Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K

Пожалуй, Bf 109K - Курфюрст - единственный самолет изо всех сто девятых, про который известно сравнительно мало. Даже имеющиеся данные подвергнуть хоть сколь-нибудь серьезной проверке уже невозможно. Хорошо известно только дата начала работ над самолетом - май 1943 года. 

Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K Самолет, История, Длиннопост

Курфюрст в анфас

Новой машиной занималась австрийская фирма WNF. Испытания прототипа поначалу планировались в августе 1943 года. Но потом начало облета отодвинули на середину сентября, а потом и вовсе на январь 1944 года. Корнем всех задержек был недоведенный до ума DB 605D. 

Курфюрст отличался от Густава прежде всего новым мотором - Daimler-Benz DB 605D. Хвостовое оперение увеличенной площади и удлиненные стойки шасси - еще две черты нового самолета. Но как вы уже знаете, моторы D-серии ставились и на G-14, а поздние четырнадцатые Густавы получили увеличенные хвост и стойки шасси. То есть получается, что необходимость в новом истребителе отпала - все новшества с успехом применялись и на старых машинах.  

Руководство Люфтваффе отказалось от высотных вариантов Курфюрста - К-1, К-2 и К-3, выбрав Bf 109K-4. 

Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K Самолет, История, Длиннопост

Bf 109K-4

Выпуск новой машины хоть и был налажен только в Регенсбурге, быстро набирал обороты. В начале самолеты поступали не столько в боевые части, сколько на различные полигоны и в учебные отряды. Из первого десятка Bf 109K-4 до боевых частей не дошло ни одной машины.

Характерной особенностью Bf 109K стало целиком закрытое шасси, как главное, так и хвостовое. Иногда затворки шасси отсутствовали. Хвостовое колесо в полевых условиях часто жестко закреплялось - грязь повреждала механизм его уборки.

Все изменения, внесенные в конструкцию Густава, до тройного триммера включительно, стали стандартными особенностями конструкции «Конрада». От поздних Густавов Курфюрст отличался следующими деталями: незначительно измененная топливная система с горловиной у кабины, кислородный баллон перенесен в правое крыло, отсутствует мачта антенны и небольшой выступ для антенны на киле.

В отличие от Bf 109G Курфюрсты имели только две горловины на правом борту фюзеляжа. Одна из них находилась у кабины, а другая - ближе к хвосту. Ближняя горловина предназначалась для заполнения 3-литрового стартового бака, а вторая - для заполнения ускорителя MW 50. Вторая горловина находилась на первом сегменте фюзеляжа, в то время как у Густавов - на втором. Это объяснялось тем, что ускоритель MW 50 был смещен вперед. Благодаря этой мере улучшилась балансировка самолета, приблизившаяся к той, что наблюдалась на Фридрихе.

В начале 1945 года начался выпуск Bf 109K-6, вооруженного двумя 30-мм пушками MK 108 с боекомплектом 40 выстрелов на ствол, однако не известно ни об одном таком самолете. 

Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K Самолет, История, Длиннопост

Bf 109K-6

Прототип "шестерки" был на базе серийного K-4. Машину передали в Тарневиц для испытаний. Испытания длились до февраля 1945 года. Машина получила отрицательную оценку. 

В конце февраля истребитель передали на Восточный фронт для испытаний в боевых условиях, после чего следы машины теряются. Но судьба этой машины была предрешена еще до ее создания. К осени 1944 года люфтваффе уже не мечтало о создании каких-то специальных самолетов. Германии требовалось много стандартных истребителей, технологичных, дешевых в производстве. Любые переналадки сборочных линий неизбежно сказались бы на темпах производства, что было совершенно неприемлемо. В марте 1945 года выпуск самолетов в Германии был прекращен, последние машины собрали в первых числах апреля. Несомненно, выпуск Bf 109K-6 просто бы не успели наладить, поскольку в феврале он еще не закончил испытаний. 

На многочисленных фотографиях, запечатлевших сотни брошенных, разбитых и захваченных немецких самолетов не видно ни одной машины этого типа. Трофейные команды и разведывательные службы всех государств антигитлеровской коалиции, прочесавшие освобожденную территорию Рейха, также не отметили существования у противника такой машины.

Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K Самолет, История, Длиннопост

Сбитый англичанами Курфюрст в мае 1945 года. По понятным причинам модификацию определить невозможно

Кроме того, есть информация о самолетах K-8, K-10, K-12 и K-14. По известным материалам, и по аналогии с Bf 109G-8 считают, что самолет K-8 должен был представлять собой разведывательную модификацию, оснащенную фотокамерами Rb 50/30 или Rb 70/30, радиостанцией FuG 16ZS и не нести пулеметов MG 131. Его вооружение должно было состоять из пушки MK 103 в фюзеляже и двух пушек MK 108 под крыльями (или двух MG 151/ 20). Машина не вышла за стадию предварительных набросков.

Messershmitt Bf 109: спортсмен на войне. Bf 109K Самолет, История, Длиннопост

Bf 109K-8

Bf 109K-10 представлял собой дальнейшее развитие K-4. От предшественника самолет отличался только тем, что в его крыльях отсутствовало вооружение, а пушка MK 108 заменялась MK 103. Пушка MK 103 при том же калибре 30 мм имела более длинный ствол и могла поражать даже довольно тяжелую бронетехнику. Благодаря длинному стволу снаряды имели лучшую кучность, что также благоприятно сказывалось на стрельбе по самолетам. Но у пушки были и серьезные недостатки. Она весила почти в три раза больше, чем MK 108, имела на треть меньшую скорострельность и ограниченный боекомплект. Словом, замену можно охарактеризовать коротко: "шило на мыло".

Наибольший интерес представляет Bf 109K-14 - высотный истребитель. Машину предполагалось оснастить двигателем DB 605L с пропеллером VDM 9-12199 с четырьмя узкими лопастями. Такой винт испытывали в январе 1945 года. Двигатель DB 605L представлял собой развитие мотора DB 605E, который, в свою очередь, был модификацией DB 605D, приспособленной под четырехлопастный винт.

DB 605L оснащался двухступенчатым наддувом, позволявшим его успешно эксплуатировать на высотах более 10000 метров, и развивал мощность 1750 л.с. С другой стороны, максимальную боевую мощность 1280 л.с. двигатель развивал на высоте 10000 м, в то время как DB 605D развивал 1210 л.с. на высоте 8500 м. На боевом режиме работы DB 605L отличался повышенной прожорливостью, потребляя на высоте 10000 метров на 50 литров, а у земли на 60 литров больше, чем DB 605D.

Bf 109K-14 на высоте 3000 м развивал всего 575 км/ч (605 км/ч с использованием MW 50), на высоте 6000 м развивал уже 625 (655 км/ч), а на высоте 10500 м - 690 (722 км/ч). Эти характеристики были хороши для начала 1944 года, но к 1945 году уже не имели особого значения, особенно в виду посредственных результатов на малых и средних высотах. А в ноябре 1944 года от выпуска двигателя DB 605L отказались, тем самым поставив крест и на 

Bf 109K-14.

Продолжение следует...