«Мастер и Маргарита», или Восьмое доказательство

«Мастер и Маргарита» — шедевр русской литературы советского времени, «закатный роман» Михаила Булгакова. «Дописать, прежде чем умереть!» — было начертано им на рукописи произведения. Как известно, на «Мастера» ушло двенадцать лет, автор работал над его текстом до последних дней жизни.


Немногие близкие друзья писателя, которым довелось присутствовать на авторском чтении романа, «слушали почему-то закоченев, всё их испугало». Все прекрасно понимали, что это вещь, которую в эпоху разгула воинствующего атеизма опубликовать было немыслимо. Исключительная сила и глубина произведения, сочетающего в себе, казалось бы, несочетаемое — описание прибытия в Москву сатаны — Воланда, трагической участи Мастера и Иешуа Га-Ноцри с искромётностью юмора и фантастическими образами Азазелло, Бегемота и Коровьева — придала жизнь и дыхание оригинальной философской концепции писателя. Необъяснимое для материалистического мышления тонкое проникновение гениального художника в тёмные стороны советской действительности наравне со скрытыми духовными сферами вызывало у первых читателей книги не столько восхищение его талантом, сколько ужас от беспощадной жестокости государства, в котором правил свой страшный бал сам сатана.


Хорошо помню собственное впечатление от романа Булгакова, прочитанного мною в июне 1984-го года в Москве благодаря любезности моего друга — французского паренька Лорана, купившего мне дефицитного «Мастера» в валютной «Берёзке» и смело критиковавшего советскую власть за атеизм и войну в Афганистане. Это может показаться нелепым, но почему-то в то время первым моим желанием было проверить слова моего французского друга: подобно Маргарите стать невидимым, взмыть в небо, пролететь над Кремлём, заглянуть в окно тогдашнего генерального секретаря ЦК КПСС Черненко и увидеть собственными глазами, действительно ли тот ест чёрную икру и говорит при этом: «О, мой глупый народ, он так любит меня!».


Однако самым замечательным и необъяснимым было ещё одно желание: мне неудержимо захотелось… прочитать Библию! Несмотря на то, что я знал о существовании Библии только как о книге, которую читают тёмные и невежественные верующие, никогда до того момента у меня не возникало такого жгучего желания её прочитать, чтобы узнать о Христе. Именно тогда, летом 1984-го, я понял, что буду добиваться этой цели, чего бы это мне не стоило. В отличие от первого желания, неисполнимость которого мной вполне понималось, желание читать Библию было твёрдым и осознанным. И — самое удивительное — я точно знал, что оно непременно исполнится.


Позже, уже став христианином, от многих верующих — в том числе, служителей церкви — я слышал то же самое: одной из главных книг, способствующих проявлению интереса к Библии, к личности Христа был роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Невероятная нелогичность и странность того, что описывающая демоническую советскую действительность книга, которая имела варианты названий «Копыто консультанта», «Он появился», «Чёрный маг» или «Сатана», в конечном итоге приводила людей к Богу, как мне кажется, не поддаётся никакому разумному или рационалистическому объяснению.


Да, можно рассуждать о том, что русскому человеку, по мысли Достоевского, непременно нужно дойти до края бездны, заглянуть туда, ужаснуться и потом в молитве просить у Бога прощения. Да, можно размышлять о пути «от противного»: чтобы идти к Богу, нужно оттолкнуться от диавола. Можно найти огромное количество библейских параллелей в тексте романа, можно сравнивать художественные образы и философию Булгакова с реалиями Священного Писания, можно тщательно исследовать биографию автора и многочисленные литературные источники, которыми он пользовался, но, пожалуй, так и не удастся открыть великой тайны: как этой книге удаётся реально приводить своего читателя к Слову Божьему.


В результате размышления над этим вопросом я пришёл к выводу, не претендующему, впрочем, на серьёзное богословское обоснование, что наряду с шестью доказательствами бытия Божьего — историческим, космологическим, телеологическим, онтологическим, логическим и нравственным — «доказательством Канта», а также описанным у Булгакова седьмым «доказательством Воланда» — по-видимому, существует ещё одно, восьмое доказательство: художественное. Его суть заключается в мистическом, иррациональном, разумно необъяснимом понимании бытия Божьего и существовании истинного Слова Божьего через произведения искусства, посредством которых художник каким-то непостижимым образом передаёт читателю, слушателю, зрителю информацию об истинной духовной реальности. При этом сам способ передачи — вид искусства, жанр произведения — особой роли не играет, главное — это талант самого художника, его творческий гений, способность художественными средствами пробудить поиск Бога и задать верное направление этого поиска.

«Мастер и Маргарита», или Восьмое доказательство Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита, Сатана, Бог, Воланд, Библия, Длиннопост, Атеизм

Книжная лига

21.9K пост77.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, садитесь, Вам пять. Семестровое сочинение удалось. А вот новизна мыслей в нем, к сожалению, не очень. Как там у мастера один знаток выразился?

"Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя". Ваша "свежесть" не тянет даже на третий сорт.

Прекратите трогать Михаила Афанасьевича своими свидетельскоиеговскими щупальцами. Минус Вам.

ещё комментарии
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку