Москва - что изменилось за десятилетие

(Впечатления экспата. не мой, автор тут - https://sirius-srs.livejournal.com/6787.html)


Не был в Москве и России очень много лет. И вдруг приехал. Дела. Те изменения, которые мне первым делом бросаются в глаза, местные жители отвергают напрочь, говорят "все наоборот". Хотя ездящая раз в год в Мск питерская знакомая сказала почти то же самое, например.


В целом город стал комфортен, в первую очередь из-за малого количества людей в транспорте. Немного снизился темп жизни города.


Почти пропал кавказ. Вероятно, свалили в Европу по каким-нибудь грузинским паспортам и прочим сирийским беженствам. В тихую и незаметную пропажу в никуда миллионов человек верится с трудом. Хотя знакомый уверяет что «их стало еще больше, только вытеснили на окраины» (по Подмосковью уже поездил - нет, не стало больше). Но другие подтверждают — стало меньше.


Появились азиаты, но они выглядят довольно замотанными и очень занятыми своими делами. Совсем не те уверенные в своем положении хозяева жизни, как их описывает kosarex, например. На строительстве новой башни Сбера на кутузовской - почти полностью (процентов на 95) славянские бригады, что удивило. Азиаты заметнее всего в курьерском деле - развоз всякой пиццы в больших коробках на велосипедах (действительно собачья работа), фастфуд (но далеко не весь).


Транспорт


Столичные власти еще 10 лет назад (с приходом Собянина) возненавидели автовладельцев и таки вытеснили их в метро. У друга, который с десяти лет за рулем (на северных зимниках не спрашивают документов in the middle of nowhere), который в метро не спускался никогда - бэха три года стоит в гараже, ездит на метро. Удивило что люди начали ездить размеренно, пропускать пешеходов, сразу же останавливаться перед "зебрами".


Ряд подмосковных веток с электричками теперь называют "метро" и рисуют на карте метрополитена. Хотя это именно пригородные электрички, не интегрированные в сеть метро. Везде новые вагоны, убитых электричек нет.


У подмосковных остановок электричек паркуют довольно дорогие автомобили и дальше едут на работу на электричке, т.к. пробиваться на авто в город это боль. Но раньше владельцы авто такого уровня стояли в пробках, пробирались по тротуарам и обочинам, крякали, а теперь мэрия их победила. Пробки есть в городе, есть на МКАД, но в центре их почти нет - из-за трудностей с парковкой нет смысла ехать в центр.


Бдительность - наше советское все. Рамки, ренгены и толпы охранников с металлоискателями везде в транспорте, постоянно прокрутка напоминаний "сообщайте, сообщайте, телефон прокуратуры на транспорте..." на двух языках - это ПЦ. В остальном мире отошли от террористической истерии, здесь она прижилась, подкрепившись вертухайской психологией колониальной администрации. Перевозил родственницу из аэропорта Домодедово во Внуково - по дороге вывернул карманы четыре раза, это только где нужно было "выкладывать содержимое на стол", не считая рамок и ренгенов чемодана. В итоге забыл свой ключ в пакете (т.к. задолбался выкладывать из кармана), который отдал ей, ездил в аэропорт еще раз чтобы забрать ключ и попасть домой.


Страдающие фигней шеренги охранников - это такой российский вариант вэлфера. В другой стране им бы просто дали пособие по безработице, как ненужным людям, у нас этих мужчин и женщин набирают в "охрану", в дополнение к миллионам таких же в МВД, Росгвардии и т.д. Возможно это лучше, чем если они же пойдут от ненужности в криминал, как в Бразилии, но показательно что других идей, чем занять людей кроме как играми в бдительность - у колониальной администрации нет и не будет.


Подмосковные направления ЖД


20 лет назад, когда я приехал в Москву, первое время жил за Люберцами. Потом недолго за Балашихой. Что хорошо запомнилось из того времени - это набитые электрички, это набитые вагоны метро, в которые нужно было проталкиваться силой, вжимая всех, чтобы за тобой закрылись двери, и при этом людям удавалось влезть где-то в третий поезд. Это крепкий запах перегара в вагоне прямо с утра. Даже не от кого-то из пассажиров конкретно, а в целом, как "атмосфера".


Приехав в Москву в этот раз - я тоже месяц прожил за Люберцами. И меня поразили изменения этого направления. В электричке приличный "средний класс", офисная речь, за месяц я ни разу не услышал мата. Народа мало - в час пик(!) я почти все время ехал сидя, утром и вечером. Стоящие в вагоне были, но мало.


Домодедово был небольшим городом, обслуживающим одноименный аэропорт, достаточно интеллигентным, ветка осталась в памяти как приличная. Сейчас это самое дешевое (земля, недвига) подмосковное направление, электричка набита рабочими, маргиналами, алкашами, студентами ментовки, трущими за бесперспективную жизнь... Теперь в Домодедово примерно 15% молодежи это азиаты, но они интегрированы. Если играют в футбол - то все вместе, не видно какого-то кучкования молодежи по этносам, как это было когда в Домодедово было полно кавказа, который сейчас оттуда исчез.


Одинцово - ездил один раз, контингент электрички назвал бы "дачный разнобой". Все возраста, все социальные слои. В направлении "экологически неблагополучных" Люберец народ в среднем приличнее.


В Москве почти не видно детей. Такое впечатление, что москвичи рождаются 25 летними. Детей много в Подмосковье и еще больше (визуально) в Питере.


Демография


По ощущениям - народа в городе стало меньше раза в два. Раньше в метро надо было протискиваться, сейчас все стоят свободно, заходят-выходят свободно, не толкаясь плечами, не протискиваясь, а просто обходя других пассажиров. Раньше перед эскалаторами была толкучка, теперь такого нет. Все местные объясняют это появлением нового кольцевого метро (МЦК), но оно тоже ездит пустое.


Людей пересадили с авто на метро, метро должно было стать еще забитее, а оно полупустое. Хорошо, допустим что МКЦ разгрузило метро, но тогда перейдем к примеру с полупустой электричкой на Люберцы. С этого направления нет "разгружающего" метро, те кто раньше ездил в Москву на авто - теперь тоже едут на электричке. А электричка полупустая, в ней едешь сидя в час пик. Где люди? На это мне ответили что появилось много работ/офисов в самом Подмосковье, там где застраивают новые районы - там же открываю и новые офисы, уменьшился поток людей в центр города. А людей, "на самом деле стало еще больше". Не знаю, не знаю...


Экономика


С одной стороны это "столичные" зарплаты по 40 т.р. (зарплата уругвайского провинциального кассира супера), на которые еще просто так не устроишься, например в возрасте. 50 т.р. как потолок рядовых позиций. В офисах в Монтевидео людям платят больше раза в два. С другой стороны, это ряд ниш, в которых дикая нехватка опытных кадров на 200+ т.р. Самые легкозаменимые кадры - бизнесовые, менеджерские. В итоге технический директор средней компании получает на 30% меньше, чем спец. Менеджера сместят в любой момент и по любому поводу, взяв более молодого и энергичного, а выгнать спеца - как выстрелить себе в ногу.


Ряд компаний сильно выделяется по доходам, зарплатам и атмосфере. Выглядит как пир во время чумы, но не отказываться же стать частью компрадорской элиты, если берут :)


На работе у коллеги три айтишника уехали в Европу и он остался один. По сути весь IT отдел состоит из него, из дому делает все сам как считает нужным и жизнью доволен.


IT отрасль вполне "постиндустриальна", большая часть проектов - это околобанковское ПО и госы (Госуслуги, Ростелеком и прочее). В Европе то же самое, там реальный сектор остался только в Германии, все остальное - "финтек", написание очередного "нового банка", трейдинговой системы, криптовалюты, платежного решения, форекса, биллинга...


Цены на все бытовое примерно как Европе и вдвое ниже Южной Америки. Огромные суперы (вроде Перекрестка), с шикарным ассортиментом и малым количеством покупателей. В Южной Америки таких нет. Огромные видел, но там близко нет такого ассонтимента - там 10 метров витрины заставят одним товаром и в громадном зале получается что выбора нет. Здесь каждые 20 сантиметров полки - новая позиция. Например рыбного отдела в ЮА просто не будет, а здесь выбор наверное из сотни позиций в любом виде — живой, свежей, мороженной, соленой, консервированной... То же самое с чаем, кофе и т.д., с чем угодно. Эквадорские бананы будут лежать дешевле чем в Уругвае. Виноград зимой раза в полтора дешевле чем в ЮА летом. В ЮА только с говядиной и сырами лучше (но не дешевле).


Дешевый бензин (в Аргентине 80 центов в Патагонии - ненаселенный крайний юг, 1 доллар в обжитых районах, в Уругвае 1.7 доллара за литр, в Чили 1.5 доллара, в Южной бразилии примерно 1.2 доллара), дешевые автомобили (сравниваю не с США, Японией или вторичным рынком Германии). Дешевые страховки (в Уругвае тоже очень дешевые - 100 баксов в год без привязки к водителю, 150 международная Меркосюр - на большуя часть материка).


Мелкий бизнес, за редким исключением "вечных тем" - превратился в изощренный мазохизм. Раньше то был, но общий отзыв знакомых - "все хуже и хуже, был бы счастлив соскочить, но пока не получается".


Недвига


Зарплаты падают, квартиры растут в цене (Москва, Подмосковье, Питер - 10% в год). Земля дешевеет, вторичный рынок загородных домов мертв. Раньше разруха начиналась "за сотым километром", теперь заброшенные дома начинают встречаться за 50-м километром, и это по крупным трассам... Позже увидел риэлторскую статью, согласно которой в области сотни полностью заброшенных коттеджных поселков (около 50% от всех), в 40% жизнь едва теплится (отдельные дома в этих поселках обитаемы, а рядом заброшки) и только в 10% коттеджных поселков с обитаемостью все хорошо.


Зато в ближнем Подмосковье бум высоток - в Одинцово от горизонта до горизонта стоят 25-30 этажные башни и строят еще. Что-то подобное в Химках и Долгопрудном, на Юго-Западе. Падение зарплат не прервало поток высасывания молодежи с окраин в московское ипотечное рабство.


Учитывая падающий зарплатный рынок, моноэкономику углеводородицы и углеводородные перемоги властей на еврорынке в последние годы, брожение в элитах мысли "даешь бакс по двести" - что-то я не уверен, что в «растущую» столичную недвигу стоит вкладываться. В любой момент она снова уполовинится в цене.

Лучшие посты за сегодня
10172

Похвастаться чисто

7532

Оставление места ДТП или как лишиться прав

Показать полностью
7269

Два варианта

Два варианта
6633

Ответ на пост «Лысые с травматом на дороге»

Ответ на пост «Лысые с травматом на дороге» Негатив, Конфликт, Авто, Травматическое оружие, Вдв, Чувашия, Ответ на пост
Показать полностью
6153

Продолжение "ну, что, погнали? "

5794

Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar

Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Взрывы на Северном потоке 1/2 и Flightradar Северный Поток, Северный Поток-2, Политика, Диверсия, НАТО, Flightradar24, Длиннопост, Скриншот
Показать полностью 7
5745

Про персональные данные

5561

Неповторимый оригинал

Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Неповторимый оригинал Кривые руки, Семья, Неведомая хрень, Длиннопост
Показать полностью 6
5501

Итальянская мода

Итальянская мода Полиция, Италия, Форма, Скриншот, Повтор
Показать полностью 1
5216

Кто это сделал?

Кто это сделал?
5169

Завод

Завод Чат, Работа, Завод, Скриншот
4903

Ответ на пост «Мама»

Показать полностью
4865

Планы на год

Планы на год
4785

Доехали наконец-то

Доехали наконец-то Политика, Спецоперация, Мат, Зашакалено, Скриншот
4638

Откупиться от мобилизации

4520

"МИР" во всём мире невозможен из-за санкций. 28.09.2022

"МИР" во всём мире невозможен из-за санкций. 28.09.2022 Политика, Экономика, Рубль, Санкции, Война, Длиннопост
"МИР" во всём мире невозможен из-за санкций. 28.09.2022 Политика, Экономика, Рубль, Санкции, Война, Длиннопост
"МИР" во всём мире невозможен из-за санкций. 28.09.2022 Политика, Экономика, Рубль, Санкции, Война, Длиннопост
"МИР" во всём мире невозможен из-за санкций. 28.09.2022 Политика, Экономика, Рубль, Санкции, Война, Длиннопост
Показать полностью 4
4499

Выбор

Выбор
4461

Логично

Логично
4378

Истории из жизни. Про СИЗО

Показать полностью
4360

Трагическая история Мэри Вебстер. Из красавицы в чудовище

Трагическая история Мэри Вебстер. Из красавицы в чудовище Человек, Болезнь, Странные люди, Видео, YouTube, Длиннопост, Акромегалия
Трагическая история Мэри Вебстер. Из красавицы в чудовище Человек, Болезнь, Странные люди, Видео, YouTube, Длиннопост, Акромегалия
Показать полностью 1 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: