63

Миф о справедливом мире

Феномен справедливого мира — линза, через которую мы воспринимаем окружающую действительность. Это когнитивное искажение распространяется на наше отношение к бездомным или наркоманам: мы считаем, что люди в столь ужасных жизненных ситуациях обязательно должны были сделать что-то, чтобы заслужить такую судьбу. «Заслужить» здесь ключевое слово.

В 1966 году в Канзасском университете Лернер провел эксперимент, в котором участвовали 72 женщины. Они смотрели через стекло, как другая женщина решает математические задачи. Если женщина за стеклом ошибалась, ее били электрическим током. Участницы эксперимента не знали, что на самом деле перед ними сидела актриса, всего лишь притворявшаяся, что ее стегают током.


В основу эксперимента Лернера легли его наблюдения за поведением работников психиатрических лечебниц. Он заметил, что врачи, санитары и медсестры в заведениях для душевнобольных часто намеренно оскорбляли своих пациентов, высказывали гипотезы об их личной жизни или шутили об их психических заболеваниях. По мнению Лернера, такое поведение служило своего рода буфером, защищавшим психику работников от ужасающего, непрерывного напора человеческого страдания и отчаяния.


Поначалу участницы эксперимента Лернера были очень расстроены страданиями женщины. Но по мере того, как удары током продолжались и участницы не могли повлиять на ход эксперимента, они начали отрицательно отзываться о внешнем виде и характере жертвы. Чем сильнее были удары током, тем злее становились нападки. Но когда женщинам объявили, что жертва будет компенсирует участие в эксперименте деньгами, нападки прекратились.


По мнению Лернера, такая реакция испытуемых вытекала из стремления к справедливости. Страдания невинной жертвы, которые в глазах зрителей не были адекватно компенсированы, противоречили этому стремлению и требовали психологического обоснования. Для проверки гипотезы Лернер провел еще ряд экспериментов, подытожив свои находки в статье «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира» и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение», опубликованных в конце 70-х годов.


На курсе социальной психологии, который вел Мелвин Лернер, многие студенты считали бездомных людей лентяями. Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник был умнее, талантливее, быстрее справлялся с заданиями и более продуктивно тратил свое рабочее время.


Другие эксперименты подтвердили гипотезу Лернера: мы готовы лгать сами себе, лишь бы мир вокруг нас казался справедливым. В 1975 году американские социальные психологи Зик Рубин из Гарвардского университета и Летиция Анна Пеплау из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провели исследование людей с сильной верой в справедливый мир. Самая сильная вера в справедливость обнаружилась у наиболее религиозных, авторитарных и консервативных участников. Они высоко ставили текущих политических лидеров и общественные организации. К неблагополучным слоям населения такие люди относились негативно и не чувствовали необходимости что-то менять в обществе или оказывать социальную помощь неимущим.


Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно. Лучше верить в карму, в честность, в воздаяние за добрые дела. На одной чаше весов хорошие правильные люди, на другой — злодеи и отбросы общества. Все просто и понятно. Если много работать и не жалеть себя, у вас обязательно все получится, в то время как лень и вероломство ни к чему хорошему не приведут.


На самом деле степень вашего успеха хоть и не целиком, но в большой мере определяются местом рождения и воспитания, социоэкономической ситуацией вашей семьи и слепым случаем. Как бы тяжело вы не работали, вам не поменять обстоятельств вашего рождения.


Миф о справедливом мире может привести к ложному чувству собственной безопасности. Вы считаете, что лично вы ничего плохого в жизни не делаете, и поэтому с вами никогда не произойдет ничего страшного. Потеря жилища, наркотическая зависимость, нежелательные беременности и сексуальное насилие — это все для других, менее правильных людей. Мысль о том, что ленивые мошенники и аферисты преуспевают в высших слоях общества, в то время как сотрудники «скорой» вкалывают за нищенскую зарплату, неприятна. В глубине души всем нам хочется верить, что труд и добродетель — залог успеха, в то время как лень, зло и коварство — верный путь к поражению. Мы редактируем окружающий мир, пока он не начинает отвечать нашим представлениям. На самом деле зло часто преуспевает и уходит от наказания. Среди самых мрачных психологических анекдотов есть истории о том, что солдаты, видевшие освобожденных из концентрационных лагерей узников, считали их опасными преступниками. А как иначе оправдать такое обращение с человеком?


Почему мы так поступаем? Однозначного ответа психологи не дают. Согласно последней концепции, мы всегда стремимся предсказать результат нашего поведения и почувствовать себя уверенными в принятых нами в прошлом решениях. Но полностью феномен справедливого мира это не объясняет — нужны дальнейшие исследования.


То, что мир несправедливо, не означает, что бороться не нужно. Надо воспитывать в себе двоемыслие: умом понимать истинное положение вещей, но сердцем верить в справедливость. Знание того, как устроен мир, убережет от лишних ошибок, а сильная вера в счастливое будущее поможет преодолеть начальные неблагоприятные обстоятельства. Или хотя бы их пережить.

Дубликаты не найдены

+12

Спасибо. Отличный пост.
Как верно отметили выше, подтвержденный наблюдаемым.

+6

Вот все что тут написано, я часто вижу на пикабу.

+18
Не нужно двоемыслия, так и шизануться недолго, надо жить по Кастанеде: путь воина состоит в том, чтобы продолжать борьбу, зная, что никогда не победишь окончательно. Но бороться-то все равно надо, иначе останешься в той же заднице, где и был.
раскрыть ветку 1
+1
Это ещё один вариант.
+3
Насчет первого эксперимента - он вроде много раз здесь приводился в качестве примера, но ни разу не было указания, что участвовали только женщины. Можно пруф?
раскрыть ветку 2
+3

Собственно, текст работы Лернера и Симмонса 1966 года:

http://web.mit.edu/curhan/www/docs/Articles/biases/4_J_Perso...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4

>> Думать, что мир несправедлив, больно и непривычно.

Описанный синдром наводит на мысли о том, что это всего лишь выработанный эволюцией инструмент выживания, суть которого сводится к следующему "Видишь, что кому-то 'не айс' - не надо делать то же и/или так же. Только чтобы посильнее закрепить нежелание повторять за 'лузером' давай-ка мы эмоционально-негативно окрасим его образ в твоём сознании".

А мир - он не может быть ни справедливым, ни наоборот. По этим критериям можно оценивать лишь человека и совокупности людей (социумы).

+1
Спасибо за статью, очень интересно!
-19
Превосходный пост - родился в нищей семье в бедной стране - не надо пытаться к чему-то стремиться. Труд и целеустремленность не помогут в достижении успеха. Расслабься и плыви по течению. М-мотивации нет
раскрыть ветку 2
+17
Через строку читали?Тут суть в том что богатый человек, не значит чесный и трудолюбивый.А человек бедствующий не значит лентяй.
+1

Я один читал нижнюю строку ?

-6

Статья и всё, что в ней написано не достойно лично моего внимания потому, что слово "миф", выведенное в заголовок, как показывает простейшая проверка из доступных источников, заменяет слово "вера".  https://ru.wikipedia.org/wiki/Вера_в_справедливый_мир


Ну и вижу так себе журналистский приёмчик для придания большего значения своим словам.

Журналист хотя бы деньги получает за статью, а автор этого текста просто подменяет понятия и изливает свою желчь на этот мир, не обоснованную ничем, кроме собственного опыта.

-7
мне вот интересно. сидит чувак на улице, просит милостыню. и мне теперь его жалеть и давать денег, потому что мир не справедлив? потому что я везучее его? ересь какая-то.
ещё комментарии
-2
умом понимать истинное положение вещей, но сердцем верить в справедливость.

Таким образом можно пополнить ряды шизофреников до предела.

Похожие посты
259

Справедливый мир и обвинение жертвы

Справедливый мир и обвинение жертвы Виктимблейминг, Справедливость, Когнитивные искажения, Психология, Длиннопост, Негатив
Справедливый мир и обвинение жертвы Виктимблейминг, Справедливость, Когнитивные искажения, Психология, Длиннопост, Негатив
Справедливый мир и обвинение жертвы Виктимблейминг, Справедливость, Когнитивные искажения, Психология, Длиннопост, Негатив
На курсе социальной психологии, который вел Мелвин Лернер, многие студенты считали бездомных людей лентяями. Лернер провел эксперимент, в котором двое участников решали головоломки. В конце эксперимента одному из них случайным образом присуждалась крупная сумма денег. Наблюдавшим за экспериментом студентам было сказано, что награда присуждается по воле случая. Но когда их просили оценить работу мужчин, наблюдатели говорили, что получивший награду участник был умнее, талантливее, быстрее справлялся с заданиями и более продуктивно тратил свое рабочее время.
Ещё в одном из его экспериментов испытуемым демонстрировали видеозапись процесса обучения, отснятую с участием нанятых для этой цели актёров, в процессе которого обучаемых за допущенные ошибки наказывали ударами электрического тока. Оказалось, что просматривающие фильм относились к «ученикам» гораздо хуже, если у тех не было возможности прервать урок и уйти, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: «…один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу…»
Линда Карли и её коллеги пишут о том, что этот феномен справедливого устройства мира влияет на впечатления, которые производят на нас жертвы изнасилования (Carli et al., 1989, 1999). Карли предлагала испытуемым прочесть подробное описание отношений мужчины и женщины. Например, женщина и её босс вместе обедают, потом приходят к нему домой и выпивают по бокалу вина. Некоторые испытуемые прочитали такой финал: «Затем он усадил меня на диван и, взяв мою руку в свою, попросил меня стать его женой». Задним числом люди не видят ничего удивительного в таком повороте событий и восхищаются обоими – и мужчиной, и женщиной. Другие испытуемые прочитали эту же историю с другим финалом: «Но потом он повел себя очень грубо. Он повалил меня на диван и изнасиловал». Узнав о подобной развязке, испытуемые говорили, что именно этого и следовало ожидать, и порицали женщину за поведение, которое в первом сценарии казалось безупречным.
Справедливый мир и обвинение жертвы Виктимблейминг, Справедливость, Когнитивные искажения, Психология, Длиннопост, Негатив
Справедливый мир и обвинение жертвы Виктимблейминг, Справедливость, Когнитивные искажения, Психология, Длиннопост, Негатив
Показать полностью 4
224

"Неправильная" любовь: подкуп, жалость и угрозы

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: