Меджидие
Бронепалубный крейсер "Прут", он же турецкий "Меджидие". Еще одна жертва у одесских берегов. Был построен в США для турецкого флота. Систершип "Гамидие". Назван «Меджидие» в честь султана Абдул-Меджида I. Участвовал в Балканских войнах. В октябре 1912 обстрелял болгарский порт Варну. 9(22) декабря 1912 был атакован греческой подводной лодкой «Дельфин I», но торпеда прошла мимо. Участвовал в двух сражениях с греческим флотом: сражении у Элли и сражении при Лемносе (1913), а также в высадке десанта у Шаркёя 18 февраля 1913.
Во время Первой мировой войны действовал в Чёрном море. В апреле 1915го крейсер в сопровождении эсминцев приблизился к одесскому заливу с целью обстрела города и порта (кораблей ЧФ в Одессе не было) . Но удача отвернулась от турок. утром 2 апреля на подходе к цели крейсер налетел на мину (а их под Одессой было выставлено аж 1668 штук). Пробоина оказалась смертельной и "Меджидие" стал тонуть. Произошло это в 15 милях от Воронцовского маяка. Погибли 26 членов экипажа. Турки какое-то время пытались спасти корабль, но уже через тридцать минут адмирал Сушон, находившийся на "Гебене" (который вместе с "Бреслау" в свою очередь прикрывал операцию со стороны Севастополя), приказывает командиру "Меджидие" Бюкселю затопить крейсер и увести эскадру к турецкому берегу. Команда снимает и выбрасывает за борт затворы с орудий, уничтожает радиостанцию. Эсминец "Ядигар"добивает крейсер торпедой, тот садится на грунт оставив над поверхностью моря трубы и мачты. Командование ЧФ отреагировало оперативно и уже на следующий день крейсер был обследован нашими моряками и начались работы по его подъему и восстановлению. (даже был взят живой трофей- уцелевшая турецкая курица что сидела на леере корабля и выжила после взрыва:) ) Начало спасательных работ относят к 4 (17) апреля 1915 года, когда буксир "Черноморъ", "Ледоколъ № 3" с краном в 25 тонн и баржей на буксире, а также катер "Академикъ Беръ" с тремя водолазными ботами подошли по протраленному фарватеру к затонувшему "Меджидие". Крейсер подняли 9 июня и сразу же привели в Одессу где был начат восстановительный ремонт. 25 февраля 1916 — Введён в строй. Старая артиллерия снята и отправлена на усиление обороны Одессы, крейсер вооружили 10-ю 130-мм орудиями Б-7 с недостроенного дредноута «Император Александр III». Получивший имя "Прут" корабль успел поучаствовать в Трапезундской наступательной операции в феврале- апреле 1916го года. Революцию "Прут" встретил в Севастополе где был поставлен в ремонт и на перевооружение в начале 17го года. Посл взятия Севастополя немцами корабль был возвращен туркам и получил свое прежнее имя "Меджидие". После распада Османской империи корабль был интернирован Антантой в Мраморном море, но в 1925 году вновь возвращен Турции. В 1925-27гг. он прошел капитальный ремонт на турецкой верфи Gölcük. Русские 130-мм орудия были обратно заменены турецкими. В 1940 году, корабль, давно потерявший какую-бы то ни было боевую ценность, переквалифицировали в учебный, а в 1 марта 1947 году исключили из состава флота. Окончательно он был разделан на металлолом в 1956 году.
Первая мировая война
173 поста1.2K подписчиков
Правила сообщества
Приветствуется: -уважение к собеседнику -интересные публикации -продуктивные обсуждения Не рекомендуется: -личные оскорбления и провокации -не подкрепленные фактами утверждения -чрезмерная политизированность и набросы против белых\красных\зеленых\...