3

Московские ученые создали энергоустановку размером с электрочайник

Московские ученые создали энергоустановку размером с электрочайник

В московском научно-исследовательском центре «Топаз» разработали компактную энергетическую установку с твердооксидными топливными элементами. Ее размеры схожи с размерами электрического чайника, при этом она способна работать в условиях Крайнего Севера.

Энергоустановки с твердооксидными топливными элементами отличаются от традиционных высоким КПД, который может достигать 60%. При этом такие топливные элементы габаритные, поэтому установки с ними обычно стационарные.

Ученым удалось сделать энергоустановку компактной и переносной за счет изменения геометрии топливного элемента. Его выполнили не плоским, а в виде цилиндрической трубки диаметром три миллиметра и длиной десять миллиметров. Внутри каждой трубки расположили несколько слоев разных материалов, выполняющих роль анода, электролита и катода. В процессе работы ячейка разогревается до 700 градусов, что позволяет использовать установку еще и как генератор тепла.

Один цилиндр рассчитан на мощность до 1,5 ватта. Чтобы повысить мощность, можно соединить несколько цилиндров. Так, в установке, которая проходит испытания, уложено 84 цилиндра, и совокупная мощность превышает 100 ватт.

За счет маленького размера и специфической геометрии такие топливные элементы устойчивы к перепадам температур и быстрому нагреву. Благодаря модульной системе из них можно собирать энергоустановки практически любых конфигурации и масштаба: от стационарных до переносных размером с электрический чайник.

— Александр Сивак. Генеральный директор научно-исследовательского центра «Топаз»

Установка находится на стадии финальных испытаний. Авторам удалось доказать ее работоспособность при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов.

Больше новостей об энергетике читайте на сайте журнала Энергия+: https://e-plus.media/news/

Правила сообщества

Наказывается баном

- Оскорбления, выраженные лично пользователю или категории пользователей.

- Попытки использовать сообщество для рекламы.

- Фальсификация фактов.

- Многократные попытки публикации материалов, не удовлетворяющих правилам.

- Троллинг, флейм, мат.

- Нарушение правил сайта в целом.