488

Меч ренессанса: Скьявона.

Всем привет!


Такая разновидность клинкового оружия, как скьявона неизменно привлекает внимание.

В первую очередь бросается в глаза сложная, многоэлементная гарда «корзинчатой» конструкции. Однако, гарда не производит впечатления массивности, как, например, шотландские горские мечи. Напротив, легкоузнаваемые гарды скьявон выглядят ажурными и легкими.

Красивое оружие — хорошее оружие, есть такой закон военного производства.

Речь не о позолоте, а о форме функционального, базового железа. Именно такая форма — неизменная пинадлежность скьявон: воплощенная в стали эргономика, невзирая на сложность конструкции.

Кроме того, интересен сам термин, вовсе не характерный для европейского военного дела.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Происхождение.

Скьявона — это средневековый жаронизм, перекочевавший сперва в повседневный обиход своего времени, а затем и в научную терминологию. Переводится он просто: славянская. Без сомнений, это сокращение от описательного La espada schiavona — славянский меч.


Венецианские дожи охотно нанимали на службу славян из Далмации, в которую Республика вторглась и основала множество коллоний.

В частности, из славян формировалась личная гвардия дожей. Естественно, вооружали ее за счет казны итальянским снаряжением. В XV столетии в славянской среде получила устойчивую популярность особая разновидность меча: широкий клинок, S-образная гарда и плоское квадратное навершие.

Возвращавшиеся со службы гвардейцы распространили моду по всей восточной Европе, включая Венгрию, Великое Княжество Литовское и Русь.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Национальные особенности не могли не сказаться на форме.

Некоторые мечи переделывались, или изготавливались сразу с изогнутым хвостовиком на манер сабли. Причем, в такой манере производились как одноручные, так и длинные мечи. Известны так же полноценные сабли (часто двуручные) в подобном стиле.

Происхождит такое оружие в середине-второй половине XV столетия. Находится в употреблении  до 1500, попав в арсеналы армий, сражавшихся в начале Итальянских войн (1494—1559). Причем, не только венецианских, но и германских, где сражалось множество славян и венгров.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Нет сомнений, что скьявона, как самостоятельный вид оружия определяется исключительно формой эфеса.

Клинки славянских мечей могли быть самых разных конфигураций. Вплоть до однолензвийных и сабельных. Общие параметры клинка в ранний период можно обозначить как «широкая полоса уплощенного сечения».

Ширина колебалась в районе 40-50 мм в основании, а сечение могло быть как линзовидным, так и шестигранным, иногда оснащаясь выраженной пятой (рикассо) в основании. Количество долов колебалось от одного до трех.

Чаще всего мечи относятся к типам XIIIa, XIX, XXa по типологии Э. Окшотта.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Развитие гарды в узнаваемую корзинчатую конфигурацию началось синхронно с эволюцией гард всего европейского оружия.

Еще в 1340 годах перекрестья мечей стали оснащать кольцом, прикрывающим рикассо. Приблизительно тогда же появились разносторонне изогнутые перекрестья, наклон одного из плеч которых прикрывал пальцы на рукояти спереди.

К 1440 годам тенденции усилились, что выразилось в совмещении изогнутой гарды с кольцом рикассо, увеличении наклона плеч перекрестий вплоть до полного перекрытия рукояти спереди. Не избежали описанных веяний и эефесы славянских мечей. Причем, к 1470-80 годам они приобрели вполне развитые, почти «шпажные» формы. В этот период они могли называться славянскими только условно, т.к., распространились по всей Италии, Южной Германии и Испании.

Выглядели эти развивающиеся перекрестья так:

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

В таком виде они просуществовали до 1500, сосуществую, таким образом, с исходными, более простыми вариантами. Собственно, роднит их исключительно общий стиль исполнения и узнаваемая форма навершия — плоского, вписывающегося в квадрат.

В 1520-40 годах тенденции к усложнению гарды усилились.

Двигателем прогесса выступали, в первую очередь, гражданские мечи (предки рапир). Их использование было связано с манипуляцией оными незащищенной кистью. В отличие от военного, гражданское употребление не подразумевало доспеха.

Вопросы защиты кисти вставали особенно остро, что было связано с распространившейся модой на дуэли.

Изначально дуэли имели форму нерегламентированных драк — форменной поножовщины, когда озаботиться защитным снаряжением не было возможности.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Развитая гарда дала свободу кисти, а значит, и свободу при фехтовании. Ведь рука более не была стеснена латами. Мода быстро передалась и военным мечам.

Витая гарда устанавливалась как на одноручном, так и на двуручном оружии.

Нет сомнений, что именно эта, описанная выше тенденция и породила то, что мы называем «скьявоной». Легкая кавалерия, которой были славянские наемники, вообще не было отягчена доспехами. Идея полной защиты кисти одной лишь гардой пришлась к месту.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Поздние скьявоны 1630-1750 годов отличаются бОльшим количеством радиальных дуг и соединением дуг наружних посредством перемычек. Количество наружних дуг со временем увеличивалось от двух до трех, а количество перемычек к 1700 годам превратило эфес в подлинное подобие корзины.

Вот несколько примеров поздних скьявон:

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Соединение элементов гарды осуществлялось посредством кузнечной сварки или потайной клепки. Толщина дуг (кроме боле массивного перекрестья) колебалась в створе 2-4 мм. При малой толщине дуги обладали сложным изогнутым профилем, сообщавшим большую жесткость.

Характерные квадратные навершия сменились с 1600-1650 подтреугольными с «лапчатым» окончанием. Материалом наверший могла выступать как сталь, так и бронза. С течением времени бронза стала преобладать.

Ширина клинков уменьшилась: от 40 до 30 мм. Двулезвийные мечевые клинки сосуществовали с однолезвийными клинками палашей. Изредка имели хождение сабельные клинки.

К началу Тридцатилетней войны (1618 г), скьявона стала общеуптребимым оружием, которое можно было встретить как у рейтар Империи, так и у их противников.

Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография
Меч ренессанса: Скьявона. Меч, Рапира, Холодноее оружие, Длиннопост, Ренессанс, Скьявона, Фотография

Размер скьявон колеблется в районе 1 - 1.2 метра.

Вес около 1.2 - 1.4 килограммов.

Навершие и нижний выступ корзины иногда соединялись для жёсткости.

Для рукоятки использовали дерево, кожу, металлическую проволку. Иногда что-то экзотическое, например, шкуру ската (последнее фото).


Мне очень нравится выраженная бионика корзинообразной гарды скьявоны.

Надеюсь, статья поможет вам оценить этот характерный меч ренессанса по достоинству.


Источник текста: http://historyfest.ru/scriptorium/144.html

Фотографии подобрал непопсовые, в комментарии залью ещё.

Большинство картинок кликабельны.


На сегодня всё, удачных выходных!

Найдены возможные дубликаты

+29

Добавка.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 10
+18
Получаю эстетический оргазм, смотря на это все. Почему мечи так привлекательны... :)
раскрыть ветку 5
+3

Да. Почему-то именно этот тип мечей особенно привлекателен.

0
Мне тут недавно объясняли, что это может быть связано с тем, что предки наши защищались такой красотенью, она им жизнь спасала. Вряд ли кто-то может сказать точно, но теория красивая.
раскрыть ветку 3
+4

Ух, красота какая! Спасибо а пост)

+5
А что имелось ввиду под термином: выраженная бионика?
раскрыть ветку 2
+7

изначальный смысл слова бионики - похожесть на что то живое

+1

Корзина гарды сделана похожей на  листву.

+7
Уважаемый автор,а есть ли у вас идеи собрать похожий материал про топоры/секиры и тд? Очень интересно было бы почитать
раскрыть ветку 3
+5

В данный момент собираю материалы по длиннодревковому: копья, полэксы, алебарды. На период 14-16 века.

Позже, видимо, проведу опрос, что бы понять наиболее востребованые темы.

раскрыть ветку 2
+1
Благодарю за ответ,буду ждать с нетерпением.
0

Я присоединяюсь к вопрошаемому, с удовольствием почитал бы про топоры.

+4
ПКМ
Иллюстрация к комментарию
+3

Хороший пост, несколько дополнений к нему: характерное для скъявонн навершие называется "кошачья голова", что говорит о хорошем абстрактном мышлении жителей средневековой Европы)

Еще стоит упомянуть, что в отличие от шотландских палашей и хаудегенов навершие практически никогда не имело жесткого соединения с корзиной. Могло стягиваться кольцом, могло не соединяться никак.

Важная с точки зрения применения деталь:слева от рукояти бугель практически всегда соединялся с перекрестьем полукольцом, расположенным перпендикулярно плоскости клинка и дававшим дополнительную опору большому пальцу при рубке и фехтовании, примерно как кольца польских сабель(на фото этого элемента почти не видно, а он важен)

раскрыть ветку 1
+3

Да, про кошку слышал, итальянцы навершие этого меча и сейчас так называют.

Видимо, из-за львиной головы, традиционно на оной изображавшейся.

Здесь, например, музейные работники перевернули навершие при сборке (:

Иллюстрация к комментарию
+4

В AC: Unity скьявона является топовым мечом. Шикарно выглядит и имеет высокие характеристики. Я пол игры бегал с ней.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+13
За что минусы то ставите? Или на пикабу тамплиеры сидят?
раскрыть ветку 2
+12
Ave Maria, Deus Vult!
+5

Видимо, показывают неактуальность темы лично для себя таким образом.

Хоплофобы повсюду (:

+4
Да и в ранних частях были скьявоны, только назывались почему-то рапирами.
P.S. В русской локализации - рапиры, НО только что скачал фотку с русской вики по вселенной AC и сам файл называется AC_Schiavona.png лол
Иллюстрация к комментарию
0

Кажется, я знаю зачем здесь такое большое квадратное навершие

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+3
Зачем ?
раскрыть ветку 2
0
Это после спиливания мушки остаётся квадратное навершие ))))))))))
( ньюфагам - читать анеки про ковбоев)
-2
Иллюстрация к комментарию
+1
Ну так поведай нам свои догадки.
0

Магическая красота!

-4

Жизнь - это схватка с возрастом. Вопрос: а как уцелеть в этой схватке?

Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: