Минутка футурологии

Ну ладно, 10 минуток.


Обсудим, что день грядущий нам готовит?


А будет все хорошо. Явления, которые сегодня имеют точечный характер, станут массовыми. А именно: безусловный доход, удаленная работа, рынок услуг.


Прежде всего надо понимать, что сегодняшняя экономика – постпромышленная экономика. В мире не заканчиваются ресурсы, а напротив, наблюдается кризис перепроизводства. Причем таких масштабов, что техника выпускается умышленно хрупкой, износ автомобиля случается быстрее и так далее. Мы, в отличие от прошлых поколений, уже не покупаем мебель «раз и навсегда», машину – одну и на всю жизнь, старенькую нокию «шоб звонила», ну, вы поняли.


Мир, который достался нам от промышленной революции прошлого века, уже не надевается на современного человека и требует трансформации.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

Как вы все знаете, перед тем, как царю сделали кирдык, к нему пришла делегация рабочих чота там требовать и скрепы шатать. У Льва Николаича Толстого по этому поводу была возмущенная запись в дневнике, в стиле «Совсем ох...ли. Чай пьют, в городе живут, на заводе работают, и все мало. Падлы». Рабочие, современным языком говоря, были хипстерами того времени. Сельское население, составлявшее 95% от всех человеков, с завистью и ненавистью смотрело на этих бездельников, у которых всего лишь смена у станка, а дальше гуляй. И выходные. И ботинки ваксой чистит. И водку жрёть. Ну а чо, если дядя платит? Как только у крестьян появилась возможность мигрировать в города, работать там и не помереть с голоду, они немедленно этой возможностью воспользовались. Скорость, с которой опустела деревня, в исторических масштабах поразительна (так что все эти разговоры в пользу бедных, о милой пасторальности и простоте деревенского быта – от лукавого. Крестьянин жил плохо, голодно и мало).

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

Схема жизни, которая кажется нам привычной и правильной: будильник-транспорт-на работу-домой (детей в садик) – это распорядок рабочего на заводе. Вся экономика функционировала в этом ритме. Города возникали вокруг предприятий. Спальные районы по утрам штурмовали автобусы, спеша на родной завод/контору/стройку и обратно.

Сегодня, чтобы получить от человека требуемый продукт (дизайн, текст, код, сайт), необязательно физически перемещать его жопу в пространстве, сажать ее в офисный стул, обогревать этот офис, платить коммуналку, отпускные, родильные и прочее.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

Времена, когда человек в 20 лет пришел на предприятие, а в 60 его оттуда вперед ногами вынесли, прошли. Работа становится проектной, удаленной и разнообразной. Один человек может писать книги, читать лекции, вести колонку и постить вложики на ютубе, попутно занимаясь монтажом. Те, кто уже пересел на этот поезд, знают – постоянно приходится учиться новому. Образование и профессия в классическом виде – вчерашний день. Меняющийся быстро мир настолько скор, что маломобильная махина государственного образования просто не успевает за ним. Собственно, локальные education-проекты в каждом подвале – прямое следствие этого отставания. Новый навык сегодня получается в течении двух дней интенсива или под образовательный ролик из Youtube. В мире, где наивысшей ценностью становится время и внимание, просто преступно тратить его на пары по БЖД и маразматических преподов, помнящих молодого Брежнева.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

- Ой, мы все умрем, сказало человечество, получив автомобили. Исчезли конезаводчики, ямщики, конные ярмарки, шорники и весь обслуживающе-лошадный персонал. Цыгане плакали и учились варить винт. Зато появились рабочие на конвейере, таксисты, дальнобойщики, водители автобусов, автозаправщики, нефтяные короли…


- Ой, мы все умрем, сказали советские инженеры и сложили костер из перфокарт. Появились айтшники, программисты, веб-дизайнеры, смм-щики, интернет-маркетологи и прочая дрянь.


- Ой, мы все умрем, говорим мы сегодня, опасаясь искусственного интеллекта, все более совершенных роботов и криптовалют.


Не ссыте, граждане, все будет кока-кола. Всеобщий вэллфер – реальность не такого уж далекого завтра. Глобальный тренд состоит в том, что человечество в абсолютных цифрах становится беднее, но счастливее.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

Через десяток-другой лет, на кой черт вам та квартира на Троещине, когда можно зимовать на теплых морях, осенью слетать в Австралию, а летом на Burning Man в пустынях Невадщины? А ржавое ведро с гайками, которому то гараж ищи, то техосмотр проходи – нахер надо, когда есть каршеринг, убер, велик и гироскутер, например?


Гарантия не помереть под шулявским мостом отменяет необходимость копить, брать взятки и воровать. Общий фон тревожности и недоверия к миру, которого так много у нас и почти нет в странах первого мира, исчезнет вовсе. А социальный дарвинизм останется детской пугалкой, вроде каннибализма.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

Человеки в принципе сконструированы для созидания. Отличный способ эту тягу притушить – церковное мракобесие, тяжелый физический труд и закредитованность. В принципе, основной задачей условного правительства в прошлых веках было этот человеческий гений задушить, низведя всякого до состояния скотины: прокормиться и размножиться. Секуляризация пришла, порядок навела - и за сто лет имеем гигантский скачок.


Моя бабка чуть не умерла с голоду в избе с земляным полом, до 10-ти лет не зная, что такое нижнее белье. Я пишу это, лежа с ноутбуком на пузе, проснувшись к полудню и лениво заваривая кофе. Разница – всего лишь через поколение.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост

«Заводы стоят! Поля непаханы, козы недоенны! Чо жрать-то будем?!» - возмутится обладатель линейного мышления. А мы ему ответим, что доля промышленности в мировом ВВП сокращается, а на первое и главное место выходит бездонная сфера услуг. Которая в ведущей экономике США, например, занимает 80%.


Медицина, образование, транспорт, бытовые и всякие другие услуги – новая нефть и золото человечества. А жрать будем то, что нам АПК насеет и напашет, программно управляемой техникой, а не ваней-трактористом утром с похмура. Кстати, ноунейм, картошка в твоем супермаркете, небось, откуда-нибудь из жаркой и пустынной Египтянии, где путем капельного полива снимается по четыре урожая в год. И про рис погуглите, который полмира вместо хлебушка княпает, там тоже своя революция и перемога. Так шо не чернозёмами едиными.


Аристократия нового века – это не залезть повыше и отнять побольше, а произвести продукт, меняющий мир и востребованный этим миром. Не накопление, а инвестирование. Не консервация ресурса, а развитие.

Минутка футурологии Футурология, Антропология, Длиннопост