Мартин Борман

Мартин Борман Мартин Борман, История, Трутий рейх, Вторая мировая война, Длиннопост

С 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в немецком городе Нюрнберге проходил судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии. К смертной казни через повешение суд приговорил двенадцать главных преступников — Геринга, Риббентропа, Розенберга, Йодля, Кейтеля, Франка, Штрейхера, Фрика, Заукеля, Кальтенбруннера, Зейсс-Инкварта и руководителя канцелярии нацистской партии Мартина Бормана. Последний был приговорен заочно, поскольку в ночь на 1 мая 1945 года он бесследно исчез из горящей рейхсканцелярии. Странное совпадение: в эту ночь, которая называется Вальпургиевой, согласно народным поверьям, ведьмы устраивают свой «великий шабаш» на Броккене (в горах Гарца).

Как военный преступник Мартин Борман разыскивался на протяжении десятилетий спецслужбами ряда стран и отдельными людьми, поскольку совершенные им деяния не имеют срока давности. В 1972 году от немецкой полиции поступило следующее сообщение: в Западном Берлине при земляных работах найден скелет, который, судя по предварительному осмотру, мог принадлежать Борману. Экспертиза подтвердила находку официально. Однако старший сын Бормана не согласился с выводами криминалистов. Дело в том, что на ключице скелета, найденного в Берлине, не было признаков перелома, а ведь точно известно — рейхсляйтер сломал ее перед войной. Это и не позволило Борману-младшему принять на веру мнение экспертов.


Данный факт способствовал появлению очередных версий, раскрывающих таинственное исчезновение Мартина Бормана. Три из них представляются наиболее интересными.


В 1996 году вышла книга бывшего английского разведчика Крейтона под названием «Загадка Бормана». В ней автор утверждает: Мартин Борман не погиб в осажденном Берлине, а был похищен знаменитой английской спецслужбой МИ-6 и секретно переправлен в Лондон. Там ему сделали пластическую операцию, после которой Бормана трудно было узнать. В своем новом обличье он прожил в Англии до 1956 года. Однако в связи с визитом в Лондон в апреле того же года высоких советских гостей — Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булгарина — Борман был переправлен англичанами в Парагвай, во избежание политического скандала. Там, в южноамериканской стране, Борман и скончался в 1959 году.


Кроме того, по словам Крейтона, Борман с помощью все той же МИ-6 негласно присутствовал на Нюрнбергском процессе и выслушал вынесенный ему смертный приговор. Одной из причин, по которой Уинстон Черчилль пошел на такой риск и, более того, не выдал Бормана суду, по мнению английского разведчика, является следующее: Борман был сотрудником МИ-6. Занимая второе место в правящей верхушке Германии, он поставлял важную информацию англичанам. Естественно, что те не могли бросить на произвол судьбы такого ценного агента. По словам Крейтона, политические и финансовые круги тогдашней Англии и в дальнейшем хотели использовать Бормана для выполнения своих далеко идущих планов. Основной их целью было выявление нацистских преступников, скрывшихся в Латинской Америке, и пополнение британской казны за счет средств этих самых преступников, ограбивших Западную Европу во время войны. Обе задачи были успешно решены. По указанию руководства МИ-6 Борман совершил несколько поездок в Бразилию и Аргентину. В результате аресту подверглись бывшие нацистские бонзы, повинные в массовом уничтожении людей. Кроме того, из фондов этих преступников в банки лондонского Сити было переведено огромное количество денег, золота, драгоценностей.


Как уже отмечалось выше, Крейтон утверждал, что Мартин Борман умер в Парагвае в 1959 году. Однако многие исследователи считают, что Борман никуда не уезжал, а спокойно жил в Англии до 1989 года. История же с Парагваем — ловкая дезинформация, источником распространения которой стала все та же МИ-6. Этим она наводила на ложные следы спецслужбы разных стран. Чтобы сохранить своего агента, МИ-6 «выпускала на сцену» и двойников Мартина Бормана. Например, точно известно, что в 50-е годы они действовали в Германии, Италии, Швейцарии и других европейских странах.


В 1998 году в одной из российских телепрограмм сообщалось о сенсации: в Аргентине обнаружен паспорт Бормана. Он был оформлен на имя уругвайского крестьянина Рикардо Бауэра. В паспорт было вклеено фото Бормана. Известно, что по данному делу криминалистами проводится сложная и кропотливая работа, но на этот счет пока нет никаких сведений.


Другая версия принадлежит Борису Тартаковскому. Он посвятил двадцать лет архивным розыскам и собиранию сведений о Бормане. Этой работой Тартаковский стал заниматься после встречи с маршалом Советского Союза А. И. Еременко, который перед смертью поведал ему, что Борман не кто иной, как особо законспирированный советский разведчик. В результате исследований Тартаковский выпустил документальную повесть «Мартин Борман — агент советской разведки». Руководители СССР, понимая, что рано или поздно стране придется столкнуться с Германией, приняли решение о внедрении «своего человека» в ее эшелоны власти. По словам Тартаков-


ского, все началось с визитов в СССР лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана (с 1921 года он посетил Советский Союз более десяти раз). Именно Тельман рекомендовал своего хорошего знакомого из «Союза Спартака», проверенного парня Мартина Бормана, известного немецким коммунистам как «товарищ Карл». И вскоре «товарищ Карл» прибыл на пароходе в Ленинград, а потом его привезли в Москву, где его представили И. В. Сталину. Борман дал согласие на внедрение в Национал-социалистическую рабочую партию Германии. Так начался его путь к вершинам власти Третьего рейха. Во многом успешному продвижению Бормана способствовало то, что он лично знал Адольфа Гитлера. Они познакомились на фронте во время Первой мировой войны, когда Гитлер еще был ефрейтором Шиклырубером.


«Товарищ Карл», несмотря на смертельный риск, сумел войти в доверие к фюреру и с 1941 года стал его ближайшим помощником и советником, а также руководителем партийной канцелярии. Как утверждает Б. Тартаковский, Борман сотрудничал с советской разведкой непрерывно, и она регулярно получала ценную информацию о планах Гитлера. Например, «товарищ Карл» стенографировал застольные беседы фюрера, которые теперь известны как «завещание Гитлера». Тартаковский пишет, что именно под руководством Бормана состоялось сожжение тел Гитлера и его жены Евы Браун после их самоубийства. Это произошло в 15 часов 30 минут 30 апреля 1945 года, а в 5 часов утра 1 мая Борман передал по рации сообщение советскому командованию о месте своего нахождения. В 14 часов к зданию рейхсканцелярии подошли советские танки. На одном из них прибыл начальник военной разведки СССР генерал Иван Серов, который и возглавил группу захвата. Через короткий промежуток времени бойцы вывели из рейхсканцелярии человека с мешком на голове. Его посадили в танк, который взял курс на аэродром...


В повести Тартаковского не содержится сведений о дальнейшей судьбе Мартина Бормана. Однако автор точно указывает место, где захоронен руководитель канцелярии фашистской партии,— Лефортово. Там, на кладбище, как уверяет Тартаковский, есть заброшенный памятник с выбитой на нем надписью: «Мартин Борман, 1900 — 1973». Это можно считать совпадением, но именно в 1973 году в ФРГ Борман был официально объявлен умершим.


Версии Б. Тартаковского не противоречит и заявление, сделанное в 1968 году бывшим немецким генералом Геленом, воз-


главлявшим разведывательный отдел вермахта «Иностранные армии Востока». Гелен утверждал, что заподозрил Бормана в шпионаже в пользу Советского Союза, о чем сообщил только начальнику абвера Канарису, и они решили, что знакомить с этой информацией кого-то из приближенных Гитлера опасно: Борман обладал сильной властью, и они могли запросто лишиться жизни.


I


Согласно третьей версии, Мартин Борман был агентом ЦРУ. Эта версия грешит множеством противоречий. Во-первых, ЦРУ появилось лишь в 1947 году; во-вторых, МИ-6 (согласно версии Крейтона) строго контролировала действия Бормана. Если допустить, что Борман действительно был завербован американцами, то скорее всего раньше 1947 года. Но доказательств этому пока нет.


Весной 1998 года президент США Билл Клинтон дал разрешение рассекретить 44 миллиона документов периода Второй мировой войны. Возможно, среди них отыщутся новые следы Мартина Бормана.


Изложенные версии в некоторой степени фантастичны. Они вполне подходят для сюжета детективного романа. И в самом деле, может ли подобное случиться с обыкновенным человеком? Реально ли это вообще? Однако есть люди, считающие, что у человечества две истории — явная и тайная. Подлинной является та, которую старательно скрывают. Если это так на самом деле, то становится ясно, почему историки не могут решить: кем же был в действительности Мартин Борман — нацистом, справедливо приговоренным за свои преступления к смертной казни, или суперразведчиком, который рисковал своей жизнью ради победы над фашизмом?