Мои 90-е: дача, трубочки, радиолюбительство и Доктор Албан

Здравствуй, Пикабу! Я являюсь давнишним и постоянным читателем, но статей и камментов писал крайне мало. Но тут прочитал серию постов про 90е, и руки сами потянулась к клавиатуре.


90-е прошли для нашей семьи крайне тяжело. Но я не могу сказать, что жизнь состояла только лишь из тотального окружающего звиздеца. Для меня, прежде всего, - это время превращения в человека.


Про материальное положение.


Жили мы в Донецке. В 90м мне было 11 лет. Отец бросил нас в младенческом возрасте несколько лет до этого. 8мь лет я его в глаза не видел вместе с алиментами. Мама осталась с двумя детьми: мной и младшей сестрой, плюс дедушка с бабушкой – участники ВОВ. К развалу СССР – мама инженер-строитель по проектированию и ремонту коксохимических заводов. Начались задержки по зарплате. Выручала пенсия маминых родителей и немного дача. Я с бабушкой пару раз в неделю ездил туда сажать, полоть, собирать. Назад таскал полные ведра клубники, малины и черешни, а потом сам продавал банками на кольце троллейбуса. Было мне тогда лет 13, и было совсем не стыдно. Прекрасно понимал – надо!


Потом начался самый звиздец. Умерли бабушка с дедушкой, а у мамы начались бессрочные отпуска без содержания. Денег не стало от слова совсем. И мама - инженер с высшим образованием, чтобы прокормить детей, не видя другого выхода, стала печь сладкие трубочки и продавать на вокзале проезжающим поездам. Зимой. Это для меня стало самым тяжелым впечатлением от «святых 90-х». Через какое-то время стало чуть полегче – она устроилась реализатором на вещевом рынке.


А еще у нас в городе периодически стреляли и в парке взрывали джипы.


Про самостоятельность.


После ухода отца маме как-то удалось объяснить мне, что теперь я – мужчина в семье. И я безоговорочно это понял. Помню, в 90е мы и мастеров-то никаких не вызывали – я с 12ти лет все делал по дому сам: чинил электрику, сантехнику, мебель. Ламповый телевизор постоянно ломался, но тут я не был мастером – мама просила мужа сотрудницы приходить. Он-то и привил мне интерес и любовь к радиолюбительству.


В связи с материальным положением, вещей нам с сестрой покупали совсем немного. И больше сестре. Но я совсем не был в обиде. Прекрасно понимал: она девочка – ей нужнее. Как-то вот тяжелая окружающая обстановка заставила меня уже с 12 лет по-взрослому и с пониманием относиться к жизни.


Жили мы в не очень благополучном районе – было много наркоманов, алкоголиков и гопников. Зачастую, это были одни и те же лица, очень мешающие жить. Так вот, я до сих пор удивляюсь, как мне хватило сознательности не встрять во все эти компании, а ходить гулять за километр, к школе, со школьными товарищами.


Про увлечения.


А вот самые главные мои воспоминания – это мои увлечения! Чем я только не занимался: клеил пластмассовые модели самолетов и кораблей, сам проектировал и клеил бумажные модели самолетов, что-то постоянно вырезал из дерева (оружие или те-же корабли), рисовал комиксы (тогда это было в диковинку), чуть позже рисовал радио-схемы, печатные платы, паял всяческую аудиотехнику.


А каков был процесс сбора радио-устройства! Я днями на пролет пропадал в научно-технической библиотеке. Шел туда со всем набором писчих и чертежных принадлежностей (мама-то инженер-строитель), тетрадкой и листом миллиметровки. Брал подшивку журналов Радио за пару лет, пересматривал их в поисках чего-то интересного и того, что по силам начинающему радиолюбителю, перечерчивал схему на миллиметровку, дословно переписывал статью в тетрадь. Потом брал книги из списка рекомендованной литературы и изучал их. Подбор деталей для будущего устройства – отдельная эпопея, ведь денег нет, да и магазинов-то с деталями нет. В ход шло все, что выпаивалось со старых магнитофонов и телевизоров. Недостающее выменивалось у друзей. Печатные платы рисовал и травил сам. Корпуса собирались из подручных материалов, иногда даже из фанеры. Зато в итоге – шедевр с ручками, который можно покрутить, который жужжит, и даже иногда работает.


Отдельно хочу вспомнить увлечение музыкой, а именно – обмен и переписывание у друзей аудиокассет. Недавно мой 10ти-летний сын, придя со школы, надушился одеколоном, и ходит такой по дому – благоухает! А у меня воспоминания – так пахли магнитофоны и кассеты 90х. Так пахла музыка – мамиными духами или дедушкиным одеколоном. Этот запах означал, что сейчас щелкнет кассетоприемник, и у тебя впереди будет час Доктора Албана, или Снэпа, или Ту-Анлимитэд.


Эпилог.


Вот такие 90е были у меня: в то время я стал человеком. Все, что я тогда пережил или чем занимался – очень помогает мне сейчас во взрослой жизни. Не забыл я и своих увлечений. Иногда, в качестве отдыха, я с удовольствием собираю усилитель или колонки. Недавно вот сделал два закрытых ящика с 10ГДШ – был очень приятно удивлен качеством звучания старых советских динамиков в правильном оформлении.


Детское увлечение рисованием и дальнейшее техническое образование определили мой род занятий – программист-дизайнер мобильных игр.


Но самое главное: низкий поклон всем нашим родителям, родителям детей 90х, которые тогда выжили и вырастили из нас людей!