степанищева ко второй Золотой Звезде, командующий 1–й воздушной армией генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин писал: «Степанищев над полем боя бесстрашен, проявляет высокие образцы героизма и отваги».


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии майор Степанищев Михаил Тихонович награждён второй медалью «Золотая Звезда».


Свой последний боевой вылет, в должности заместителя командира 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии, Сткпанищев совершает в небе столицы гитлеровской Германии. Всего за время войны совершил 234 боевых вылета на бомбардировщике Су-2 и на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника, участвовал в 14 воздушных боях, каждый раз выходя победителем.


24 июня 1945-го года Степанищев вместе с Иваном Кожедубом принимал участие в Параде Победы на Красной Площади. Это был пик карьеры Степанищева. После парада он ни разу не был повышен в звании. Более того, его постоянно понижали в должности.


Не известно, кому он перешёл дорогу, но всё выглядело так, как будто после поездки в Москву Степанищева «ставили на место».


Заместитель командира дивизии Михаил Тихонович Степанищев был назначен заместителем командира своего авиационного полка (прим. первое понижение в должности!) в городе Барановичи Брестской области, и уже в июне 1946-го был снова понижен в должности - до штурмана полка (капитанская должность). Причины понижений в должности Степанищева не известны.


Покончил жизнь самоубийством  у себя в кабинете 8 сентября 1946 года.

Забытый герой Великая Отечественная война, Летчики, Герои, Длиннопост

http://airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/stepanishev.html

https://www.peoples.ru/military/hero/mihail_stepanishev/


http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1232

https://www.facebook.com/groups/970380979690235/permalink/32...

Показать полностью 1
955

В Севастополе в память о начале Великой Отечественной войны, из свечей выложили матроса с картины Александра Дейнеки

В Севастополе в память о начале Великой Отечественной войны, из свечей выложили матроса с картины Александра Дейнеки Севастополь, Великая отечественная война, Июль, Вторая мировая война, Длиннопост
В Севастополе в память о начале Великой Отечественной войны, из свечей выложили матроса с картины Александра Дейнеки Севастополь, Великая отечественная война, Июль, Вторая мировая война, Длиннопост
В Севастополе в память о начале Великой Отечественной войны, из свечей выложили матроса с картины Александра Дейнеки Севастополь, Великая отечественная война, Июль, Вторая мировая война, Длиннопост

Севастополь первым встретил удар врага. 22 июня 1941 года в 3 часа 13 минут в ночном небе Севастополя появились вражеские самолеты. Они сбрасывали на фарватер и бухту новейшие магнитно-акустические морские мины, стараясь закупорить корабли в бухте, чтобы затем ударами бомбардировщиков уничтожить их. Одна из сброшенных на парашюте мин упала у памятника Затопленным кораблям, другая на улице Подгорной (ныне ул. Нефедова). Появились первые жертвы войны и первые сбитые самолеты. А страна в это время еще мирно спала, не ведая, что и на нашу землю пришло лихолетье Второй мировой войны.

Показать полностью 1
1206

Моя колоризация

Экипаж советского танка Т-34-85 у могилы танкистов, погибших в июне 1941 г. и похороненных мирными жителями Белоруссии. Район государственной границы. 1944 год

Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Танки
Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Танки
655

Моя колоризация

Портрет бойцов Воронежского фронта: старший сержант и красноармеец. Старший сержант награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны. Возле орденов — знак за ранение (нашивка). Красноармеец награжден медалью «За отвагу». 1943 год

Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война
Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война
620

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане

Адские бои в Дании в 1940 году закончились довольно быстро. Королевство было оккупировано за 6 часов.


Немцы потеряли 2 солдат убитыми и несколько было ранено. Одного укусил осел в зоопарке (смех смехом, но паршивое ранение - укусы очень плохо заживают)


Датчан, по самым полным данным погибло 23 человека - 13 армейцев, 7 моряков и 3 пограничника.


На фото - немцы маршируют по Дании.

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

После чего из арийцев-данов добровольцами в СС пошло к концу 1941 года более 6000 голов. Четверть - фольксдойчи - остальные чистокровные викинги и немного русских белоэмигрантов. Вооружение было датским, как и содержание - за счет датской стороны. Большая часть - военные из армии, так героически сражавшейся с вермахтом.


При этом они считались по-прежнему в датской армии, только как бы взяв отпуск.


Вот они, красавцы.

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

К слову - всего армия Дании была порядка 15 000 человек. так что 6000 эсэсовцев - это сами можете посчитать - какая сила.


На фронт датский корпус СС был направлен в мае 1942 года, став частью 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова».


Весна и лето 1942 года были тяжёлым временем для Красной Армии и весьма успешным для вермахта. Датчан перебросили в районе Демянска, где части вермахта угодили в так называемый «Демянский котел».


Добровольцев не жалели и посылали в самые неуютные места.

- Нас суют в самую жопу - писал один из них домой.


В итоге за месяц было убито порядка 2000 датчан, да вдвое больше выбыло ранеными и больными. В том числе был убит и их командир Константин фон Шальбург (из наших белых). Его могилу по сию пору старательно ищут черные копатели, но пока безуспешно.


Ошметки датского воинства перевели на более спокойный участок - под Великие Луки. Но публика была уже совершенно деморализована, часть захотела домой, а оставшихся слили в состав танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд».


На фото - викинги под Великими Луками

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

Ну любой, обладающий зачаточными познаниями в арифметике может легко прикинуть - с кем старательнее сражались бравые датчане.


В плен датских эсэсовцев к нам попало 456 штук, из них померло в плену 35.


Также датчанам досталось и от авиации.


"Во Второй мировой войне Дания в результате бомбардировок авиацией союзников потеряла 307 мирных жителей убитыми и 788-ранеными,из них в результате налётов советской авиации 10 человек было убито и 35-ранено.

Наибольшее число жертв имело место 21 марта 1945 года в ходе налёта английской авиации на здание гестапо в Копенгагене,в результате которого в близлежащих домах погибло 125 датских мирных жителей,в том числе 86 детей.В здании гестапо погибло 8 датских заключённых,в том числе контр-адмирал Карл Хаммерих".(с)

Копают могилы под Демянском.

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

Вот такие дела с Данией. А еще нынешние датчане злятся на немцев за то, что те у них конфисковали во время войны велосипеды. Такое было зверское преступление.


А ну и то еще стоит вспомнить, что кроме велосипедов немцы получали от датчан массу продовольствия, транспорт, оружие, боеприпасы и так далее. Жестянки от датского сгущенного молока частенько попадались в немецких окопах.

Естественно, не платя, но давая рабочие пайки.

То есть с 1940 года немцы пользовались всем, что было в Дании.


То, что в результате Дании не выплатили большую сумму денег тоже разозлило добрых датчан.

И да, в принципе датчане считают себя пострадавшими от немцев. ну а о том, что их корпус у нас эсэсовствовал - чего вспоминать, верно?

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

Напоследок фото:

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда

Как считаете - чем это немцы занимаются? А это сдача комиссии разминированного ими минного поля. Очень много вони на тему того, что в СССР военнопленные работали. восстанавливая порушенное ими же. Дескать низя военнопленных заставлять работать. Это не по конценции. Или как там эти гаагские бумажки назывались?


А датчане принудили пленных немцев снимать минные поля и вот так - браво маршируя по очищенной земле они показывали, что все чисто. сколько немцев подорвалось при этом - неизвестно точно. Да и кого это волнует. Ведь верно?


Ну и конечно же, всех фольксдойчей бравые викинги собрали в лагеря для перемещенных лиц, где так себе было со жратвой и медициной (ну надо же было наказать за велосипеды!) Померло там немцев, в основном детей около 10 000. И опять же - кому это интересно. только всяким маргиналам.


Типа этого.


https://schutz-brett.org/3/ru/allcategories-ru-ru/23-russisc...


На том спасибо за внимание. Продолжение последует. А то больно много публики уверено, что европейцы только страдали под Гитлером, а вовсе не служили ему верой и правдой, воюя против нас.

Европейские народы во Второй Мировой. Датчане Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост, Фотография, Пропаганда
Показать полностью 6
245

Моя колоризация

Герой Советского Союза, штурман авиаэскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии старший лейтенант Руфина Гашева.

Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Герой советского союза, Ночные ведьмы, Длиннопост
Моя колоризация Колоризация, Вторая мировая война, Великая отечественная война, Герой советского союза, Ночные ведьмы, Длиннопост
1242

Facebook заблокировал российского колориста из-за «опасных» фотографий Второй мировой войны

Российская фотоколористка Ольга Ширнина подготовила для своих более чем 45 000 подписчиков в социальных сетях новую потрясающую работу, но не хочет выкладывать эти фотографии в Facebook и Instagram, потому что, как она сказала RFE/RL: «Меня точно снова [приостановят]"

Facebook заблокировал российского колориста из-за «опасных» фотографий Второй мировой войны Цензура в интернете, Длиннопост, Фотография, Колоризация, Facebook, Instagram, Блокировка, Вторая мировая война, Негатив

Фотография, раскрашенная Ольгой Ширниной, законченная 26 мая. На фотографии показана церемония возложения венков в Варшаве в 1939 году, за несколько месяцев до того, как нацистская Германия вторглась в Польшу. Это одно из трех изображений, которые, по словам Ширниной, почти наверняка приведут к приостановке ее аккаунта, если она опубликует ее в Facebook.


В сентябре 2019 года Ширнина получила свое первое уведомление из Instagram о том, что изображение нацистских лидеров, которое она раскрасила в цвет, «нарушает руководящие принципы сообщества» и что ее аккаунт может быть удален, если она в будущем разместит аналогичный контент.

Facebook заблокировал российского колориста из-за «опасных» фотографий Второй мировой войны Цензура в интернете, Длиннопост, Фотография, Колоризация, Facebook, Instagram, Блокировка, Вторая мировая война, Негатив

На снимке, удаленном из Instagram в сентябре 2019 года, показана встреча Генриха Гиммлера (слева) с послом Германии в Польше Гансом-Адольфом фон Мольтке в 1939 году.

В последующие месяцы еще несколько цветных фотографий Ширниной были удалены из Facebook и из Instagram, принадлежащего Facebook.

Ситуация обострилась, когда аккаунт Ширниной в Facebook был заблокирован после того, как она опубликовала изображение двух нацистских солдат (см. ниже), во время боев на Украине. На фотографии не видно никаких нацистских знаков, поэтому можно было предположить что изображение вероятно отмечено человеком, а не автоматом. Ширнину снова предупредили, что она нарушила правила Facebook для опасных организаций. Это был первый и последний раз, когда, по её словам, её апелляция была успешной.

Facebook заблокировал российского колориста из-за «опасных» фотографий Второй мировой войны Цензура в интернете, Длиннопост, Фотография, Колоризация, Facebook, Instagram, Блокировка, Вторая мировая война, Негатив

Два нацистских солдата в Харькове, Украина, в 1943 году

Политика Facebook в отношении опасных лиц и организаций гласит:

«В целях предотвращения и устранения реального вреда мы не разрешаем присутствовать на Facebook каким-либо организациям или частным лицам, которые заявляют о насильственной миссии или участвуют в насилии. Это включает организации или отдельных лиц, участвующих в следующем:

Террористическая деятельность

Организованная ненависть

Массовое убийство (включая попытки) или множественные убийства

Торговля людьми

Организованное насилие или преступная деятельность

Мы также удаляем контент, который выражает поддержку или похвалу группам, лидерам или отдельным лицам, вовлеченным в эту деятельность »

Затем, в начале мая, учетная запись Ширниной в Facebook была приостановлена на три дня - на этот раз за публикацию цветной версии легендарной фотографии Евгения Халдея, на которой советские солдаты поднимают свой флаг над Рейхстагом в Берлине в 1945 году. Ее апелляция на это решение была отклонена, и она смогла использовать свою учетную запись с более чем 20 000 подписчиков только после трехдневного ожидания, после чего отправила отсканированную копию ее водительских прав, которую Facebook попросил подтвердить ее личность.

Facebook заблокировал российского колориста из-за «опасных» фотографий Второй мировой войны Цензура в интернете, Длиннопост, Фотография, Колоризация, Facebook, Instagram, Блокировка, Вторая мировая война, Негатив

Сделанная Ширниной цветная версия культовой фотографии советских солдат на крыше Рейхстага в 1945 году.

Ширнина получила уведомление о том, что ее аккаунт был заблокирован за публикацию изображения Рейхстага.

Ширнина говорит, что она была «озадачена» очевидной несогласованностью меняющихся правил Facebook и говорит, что остается неясным, какие изображения могут вызвать постоянный бан. «Я работаю с реальными историческими фотографиями, и они не могут быть исправлены!»

Несколько изображений советских лидеров, ответственных за гибель миллионов людей, а также фотографии с отчетливо видимыми советскими символами были опубликованы на ее страницах без проблем.

http://perevodika.ru/articles/1209379.html

И от себя, статья опубликована на "Радио Свободная Европа", которая русофобна до крайности и ее ни как не получиться "упрекнуть" в любви к России.

Показать полностью 3
107

Дзисэй — стихи смерти японских летчиков, Вторая мировая война

Дзисэй - означает в буквальном переводе с японского языка «песня смерти».


Это предсмертное стихотворение, которые складывается в последние часы: перед боем, из которого уже не вернешься, харакири (ритуальным вспарыванием живота), перед казнью... Его еще называют «стихом смерти». Первые дзисэй начали писаться в эпоху Сэнгоку (в переводе — Эпоха воюющих провинций), во второй половины 15 до начала 17 веков. Действительно, такие стихи могли родиться у воина только перед казнью или в осажденном горящем замке. Дзисэй писались в стиле танка (пятистишие) или хокку (трехстишие).  Но сегодня поговорим о дзисэй японских летчиков времен Второй мировой войны. Многие из них были камикадзе (смертниками-добровольцами).


Камикадзе писали джисэй на маленьком кусочке белого шелка. Некоторые записывали дзисэй товарищей в свои блокноты. Дзисэй клали в специальную маленькую шкатулку бако, которую каждый воин должен был сделать сам из ореха, вяза или сосны. Вместе с дзисэй в бако помещали пряди волос и какие-нибудь небольшие личные вещи. После того, как камикадзе выполнял задание, бако вручали родственникам вместе с грамотой о присвоении самурайского титула семье погибшего. В августе 1945 года в некоторых бако лежали даже последние молочные зубы, выпавшие у юных пилотов. Солдатам было по 17-18 лет.



***

И упадём мы,

И обратимся в пепел,

Не успев расцвести,

Подобно цветам

Чёрной сакуры.

Арима Масафуми (1900–1944), один из первых камикадзе Японии



***

Омыта и ясна

Теперь луна сияет.

Гнев бури миновал.

Теперь все сделано,

И я могу уснуть

На миллионы лет.

Вице-адмирал Ониси Такидзиро (1891–1945), создатель подразделения камикадзе в составе Императорского Военно-морского флота, после капитуляции Японии покончил жизнь ритуальным самоубийством.



***

Сжигаю в печи тетрадь

С Дзисэй товарищей дорогих.

Некому её передать, я последний…

Корчатся в огне страницы,

Дым имена уносит…

Лейтенант Фудзимура Садао



***

Великая игра.

До нитки всё я проиграл,

Остался без гроша.

Амакасу Масахико (1891–1945)


***

Пылающим, разящим мечом

Обрушится на врага мой

Божественный Накадзима «Оцу».

А я из облака буду смотреть на пожар,

Смеясь и напевая песнь О-Шии.

Лейтенант Акира Сэйгадзу



***

Каждая вещь исчезнет:

даже рисовое поле

с белым танцем цапли.

Авторство не известно



***

Мать учила меня доброте и честности.

Ныне я опаду и останусь благоуханием

В небесах над Ямато.

Авторство не известно



***

Давно пора лечь спать,

А я снова и снова

Комкаю бумагу.

Грубой, неумелой рукой

Пытаюсь рисовать портрет

Прекрасной Таки-Сан.

Но ни перо, ни карандаш, ни кисть

Изобразить не могут ЭТИ глаза.

Но я упорный…

Я стараюсь…

Хаякава Цутому

Дзисэй — стихи смерти японских летчиков, Вторая мировая война История, Вторая мировая война, Япония, Камикадзе, Асы, Летчики, Длиннопост
Показать полностью 1
252

R.I.P. David Vopat

R.I.P. David Vopat Авиация, Техника, Самолет, Вторая мировая война, История, Летчики, Пилот, Человек, Видео, Длиннопост

В прошлом году эта новость как-то обошла меня стороной, но, оказывается, 22 апреля 2019 года мир лишился уникального самолёта и не менее уникального лётчика. Дэвид Вопат пилотировал летающее крыло Northrop N9MB - последний выпущенный и единственный сохранившийся с большим трудом восстановленный до лётного состояния "макет" дальнего бомбардировщика XB-35 (YB-35). Эти самолёты, которые были размером 1/3 от расчётных габаритов бомберов, были построены в 1942 году и применялись для практического изучения поведения летающего крыла в полёте.


Оба варианта перспективных бобров на одной картинке. У поршневого были ещё и двойные соосные воздушные винты. Также поршневой вариант хотя бы был построен и с 25 июня 1946 года успел совершить несколько полётов. Программу свернули в 1949-м году.

R.I.P. David Vopat Авиация, Техника, Самолет, Вторая мировая война, История, Летчики, Пилот, Человек, Видео, Длиннопост

Последний N9MB выкупил музей Planes Of Fame из Чино, Калифорния, в 1982 году. Естественно, за 30+ лет простоя самолёту сильно поплохело. Следующие 10 лет ушли на его реставрацию. Был напряг со многими запчастями, ибо требовалось произвести их с нуля за неимением аналогов. Бывшие и действующие специалисты Northrop и другие волонтёры помогали по крупицам восстанавливать прототип. Наконец, в 1993 году он снова поднялся в небо.


Девид Вупат был опытным пилотом гражданской авиации (большой налёт на авиалайнерах) и фанатом винтажной техники. Он начал волонтёрить в музее восемь лет назад, летал на Ворхоуках и AT-6/SNJ, но особенно его привлекал этот N9MB, который тогда восстанавливался после аварийной посадки. Своим энтузиазмом Дэвид добился того, что его назначили пилотом и старшим механиком по этому самолёту.


Учитывая то, что на практике схема летающего крыла в такой реализации оказалась не самой устойчивой, а никакие автоматические системы стабилизации не предусматривались, требовалось, что называется, жопой чувствовать самолет в полёте, дабы не навернуться на ровном месте. У Вопата это весьма получалось. Но, как это обычно бывает, когда какая-нибудь фигня происходит на взлёте, это чаще всего хорошо не заканчивается. Вероятно, что-то типа этого случилось 22 апреля прошлого года. Сразу после взлёта самолёт рухнул во двор рядом расположенной тюрьмы Норко. Благо, кроме пилота, никто не погиб.

R.I.P. David Vopat Авиация, Техника, Самолет, Вторая мировая война, История, Летчики, Пилот, Человек, Видео, Длиннопост

Памятное видео, которое выпустил музей Planes Of Fame в годовщину его смерти. На ролике стоит дата публикации 22 апреля, до которой на момент написания поста ещё более двух суток по вашингтонскому времени, но оно уже доступно к просмотру и комментированию.

Показать полностью 2 1
861

Ответ на пост «Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах» 

"Небо войны" Александра Иваныча читал ещё в детстве, этот случай отложился в памяти. но было не совсем так, как в родительском посте, не было никакого приказа расстреливать.

Вот как сам Покрышкин об этом пишет:


"Вечером, возвратившись с задания, я увидел инженера Якова Жмудя в окружении однополчан. Он рассказывал им о своей поездке в Ногайск. Голос у него был тихий, надломленный, глаза красные. За один день он, казалось, постарел на несколько лет.

— И детей постреляли? — услышал я чей-то возмущенный вопрос. Стало тихо.

— Все в одной яме лежат: сестра, старики, дети... Все...

— Вот изверги!

Жмудь заплакал. Гнетущая тишина, казалось, давила на плечи. Все стояли окаменев, словно видели перед собой могилу, заваленную окровавленными телами.

...

Я подошел к инженеру и просто, по-мужски сказал:

— Не плачь. Слезами горю не поможешь. Надо бить их еще крепче, еще злее. Обещаю тебе завтра же в отместку за гибель твоей семьи уничтожить несколько немецких самолетов.

Инженер поднял заплаканное лицо, посмотрел на меня и молча протянул руку. Я крепко пожал эту трудовую руку, умеющую так искусно налаживать наши пулеметы, пушки и навигационные приборы.

.....

«Юнкерсы» не подвели нас. Как я и рассчитывал, они появились со стороны Никополя. Шли они очень высоко, но без прикрытия. Видимо, надеялись на свою группу очистки, которая должна была находиться уже над нашим передним краем.

До Большого Токмака мы сумели набрать высоту и оказались теперь над «юнкерсами». Стремительно сближаясь с ними, я бросил в эфир:

— Сомкнуться плотней! Бью ведущего.

Навстречу неслась армада бомбардировщиков. В последние секунды, перед самым открытием огня, мне почему-то показалось, что на их крыльях не кресты, а звезды. Я крикнул:

— Наши! Не стрелять!

И «юнкерсы» с желтыми крестами на крыльях пронеслись под нами. Меня охватила злость на себя за то, что из-за чрезмерной предосторожности я допустил такую глупую ошибку.

Я сделал резкий переворот и сразу же оказался в гуще бомбардировщиков. Поймав в прицел ведущего, я дал по нему короткую очередь из всех пулеметов и пушки.

В одно мгновение передо мной возник огромный огненный шар. Взрыв поглотил «юнкерса». Стена огня неслась мне навстречу. Огромный обломок бомбардировщика пролетел совсем рядом.

Мой самолет по инерции врезался в пламя, его сильно тряхнуло, что-то ударило в обшивку, и, наконец, огонь остался позади. Я осмотрелся; слева и справа шли бомбардировщики. Один из них горел, видимо, его поразил взорвавшийся сосед.

Взял в прицел крайнего справа и дал очередь. Из крыла «юнкерса» вырвалась струя дыма. Он круто развернулся, свалился в пике и стал уходить. Я бросился вдогонку и второй очередью по левому мотору добил его.

Потом рванул свою машину вверх. Правее меня падал «юнкерc», подожженный парой Жердева. А чуть выше нас в небе висело несколько парашютистов — экипаж сбитого самолета.

«Вспомни Островского!» — подсказала мне память. Да, он, которого я любил, как сына, вот так же спускался тогда на парашюте. И фашисты безжалостно расстреляли его в воздухе. Не сдержав гнева, я надавил пальцами на гашетку.


Мы вышли из боя на последних граммах горючего. Сели на ближайший аэродром.

Под вечер возвратились домой. На стоянке меня встретил инженер-капитан Жмудь.

— Как я волновался за вас, товарищ гвардии майор, — сказал он, помогая мне освободиться от лямок парашюта. — При всех такое пообещали, а могло быть...

— Ничего, дорогой мой капитан, не случилось. Конечно, порой бывает трудно выполнить товарищескую клятву. А за пулеметы и пушку спасибо: работали отлично. Сбил обещанных три «юнкерса».


Покрышкин А.И. "Небо войны", глава 16. "Знакомые маршруты".

Показать полностью
1456

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Без пощады, Длиннопост

Даже во время Второй мировой войны, которая стала самой кровавой за всю мировую историю, на фронте было время для благородства. Особенно это касалось летчиков, у которых во все времена были свои неписанные правила поединков.
Одним из основных неписанных правил, был запрет на расстрел противника, который "катапультируется". (понятно, что катапульта была придумана позже. Просто назовем это на современный лад ) . Однако, несмотря на всю браваду и внешнее благородство, в яростной схватке, эмоции брали верх и любые правила отступали на второй план.
Не только немцы, но и советские летчики, регулярно нарушали эти правила. Даже прославенный советский ас Покрышкин, в своих мемуарах вспоминал, как уничтожал немецких пилотов на парашютах.

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Без пощады, Длиннопост

Прежде всего хочется сказать, что само по себе "катапультирование" не всегда было спасительным. Мало того, что парашют может оказаться повреждённым или не сработать, само приземление может стать причиной гибели летчика. Вероятно, поэтому, летчики имели негласный запрет на расстрел своих противников вне самолёта, поскольку они и так имели не самые высокие шансы на выживание.
В первые годы войны, Покрышкин яростно соблюдал это правило. Однако, в один момент всё изменилось. Он не только сам стал расстреливать фашистов на парашютах, но и отдал соответствующий приказ своим подчинённым. Что же произошло?
Причиной таких резких перемен стала гибель Николая Островского, который служил под началом прославленного асса. Молодой парнишка напомнил Покрышкину его самого, поэтому он взял его к себе ведомым.
Во время боя, машина Островского была повреждена, и командир отправил его обратно на аэродром. Вернувшись из боя, Покрышкин узнал, что его ведомый был сбит, а после "катапультирования" его расстреляли в воздухе.

Не щадить. Почему Покрышкин нарушил негласное правило летчиков и отдал приказ об уничтожении фашистских пилотов на парашютах Александр Покрышкин, Великая Отечественная война, Летчики, Без пощады, Длиннопост

Именно после этого трагического случая, Александр Иванович пересмотрел свои взгляды на негласные правила летчиков, и приказал своим подчинённым не щадить фашистов, даже "катапультировавшихся".

По материалам блога "Военные заметки"

Показать полностью 2
86

Крылья Бурятии

Автор: Артём Наливайко.


Истории о первых бурятских лётчиках


Когда Колумб прибыл в Америку, а Эрнан Кортес принялся её завоёвывать — могли ли они предположить, что на месте древней столицы индейцев, Теночтитлана, однажды возникнет десятимиллионный мегаполис?


Так и Чингисхан в своих самых дерзких мечтаниях не смел помыслить о том, что его потомки не будут заселять всю Землю, а оторвавшись от её тверди, устремятся вверх, в синее небо к небесному отцу.


Базыр Башлеев. Инструктор.


Когда в начале 20-го века братья Райт в Китти Хоуке подняли в небо свой первый планер, мало кто мог представить, какое будущее ждёт авиацию. И тем-более никто не мог представить, что через каких-то 8 лет в улусе Алят района Усть-Орды Иркутской области родится человек, которому будет суждено стать первым бурятским лётчиком. Базыр Башлеев. Путь в небо был извилистым — в 1928-м году Базыр был отправлен в Тверскую Кавалерийскую школу, где обучался вместе с курсантами из Монголии. Они быстро нашли общий язык — в конце концов, он действительно у них был общий, бурят-монгольский!


Так и стал бы Базыр кавалеристом, если бы не вмешался случай. В 30-м году в Оренбургское лётное училище прибыли шестеро монгольских курсантов. Всё было хорошо до того момента, как выяснилось … что все шестеро не знают русского языка (!). От слова «совсем». Встал вопрос — отказаться от обучения представителей братского монгольского народа нельзя — Партия не оценит и может сделать организационные выводы. Быстро научить курсантов русскому — не получится. Научить инструкторов говорить по-монгольски … ну, то есть Партия, может сказать «НАДО», и ты не то, что по-монгольски заговоришь, а с антарктическим пингвином за жизнь беседовать начнёшь. Правда, с пингвинами в Оренбурге было сложно, и полиглотов из инструкторов как-то тоже не вышло.


Оставался последний вариант — найти среди военнослужащих переводчика, который хорошо говорил бы на обоих языках. Задача оказалась нетривиальной — но нет ничего, с чем не смогли бы справиться настоящие коммунисты! Так курсант Тверской Кавалерийской школы Базыр Васильевич Башлеев оказался в лётной школе имени Ворошилова, что в Оренбурге.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Базыр и монгольские курсанты


Поначалу молодой переводчик помог монгольским товарищам с книгами, плакатами, схемами. И всё было неплохо, пока не настало время первого самостоятельного полёта с инструктором. Оказалось, что монголы всё ещё не понимают русского языка, а на переводчика У-2, к сожалению, не рассчитан.


В лётной школе приняли единственно возможное решение. Учить монголов будет бурятский переводчик. Ну и что, что он сам не умеет летать? Научим! Так Базыр превратился в учлёта (или, переводя с советско-птичьего на русский, лётчика-курсанта) Оренбургского лётного училища. И научился, закончив курс в 1932-м году! А научившись сам — передавал знания монголам. Что самое смешное, Базыр, вероятно, был одним из самых молодых лётчиков — инструкторов в Союзе. Даже не просто своего времени, а за всю его историю.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Выпускники Оренбургского училища


За 12 лет службы в Оренбургской лётном училище, через него прошло полторы сотни курсантов из Монголии. Некоторые из них — будущий Герой Монголии Чоймболын Шагдарсурэн, Дамчаагийн Дэмбэрэл, прославились под Халхин-Голом. Он же учил первую монгольскую летчицу, Ичинхорлоо.


Курсанты летали на Р-1, Р-5, И-3.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Дамчаагийн Дэмбэрэл

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

C. Ичинхорлоо и маршал авиации Судец


Учениками были не только монголы, но и множество советских лётчиков. К 1940-му году Базыр, уже командир эскадрильи, налетал больше 50 000 часов.


И тут случилась война. Базыр продолжил заниматься тем, что умел лучше всего — летал и учил летать.


13 его учеников совершили воздушные тараны, 12 — повторили подвиг Гастелло. Многие получили высшую награду СССР в годы войны — стали Героями Советского Союза. На фронт сам Базыр попал в 1943-м году, с лета 44-го в качестве инспектора по технике пилотирования 197-й штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии. И летал сам, конечно. Много летал.


Тут надо понимать, что такое инспектор по технике пилотирования в то время. В теории — это человек, который определяет пригодность личного состава к выполнению того или иного полётного задания. Например, готовность летать в сложных метеоусловиях, ночью, и так далее. Фактически, в начале войны понятия «готовность» не существовало — уже к зиме 41-го большинство советских пилотов по довоенным меркам считались бы «непригодными» и требующими дальнейшего обучения. Так что задача инспектора по пилотированию сводилась к ещё одной важной вещи — работе с личным составом для того, чтобы этот самый недоученный личный состав избегал типовых ошибок и чуть чаще выживал при встрече с немецкими зенитками и разбивал вверенную матчасть методом капотирования при посадке.


Инспектора были разные — полка, дивизии, армии (воздушной армии, разумеется). Нередко после этой работы они уходили на командиров полка, а многие из лётчиков-инспекторов продолжили свою карьеру и после окончания войны, оставшись на действительной службе. В общем, Башлеев был хорошим лётчиком. Очень хорошим.


Он сам прошел от Украины до Германии, участвовал в штурмах немецких оборонительных укреплений в ходе Ковельской, Варшавской и Берлинской операций. На счету его дивизии — десятки немецких танков, орудий, сотни огневых позиций. Награжден орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды. После войны, его дивизию расформировали, и Базыр Васильевич был демобилизован. Но и «на гражданке» с авиацией уже не расстался. С 1946 по 1950 год он был начальником летной части аэроклуба в Ташкенте и Курске. А затем начальником аэроклуба в Перми. На пенсию он ушел в 1967 году – из Пермского обкома ДОСААФ.


Боевой путь:

Белорусская операция «Багратион» - с 7 июля 1944 года по 29 августа 1944 года.

Люблин-Брестская операция - с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года.

Белградская операция - с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года.

Висло-Одерская операция - с 12 января 1945 года по 3 февраля 1945 года.

Варшавско-Познанская операция - с 14 января 1945 года по 3 февраля 1945 года.

Восточно-Померанская операция - с 10 февраля 1945 года по 20 марта 1945 года.

Берлинская операция - с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

_________________________________________________________________________________


Логин Убеев. Битва за Уран.


Путь Базыра Башлеева к самолётам лежал через Тверь и Оренбург. Его соотечественнику Логину Убееву для этого не потребовалось ехать через пол-страны, но всё сложилось не менее интересно. В 1934-м году в Верхнеудинске, переименованном в Улан-Удэ, открыли первый аэроклуб. Находился он в одном из залов Дома Обороны, в здании бывшей синагоги. Для обучения лётному делу отобрали 32 человека, с хорошей физической подготовкой.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Будущий аэроклуб и Верхнеудинская синагога


Тут надо сказать одну вещь. Как ни странно, именно в СССР аэроклубы и само обучение управлению самолётом стали доступны действительно «народным массам» — в царской России это было прерогативой скорее выходцев из верхних слоёв общества. Хотя не случись революции — кто знает, как бы всё за 20 лет повернулось …


В общем, Логин Убеев стал курсантом. Теоретически, аэроклубы готовили кадры для лётных училищ. Предполагалось, что их выпускники будут иметь начальную подготовку. В предвоенные годы именно аэроклубы являлись основным источником пополнения военных школ курсантами. Только в 1938-1940 гг. они направили в летные вузы более 24 тыс. человек. При этом необходимое количество пилотов постоянно росло — аэроклубы просто не справлялись, и будущих лётчиков зачастую набирали из армии, как получилось с первым бурятским лётчиком, Базыром Башлеевым. А ещё выпускники аэроклубов представляли собой мобилизационный резерв на случай войны. Так и вышло, когда началась война.


Для любого молодого человека, и комсомольца (из которых курсантов и набирали) небо было настоящей мечтой. Для кого-то — пропуском «наверх», в ряды новой красной элиты. Шагом в карьере. Для кого-то — детской мечтой. Учеба требовала отличного здоровья и железных нервов.


И — хороших, здоровых мозгов. Учеба — это не только полёты. Это — навигация, механика, и много чего ещё.


Причем между аэроклубом и лётным училищем была большая разница — курсанты в Улан-Удэ учились «без отрыва от производства»! То есть как был Логин рабочим на хлебзаводе — так им и оставался. А после смены — летал. Через год такой вечерней учебы, из 32 курсантов осталось 19. Четверых выделили особо, и одним из них оказался Логин. Выпускников приветствовала и местная партийная элита, куда же без них. Увидеть среди выпускников бурята (остальные лётчики были или русскими, или потомками смешанных браков) для них было важно. Так Логин Убеев получил свой пропуск в элиту и должность инструктора.


На третий год существования аэроклуба, по случаю Дня Авиации, был большой парад. Выступали и лётчики — инструктора аэроклуба. Вместе с Логином Убеевым летал его однокашник из первого выпуска Василий Михалёв. Через три года он был призван в Красную Армию, закончил Ульяновское лётное училище. В 43-м году стал командиром эскадрильи, а в 44-м получил Золотую звезду Героя Советского Союза. Войну закончил знаменитым асом с 23 сбитыми немецкими самолётами.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Василий Павлович Михалёв и Пётр Тимофеевич Харитонов, уроженцы Верхнеудинска.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Вместе с ними, в первом выпуске, аэроклуб закончил и Пётр Харитонов, совершивший 28-го июня 41-го один из первых результативных воздушных таранов. Тоже Герой Советского Союза. Такой вот интересный выпуск получился.


Но для Логина в 37-м случилось другое важное событие. В Улан-Удинский аэроклуб пришла первая девушка, Дора Константинова, 18-летняя студентка пединститута.

Предвоенная мода на авиацию с массовым движением Осоавиахима, парашютными вышками на стадионах, аэроклубами не обошла и Бурят-Монголию. А когда выяснилось, что заниматься там нужно без отрыва от производства, а потом самим искать себе работу, многие сами ушли из него. В итоге из моего набора в аэроклубе осталась одна я — рассказывала Данара Николаевна Константинова. — многие не прошли медкомиссию или не сдали экзамен, Аэроклуб только создавался.

Там же, на аэродроме, в 39-м году, она познакомилась и с будущим мужем. Логином Убеевым. Дальше — замужество, четверо детей.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Логин и Дора, 1960 год.


Логин к тому моменту был достаточно известен — один из первых бурятов-лётчиков, закончивший читинское лётное училище, прошедший Халхин-Гол. А потом была война.


Логин рвался на фронт, но остался на востоке Союза. Сначала как лётчик инструктор, потом как командир звена разведчиков, летавших над оккупированными японцами территориями …


А потом — как личный пилот командующего 17-й общевойсковой армии генерал-лейтенанта Данилова. В любую погоду. В любое время суток. Без радиосвязи и метеоразведки, вдали от цивилизации и подготовленных аэродромов. Случись что — рассчитывать можно только на себя. Летал на разведку, доставлял грузы, возил людей — очень важных в тот момент людей. Война с Японией закончилась в сентябре 45-го. Полёты продолжались — теперь уже не только над Монголией, но по всему Китаю. В те города, которые заняла Красная армия, и в те, где ещё были японцы, Логин возил советские делегации. Когда война закончилась, его колоссальный опыт полётов в сложнейших условиях позволял ему стать пилотом гражданского воздушного флота, но выбрал другой путь.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Фрагмент лётной книжки Логина Убеева, 1945 год.


В 48-м году Логин поступает на службу в Восточно-Сибирское геологоуправление. А СССР вступает в новую войну — на этот раз холодную. За три года до того американцы сбросили на Японию две атомные бомбы. Теперь новый противник американцев — СССР. В Союзе великолепно представляют возможности Запада по производству нового оружия, и многие считают, что теперь есть только один способ не повторить судьбу японцев — получить собственную бомбу. И не одну. А для этого нужен уран, много урана.


В 42-м году, когда советский атомный проект только начался, количество металлического урана было мизерным. Урановые руды в шахтах Центральной Азии были очень низкой концентрации, и общее количество урана было куда меньше той сотни метрических тонн, которые были нужны Игорю Курчатову для запуска первого реактора.


И было совершенно непонятно, где его взять.


Да и не до того было в годы войны, когда само выживание СССР было под вопросом. Обратились к американцам — те поставили 10 килограмм урана и несколько сотен — урановой окиси. В 44-м году советские лаборатории сумели произвести первый килограмм собственного урана. В 45-м добавились «немецкие поставки» — общее количество металлического урана в стране начала приближаться к 100 килограммам, едва достаточного для пуска первого реактора. К тому моменту, американцы уже получили бомбу. Союз в спешке искал новые месторождения — в Эстонии, Средней Азии, Болгарии. В спешке расконсервировали довоенный рудник в Богемии, на котором работали тысячи немецких военнопленных, а после их освобождения — советских заключенных.


25 декабря 1946 года в СССР осуществили первую цепную реакцию — на чешском и восточногерманском уране, горное оборудование для добычи которых собирали по всем оккупационным зонам. Доля «советского» урана была незначительна. А «несоветский» уран был в радиусе нескольких минут полёта американских самолётов.


Начиная с 1948 года был организован поиск месторождений урановых руд на территории СССР. Для работы с воздуха использовали самолёты (как правило, Ан-2) со специальным радиочувствительным оборудованием на борту. Приборы были несовершенны — для их сравнительно надежной работы, лететь надо было на высотах до 100 метров. Зачастую — в условиях гор, тумана, без радиосвязи и нормальной навигации. В чем-то это было страшнее и тяжелее, чем в войну. Лётчики регулярно разбивались — на их месте тут-же появлялись новые. Советский «урановый» проект курировал лично Берия, и поиск месторождений урана действительно был для СССР вопросом выживания.


В эпоху становления реактивной авиации, Логин облетел на Ан-2 почти весь Красноярский край, Чукотку, Бурятию, Иркутскую область. Возил первые команды геологов в Мирный, где нашли первые знаменитые алмазные трубки. Поднимался на перевал Мунку-Сардык к альпинистам. В его жизни не было безумных скоростей и гонки за высотой лётчиков реактивных самолётов. Там был пронизывающий холод Сибири и отсутствие права на ошибку. Умел сесть на любом пятачке, умел взлететь с любой полосы. Логин стал своего рода легендой для малой авиации Сибири.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Экспедиция на Чукотке. Убеев — второй справа.


После ухода на почетную пенсию, стал начальником Кыренского аэропорта в Тункинской долине. Там он и умер в 82-м, после долгих лет полётов. Не выдержало сердце.

______________________________________________


Кроме Базыра Башлеева и Логина Убеева, в Бурятии родилось множество талантливых лётчиков. Про Василия Михалёва и Петра Харитонова я уже писал. Борис Степанович Быстрых воевал с первых дней Великой Отечественной, погиб в 230-м боевое вылете в 43-м году под Вязьмой. Александр Михайлович Тюрюмин был лётчиком-испытателем ОКБ Илюшина, установил 43 мировых рекорда. Юрий Семёнович Быков, лётчик-испытатель Улан-Удинского авиационного завода, трагически погибший в 68-м году.

И многие другие.

_________________________________________


Источники:

Казаринов, Петр Степанович. «Крылатая юность»

http://sangharussia.ru/faces-of-buryatia/bashleev-bazyr-vasi...

https://news.sputnik.ru/obschestvo/2565179a6a509dc914e9df554...

http://asiarussia.ru/persons/19844/

https://ulan.mk.ru/articles/2016/01/13/letchik-login-ubeev-l...

История советского атомного проекта (40-е — 50-е годы): междунар. симп.; Дубна, 1996. Труды. Т. 2. — 1999

Подготовка летных кадров в 1939-1941 годах. Н.Федоренко, Военно-исторический журнал (1976 год).


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_74806

Автор: Артём Наливайко (@MrPaggot).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581115

Личный хештег автора в ВК - #Наливайко@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020

Показать полностью 10
236

В ФРГ отметили 75-летие побега группы Девятаева из концлагеря

В ФРГ отметили 75-летие побега группы Девятаева из концлагеря Вторая мировая война, СССР, Германия, Михаил Девятаев, Узники концлагерей, Летчики, Герой Советского Союза, Подвиг

Памятные мероприятия в честь 75-летия со дня побега советских военнопленных из нацистского концлагеря на угнанном немецком самолете прошли в субботу, 8 февраля, в Пенемюнде в ФРГ. Об этом рассказали ТАСС в пресс-службе российского посольства.

75 лет назад группа из 10 военнопленных армии СССР во главе с летчиком Михаилом Девятаевым захватила самолет Heinkel He 111. Заключенные смогли улететь на нем из немецкого концентрационного лагеря на острове Узедом. Военнопленные долетели на бомбардировщике до подконтрольной Красной армии территории.

Немецкий самолет был оснащен новейшим оборудованием. Советские ученые во главе с Сергеем Королевым получили образцы разработок авиаконструктора Вернера фон Брауна, который изобрел Фау-2, первую в истории баллистическую ракету.

В 1957 году Михаил Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Ещё посты на эту тему.

Репортаж из 8 февраля 1945 года, когда старший лейтенант Михаил Девятаев вырвался из концлагеря на немецком бомбардировщике "Хейнкель-1

Как пленный лётчик Девятаев угнал самолет

Чтобы помнили летчика Девятаева который угнал сверх секретный самолет

Побег М. Девятаева из фашистского ада. За какие заслуги летчик был награжден?

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: