29

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы

Часть 1 Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы

закончилась на описании экспериментальных мотоциклов Ижевских заводов в 192Х годах ХХ века.

К сожалению,именно тогда сложилась порочная практика ,не давать хода экспериментальным моделям советских конструкторов,которые всегда технически опережали безнадёжно унылую серийную продукцию.

Следующая значимая попытка постройки отечественного мотоцикла была предпринята в 193Х годах.

Мудрить не стали,и на конвейер была поставлена лицензионная копия немецкого "ДКВ-Люксус-300",300 см3 двухтактного небольшого мотоцикла(по более поздней упрощённой классификации СССР "среднего мотоцикла".Первые 25 мотоциклов были собраны ,частью из импортных деталей и узлов ,на Ленинградском заводе "Промет".

После двухлетних испытаний,производство было развёрнуто сразу на двух заводах: под маркой "Л-300" на ленинградском заводе "Красный Октябрь",и как Иж-7 на "Ижевском механическом заводе".

В 1938 году в Ленинграде был спроектирован 350см3 четырёхтактный мотоцикл с двигателем Л-8 и вскоре производство было освоено и в Ленинграде,и в Ижевске(под маркой Иж-12),и на новорожденном Серпуховском мотозаводе.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост

Чуть ранее,в 1931 году,группой конструкторов под руководством Петра Владимировича Можарова было начато проектирование тяжёлого мотоцикла .Модель представляла собой соединение копии 750 см3 нижнеклапанного мотора "Харлей-Дэвидсон",с V образным расположением цилиндров,и ходовой частью,спроектированной под сильным влиянием идей Эрнеста Неандера,приправленных решениями в духе мотоциклов БМВ.

В 1935 году серийное производство этого мотоцикла под маркой "ПМЗ-А750" было начато на Подольском механическом заводе.То есть на заводе швейных машинок.

Мотоциклисты в шутку расшифровывали название мотоцикла как "попробуй меня заведи"-месторасположение системы зажигания(прерывателя/трамблёра) было выбрано неудачно,она часто засорялась/отсыревала/требовала чистки ,и завести мотоцикл было действительно затруднительно.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост

Самым же технически удачным в довоенном СССР был мотоцикл "ТИЗ-АМ-600".

Производство началось в 1935 году на Таганрогском инструментальном заводе им.Сталина.Конструктивно это была копия БСА с одноцилиндровым наклонённым вперёд двигателем.Главное же-обладавший высокой культурой производства завод,сумел организовать высокое качество сборки  и изготовления мотоциклов,поступавших в основном в части Красной Армии.

В конце 30-х годов на заводе были созданы интересные гоночные модели ТИЗ-6,ТИЗ-7 ,одноцилиндровые верхнеклапанные,и ТИЗ-51 с двухцилиндровым двигателем с параллельным расположением цилиндров,двумя верхними распредвалами и нагнетателем "Цоллер".

Незадолго до начала войны ,также осваивалось производство лёгких мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями объёмом от 100 до 125 см3,в Серпухове и Подольске.


Всего в СССР в 1940 году силами всех мотозаводов было выпущено 4600 мотоциклов .


На одном из совещаний высшего руководства СССР в том числе был поднят вопрос о нехватке серийных мотоциклов в армии.С учётом передового военного опыта (Вторая Мировая уже началась в Европе,и многочисленные немецкие мотоциклы с колясками очень успешно себя проявили) было принято решение о необходимости внедрения техники этого типа в Советские воиска.

То,что это совещание действительно было,сомнений нет.А вот дальше начинаются домыслы.

По одной из версий,пять мотоциклов (БМВ Р71 с колясками) были закуплены через подставных лиц в Скандинавии,перевезены в СССР и разобраны до винтика с целью копирования.

По другой легенде,техническая документация была выкрадена у немцев(куплена) и переведена на русский язык для инженеров и конструкторов.

Как бы то ни было,в СССР начались работы по серийному производству копии немецкого БМВ Р71,получившего наименование М-72.

Тут надо бы дополнить,что сам прототип ,Р71, являясь дальнейшим развитием мотоцикла БМВ Р12, оказался тупиковой ветвью немецких тяжёлых мотоциклов того времени,и обладал как неоспоримыми достоинствами,так и критическими конструктивными недостатками.

Как немецкий образец,так и советская копия имели 750 см3 нижнеклапанный двухцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 22 лс,четырёхступенчатую КПП,подрессореную коляску ,свечную подвеску заднего колеса,и телескопические передние вилки.Рама дуплексная,трубчатая.

БМВ Р12 комплектовался более архаичной и тяжёлой штампованной рамой,при прочих схожих характеристиках с вышеописанными мотоциклами.

Количество Р71 в вермахте было довольно скромным(по сравнению с теми же Р12),именно из-за выявленных недостатков .Уже к 1940 году в Германии начались работы по конструированию нового тяжёлого армейского мотоцикла,более технологичного,мощного,надёжного ,которым стал верхнеклапанный БМВ Р75.

Выбранный формат статьи : советская мототехника,не позволяет углубиться в дебри тевтонского сумрачного гения,впрочем,информации о мотоциклах вермахта в сети избыточное количество.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, История СССР, Прошлое, Длиннопост

Перед началом вторжения Германии на территорию СССР производство мотоцикла М72 было рассредоточено сразу на нескольких мотозаводах:Московском ,Горьковском ,и Харьковском.

Начавшаяся же война заставила эвакуировать оборудование и персонал этих заводов за Урал,в город Ирбит,где в кратчайшие сроки ,в здании местного пивзавода был запущен Ирбитский Мотоциклетный Завод,современный ИМЗ.

Первые мотоциклы ИМЗ были отгружены на фронт в начале 1942 года.

Таганрогский мотозавод был эвакуирован ещё дальше,в Тюмень,где до 1943 года собирали ТИЗ-АМ-600.И даже собрали опытные образцы 1000 см3 специального мотоцикла с оппозитным двухцилиндровым двигателем и приводом на колесо коляски.

Увы,но в основном потребности СССР в мотоциклах в годы войны покрывались за счёт поставок импортной мототехники по ленд-лизу из США и Англии.


Каки в первой части,выделенные жирным шрифтом части текста содержат прямые цитаты и выдержки из книги "Энциклопедия мотоциклов",изд.Виктория Аст,1997 год,автор А.Е.Воронцов.

Картинки из интернетов.


Следующая часть будет обозревать отечественное мотостроение в послевоенные годы,но в  начале всё же придётся рассмотреть и ленд-лиз,и трофейные образцы,для полноты картины.

Мото Легенды

7 постов37 подписчиков

Добавить пост