Моя бабушка была.

Посмотрел сейчас видео. Женщина там молодая ещё, уже военный пенсионер, и её зовут Лариса Петровна. Как и мою бабушку.

В 1990 году баба пошла работать коком. Кто не помнит вдруг, кок -- это секретное имя повара на флоте. Уж не знаю, что там её в 49 лет сподвигло на это героическое решение. До этого флотских у нас в семье не было, только военные и прочие крестьяне-пахари.

Ещё баба была очень красивая и выглядела очень молодо. В 45 вы бы дали ей не больше 30, в 49 -- максимум 35. Так что повышенное внимание со стороны команды тоже как бы... лишнее могло быть, работе бы мешало.

Но она оказалась не единственной женщиной на корабле, была ещё супруга старпома. Старпом-то за бабой поприударял, но жена, видимо, била сильнее. А ещё у старпома был маленький сынок, звали его, кажется, Серёжей. Мальчишка шести лет, жутко любопытный и трудолюбивый, он постоянно крутился на камбузе и помогал во всём, пока мама не забирала.

А работы было много. На "Ленанефти" команда была 14 человек (думаю, капитан или электромеханик были радистами, а жена старпома -- матроской), плюс Серёга. Считай, покушать три раза, и можно полдник, плюс какая-нибудь выпечка могла быть. Вот они с малым и крутились. Картошки начистить, овощей, мяса накрутить или нарезать, сухофруктов помыть на компотик, теста намесить, изюм перебрать -- во всём этом Серый принимал активнейшее участие. За что моей бабушкой неоднократно поминался добрым словом ещё ближайшие пару лет (пока я не перерос моего такого примерного сверстника :).

В первое время было, конечно, тяжело. После размеренной береговой жизни флотская дисциплина, не уставщина такая, знаете, а вот когда ты сама вписалась -- это непросто для хрупкой женщины. К тому же она была жуткой чистюлей и педанткой в отношении порядка на камбузе и качества еды, до такой степени, что даже гречку всю начисто перебирала. В первое время могла на 10 минут запоздать с обедом. Но мужики поддерживали, несмотря на чёткий режим по вахтам, ни одного грубого слова или упрёка она не слышала. Так что после первого рейса баба решила, что навигацию осилит.

Осенью, когда навигация кончилась и они пришли обратно на базу флота, мы с мамой поехали встречать бабу. Они на Ленанефти возили бензин в Карское море, и там с моряка набрали кучу болгарских консервов. Всякие джемы, персики, сливы Globus -- ооо, это было объедение.

Когда к "Ленке" подъехали, ночь была, и я помню эту необъятную громаду теплохода,  частями отобранную у омской тьмы береговыми прожекторами. Нам на борт не надо было, и я впитывал в себя, в своё детское сознание этот чёрно-серо-белый вид чего-то жутко сложного, большого, на чём баба и работала, и жила, и много ещё людей там ходили и что-то делали, и что-то так рокотало низко-низко внутри него. Канаты толстенные держали Ленку у берега, по ним, казалось, можно было даже пройти по-цирковому, но люди ходили по узким лежачим лестницам и звали их трапами, хотя я знал, что ходят по тропам. А внизу чёрная-чёрная вода, которую почти не видно, но слышно, как она тихо-тихо плещет и сама вибрирует от этого рокота.

24 августа бабе исполнилось бы 78 лет. Я думаю, на том берегу тоже есть теплоходы. Потому что она давно не приходила ко мне во сне, а значит, навигация ещё идёт.

Лето ведь.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
Уух. Прям до муражек.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
За теги " Что ж ..." расстрелять.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, наверное, не надо ))) Там в стихах у Твардовского так:

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?

Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

Не мертвых власть, а власть того родства,

Что даже смерти стало неподсудно.


Но впредь, конечно, буду ещё внимательнее к тегам.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку