Мастер: М. Найт Шьямалан
Извилистая карьера
М. Найт Шьямалан — одна из самых спорных фигур, среди режиссеров современного Голливуда. Все из-за крайне неровной фильмографии. Его первые два фильма прошли незамеченным, но вот третья картина, «Шестое чувство», произвела фурор (о причинах чуть позже). Всеобщее признание получил и следующий «Неуязвимый», однако далее творения Шьямалана вызывали все больший скепсис.
Поворотной картиной стала «Девушка из воды». Тогда режиссер даже дебютировал среди лауреатов позорной антипремии «Золотая малина». И далее ожидание его картин неизменно сопровождалось спорами, пробьет ли Шьямалан очередное дно или вдруг сумеет вернуться к когда-то заданной планке. Увы, и «Повелитель стихий», и «После нашей эры» указывали, скорее, на первый вариант, однако «Сплит» неожиданно стал серьезной заявкой на восстановление репутации. Свежевышедшее «Стекло», правда, опять эту репутацию подмочило, но, что ж поделать, мы, в конце концов, уже поняли, что стабильность качества — не конек Шьямалана.
Спорить о режиссере и критиковать его можно долго, однако любопытным остается один факт — большая часть его картин, в том числе и не самые удачные в творческом плане, принесла прибыль в прокате. Кроме того, не приходится сомневаться, что Шьямалан — кинематографист до мозга костей, фанатично преданный профессии. Он неоднократно подтверждал свое умение обращаться как с крупными бюджетами, так и с малыми (причем с малыми получается лучше). Он утвердил свой собственный уникальный стиль. Он умеет работать с актерами и раскрывать их драматический потенциал, и потому стал одним из тех режиссеров, с которыми по-настоящему любят работать крупнейшие звезды. Да и то, что после провалов и критических разгромов он продолжает разрабатывать оригинальные идеи и проекты, заслуживает уважения.
Мистический триллер и его вариации
Жанровая основа творчества Шьямалана — мистический триллер. Его фильмы всегда связаны со столкновением обычных людей с чем-то сверхъестественным (суперспособности, инопланетные цивилизации, научная фантастика), а действие происходит в атмосфере саспенса, тревожного ожидания, волнения или даже ужаса. Собственно, можно сказать, что Шьямалан был одним из тех ярких режиссеров, кто на рубеже 1990-2000-х вдохнул новую жизнь в жанр мистического триллера. Он этот жанр усложнил, сделал более интересным, смешав его в нестандартных пропорциях с другими жанровыми разновидностями (не случайно среди любимых картин Шьямалана тоже полижанровые фильмы).
Например, «Шестое чувство» большую часть действия напоминает психологическую драму с элементом детектива. Или «Неуязвимый» содержит элемент супергеройского кино. «Сплит» местами можно назвать хоррором. Однако база общая — мистический триллер, и именно он дает картинам Шьямалана уникальное преломление.
Сюжетный твист, или «вот это поворот»
Если бы нужно было описать режиссера одним мемом, то Шьямалану идеально подошло бы знаменитое «Вот это поворот». Лихие сюжетные виражи и особенно финальные твисты, переворачивающие зрительское понимание всей истории, можно назвать самой характерной «фишкой» режиссера. Причем в некотором смысле этот прием сыграл со Шьямаланом злую шутку — он стал его заложником.
Если в ранних картинах сюжетные твисты были чем-то непредсказуемым и потому действительно удивляли и шокировали, то со временем от режиссера стали ждать необычного поворота истории — оригинальность превратилась в банальное клише. Шьямалан и отказаться от такого решения не может, но твисты порой стали выглядеть чем-то вымученным и неестественным. Тем не менее отметим, что в удачных случаях, например, в «Шестом чувстве», «Таинственном лесе» или «Сплите» это действительно хороший способ расширить границы сюжета, а заодно лишний раз впечатлить и заинтриговать аудиторию.
Любопытно, кстати, что при всей любви к финальным твистам, Шьямалан — ярый противник сиквелов, где этот прием особенно востребован как «мостик» между частями.
Герои: интровертные взрослые и непонятые дети
Из фильма в фильм Шьямалан переносит два типа героев. Охарактеризуем их так: задумчивые взрослые и непонятые дети или подростки. Закрытые, окруженные романтическим ореолом мужчины, вероятно, служат своего рода альтер-эго режиссеру. Дети же, вполне в русле вековых традиций, «работают» посредниками между реальностью и чем-то мистическим и непознанным. На взаимодействии взрослого и ребенка строятся сюжеты большинства картин Шьямалана: «Шестое чувство», «Знаки», «После нашей эры», «Сплит».
Автокатастрофа как сюжетный ход
В целом ряде картин Шьямалана присутствует автомобильные катастрофы. Достоверно неизвестно, чем обусловлен такой интерес (может быть дело в какой-то фобии?), однако очевидно, что режиссер находит в таком решении богатые сюжетные и драматические возможности. Например, в «Шестом чувстве» это кульминационный эпизод, а в «Неуязвимом» и «Знаках» сцены автокатастроф через флэшбеки помогают объяснить характеры героев.
Визуальный стиль: отражения и другие инструменты таинственности и погружения
Излюбленный визуальный прием Шьямалана — съемка через отражение, когда важное действие мы видим в какой-либо зеркальной поверхности. Причем отражающей поверхностью может быть не только очевидное стекло, но и экран телевизора, нож или даже дверная ручка. Такое решение делает кадр визуально более интересным, выразительным. Оно также придает действию большую значительность.
Иногда таким способом режиссер «прикрывает» какую-то сцену, например, если в ней показывается насилие или нужно спрятать какой-то элемент. Кроме того, на смысловом уровне режиссер так подчеркивает ключевой мотив большинства своих картин — столкновение с потусторонним, с «зазеркальем». Кстати, вполне возможно, что подобный прием Шьямалан подглядел у одного из своих вдохновителей — у Стивена Спилберга.
Среди других визуальных решений, находящихся в постоянном арсенале средств Шьямалана, можно выделить съемку с верхней точки или «взгляд Бога» и съемку через некое обрамление, например, дверной проем. Эти средства придают картинам режиссера особую странность и таинственность. Также он часто использует съемку от первого лица и длиннокадровую съемку — техники, обычно способствующие сближению зрителя с героями и погружению в действие.
Цветовой символизм
Яркий выразительный инструмент для Шьямалана — это цвет. Иногда его работа с цветом кажется излишне прямолинейной, но, тем не менее, эффективной. У цвета может быть определенное символическое значение или даже конкретная сюжетная функция. Например, в «Таинственном лесе» красный маркирует опасность и угрозу, а желтый наоборот — спокойствие и «нормальность» (впрочем, в итоге все оказывается сложнее).
Или возьмем «Шестое чувство», где красный цвет служит выразительным предвестником важного события. В «Неуязвимом» цвета используются, сближая историю с традицией комикса (что тем более уместно с учетом того, что это, по сути, драматизированный супергеройский сюжет), а зеленый и фиолетовый обозначают протагониста и антагониста соответственно.
Любимая локация — Пенсильвания
Если Мартин Скорсезе воспел в своем творчестве Нью-Йорк, то Шьямалану многим обязана Филадельфия. Большинство его картин снято в крупнейшем городе штата Пенсильвания или в его окрестностях. На то есть ряд причин. Во-первых, для Шьямалана это родные места — он родился в Индии, но уже на шестую неделю после его рождения семья переехала в США. Режиссер выбирает для съемок хорошо знакомые, родные места. Правда, есть и другой существенный фактор — в Пенсильвании предусмотрена налоговая льгота при съемке фильмов на территории штата.
Камео
Подобно своему кумиру Альфреду Хичкоку Шьямалан регулярно появляется в эпизодических ролях в своих картинах. Правда у него есть небольшое отличие от традиционных камео. Если Хичкок, Питер Джексон и другие режиссеры появляются в собственных картинах для привета, шутки ради, то Шьямалан отводит своим героям реплики и даже значительные сюжетные функции.
Правда, эта манера автора иногда критикуется за очевидно скромные актерские способности. Например, самую масштабную свою роль (если исключить главного героя в дебютной «Яростной молитве») Шьямалан исполнил в «Девушке из воды», и тем самым доигрался до актерской «Золотой малины». Кстати, по поводу этой издевательской премии. После «Визита» Шьямалан удостоился номинации за «восстановление репутации», и с тех пор в списках «Малин» больше не фигурировал. Надеемся, и дальше не будет. Источник: tvkinoradio
Всё о кино
19.9K постов58.3K подписчика
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.