0

«Маркус, целующий мамину руку»

Маркусу Мартиновичу двенадцать лет. Ему, ещё младенцу, был поставлен диагноз: аутизм в сочетании с тяжёлой формой эпилепсии. Наталья Исаева, мама Маркуса, приняла решение уехать с сыном к родственникам в Германию, где местные врачи смогли добиться прекращения приступов. Маркус снова начал развиваться. В два с половиной года он уже мог читать, а в шесть лет ребёнок, который до этого никогда не брал в руки даже карандаша, впервые попросил краски и стал рисовать.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

«Тень матери в окне» — первая работа Маркуса, и сразу — на холсте. "Меня это поразило: первый раз взял в руки кисть, и сразу — такой сложный сюжет." - рассказывает Наталья. У Маркуса развито чувство эмпатии, желания понять мир вокруг, и выражается оно в чудной форме. К примеру, если его заинтересовала публичная персона, он может одеться в ее стиле, вжиться в образ, сделать фото, а потом по мотивам этого снимка написать картину. То же бывает с персонажами вымышленными.У него удивительная память: может встретиться с человеком через несколько лет и вспомнить, где они виделись в последний раз, что делали, что ели в кафе, во что были одеты. И страшно подумать, сколько трудных моментов он не может забыть. А ещё Маркус переживает, если кто-то плачет, хотя и говорят, что многие аутисты не могут сопереживать. Все эти впечатления отражаются в картинах.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

"Маркус закрывает лицо рукой с носком"

Маркусу всё равно, что о его картинах думают окружающие. Если вы скажете, что картина сырая или что она ужасна, его это нисколько не заденет. Но ему будет интересно поговорить о том, что изображено — будь то Энди Уорхолл или стиральная машина. Окружающие знают об этом и общаются с ним на его языке. Многих условностей Маркус просто не в силах понять. Зачем нужно здороваться и вообще быть вежливым, если можно сразу говорить по делу? Почему нельзя в общественном месте громко сказать, что хочется в туалет? Он запомнил правила, но следовать непонятным установкам ему тяжело. А в творчестве границ нет: хочешь нарисовать маму без лица или синюю собаку — пожалуйста.Однажды мама спросила у Маркуса, откуда берется мясо. Он ответил — из ракушки. «Помнишь, у Боттичелли Венера рождается из ракушки. Так разве, если она родила Венеру, она не родит просто мясо?» 

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

Триптих "Рождение мяса"


У Маркуса совсем нет друзей. Дети редко подходят к нему — видят, что он другой. Раньше подходили чаще, звали вместе поиграть. Но он мог согласиться и тут же без объяснений уйти. Самый близкий круг общения — это семья. Юный художник занимается иппотерапией и ходит в бассейн. Тренер у него самый обычный. Родители признают — цель не научить его отлично плавать, а просто заставить больше двигаться. И ещё объясняют, что это трёхлетка в теле двенадцатилетнего мальчика, и методы с ним работают те же — иногда можно заманивать игрушкой, а иногда — веселиться и брызгаться от души.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

"Маркуса тошнит после отравления под песню Illuminate "LUUUL", а мама его гладит"


Автопортреты Маркус чаще всего рисует по фотографии. Например, когда художник попросил сфотографировать его с бубном, снимок получился размытым, поэтому картину он тоже сделал размытой. А одна из картин ниже написана во время простуды. Из-за лекарств у мальчика начались галлюцинации. Маркусу казалось, что у его кровати лежит японец, на которого наступают родственники, что и было после изображено им на полотне. Когда Маркус нарисовал Ромео и Джульетту, он сказал: «Ромео грустный оттого, что знает, чем все закончится». А полотно «Бабочка мною гордится» — результат долгого ожидания. Папа Маркуса много работал, и у него никак не получалось приехать. Мальчишка рисовал и повторял: «Вот папочка приедет, и так будет мною гордиться». Когда художник понял, что встретится с папой только дома, решил: «Ладно, нарисую бабочку. Пусть хоть бабочка мною гордится».

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

"Ромео и Джульетта", "Бабочка мною гордится"


На вопрос что будет дальше мама художника честно признаётся - не знаю. Может, снова удастся побороть вернувшиеся к Маркусу приступы эпилепсии, и тогда он сможет стать достаточно самостоятельным, сможет когда-нибудь работать. А может, через несколько лет он перестанет ходить… Наталья верит в лучшее. "Мне бы хотелось, чтобы Маркус был менее беззащитным и мог за себя постоять. Но я люблю его и таким. Он классный. Маркус учит меня свободе. До его появления я была зажата. А он показал мне, сколько мы всего делаем, сами не понимая, зачем. И сколько всего, наоборот, не делаем — а зря."

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

"Маркус, целующий мамину руку"

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутизм, Длиннопост

Маркус Мартинович

По материалам МЕЛ, Артхив и Сайта Маркуса Мартиновича.

Найдены возможные дубликаты

+1
Пост отличный, спасибо. На волне постов про особенных детей и про то,как они мешают "нормальным" очень хотелось прочесть именно такую добрую историю. Но и здесь в комментариях насрано. Мама Маркуса правильно сделала,что уехала в Германию. Там у ребенка больше шансов проявить себя. У мамы больше шансов чувствовать себя человеком. Я не понимаю,почему идёт такая травля "не таких" детей. Мне обидно и горько.
+1
Очень душевный пост, спасибо. Иногда нужно читать что-то такое
-1

Я бы назвал холст "Чиркаш от какахи на пешеходном переходе"

-1

Ой батюшки... Ой какой он особенный, не такой как все, просто чудо божие. Очередной ущербный накалякал хуйню на бумаге. И это типа искусство? Нет, это просто мазня ошибки природы.

-1

Его картина продалась за 10000€?

Иллюстрация к комментарию
-1

Он не художник. Можете его еще и космонавтом назвать, конечно, но от этого он им не станет.

раскрыть ветку 14
+1
А кто художник?) Отличные работы.
раскрыть ветку 5
0

Уж извините за длинный текст, но он прекрасно описывает то, что сейчас происходит.


Почему современные художники не умеют рисовать


Стенания о бездарных читателях, покупающих бездарные книги бездарных авторов не умолкнут, наверное, никогда.


И это правда, но это не вся правда. Я бы не говорил так жестко. Я бы сказал "недостаточно квалифицированные читатели выбирают недостаточно квалифицированных авторов". И это, к сожалению, не результат чего-то злого умыcла, а объективный процесс.


Чтение - это навык, который прокачивается. Чтобы начать получать удовольствие от чтения сложных текстов, надо прочитать не одну сотню книг. С писаниной - точно так же. Но главное обстоятельство, которое все определяет состоит в том, что в современном мире ни читателю, ни писателю "прокачиваться" ни к чему. Поэтому они это не делают и делать не будут.


Поясню на примере из смежной области - живописи.


Современные художники не умеют рисовать. Действительно не умеют, популярное мнение "на самом деле они все прекрасно умеют рисовать, просто придуриваются" - не более чем миф. Даже те из них, у кого классическое профессиональное образование (а таких не более трети, а то и четверти), не рисовали с момента окончания института, потому давно уже потеряли квалификацию.


Если без ерничанья, то дело примерно вот в чем. Давным-давно мир был суров и брутален, доступных для обитателей ресурсов в нем было мало, и чтобы оные ресурсы получить, надо было ВСЕГДА, каждый день с утра до вечера очень неслабо напрягаться. Кто не напрягался, тот просто не получал ресурса, и вскоре уступал дорогу более трудолюбивым. Уступал в самом печальном смысле слова.


Потом обстоятельства изменились, ресурсы научились добывать, жизнь стала получше, и так сурово напрягаться тоже уже не было необходимости. Мало-помалу невиданный зверь - свободное время - появилось не только у ничтожной по численности высшей прослойки, но и у достаточно широких слоев населения.


Встал вопрос - чем это свободное время заполнить? И огромные массы населения устремились в искусство. Потому что творчески реализовываться, делать красоту и потреблять ее - это базовая потребность человека. Очень много людей хочет рисовать картины. Очень много людей хочет играть на музыкальных инструментах. Очень много людей хочет писать книги. И т.п. Практически каждый хочет.


Но вот беда - когда начался этот великий поход не искусства в массы, а масс в искусство, выяснилась одна очень неприятная вещь. Практически все классические виды искусства оказались плоть от плоти того самого сурового мира без свободного времени. Что из этого следует – мне напомнил один из немногих художников, еще умеющих рисовать:


«Всё гораздо проще.

Академический рисунок — это вроде математики или фортерьяно. Чтобы хорошо рисовать, надо РИСОВАТЬ. Каждый день, часами, долгие годы. В ущерб всему остальному. Это адское ремесло, которое даётся потом, кровью и палочной дисциплиной. Как балет».


И "адским ремеслом" оказалось все. Хочешь рисовать? Изволь выложить за это несколько лет своей жизни, причем фриланс исключен, только полная занятость. Хочешь играть на какой-нибудь мандолине, растапливая волшебством музыки черствые сердца людей? Изволь лет с 4-5 каждый божий день мучить эту сволочь несколько часов, и ничего не видеть в жизни, кроме нее. Иначе ты просто не наберешь хорошей техники, не овладеешь ремеслом.


И со всем так.


И везде – без каких либо гарантий. Потому что везде, кроме техники, требуется еще такая малоосязаемая штука как талант, которого у тебя вполне может и не оказаться.


Это был тупик.

Есть масса людей, которая хочет заниматься искусством, но заниматься им не может из-за высоких требований этого самого искусства.


Что произошло дальше, вы, я думаю, в курсе – планку начали занижать.


Чтобы играть в симфоническом оркестре, музыканту необходимо обладать высочайшей квалификацией. На смену симфонической музыке пришел джаз, там уже было полегче, но все-таки требовалось виртуозное владение инструментом. Для того, чтобы играть на эстраде или в рок-группе, некоторым оказалось достаточно знать восемь аккордов.


Музыканту стало не обязательно быть виртуозом. Вон, Ринго Стар всю жизнь был весьма посредственным барабанщиком – и чему это помешало?


Примерно то же самое произошло и в живописи. «Что мы вообще уперлись в эту живопись? – спросил кто-то ушлый. – Давайте назовем это «визуальное искусство»!». Не умеешь рисовать? Не беда. Возьми готовые детские игрушки, расставь их прикольно, измажь рты кровью. Зритель смотрит? Впечатления получает? Значит – визуальное искусство, а ты – художник. А рисовать вовсе и не надо.


Дальше – больше. Требования к технике начали снижаться не только у творцов, но и у потребителей, и этот процесс был неизбежен. Если в твоем городе один симфонический оркестр и две тысячи всяческих групп – кого ты будешь слушать и слышать чаще, и что у тебя будет через некоторое время ассоциироваться со словом «музыка»?


Процесс набирал обороты, и через некоторое время техника, то бишь профессиональные умения и навыки, в массовом искусстве просто вынесли за скобки в силу того, что они оказались никому не нужны. Можно назвать этот процесс деградацией искусств, можно «объективными изменениями в изменившемся мире», можно – «объективной деградацией».


Но факт остается фактом, сегодняшнее время – это время дилетантов.


И напоследок - две ремарки, просто чтобы упредить реплики, которые неизбежно кто-то скажет.


Да, уважаемые поклонники современного искусства, я в курсе, что я упрощаю, что процесс был много сложнее, что традиционная живопись оказалась в кризисе и творческом тупике и тому подобное. Я знаю, что Пикассо, когда заявлял, что уже в юности он рисовал не хуже Рафаэля – не очень-то и врал. Рисовать в обыденном смысле этого слова испанец умел хорошо, техника у него была прекрасная. И фиолетовых уродцев с глазами на жопе он рисовал не от неумения, а от поиска новых форм – все это так.


Но и вы задумайтесь, почему из всех возможных путей выхода из кризиса с восторгом был принят именно этот? Почему именно протоптанная Пикассо тропинка стала магистральной трассой?


Да именно потому, что в пробитую профессионалом Пабло Пикассо калитку сразу ломанулась целая толпа недоучек, бездарей и откровенных жуликов и аферистов. Ломанулась с криками: «Все, можно! Нургалиев разрешил, Пикассо легитимизировал! Теперь заживем, пацаны!».


И второе. Я прекрасно понимаю, что техника, профессиональные умения и навыки – это только одна из двух составляющих, и сама по себе она немногого стоит, несмотря на то, что требует огромного количества усилий. Да, без таланта это просто ремесло.


И, да, здесь есть небольшое следствие, связанное с тем, что талант, в отличие от техники, в мире исчезнуть не может. К примеру, современные молодые авторы пишут коммерческую фантастику одинаков ужасно с точки зрения классического литературоведения. Профессиональными навыками беллетристики, которая, напомню, в переводе означает «красивое письмо» не владеет практически никто. И я в том числе. С точки зрения стиля и т.п. – у всех тихий ужас. Меж тем книги одних становятся популярными и даже бестселлерами, а у других их не читает никто, кроме членов семьи. Это значит просто, что при отсутствии техники у одних талант есть, а у других – даже не ночевал.


Но технику ни те, ни другие осваивать не собираются, в современном мире это просто ни к чему, это лишние телодвижения.

раскрыть ветку 4
-1

Он художник.

раскрыть ветку 7
-1

Конечно, я вот тоже художник. Мой кот тоже художник.

раскрыть ветку 6
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: