17

Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве

Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост

Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве. Возведен в 1975-82 годах

Первоначально район планировался как олимпийская деревня. При создании жилого комплекса использовались самые передовые строительные технологии того времени и был опробован ряд архитектурных и инженерных идей, которые, как предполагалось, должны были коренным образом изменить образ современного города.

Впервые в отечественной практике планировка квартир в домах предполагалась свободной, для чего перегородки внутри квартир делались облегченными. В домах имелись двухэтажные квартиры и квартиры-студии.

Все проезды внутри микрорайона были сделаны подземными, при этом под каждым жилым домом были устроены подземные автостоянки из расчета 1 автомобиль на 3 квартиры, причем въезд на территорию подземных стоянок осуществлялся через помещение автомойки. Часть улицы, опоясывающей район, также была заключена в тоннель, над которым разместились пешеходные аллеи.

В Образцово-перспективном жилом районе планировалось внедрение принципиально новой системы отопления зданий, позволяющей автоматически изменять температуру помещений соответственно изменениям температуры воздуха на улице: для этого на зданиях должны были быть установлены специальные датчики. Также была создана уникальная в практике отечественного жилищного строительства система пневматического пыле- и мусороудаления.

Все секции в каждом корпусе были соединены отапливаемыми холлами на первом этаже, в результате чего из одного конца микрорайона стало возможно пройти в другой конец, практически не выходя на улицу. При этом предприятия торговли и бытового обслуживания устраивались по принципу «всё в доме», то есть входы в них были расположены в вестибюлях жилых домов.

По первоначальному проекту планировалось сооружение 3-х комплексов домов в 12-14 этажей. Между комплексами собирались разместить 20-этажные жилые дома по индивидуальным проектам, а также возвести два дома высотой в 30 этажей, которые являлись бы архитектурными доминантами микрорайона. Все жилые здания проектировались каркасно-панельными. В Образцово-перспективном жилом районе также собирались построить две школы, три детских сада и торговый центр по перспективным проектам. В дальнейшем собирались строить подобные жилые комплексы и в других районах Москвы (в частности, в Крылатском и в Зеленограде).

К сожалению, в целях экономии средств первоначальный проект Северного Чертаново был существенно урезан, а в других частях города ничего подобного так и не построили.

Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост
Микрорайон Северное Чертаново (ранее — Образцово-перспективный жилой район) в Москве Москва, СССР, Архитектура, Историческое фото, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

+2

я кино не смотрел, но это именно это чертаново расхерачил лысый режиссер в своем блокбастере?

раскрыть ветку 3
+3

Не только в притяжение, но и в горячих новостях чертаново разносят

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

про этот нуар даже не слыхал

0

знатный там туннель, во неск фильмах засветился

+1
Да, задумывалось красиво )
+1
Родной район
0

где малоэтажные застройки?

почему почти все здания ебучие высотки

0

На картинке из pastvu тут можно увидеть часть несбывшейся истории: строительство торгового центра под предполагавшимся названием "Суперсам "Вашингтон"", на месте которого после выросла вырвиглазная многоэтажка.

0

И высотку кстати построили

Иллюстрация к комментарию
0

В старые времена была такая песенка, приписываемая московским таксистам.


Увезу тебя я в тундру,

Увезу в Иваново,

Увезу куда захочешь,

Только не в Чертаново.

Похожие посты
36

Летописец Москвы

Москва была его музой – и главной героиней всех фотографий. Вот «Интурист», вот открытый бассейн «Москва» и колесо обозрения в парке Горького. Всего этого уже в городе нет – но есть фотолетопись, оставленная нам Наумом Грановским.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

По его фотографиям можно легко проследить, как менялась Москва в течение десятилетий. В принципе, в этом и был его план: он часто снимал одни и те же места в столице с перерывом в несколько лет – хотел показать, как меняется любимый город.


При том что коренным москвичом Наум Самойлович не был.


Грановский родился в 1910 году в городе Александрия – ныне Кировоградская область Украины


Едва дождавшись 16-летия, буквально с котомкой за плечами он отправился покорять Москву. Увлечение фотографией началось у него за три года до этого, когда отец подарил ему первый в его жизни фотоаппарат.


Процесс настолько увлек мальчика, что все дни он посвящал съемкам, а все ночи – проявке пленок. Лабораторией – ввиду отсутствия прочего выбора – был определен санузел. Учитывая, что семья жила в коммунальной квартире, увлечение Наума причиняло огромные неудобства остальным жильцам.


Запершись в туалете, Наум туда никого не пускал, пока все фотографии не были до конца проявлены.


Покинув же «лабораторию», юноша зачастую проходил уже вдоль колонны изможденных ожиданием соседей – и от каждого получал тумаки.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

По приезде в 1926 году в Москву юноша чудом устроился в только что созданный при ТАСС отдел пресс-клише, миссией которого было снабжать все печатные советские издания иллюстративным материалом.


Сотрудников в отделе было поначалу совсем немного: два фотокорреспондента, два лаборанта и два «подмастерья», одним из которых и стал Наум. Первоначально он отвечал лишь за поддержание чистоты в помещении, затем был допущен к проявке, печати и сушке снимков, а вот уже только потом – к съемкам.


В 1930 году ТАСС стал одним из учредителей акционерного общества «Союзфото», в состав которого вошли организации «Пресс-клише» и «Фотохроника» с собственной фабрикой фотопечати. Грановский был переведен в штат «Фотохроники» – и именно там он, кстати, и проработал до конца жизни.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

В какой-то момент Грановского привлекли к работе в «Изогизе» – крупнейшем в стране издательстве по выпуску изобразительной продукции.


Пропагандируя коммунистические идеалы через средства изобразительного искусства, издательство привлекало к сотрудничеству лучших фотомастеров: их работы после печатались миллионными тиражами на марках, открытках и плакатах.


Строительная и архитектурная съемки – именно они показывали всей стране и миру величие нового молодого государства – были в приоритете.


Их поручали только лучшим из лучших – Грановскому, Александру Родченко и Борису Игнатовичу.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

Грановский вряд ли тогда мечтал заниматься преимущественно архитектурной съемкой, но прилежно выполняя поставленные перед ним задачи, все больше и больше втягивался в процесс. Постепенно он сделал Москву главным героем своих снимков – и дальше уже всегда воспринимал город именно как живого человека.


В этот момент и стало понятно, что фотографии Грановского, пожалуй, переросли марки: их начинают публиковать все центральные издания страны.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

На его снимках всегда была не просто техническая репродукция городской архитектуры, а настоящая жизнь, наполненная духом времени на фоне площадей, фонтанов, улиц и проспектов.


Сегодня трудно представить, что этих фотографий могло бы не быть – при этом известно, что еще на заре карьеры Грановский чуть было не лишился зрения во время работы.


Вот как сам мастер рассказывал об этом: «Это было в 31-м. Фотохроника ТАСС в Армянском переулке. И все мы такие молодые. Получаю задание сделать снимки для многотиражки Шатурской электростанции. Еду в Шатуру. Один из сюжетов – лучший кузнец. Захожу к кузнецу. В кузнице его темнота как в… в общем, как в старой кузнице. Была у меня магниевая машинка фирмы “Агфа”. Я ее зарядил магнием, взвожу – и в то же мгновение пружина срывается. Машинка у меня в руках, под самым подбородком – и вся вспышка идет мне в лицо. Первое, что крикнул: “Держите камеру”. А самого в больницу. Там смазали обожжённое лицо каким-то средством и сказали, что видеть буду – роговица цела».

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

Через несколько часов он вернулся в кузницу и закончил съемку.


Ранен Грановский был и во время войны, в годы которой был представлен к медали «За боевые заслуги», а также награжден орденом Красной Звезды.


Почти всю оборону Москвы военкор газеты «Тревога» Особой московской армии противовоздушной обороны проводил на передовой линии фронта.


По фотографиям техник-лейтенанта Грановского вся страна следила за тем, как обороняется столица. Эти уникальные свидетельства войны сегодня хранятся в Центральном музее Вооруженных сил.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

После войны Грановский ездил по всему Союзу: фотографировал, проводил семинары, делился опытом и знакомил коллег с новинками фотографической техники. Но о главной героине своего творчества не забывал ни на миг.


Коллеги всегда шутили: «Нет ни одной крыши в Москве, которую не облазил Грановский». И это было действительно так.


Вот как он сам описывал свою работу: «Я проводил съемку Москвы по точно разработанному плану-сценарию, в котором были указаны объекты съемки, время съемки, точки съемки. Все данные были разработаны в результате длительных предварительных наблюдений. Вот, например, краткая выдержка из моего расписания :


1) 1-я Мещанская улица. Съемка с 10 до 11 часов утра с подмостков строящегося дома. Построение кадра по диагонали.


2) Крымский мост. Съемка с 12-30 до 13 часов. Съемка сбоку по диагонали.


3) Охотный ряд. Съемка с 17-30 до 18 часов с крыши гостиницы “Националь”».

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

То есть он тщательно и кропотливо выверял каждую деталь, прежде чем нажать на спуск фотоаппарата. Он знал, в какое время суток и куда нужно ехать, когда на тот или иной объект лучи солнца упадут оптимально должным образом.


Отсюда и невероятная гармоничность каждой его композиции, с четко выверенным стилем и узнаваемыми профессионалами чертами «съемки Грановского».


Посмотреть на десятки лучших работ Наума Грановского можно было в Москве – 4 сентября в Центре фотографии им. братьев Люмьер проходила  выставка «Москва Наума Грановского 1920–1980 годов», приуроченная к 110-летию со дня рождения легендарного фотографа.

Автор : Алексей Викторов

Показать полностью 7
560

Прошлая Москва

1957. Серебряный бор, лето

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. Лужники, прохождение делегаций, ГДР

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля в Москве. Лужники, прохождение делегаций, Дания

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля в Москве. Лужники, прохождение делегаций, Кипр

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. Стенгазета

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. У библиотеки им. Ленина. 1 мая

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1960. Хорошевское шоссе

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1961. Встреча Ю.Гагарина

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост
Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1961. Ипподром. Зимние гонки

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1962. Лужники, Первенство Мира по конькобежному спорту, февраль

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост
Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1963. Измайлово, засыпка туннелей на подходе к станции Щелковская

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1964. Цирк. Клоуны

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1964. Цирк. Карандаш

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

https://humus.livejournal.com/7389263.html

Показать полностью 13
404

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост

Здание вокзала можно увидеть в таких фильмах, как «Волга-Волга», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам».

«Реставрация памятника архитектуры Северного речного вокзала и благоустройство прилегающего парка являются крупнейшим проектом создания качественной городской среды, который мы реализуем в 2020 году. Работы в основном завершены. Начиная с сегодняшнего дня, здание вокзала и парк вновь принимают гостей и будут постепенно наполняться жизнью», — сообщили на открытии Речного вокзала.

В рамках работ специалисты отреставрировали здание Северного речного вокзала, построенное в 30-х годах прошлого века. Реставраторам удалось сохранить оригинальные элементы и детали интерьера, а также восстановить по историческим образцам утраченные детали.

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост

Кроме того, специалисты отремонтировали все 17 причалов вокзала. Организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети, что позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки, что позитивно скажется не только на экологии парка, но и близлежащих жилых кварталов.

Для комфорта пассажиров круизных теплоходов на территории оградили зону посадки и высадки, обустроили зоны досмотра, которые доступны и для инвалидов. Для проезда к причалам необходимо будет воспользоваться специальным электротранспортом: для обслуживания вокзала и прилегающего парка приобретено 57 пассажирских электромобилей, включая детский поезд, и 10 небольших электрических грузовиков тульского производства.

Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов единовременно, а в сутки — до 24. Его пропускная способность составляет более 1,5 миллионов пассажиров в сезон.

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост

Здание вокзала приспособлено для комфортного доступа пожилых людей и инвалидов. Оно оборудовано архитектурно-художественной подсветкой фасадов. В здании вокзала будут работать: ресторан «Волга-Волга»; смотровая площадка на крыше, откуда открывается панорама на Химкинское водохранилище; исторический зал ожидания и регулярно обновляемая выставка музея «Московский транспорт»; историческая зона — «Зал особого назначения»; сувенирная лавка и книжный магазин; главный холл вокзала и офис туроператоров.

Также на набережной будут работать: кассы по продаже билетов на экскурсионно-прогулочные маршруты, торговый павильон с сувенирами, рестораны и кафе, включая: кафе «Дружба»; ресторан «Kurnik»; кафе «Юг»; ярмарка морских блюд; ресторан-пляж «Речной».

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост

К следующему летнему сезону в южной части набережной для посетителей будет открыта зона отдыха с тремя бассейнами с подогревом. Пляжная зона будет оборудована шезлонгами и зонтиками для защиты от солнца. В павильоне для посетителей появятся душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зону выдачи полотенец, кассовый блок. Также на набережной расположена уменьшенная копия Канала им. Москвы — ручей со шлюзами и подсветкой.

Кроме того, в парке Северного речного вокзала воссоздали и отреставрировали исторические фонтаны и скульптуры. На площади перед зданием вокзала расположился новый сухой светодинамический фонтан. Для отдыха и развлечений посетителей обустроены 11 детских и спортивных площадок, где можно поиграть в стритбол, настольные игры, пинг-понг, волейбол и другие подвижные игры. Зимой можно будет покататься на коньках.

https://tass.ru/obschestvo/9379789

В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
В Москве после реконструкции и реставрации открылся памятник архитектуры Северный речной вокзал Реконструкция, Архитектура, Вокзал, Речной вокзал, Москва, Длиннопост
Показать полностью 23
144

На ВДНХ

Вчера шутейно отвечал одному брюзге на его  комментарий.  И пришлось  при этом  пользоваться  справочной  информацией по причине  забытости мной  некоторых фактов.

И наткнулся на такое:  оказывается на знаменитом фонтане в ВДНХ присутствует  конопля в качестве  одной  из важнейших сельскохозяйственных культур.

Жизнь за последние десятилетия несколько изменилась,  не курили тогда  коноплю,  делали из неё  ткани,  бумагу  и веревки.  Конопляным зерном канареек кормили. 

На ВДНХ СССР, Москва, ВДНХ, Фотография, Конопля, Фонтан

Взято из Википедии.

42

Мортуарий в Волжске

Мортуарий в Волжске Архитектура, История, Здание, Разрушенное здание, СССР, Заброшенное, Видео, Длиннопост

Под Волгоградом находится самое загадочное ритуальное сооружение советской эпохи под названием «мортуарий»

Мортуарий в Волжске Архитектура, История, Здание, Разрушенное здание, СССР, Заброшенное, Видео, Длиннопост

Величественный комплекс в стиле неоклассицизма, напоминающий античный храм, возвышается над кладбищем и невысокими постройками частного сектора. В 1950-е он служил для проведения траурных обрядов прощания с усопшими, на данный момент он является последним сохранившимся объектом подобного плана.

Мортуарий в Волжске Архитектура, История, Здание, Разрушенное здание, СССР, Заброшенное, Видео, Длиннопост

История этого сооружения довольно неоднозначна, но есть интересная версия откуда же на Волжском кладбище появилось это строение. Один из волгоградских историков Сергей Звягинцев, считает, что мортуарий был построен за долго до появления города Волжского.

На том месте, где располагается закрытое городское кладбище, находился поселок Рабочий. Позже он вошел в состав города-спутника, но история его появления начинается еще с конца XIV века, когда на этой земле стали селиться люди. В период нашествия Золотой Орды возле поселка располагался своеобразный пантеон — место, где воины хоронили умерших. Рядом с ним появился первый населенный пункт, название которого сохранено до наших дней — хутор Безродный. Селяне выращивали сады и принимали у себя беглых крестьян из других губерний. Именно они возвели колоннады с надгробиями, и это могло произойти в 1916-1917 годах. После Великой Отечественной войны основная часть мортуария была разрушена, а восстановили ее только тогда, когда строили город Волжский.

Мортуарий в Волжске Архитектура, История, Здание, Разрушенное здание, СССР, Заброшенное, Видео, Длиннопост

Подобные пантеоны строились в Европе. Самый известный храм всех богов находится в Риме, он был построен в 126 году до н. э. посмотрев на снимок пантеона в Риме удивляешься, насколько древняя архитектура переплетается с современной.

Как и многие другие постройки неоклассицизма в глубинке, мортуарий постепенно приходит в упадок, кровля и фундамент разрушается, на стенах появляются трещины.

Вы можете найти еще много интересных статей по дизайну,архитектуре и строительству на моем канале в Telegram

https://t.me/Conopus

Показать полностью 2 1
73

Узкий участок строительства самого высокого здания Москвы One Tower (443 метра)

В Москве появится смотровая площадка на высоте 400 метров. Она расположится в самой высокой башне Европы на территории «Москва-Сити», в будущем небоскребе One Tower. Ещё там устроят отдельный лифт и ресторан.

Узкий участок строительства самого высокого здания Москвы One Tower (443 метра) Москва, Архитектура, Видео
2290

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками

На зданиях повторили мозаики и барельефы, а дороги имеют ту же разметку, подземные переходы и пандусы, что в реальности.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Команда из 60 архитекторов и проектировщиков создавала макет восемь лет. Он повторяет рельеф города и детально воплощает каждую улицу и здание в пределах третьего транспортного кольца. Макет состоит из 644 частей, которые можно разбирать и менять, если в городе что-то изменится, например, снесут или постоят дом.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

По словам создателей, здания выкрашены в тот же цвет и имеют те же детали, что и в реальности. Они подсвечиваются изнутри одиночными диодами и светодиодными лентами, имитируя свет из окон. Дороги делали по спутниковым снимкам, повторяя разметку, все подземные переходы и пандусы.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Макет установлен в парке ВДНХ в павильоне «Макет Москвы» — его можно посмотреть бесплатно.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Овальный павильон со стеклянным фасадом возвели на ВДНХ в 2017 году специально для макета Москвы. Его главный экспонат занимает площадь 429 квадратных метров — это центральная часть города с 23 тысячами зданий и сооружений в масштабе 1:400.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Макет Москвы — не просто развлечение для гостей ВДНХ. Для специалистов это наглядное пособие для изучения планировочной структуры города. Макет позволяет подробно рассмотреть транспортную схему, маршруты общественного транспорта, расположение и особенности объектов культуры, спорта, бизнеса, торговли и многое другое. Архитекторы могут использовать макет, чтобы увидеть, как в перспективе будут выглядеть их проекты, просто изменяя его части.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост
60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Деревья и другие зеленые насаждения делали вручную из проволоки и древесных опилок, способные менять цвет переливающиеся фонтаны — из оргстекла. Каждый отдельно стоящий фонарь — это один крошечный светодиод, а для подсветки миниатюрных зданий специалисты использовали светодиодные ленты.

В миниатюрной Москве есть даже маленькие москвичи: их можно увидеть, заглянув в дома. Людей и шторы на окнах напечатали на пленке.

На макете можно легко поменять время суток, но время года всегда одно — в мини-Москве вечное лето. По словам специалистов, так миниатюрный город выглядит наиболее зрелищно. Они постарались сделать так, чтобы макет не смотрелся пестро и контрастно и не входил в диссонанс с реальным видом столицы. Для большей цельности фасады выкрашены в пастельные оттенки и для крыш использована определенная цветовая схема.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

Почти все детали макета подключены к системе подсветки. Посетители экспозиции могут сами выбирать сценарии освещения: по районам и округам, по типам объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспорта, бульвары, исторические улицы и так далее). Можно подсветить дома, тоннели и дороги по отдельным адресам или высотки.

Система освещения макета воссоздает естественное (дневное и ночное) освещение города. Она имитирует движение солнца, облаков и другие природные явления, а также включает спецэффекты для более выигрышной демонстрации макета.

60 человек построили детальный макет Москвы, на который ушло 8 лет работы — с подсветкой домов, благоустройством и памятниками Новости, Москва, Архитектура, Макет, Город, ВДНХ, Музей, Длиннопост

https://www.mos.ru/news/item/78098073/

https://tjournal.ru/art/195858-detalnyy-maket-moskvy-s-podsv...

Показать полностью 7
141

Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит"

Недавно приезжала в Москву по делам и реализовала давнюю мечту - пожить в одной из сталинских высоток. Да ещё и в той самой, которую снимали в фильме "Москва слезам не верит") Немного исторической справки от Википедии. Адрес - Кудринская площадь, 1. Жило́й дом на Ку́дринской пло́щади — высотный дом, возведённый в Москве в 1948—1954 годах, одна из семи построенных «сталинских высоток». Проект здания выполнен архитекторами магистральной мастерской № 9 института «Моспроект» Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем, конструктором М. Н. Волхонским. В исторической литературе часто используют определение «высотка на Восстания», топоним связан с бывшим названием Кудринской площади. Также называют "высотка на Баррикадной". Небоскрёб отличался уникальными для советского жилого домостроения решениями: наличием подземной парковки, отделения для детских колясок на первом этаже и современной кухонной техникой.
Сейчас квартиры в доме стоят от 30 до 90 млн (очень примерно). Я жила в трёхкомнатной квартире с двумя спальнями и одной гостиной на 16 этаже, которая сдаётся на постоянной основе. Большинство квартир в доме сдаётся либо помесячно, либо посуточно. Внизу сидит строгая бабушка вахтер, которая всех спрашивает, куда идут и зачем. Лифт современный. Подъезд с колоннами и высоченными потолками прекрасен. Главное же - вид. Из всех окон можно увидеть несколько других высоток, Новый Арбат, небоскрёбы Москва-сити. Мебель в квартире специально "состарена", но из советского времени также многое осталось- окна, паркет, входная дверь, высокие потолки. Мне повезло и перед самым отъездом удалось даже посмотреть фейерверк. В доме есть продуктовый магазин с обычными ценами, где можно купить самое необходимое, чтобы перекусить- вода, чай, печенье,йогурты и т.п. И кофейня, название писать не буду. В ней я завтракала и ужинала, все вкусно и по вменяемым ценам. Есть в доме и красивая летняя веранда ресторана с заоблачными ценами. Там только меню посмотрела, ибо 3000 руб за бокал вина) И 5000 за блюдо с баклажанами и мясом.
Теперь же предлагаю посмотреть фото и видео. Для меня Москва всегда была очень современным городом с сумасшедшим ритмом жизни, но в этом доме ощущаешь, что были и другие времена, когда все только строилось и этот самый ритм жизни только становился таким, как сейчас. Из окна этого дома смотришь на жизнь Москвы и чувствуешь себя чуточку причастным к ней. Волшебно )

Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Как сейчас выглядит квартира в сталинской высотке из фильма "Москва слезам не верит" Москва, Сталинская высотка, Архитектура, Вид из окна, Москва слезам не верит, Путешествие по России, Видео, Длиннопост
Показать полностью 12 2
107

Результат обиды архитектора на императрицу

#авторский_челлендж

Результат обиды архитектора на императрицу История, Москва, Архитектура, Длиннопост, Авторский челлендж

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города.»

Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»


Дом Пашкова, что на пересечении Знаменки и Моховой улицы является одним из самых красивых зданий столицы. Вообще, с ним связано много красивых и интересных легенд, но остановимся мы сегодня лишь на одной из них.

Как поется в известной песне: «Не сразу всё устроилось – Москва не сразу строилась…» Традиционно зайдем издалека – опишем диспозицию и проведем, так сказать, рекогносцировку местности.

Там, где сейчас возвышается Боровицкая башня Кремля, находится одноименных холм. С него некогда и началась история Москвы. Культурный слой там достигает 6-10 метров, а удобное расположение у слияния рек Москвы и Неглинной предопределило выбор места для строительства первых укрепленных поселений. Под ним – пойма Неглинной, удобно расположившейся между двумя холмами – Боровицким и Старо-Ваганьковским. Есть несколько вариантов происхождения топонима «Ваганьково». По словарю Даля «ваганить» на вологодском наречии означало «забавлять, играть, шутить, баловаться». Другая версия отсылает нас к словам «вага» - весы и «важить» - взвешивать. Есть, конечно, и другие гипотезы, но подробно мы на них останавливаться сейчас не будем и перейдем сразу к процессу застройки холма.

В XV-XVI веках на холме был возведен Потешный дворец. Шуты и скоморохи там веселили царя – ваганили. Кстати, храм Николы на Старом Ваганькове напоминает нам о тех временах – Никола Чудотворец считается покровителем скоморохов и путешественников.

Ваганьковский холм поменял несколько князей-владельцев, после чего вошел в состав опричных земель, что породило легенды о подземных ходах ко двору Малюты Скуратова на Волхонке. Еще одной легендой тех времен является утерянная Либрея или Либерия – Библиотека Ивана Грозного. Следы её потерялись после 1571 года, когда царь удалился в Александровскую слободу. Забрал он книги с собой или спрятал в Москве – доподлинно неизвестно.

Впервые на подземные галереи на Ваганьковском холме наткнулись при строительстве первой линии московского метрополитена и станции «Библиотека имени Ленина». Исследования проводить не стали, входы забетонировали.

Царем Михаилом Фёдоровичем (родоначальник династии Романовых) здесь был устроен Псарный двор. Земли вокруг он подарил Стрешневым, родственникам своей жены. Затем они перешли к Нарышкиным, из рода которых происходила царица Наталья Кирилловна, мать Петра Великого.

Во второй половине XVII века царь Алексей Михайлович по прозванию Тишайший распорядился перенести Потешный и Псарный двор на Пресню, в район современной Трехгорки. Известно, что Ваганьково ему почему-то не нравилось.

В петровскую эпоху на Ваганьковском холме был построен дворец в голландском стиле, принадлежавший Александру Меншикову. После опалы и ссылки светлейшего князя малолетний царь Петр II подарил дворец племяннице Петра I царевне Прасковье Ивановне. Царевна вскоре умерла, и следующим владельцем стал сын Меншикова — Александр Александрович. После него владение перешло к герою Семилетней войны, генералу-аншефу Петру Григорьевичу Племянникову, умершему в 1773 году. После его смерти оно досталось его вдове, Екатерине Григорьевне Матюшкиной (Племянниковой), приходившейся родной сестрой московскому главнокомандующему графу Захарию Григорьевичу Чернышеву.

В 1783 году капитан-поручик лейб-гвардии Семёновского полка Пётр Егорович Пашков (умерший то ли в 1790, то ли около 1800 года) выкупил эти земли, получив у графа Чернышева документы «на вечное потомственное владение».

Его отцом был денщик Петра I Егор Иванович Пашков (1684-1736). В 1717-1719 годах он принимал участие в следствии по делам о расхищении казны и сепаратизме в отношении сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина, который был казнен в 1721 году. В 1722 году Пашков был назначен прокурором Военной коллегии, а в 1723 году дослужился до члена «Вышнего суда». Затем Пашков входил в бестужевский кружок сторонников возведения на престол Петра II и в 1727 году был назначен членом Военной Коллегии с пожалованием чина бригадира. В 1728-1734 годах занимал должность вице-губернатора Воронежа. В 1735 году был назначен губернатором Астрахани, однако вступить в должность не успел, скончавшись по дороге на новое место службы.

Свое огромное состояние Пашков нажил во многом благодаря отжиму рейдерскому захвату пожалованию имений казнокрадов, чьи злоупотребления он расследовал. После его смерти все богатства унаследовал (вот это поворот!) его сын, Петр Егорович Пашков. Петр Егорович приумножил полученное от отца состояние, занимаясь продажей водки. Пашков был очень тщеславным человеком. И вот на этом самом месте мы заканчиваем долгую предысторию и начинаем описывать главное действо. Мечтал Петр Егорович возвести такой дом, какой бы потряс всю Москву.

Практически во всех источниках авторство проекта приписывается Василию Ивановичу Баженову. В среде ученых иногда в этом возникают сомнения, но, на данный момент, убедительных доказательств не представлено – весь архив дома сгорел в пожаре 1812 года. А «рука мастера» в оформлении и планировке дома чувствуется.

В 1784 году в самом разгаре было строительство дворцового комплекса в Царицыно, которым руководил Василий Иванович. Он же и готовил его проект для императрицы Екатерины Великой.

В один прекрасный день Василий Иванович пил пиво с бабами руководил работами. Идиллию нарушил роскошный экипаж, остановившийся неподалеку. Из него вышел немолодой господин. Как всегда, в дорогом застегнутом на две пуговице камзоле, аккуратно выглядывающем из-под кафтана, батистовой рубашке с великолепным жабо и золочеными пуговицами, в общем, все по последней моде. От ближайшего работника он потребовал срочно отвести его к архитектору Баженову.

Василий Иванович был весьма удивлен его предложению – построить напротив Кремля такой дворец, что не уступит по красоте Большому Кремлевскому дворцу, спроектированному, но так и не построенному самим Баженовым.

Строительство Большого Кремлевского дворца по проекту Баженова было остановлено в 1774 году — грунт дал подвижки, в результате чего Архангельский собор стал сползать в сторону реки, по его стенам пошли трещины, а другие древние строения были или разобраны под строительную площадку (в том числе и участок кремлевской стены с башнями вдоль Москва-реки), либо разрушены.

Архитектор не сразу ответил на предложение таинственного (нет.) господина – взял время на подумать и, сначала, не хотел рисковать и бросать строительство ансамбля в Царицыно даже за деньги. А деньги были не малые – пожилой господин, как вы уже догадались был известный в городе водочный король Петр Егорович Пашков. Но тут в дело вмешался случай.

В первых числах июня 1785 года императрица неожиданно приехала в Царицыно и осталась крайне недовольна обликом своего дворца: деньги на строительство затрачены понапрасну (за двести с лишним лет до Сергея Бордюрыча Семеновича), лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны. Екатерина приказала «учинить изрядные поломки». Баженов был отстранен от строительства и попал в опалу.

Теперь ничего не мешало Василию Ивановичу взяться за амбициозный проект дома Пашкова. Перед архитектором стояла сложная задача: дом-дворец должен был выглядеть гармонично и внушительно со всех сторон. С этой задачей он справился блестяще. Склон Ваганьковского холма образует естественный постамент для всего ансамбля. Фасад почти точно ориентирован на Боровицкие ворота Кремля.

Завершал дворец пышный бельведер, окруженный колоннами. По некоторым данным, его венчала огромная статуя Минервы — реверанс в сторону Екатерины, олицетворявшей себя с Богиней мудрости.

На склоне перед дворцом был разбит прекрасный сад. В нем били фонтаны, разгуливали павлины и другие экзотические птицы (их разведение было страстью Пашкова). Вдоль дорожек стояли слуги, в обязанности которых вменялось рассказывать гостям обо всех диковинках сада.

Результат обиды архитектора на императрицу История, Москва, Архитектура, Длиннопост, Авторский челлендж

Но самое сладкое в этом доме – месть. Дом Пашкова визуально был выше кремлевских стен и, что самое главное, был построен спиной к Кремлю, то есть главный фасад был обращен в сторону узкого Староваганьковского переулка.

Так архитектор и денег получил и императрице отомстил. А дом, что он выстроил для Пашкова стоит и поныне, серьезно изменившись после пожара 1812 года и потеряв часть сада из-за расширения Моховой улицы. Балкон заднего фасада, того, самого, что смотрит на Кремль, оброс легендами и стал даже известнее самого дома – по преданиям в 1818 году Москву посетил прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями, отец будущей русской императрицы Александры Федоровны (супруги императора Николая I). Он попросил показать ему самый красивый вид на город. Их провели в Пашков дом, откуда с высоты открывался вид на разоренную, еще не оправившуюся после войны Москву. По преданию, они преклонили колени и король воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Туда же Булгаков помещает одну из сцен «Мастера и Маргариты»:

«Воланд заговорил:

– Какой интересный город, не правда ли?

Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:

– Мессир, мне больше нравится Рим!

– Да, это дело вкуса, – ответил Воланд.»

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Результат обиды архитектора на императрицу История, Москва, Архитектура, Длиннопост, Авторский челлендж

Однако, легенда об обиде знаменитого архитектора на государыню-императрицу, к сожалению, остается лишь красивой легендой – устроить парадный въезд в дом со стороны довольно крутого в те времена склона было решительно сложнее, нежели со стороны уже сложившегося переулка. А какой уважающий себя дворянин пожелает входить в свое имение с черного входа?



____________________________________________

Материал написан для авторского челленджа.

Если у кого-либо есть желание поддержать конкурс и увеличить его призовой фонд — реквизиты в этом посте Cat.Cat и Лига историков представляют: ТРЕТИЙ АВТОРСКИЙ ЧЕЛЛЕНДЖ

Показать полностью 2
310

Подземные хрущёвки

Автор: Александр Старостин.

Создать красивое, изящное сооружение вовсе не значит расписать его фресками, покрыть мозаиками, прилепить орнаменты и другие декоративные архитектурные детали.

М.Ильин, Основы понимания архитектуры, 1963 год.

Сталинский метрополитен – это один символов Москвы и чуть-чуть Санкт-Петербурга. Мощные помпезные станции, сочащиеся украшениями, находящиеся глубоко под древними улицами и привлекающие бесконечные потоки туристов – они в буквальном смысле являются подземными дворцами. Однако это почти всегда центральные станции, до них ещё надо доехать. И хорошо, что возможность доехать есть, не так ли? Она нужна жителям окраин, ведь по верху их путь будет куда дольше. При этом центр – это понятие относительно компактное даже в Москве, а вот окраины бесконечны. Везде будем строить дворцы?


Печально известное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 4 ноября 1955 года разом поменяло приоритеты для множества архитекторов, обессмертивших себя подземными дворцами двух столиц. Ведь теперь все те красоты, которые ранее с таким трепетом возводились и восхвалялись, попали под запрет. Пришлось, что называется, резать наживую уже находящиеся в работе проекты. Так, открытые в 1958 году станции Рижского радиуса хотя и выглядели весьма нарядно, всё же не дотягивали до шедевров сталинской эпохи. Теперь метро должно было быть максимально дешёвым и практичным.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Студенческая Филёвской линии


Дошло до того, что при строительстве Филёвской линии в угоду дешевизне отказались от ключевого преимущества метрополитена – его внеуличности. Изначально ведь метро и создавалось для того, чтобы под землей пройти через заторы. Но строить туннели, а уж тем более станции – это чудовищно дорого. К тому же казалось, что в будущем при застройке новых районов уличную линию можно будет легко вписать в уличное движение. Новые станции строились с использованием унифицированных конструкций. К тому же, в её состав вошли несколько станций первых очередей, законсервированных вместе с появлением новых станций Арбатско-Покровской линии.


В 1958 году был открыт участок Калининская (ныне Александровский сад) – Кутузовская. В его состав вошли несколько станций, построенных в 30-е (Калининская, Арбатская, Смоленская, Киевская), а также ещё две новых станции – Студенческая и Кутузовская. В следующие годы линия продлилась до Кунцевской, а позже – до Молодёжной. И очень быстро выяснились проблемы «уличного» подхода. Да, строительство ОЧЕНЬ СИЛЬНО удешевилось, однако во-первых была частично разорвана дорожная сеть района, поезда шумели, а главное – обслуживание-то осталось почти на том же уровне по стоимости, ведь открытая линия страдала зимой - необходимо было её постоянно очищать. А летом во время какого-нибудь урагана на пути могли упасть деревья. Стало понятно, что выход метро на улицу стал ошибкой. В будущем наземные участки метро строились только в случае большой необходимости. Например, в Выхино нужно было обустроить пересадку на железную дорогу (а станция на момент открытия была в чистом поле), а в Измайлово станция располагалась на границе огромного (по московским меркам) леса.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Ленинские горы


Исключение – станция Ленинские горы (ныне Воробьёвы горы) 1959 года. Это был подлинный памятник советского модернизма. Она тоже не щеголяла оформлением, но в нём и не было нужды, ведь главным украшением был вид. Со стороны одного из путей – собственно горы, а со стороны другого – панорама Москвы. Уникальный проект, однако, в будущем стал проблемой, достойной отдельной заметки, однако если вкратце, то построенный в спешке совмещённый автомобильный и метромост оказался неудовлетворительным с точки зрения качества, в течение нескольких лет пришёл в негодность. В итоге в 1983 году станцию закроют на реконструкцию, чтобы снова открыть только в 2002.


Ну ладно, на земле строить не стоит, значит нужно вернуться под землю. Что ж, значит экономим на глубине заложения, благодаря чему туннели и станции можно будет строить открытым способом, что гораздо дешевле, чем с помощью, например, щита. А ещё сэкономить можно на отделке и индивидуализации. В том же 1959 году архитектурный отдел Метрогипротранса возглавил Алексей Душкин, автор знаменитых «Кропоткинской», «Маяковской», «Площади Революции», «Новослободской», «Автозаводской». Именно под его руководством молодые ученики разработали типовой проект сборной колонной трёхпролётной станции мелкого заложения.


Такие станции можно было собирать из унифицированных железобетонных деталей, почти как панельные дома. Получившиеся станции имели целый ряд отличительных признаков – 38 пар колонн с шагом в 4 метра, утопленные между рёбер на потолке светильники, путевые стены, отделанные кафельной плиткой. В большинстве случаев отсутствовали наземные вестибюли – они также переехали под землю, а пассажиры выходили в переход, чтобы выходы из которого можно было подвести к необходимым объектам. Например, на станции Преображенская площадь каждая лестница вела к конкретной остановке общественного транспорта, что позволяло обеспечить удобный пересадочный узел, не загромождая улицу. «Гармоничное пропорциональное решение позволяет строить отдельные линии в едином ансамбле, в сдержанных элегантных архитектурных формах», - так отзывался о проекте Душкин.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Первомайская


Первой ласточкой стала Первомайская, открытая в 1961 году. Спустя год была открыта линия в Новые Черёмушки, в состав которой вошли три станции, построенных по типовому проекту – Академическая, Профсоюзная и Новые Черёмушки. В них экономия достигла апофеоза. Если в пилотной станции использовались довольно дорогие материалы для облицовки колонн, то новая троица – это мрамор, керамическая плитка и гранит. Минимум возможного. Привыкшие к разнообразным подземным дворцам пассажиры стали путаться в очень похожих станциях. «И вот мы наизобретали, все построили, а газеты пишут: „Станции все одинаковые“, — как же так? Мы так старались: и на стенах плитки уникальные ставили, и колонны разного цвета и формы», - говорила Нина Алёшина, один из архитекторов Метрогипротранса, в будущем глава его архотдела.


Сигнал был принят, следующие станции уже начали более-менее выделять на фоне друг друга. Например, станции будущего Ждановского радиуса хотя в основном и состояли из сороконожек, а именно такое издевательское прозвище получил в народе типовой проект, но всё же различались. Например, станции Рязанский и Волгоградский проспект были уже, и светильники на них сделаны иначе, а на станции Текстильщики вместо плитки путевые стены отделали особым техническим стеклом – стемалитом (в 2014 году станцию к форуму «Открытые инновации» несколько, гм, изуродовали, раскрасив стемалит в разные цвета). В отделке новых сороконожек стали появляться тематические металлические панно, менялась форма колонн, расширялся список материалов, которые можно было использовать в отделке.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Путевая стена Текстильщиков до форума и после

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Последние классические сороконожки – продление Горьковской линии от Автозаводской до Каховской – были открыты в 1969 году. После типовой проект подвергся ревизии – уменьшили число колонн, разрешили более свободно обращаться с элементами станции – например с потолком, и вот уже типовые станции 70-80-х выглядят гораздо интереснее, симпатичнее и опрятнее своих предшественников. Оно и неудивительно, ведь массово использовавшаяся в строительстве керамическая плитка не выдерживала условий эксплуатации, трескалась и отваливалась. Её меняли, и сейчас те старички, которые ещё пока плитку сохраняют, выглядят как мозаика, в которой есть детали из разных наборов. На части станций на месте плитки в нулевых и вовсе оказался сайдинг.

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Рельеф на путевой стене в Кузьминках, плитка уже заменена сайдингом

Подземные хрущёвки Cat_cat, Станция, Станция метро, Метро, Архитектура, История, СССР, Россия, Длиннопост

Станция Орехово - представитель уже более позднего типового проекта


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_175920

Автор: Александр Старостин. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257670646

Личный хештег автора в ВК - #Старостин@catx2, а это наш Архив публикаций за май 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Показать полностью 6
65

Московская квартира Шурика из «Ивана Васильевича» сегодня может быть не по карману даже царю

Москва — красивый город. Не верите — смотрите «Ивана Васильевича». Даже царь сказал «лепота», когда вышел на балкон квартиры московского изобретателя. Что же он увидел?

Московская квартира Шурика из «Ивана Васильевича» сегодня может быть не по карману даже царю Фильмы, Архитектура, Москва, Квартирный вопрос, Леонид Гайдай, Длиннопост

Панорама и правда красивая. По Москве-реке плывут кораблики, виднеется Кутузовский проспект. Ну и гордость Москвы — высотка. Её строили с 1953 по 1957 год. До 2010 года там находилась гостиница «Украина», сегодня номера в ней предлагают под брендом Radisson. Кстати, это последняя высотка, построенная в Москве. Сейчас рядом взмывают в небо небоскрёбы «Москва-Сити», что делает картинку ещё приятней.


Снимали красивый вид, скорее всего, с одной из высоток на Калининском проспекте. Который сегодня называется Новый Арбат.


Зритель думает, что Шурик жил на высоком этаже. Но вот дом, который Гайдай нам показывает.

Московская квартира Шурика из «Ивана Васильевича» сегодня может быть не по карману даже царю Фильмы, Архитектура, Москва, Квартирный вопрос, Леонид Гайдай, Длиннопост

Не похоже, что с такого балкона может открываться шикарный вид. Так и есть, этот дом находится по адресу Новокузнецкая 13. Вид и балкон снимались в разных местах. Как тут не вспомнить советского режиссёра Кулешова и его идею про творимую земную поверхность. Когда в кино можно снять два кадра в разных местах и склеить их в глазах зрителя, таким образом буквально сотворив несуществующую декорацию.


Кстати, сегодня этот дом выглядит иначе.

Московская квартира Шурика из «Ивана Васильевича» сегодня может быть не по карману даже царю Фильмы, Архитектура, Москва, Квартирный вопрос, Леонид Гайдай, Длиннопост

Жильцы залепили его кондиционерами и настеклили балконы. В 70-х фасад выглядел аккуратнее.

Цены на однушки на Новом Арбате стартуют с 14 миллионов рублей, а на Новокузнецкой с 13 миллионов. Если бы царь знал, сколько будет стоить квартира Шурика, то вид ему показался бы ещё красивей.


Мой телеграм-канал про кино и сериалы.

Показать полностью 2
182

Архитектура СССР: как строились московские высотки

Семь «сталинских» высоток — настолько значимые нити в московской архитектурной ткани, что давно обросли всевозможными легендами. Оно бы и ничего, да вот только мифы, к сожалению, скрывают подлинные истории по‑настоящему фантастических инженерных решений.


Странно, что эта легенда сочинена про главное здание (ГЗ) МГУ: на таком высоком холме, как Воробьевы горы, грунт должен быть довольно надежным. И действительно, руководитель строительства высотки Александр Комаровский рассказывал, что пробы грунта показали его высокую прочность и плотность. Это позволило строителям уменьшить величину откоса котлована, а значит — сэкономить кучу денег на земляных работах. Но вот под некоторыми другими высотками основания действительно слабые — особенно под теми, что стоят у самой Москвы-реки.


"Легенда 1. Фундамент главного здания МГУ день и ночь морозят огромные холодильники. Иначе слабый грунт не выдержит, и высотка сползет вниз."

Так, при строительстве гостиницы «Украина» дно котлована пришлось заглубить на 8 м ниже уровня грунтовых вод — и это всего в 70 м от реки. Чтобы котлован не превратился в бассейн, вокруг него устроили двойную стену иглофильтров. Множество таких труб с фильтрующим наконечником забили в грунт по периметру котлована и подключили к насосам, чтобы откачивать воду и не дать ей протечь в котлован. Впрочем, замораживание грунта тоже применялось, только не для ГЗ МГУ, а для высотки у Красных Ворот. Здание строилось одновременно с вестибюлем станции метро, расположенным прямо под ним. Стенки его основания пришлось укреплять холодом — и вот как это работает.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

В грунт по периметру будущего котлована забивают трубы, которые объединяются в замкнутую, герметичную систему, по которой пускают охлажденный «рассол» — раствор солей, например, хлорида кальция. Вода замерзает при нуле, а рассол можно остужать до -25 °С и гонять по трубам. Трубы замораживают грунт, превращая его в сплошную льдогрунтовую стенку вокруг будущего котлована. Под ее защитой можно спокойно вырабатывать грунт, не боясь обрушения.


Замерзая, вода увеличивается в объеме; замороженный грунт тоже. После разморозки он, соответственно, уменьшается. А теперь представьте: вы построили здание, левое крыло которого (где расположен один из вестибюлей метро «Красные Ворота») стоит на замороженном грунте. После разморозки оно осядет, и вся высотка поползет налево. Чтобы этого не произошло, строители заранее построили здание с наклоном вправо, в сторону современного проспекта Сахарова. Угол был точно рассчитан исходя из характеристик грунта, и после разморозки здание заняло строго вертикальное положение.


"Легенда 2. Главное здание МГУ уходит под землю на столько же этажей, на сколько поднимается над поверхностью сама высотка."


Одна из причин того, что Манхэттен стал «островом небоскребов», — надежные скальные породы, которые залегают здесь достаточно близко к поверхности. На них чрезвычайно удобно опирать фундаменты тяжелых высотных зданий. Москве повезло меньше. Твердые основания у нас есть, но на большой глубине, от 20 до 60 м. Устраивать такие длинные сваи по меркам середины ХХ века было крайне дорого, поэтому инженер Николай Никитин — кстати, будущий автор Останкинской башни — предложил совершенно оригинальный подход. Коробчатая плита позволила впервые в мировой практике установить высотки на упругое основание из глин и суглинков.

Железобетонные плиты, повторяющие очертания будущего здания, устроены в основании всех семи московских высоток. При высоте от 6 до 10 м такая плита имеет коробчатую структуру, которая позволяет экономить материалы практически без потерь прочности (вспомните, какой прочной бывает пустая коробка или ящик). Впоследствии пустоты нашли свое применение: насколько известно, в здании МИДа и в гостинице «Украина» они использовались как бомбоубежища, а в МГУ — как складские помещения. Сложная система подземных помещений с очень высокими потолками, должно быть, и вызвала к жизни легенду про многоэтажные подвалы ГЗ.


"Легенда 3. Московские высотки скопированы с американских небоскребов Нью-Йорка и Чикаго."


Эта легенда столь живуча, что некоторое время назад в «Википедии» даже была страница, где перечислялось, с какого конкретно американского небоскреба «слизана» каждая из высоток. На самом же деле, по воспоминаниям Дмитрия Чечулина, главного архитектора Москвы тех лет, установка была ровно обратная: сделать высотки максимально непохожими на американские небоскребы. Благо архитекторам было чем вдохновляться: башни Кремля, колокольни храмов и монастырей… Среди эскизов к проекту гостиницы «Украина» Аркадия Мордвинова можно видеть и колокольню Ивана Великого, и Спасскую башню — лишь через них он, наконец, нашел форму будущей высотки.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

На фото строящегося здания на Кудринской площади можно увидеть «ползучие» краны, которые советские строители использовали вместо дерриков.


Впрочем, наши высотки все равно очень похожи на американские, только сходство это внутреннее, на уровне конструкций: основу их образует стальной каркас, «кристаллическая решетка» из колонн и балок. Эта технология была внедрена в гражданское строительство в Чикаго в 1880-е годы. Впрочем, наши инженеры внесли в нее некоторые новации. Например, в Америке балки и колонны каркаса соединяли клепкой, а сам процесс выглядел так. Рабочий-«повар» нагревал конец клепки до белого каления и бросал второму, который передавал ее третьему, вставлявшему клепку в отверстие. Четвертый рабочий («стрелок») разбивал ее с обратной стороны. Как можно догадаться, этот способ довольно трудоемок, дорог и небезопасен, поэтому советские инженеры начали соединять элементы каркаса сваркой: заниматься этим мог один сварщик, спокойно устроившись в своей люльке. Это был первый в мире случай такого широкого употребления сварки в строительных работах.


Что до «упрощенной» конструкции шпиля на МИДе, то такую же металлическую решетчатую башню представляют собой шпили всех семи построенных высоток. И почти все они облицованы металлическими панелями. Исключение составляет шпиль ГЗ МГУ, облицованный стеклом и самый большой: высота его — 58 м, примерно с 16-этажный дом. Его собирали отдельно, в специальной шахте внутри уже почти завершенного здания, после чего поднимали с помощью лебедок. Как только верхушка показалась над крышей, на ней смонтировали звезду и продолжили выдвигать дальше, постоянно останавливаясь и устанавливая облицовку из желтого стекла с отражающим металлическим напылением с внутренней стороны.


"Легенда 4. Высотку МГУ строили заключенные, один из которых смастерил из подручных материалов дельтаплан и бежал, спланировав на нем с высоты."


Строительство ГЗ МГУ было впечатляющим по масштабам проектом. Специально для него было построено 30 км автомобильных дорог и 15 км железнодорожных. От линий Киевского направления была проложена ветка, по которой грузы подвозили прямо к стройплощадке. В пиковые моменты на стройке было одновременно занято 16 000 человек.


Квалифицированных кадров не хватало, поэтому рядом со стройплощадкой был создан учебный комбинат, который успел подготовить 5000 специалистов.

Архитектура СССР: как строились московские высотки СССР, Архитектура, Москва, Советская архитектура, Длиннопост

Здание гостиницы «Украина» (ныне Radisson Royal Hotel) в наименьшей степени может считаться «сталинским», так как строили его уже в эпоху правления Н.С. Хрущева.


Воспоминания очевидцев говорят о том, что заключенные тоже работали на стройке, но только на самых ранних этапах, не требующих квалификации, — на земляных работах и устройстве фундаментов. Монтаж каркаса, кирпичная кладка, отделочные работы требовали умения, и здесь уже использовался наемный труд. Так что к тому моменту, когда здание было выведено на достаточную для дельтаплана высоту, никаких заключенных здесь уже не было.


"Легенда 5. Фонтаны перед ГЗ МГУ со стороны проспекта Ломоносова — это вентиляционные киоски подземного города."


Московские высотки стали новым словом не только в технологии строительства, но и в системах ЖКХ. Это одни из первых зданий в Москве с центральным отоплением. А чтобы поднимать холодную и горячую воду на высоту, в них — впервые в СССР — были устроены технические этажи. Например, в ГЗ МГУ вода поднимается из подвала на 11-й этаж, где стоят распределительные баки, обслуживающие нижние этажи. Отсюда насосы гонят воду до следующего технического этажа, 23-го. Одна из изюминок высоток — централизованная система пылеудаления. Мощные насосы на технических этажах втягивают воздух через систему трубопроводов в стенах здания. Достаточно подсоединить к выходу в стене шланг и открыть клапан, и этот «общий пылесос» начнет собирать пыль. К сожалению, сейчас эта система не работает.


Отдельной проблемой стала вентиляция и кондиционирование огромных зданий. Системы вентиляции в высотках принудительные, с использованием насосов на тех же технических этажах. Но вот ГЗ МГУ оказалось настолько велико, что для него пришлось построить отдельную станцию подготовки воздуха. Здесь воздух очищался, увлажнялся, при необходимости подогревался — и поступал в здание. Чтобы не портить ансамбля, этот «завод воздуха» возвели под землей, под сквером, где установлен памятник Ломоносову. Так что эта легенда — единственная, оказавшаяся правдой. Фонтаны возле ГЗ действительно играют двойную роль, служа и в качестве вентиляционных киосков. Правда, сейчас станция подготовки воздуха не работает и воздухозаборники закрыты.


Айрат Багаутдинов

Статья «Легенды инженерии» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

https://www.popmech.ru/technologies/348272-legendy-inzheneri...
Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: