0

«Маркус, целующий мамину руку»

Маркусу Мартиновичу двенадцать лет. Ему, ещё младенцу, был поставлен диагноз: аутизм в сочетании с тяжёлой формой эпилепсии. Наталья Исаева, мама Маркуса, приняла решение уехать с сыном к родственникам в Германию, где местные врачи смогли добиться прекращения приступов. Маркус снова начал развиваться. В два с половиной года он уже мог читать, а в шесть лет ребёнок, который до этого никогда не брал в руки даже карандаша, впервые попросил краски и стал рисовать.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

«Тень матери в окне» — первая работа Маркуса, и сразу — на холсте. "Меня это поразило: первый раз взял в руки кисть, и сразу — такой сложный сюжет." - рассказывает Наталья. У Маркуса развито чувство эмпатии, желания понять мир вокруг, и выражается оно в чудной форме. К примеру, если его заинтересовала публичная персона, он может одеться в ее стиле, вжиться в образ, сделать фото, а потом по мотивам этого снимка написать картину. То же бывает с персонажами вымышленными.У него удивительная память: может встретиться с человеком через несколько лет и вспомнить, где они виделись в последний раз, что делали, что ели в кафе, во что были одеты. И страшно подумать, сколько трудных моментов он не может забыть. А ещё Маркус переживает, если кто-то плачет, хотя и говорят, что многие аутисты не могут сопереживать. Все эти впечатления отражаются в картинах.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

"Маркус закрывает лицо рукой с носком"

Маркусу всё равно, что о его картинах думают окружающие. Если вы скажете, что картина сырая или что она ужасна, его это нисколько не заденет. Но ему будет интересно поговорить о том, что изображено — будь то Энди Уорхолл или стиральная машина. Окружающие знают об этом и общаются с ним на его языке. Многих условностей Маркус просто не в силах понять. Зачем нужно здороваться и вообще быть вежливым, если можно сразу говорить по делу? Почему нельзя в общественном месте громко сказать, что хочется в туалет? Он запомнил правила, но следовать непонятным установкам ему тяжело. А в творчестве границ нет: хочешь нарисовать маму без лица или синюю собаку — пожалуйста.Однажды мама спросила у Маркуса, откуда берется мясо. Он ответил — из ракушки. «Помнишь, у Боттичелли Венера рождается из ракушки. Так разве, если она родила Венеру, она не родит просто мясо?» 

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

Триптих "Рождение мяса"


У Маркуса совсем нет друзей. Дети редко подходят к нему — видят, что он другой. Раньше подходили чаще, звали вместе поиграть. Но он мог согласиться и тут же без объяснений уйти. Самый близкий круг общения — это семья. Юный художник занимается иппотерапией и ходит в бассейн. Тренер у него самый обычный. Родители признают — цель не научить его отлично плавать, а просто заставить больше двигаться. И ещё объясняют, что это трёхлетка в теле двенадцатилетнего мальчика, и методы с ним работают те же — иногда можно заманивать игрушкой, а иногда — веселиться и брызгаться от души.

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

"Маркуса тошнит после отравления под песню Illuminate "LUUUL", а мама его гладит"


Автопортреты Маркус чаще всего рисует по фотографии. Например, когда художник попросил сфотографировать его с бубном, снимок получился размытым, поэтому картину он тоже сделал размытой. А одна из картин ниже написана во время простуды. Из-за лекарств у мальчика начались галлюцинации. Маркусу казалось, что у его кровати лежит японец, на которого наступают родственники, что и было после изображено им на полотне. Когда Маркус нарисовал Ромео и Джульетту, он сказал: «Ромео грустный оттого, что знает, чем все закончится». А полотно «Бабочка мною гордится» — результат долгого ожидания. Папа Маркуса много работал, и у него никак не получалось приехать. Мальчишка рисовал и повторял: «Вот папочка приедет, и так будет мною гордиться». Когда художник понял, что встретится с папой только дома, решил: «Ладно, нарисую бабочку. Пусть хоть бабочка мною гордится».

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

"Ромео и Джульетта", "Бабочка мною гордится"


На вопрос что будет дальше мама художника честно признаётся - не знаю. Может, снова удастся побороть вернувшиеся к Маркусу приступы эпилепсии, и тогда он сможет стать достаточно самостоятельным, сможет когда-нибудь работать. А может, через несколько лет он перестанет ходить… Наталья верит в лучшее. "Мне бы хотелось, чтобы Маркус был менее беззащитным и мог за себя постоять. Но я люблю его и таким. Он классный. Маркус учит меня свободе. До его появления я была зажата. А он показал мне, сколько мы всего делаем, сами не понимая, зачем. И сколько всего, наоборот, не делаем — а зря."

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

"Маркус, целующий мамину руку"

«Маркус, целующий мамину руку» Художник, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

Маркус Мартинович

По материалам МЕЛ, Артхив и Сайта Маркуса Мартиновича.

Найдены возможные дубликаты

+1
Пост отличный, спасибо. На волне постов про особенных детей и про то,как они мешают "нормальным" очень хотелось прочесть именно такую добрую историю. Но и здесь в комментариях насрано. Мама Маркуса правильно сделала,что уехала в Германию. Там у ребенка больше шансов проявить себя. У мамы больше шансов чувствовать себя человеком. Я не понимаю,почему идёт такая травля "не таких" детей. Мне обидно и горько.
+1
Очень душевный пост, спасибо. Иногда нужно читать что-то такое
-2

Я бы назвал холст "Чиркаш от какахи на пешеходном переходе"

-2

Ой батюшки... Ой какой он особенный, не такой как все, просто чудо божие. Очередной ущербный накалякал хуйню на бумаге. И это типа искусство? Нет, это просто мазня ошибки природы.

-1

Он не художник. Можете его еще и космонавтом назвать, конечно, но от этого он им не станет.

раскрыть ветку 14
+1
А кто художник?) Отличные работы.
раскрыть ветку 5
+1

Уж извините за длинный текст, но он прекрасно описывает то, что сейчас происходит.


Почему современные художники не умеют рисовать


Стенания о бездарных читателях, покупающих бездарные книги бездарных авторов не умолкнут, наверное, никогда.


И это правда, но это не вся правда. Я бы не говорил так жестко. Я бы сказал "недостаточно квалифицированные читатели выбирают недостаточно квалифицированных авторов". И это, к сожалению, не результат чего-то злого умыcла, а объективный процесс.


Чтение - это навык, который прокачивается. Чтобы начать получать удовольствие от чтения сложных текстов, надо прочитать не одну сотню книг. С писаниной - точно так же. Но главное обстоятельство, которое все определяет состоит в том, что в современном мире ни читателю, ни писателю "прокачиваться" ни к чему. Поэтому они это не делают и делать не будут.


Поясню на примере из смежной области - живописи.


Современные художники не умеют рисовать. Действительно не умеют, популярное мнение "на самом деле они все прекрасно умеют рисовать, просто придуриваются" - не более чем миф. Даже те из них, у кого классическое профессиональное образование (а таких не более трети, а то и четверти), не рисовали с момента окончания института, потому давно уже потеряли квалификацию.


Если без ерничанья, то дело примерно вот в чем. Давным-давно мир был суров и брутален, доступных для обитателей ресурсов в нем было мало, и чтобы оные ресурсы получить, надо было ВСЕГДА, каждый день с утра до вечера очень неслабо напрягаться. Кто не напрягался, тот просто не получал ресурса, и вскоре уступал дорогу более трудолюбивым. Уступал в самом печальном смысле слова.


Потом обстоятельства изменились, ресурсы научились добывать, жизнь стала получше, и так сурово напрягаться тоже уже не было необходимости. Мало-помалу невиданный зверь - свободное время - появилось не только у ничтожной по численности высшей прослойки, но и у достаточно широких слоев населения.


Встал вопрос - чем это свободное время заполнить? И огромные массы населения устремились в искусство. Потому что творчески реализовываться, делать красоту и потреблять ее - это базовая потребность человека. Очень много людей хочет рисовать картины. Очень много людей хочет играть на музыкальных инструментах. Очень много людей хочет писать книги. И т.п. Практически каждый хочет.


Но вот беда - когда начался этот великий поход не искусства в массы, а масс в искусство, выяснилась одна очень неприятная вещь. Практически все классические виды искусства оказались плоть от плоти того самого сурового мира без свободного времени. Что из этого следует – мне напомнил один из немногих художников, еще умеющих рисовать:


«Всё гораздо проще.

Академический рисунок — это вроде математики или фортерьяно. Чтобы хорошо рисовать, надо РИСОВАТЬ. Каждый день, часами, долгие годы. В ущерб всему остальному. Это адское ремесло, которое даётся потом, кровью и палочной дисциплиной. Как балет».


И "адским ремеслом" оказалось все. Хочешь рисовать? Изволь выложить за это несколько лет своей жизни, причем фриланс исключен, только полная занятость. Хочешь играть на какой-нибудь мандолине, растапливая волшебством музыки черствые сердца людей? Изволь лет с 4-5 каждый божий день мучить эту сволочь несколько часов, и ничего не видеть в жизни, кроме нее. Иначе ты просто не наберешь хорошей техники, не овладеешь ремеслом.


И со всем так.


И везде – без каких либо гарантий. Потому что везде, кроме техники, требуется еще такая малоосязаемая штука как талант, которого у тебя вполне может и не оказаться.


Это был тупик.

Есть масса людей, которая хочет заниматься искусством, но заниматься им не может из-за высоких требований этого самого искусства.


Что произошло дальше, вы, я думаю, в курсе – планку начали занижать.


Чтобы играть в симфоническом оркестре, музыканту необходимо обладать высочайшей квалификацией. На смену симфонической музыке пришел джаз, там уже было полегче, но все-таки требовалось виртуозное владение инструментом. Для того, чтобы играть на эстраде или в рок-группе, некоторым оказалось достаточно знать восемь аккордов.


Музыканту стало не обязательно быть виртуозом. Вон, Ринго Стар всю жизнь был весьма посредственным барабанщиком – и чему это помешало?


Примерно то же самое произошло и в живописи. «Что мы вообще уперлись в эту живопись? – спросил кто-то ушлый. – Давайте назовем это «визуальное искусство»!». Не умеешь рисовать? Не беда. Возьми готовые детские игрушки, расставь их прикольно, измажь рты кровью. Зритель смотрит? Впечатления получает? Значит – визуальное искусство, а ты – художник. А рисовать вовсе и не надо.


Дальше – больше. Требования к технике начали снижаться не только у творцов, но и у потребителей, и этот процесс был неизбежен. Если в твоем городе один симфонический оркестр и две тысячи всяческих групп – кого ты будешь слушать и слышать чаще, и что у тебя будет через некоторое время ассоциироваться со словом «музыка»?


Процесс набирал обороты, и через некоторое время техника, то бишь профессиональные умения и навыки, в массовом искусстве просто вынесли за скобки в силу того, что они оказались никому не нужны. Можно назвать этот процесс деградацией искусств, можно «объективными изменениями в изменившемся мире», можно – «объективной деградацией».


Но факт остается фактом, сегодняшнее время – это время дилетантов.


И напоследок - две ремарки, просто чтобы упредить реплики, которые неизбежно кто-то скажет.


Да, уважаемые поклонники современного искусства, я в курсе, что я упрощаю, что процесс был много сложнее, что традиционная живопись оказалась в кризисе и творческом тупике и тому подобное. Я знаю, что Пикассо, когда заявлял, что уже в юности он рисовал не хуже Рафаэля – не очень-то и врал. Рисовать в обыденном смысле этого слова испанец умел хорошо, техника у него была прекрасная. И фиолетовых уродцев с глазами на жопе он рисовал не от неумения, а от поиска новых форм – все это так.


Но и вы задумайтесь, почему из всех возможных путей выхода из кризиса с восторгом был принят именно этот? Почему именно протоптанная Пикассо тропинка стала магистральной трассой?


Да именно потому, что в пробитую профессионалом Пабло Пикассо калитку сразу ломанулась целая толпа недоучек, бездарей и откровенных жуликов и аферистов. Ломанулась с криками: «Все, можно! Нургалиев разрешил, Пикассо легитимизировал! Теперь заживем, пацаны!».


И второе. Я прекрасно понимаю, что техника, профессиональные умения и навыки – это только одна из двух составляющих, и сама по себе она немногого стоит, несмотря на то, что требует огромного количества усилий. Да, без таланта это просто ремесло.


И, да, здесь есть небольшое следствие, связанное с тем, что талант, в отличие от техники, в мире исчезнуть не может. К примеру, современные молодые авторы пишут коммерческую фантастику одинаков ужасно с точки зрения классического литературоведения. Профессиональными навыками беллетристики, которая, напомню, в переводе означает «красивое письмо» не владеет практически никто. И я в том числе. С точки зрения стиля и т.п. – у всех тихий ужас. Меж тем книги одних становятся популярными и даже бестселлерами, а у других их не читает никто, кроме членов семьи. Это значит просто, что при отсутствии техники у одних талант есть, а у других – даже не ночевал.


Но технику ни те, ни другие осваивать не собираются, в современном мире это просто ни к чему, это лишние телодвижения.

раскрыть ветку 4
-2

Он художник.

раскрыть ветку 7
-1

Конечно, я вот тоже художник. Мой кот тоже художник.

раскрыть ветку 6
-1

Его картина продалась за 10000€?

Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
508

Ромка. Новый учебный год

Привет, друзья! Для тех, кто с тегом alexsandrine сталкивается впервые - им отмечены посты, в которых я рассказываю о своём старшем сыне и том, как "не такой как все" ребёнок уживается с окружающим миром.

У нас всё в полном порядке ) Ромка пошел в 4 класс, ему 10 лет. Шуганули нас тут знатно тем, что активно вводится инклюзивное обучение, и сын вполне себе может загреметь в общий класс. Объясняли тем, что он вполне себе контактен и обучаем, на индивидуальном обучении планировали оставлять только надомников. Пронесло. Собрала характеристики от педагогов, местная психиатр поскрипела, но справку выписала. Отлично! Из набора специалистов, занимающихся с Ромой в школе, остались те же логопед, психолог, дефектолог, добавили физкультуру (тоже в индивидуальном порядке, у сына есть ограничения по здоровью, напрягаться по обычной программе категорически не рекомендуется).

По успехам. Нас определённо радует растущая Ромина самостоятельность. Конечно, он капитально не дотягивает до ребёнка десятилетнего обыкновенного. Но он перестал "витать в облаках", и теперь я с уверенностью могу сказать, что он полностью себя обслуживает начиная от мелочей типа заправить кровать, без напоминания прибрать за собой, и заканчивая приготовлением элементарного овощного салата или омлета.

Я окончательно запуталась, где находится граница его понимания. Т.е. раньше я знала, что всё просто. Рома понимает короткие фразы и указания, сопровождаемые жестами. Теперь он научился из длинного предложения вычленять посыл и реагировать на него. Как объяснить... мы всегда общались с сыном обычно, не делая упора на то, что он не понимает речь. Конечно, ключевые фразы и просьбы дублировали, указывали ему на них. И вот теперь этого не требуется. Посещают мысли, что понимает он всё. Только молчит.

Речь. Появились обращения для привлечения внимания взрослого. Категорические реакции типа "нет", "не надо", "не буду". Если раньше это носило спонтанный характер и далеко не всегда было к месту, теперь всё вполне осознанно. Растёт парень! Со сменой слогов до сих пор очень сложно, младший обижается, что "мама-папа" Рома спокойно говорит, а вот элементарного "Влад" он от него никак не может дождаться. Сидит вечерами напротив него и талдычит как попугай: "Рооома, скажи Влад, скажи Влаааад". А Ромка искренне пытается, но не может, поэтому либо виновато улыбается, реже злится и уходит.

Дополнительные занятия. Долбаный карантин и коронавирус! Бассейн, в который мы всегда его водили, закрыт для посещений, кроме спортивных секций, аж до декабря. Это прямо печаль-беда, ребёнок у нас водоплавающий. Думаем вот как решать проблему. Есть ещё бассейны. Которые тоже не работают. Может их раньше откроют, что врятли. Пока скорее всего будем в загородный санаторий возить, там бассейн небольшой, но плавать можно. Занятия в реабилитационном центре у нас ушли в лес с весны. Ну не может Рома сидеть перед компом и по скайпу заниматься. Не воспринимает. По возобновлению нормальной работы пока инфы нет, ждём чо ) так что тут всё довольно печально и неопределённо.

За сим спешу откланяться, на все возникшие вопросы отвечу в комментах ) спасибо, что вы с нами уже пятый год ) всегда ваша, AlexSandrine

Ромка. Новый учебный год Alexsandrine, Роман, Аутистические расстройства, Учеба, Психиатрия, Школа, Дети, Длиннопост
Показать полностью 1
846

Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии

Груня Сухарева — одна из самых таинственных гениев двадцатого века. Она занималась психическими расстройствами у детей, была среди тех, кто создал детскую психиатрию и дефектологию, и открыла аутизм гораздо раньше официальной даты этого открытия.

Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии СССР, Психиатрия, Врачи, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

В июне 1944 года австрийский психиатр Ганс Аспергер опубликовал работу «“Аутистичные психопаты” в детском возрасте», в которой описал четверых детей из своей практики.


Эти дети имели проблемы с социальной интеграцией, отличались неуклюжестью, но в каких-то областях были одарены настолько, что сам Аспергер называл их «маленькими профессорами».


Долгое время работа считалась первым описанием детского аутизма. Но в 1996 году оказалось, что у Аспергера была предшественница. И что, распорядись история иначе, расстройство вполне могло бы носить название «синдром Сухаревой».



Испорченный юбилей



Груня Ефимовна Сухарева прожила почти 90 лет. Из-под ее пера вышли десятки научных статей; ее «Клинические лекции по психиатрии детского возраста» считаются классикой детской психиатрии; она 20 лет проработала научным руководителем психиатрической больницы имени Кащенко и 30 лет заведовала Детской психиатрической больницей № 6; воспитала сотни учеников и несколько выдающихся психиатров.


При этом неизвестно, была ли Груня Ефимовна когда-либо замужем; какие отношения были у нее с сестрой и племянниками, если вообще эти отношения были; предпочитала ли она солнцу дождь, а чаю кофе. Ничего личного.


Сухарева не любила повышенного внимания к собственной персоне, особенно если внимание не касалось работы. Даже поздравить ее с юбилеем было сложно: как чествовать человека, который категорически не хочет, чтобы его чествовали?


Психиатр Марк Бурно в мемуарах «Целебные крохи воспоминаний» писал: «Груня Ефимовна не любила свои дни рождения, юбилеи, избегала, как могла, публичных поздравлений, старалась не ходить на банкеты. Мои родители рассказывали, что застенчивой Сухаревой делалось неловко, неуютно, когда ее поздравляли».


Но коллеги не могли смириться со скромностью Сухаревой. Доктор медицинских наук, профессор — чествовать обязательно! И вот в 1971 году во время конференции по детской психиатрии в Москве Сухареву попросили на трибуну.


Месяц назад ей исполнилось 80, и организаторы не в добрый час про это вспомнили.


Пожилая женщина в уютной вязаной кофте, подгоняемая волной аплодисментов, вышла к трибуне. Выслушала высокопарные речи в свою часть, а затем и сама взяла слово. И сказала, что не любит поздравлений, «потому что много говорится в это время неискреннего».


Поздравлятели как-то разом сникли. Затем Груня Ефимовна — совсем уж не к празднично-трибунному настроению — вспомнила о покойной коллеге, враче Татьяне Симсон.


О том, как до сих пор переживает, что не помогла ей с работой по организации детской психиатрии в стране, как не разгрузила ее, дав время на клиническую работу… В общем, организаторы, наверное, еще долго сокрушались, что Сухарева испортила собственный юбилей.



Откуда берутся психиатры


В семье Рахили и Хаима Сухаревых было две дочери: Груня и Мария. Груня, старшая, родилась 11 ноября 1891 года в Киеве, там же спустя шесть лет появилась на свет Мария. Чем занимались родители Груни, неизвестно.


Неизвестно даже, когда они появились на свет, — на их могильном памятнике на Востряковском еврейском кладбище в Москве нет дат рождения.


Но, очевидно, семья была состоятельная, так как обе дочери учились на медицинском отделении Высших женских курсов Киева. Впоследствии Мария Сухарева станет знаменитым врачом-инфекционистом.


В 1915 году 24-летняя Груня устроилась в эпидемиологический отряд, в котором проработала два года. Вероятно, тогда у нее и зародился интерес к психиатрии — во время наблюдения за расстройствами психики при острых инфекционных заболеваниях.


Следующие два года работы в психоневрологической Кирилловской больнице Киева определили круг научных интересов Сухаревой — расстройства личности у детей.


В начале XX века психиатрия была в моде: врачи зачитывались Фрейдом, возникали новые направления в работе. Так в результате смешения педагогики, психиатрии и психологии на свет появились педология и дефектология.

Сухаревой предстояло стать одним из первооткрывателей в этих областях.


Она успела поработать во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования, затем заняла должность заведующей психоневрологической клиникой Института охраны здоровья детей и подростков. Работала под руководством Ганнушкина в психиатрической клинике Первого московского медицинского института.


Не было области детской психиатрии, которую не затронула бы Сухарева: она занималась неврозами, шизоидными психопатиями, разработала классификацию олигофрении, принятую в России по сей день.


Но неожиданный всплеск интереса в мировом психиатрическом сообществе к русскому врачу в конце XX века связан с одной вполне конкретной ее статьей.



Особенные дети


Сухарева сразу поняла, что этот случай не похож на другие. Мальчик не был буйным, напротив, соблюдал все правила без возражений, даже с охотой. В свои 12 лет он прекрасно читал (многие сироты Гражданской войны этого не умели) и жадно накидывался на все книги, что попадались под руку.


А вот ровесников избегал, называя их слишком шумными. Ему нравилось общаться с молодой женщиной в белом халате, которая приходила каждый день и внимательно за ним наблюдала.


В течение следующего года Груня Ефимовна идентифицировала еще пять мальчиков с подобным расстройством, которое первоначально назвала «шизоидные психопатии». Каждый мальчик будто жил в собственном мире, обладая при этом талантом мира внешнего.


Один, замкнутый и неуклюжий, был выдающимся скрипачом. Другой имел склонность к математике. Третий просто фантазировал, окружив себя воображаемыми друзьями.


К 1925 году Сухарева собрала свои наблюдения за шестью мальчиками и их симптомы в отдельную статью «Шизоидные психопатии в детском возрасте», вышедшую в сборнике «Вопросы педологии и детской психоневрологии».


Через год, в 1926 году, статья была переведена на немецкий для уважаемого психоневрологического издания.


Шансы, что статью не читал светило австрийской психиатрии Ганс Аспергер, крайне малы: журналы о психиатрии были наперечет, и выход каждого становился событием во врачебных кругах.


Тем не менее спустя 20 лет в своем «первом» описании детского аутизма Аспергер не упомянул предыдущее исследование расстройства, сделанное русским врачом со странной фамилией Ssucharewa.


При том что описание заболевания от Груни Ефимовны почти идентично описанию австрийского врача.


Термин «синдром Аспергера» много десятилетий использовался врачами-психиатрами для характеристики детского аутизма. О статье Сухаревой забыли.


Точнее даже не забыли, а ничего о ней не знали — пока в 1996 году психиатр Сула Вольф не перевела статью на английский.



Остается только гадать — психиатры и журналисты делают это уже больше 20 лет, со времен перевода статьи, — почему Аспергер в своей работе не упомянул первое описание аутизма.


Возможно, это были невнимательность и оплошность. Возможно, осознанное замалчивание. Все-таки Аспергер работал в вынужденной близости с нацистской партией — упоминание исследований еврейского врача выглядело бы вызовом.


Впрочем, в 1944 году Груню Сухареву вряд ли заботило, цитирует ее исследования австрийский врач в своей монографии или нет, — у нее и без того было достаточно дел.


Во время войны она уехала в эвакуацию в Томск, где вместе с коллегами из Московского института психиатрии диагностировала раненых с черепно-мозговыми травмами и написала работу «Психогенные типы реакций военного времени».



Заведующая и защитница



Окна кабинета Груни Ефимовны в Детской психиатрической больнице № 6 большие, почти до потолка. И выходят во двор: если высунуться из окна, можно увидеть живой уголок, в котором дети ухаживают за питомцами.


Чтобы не тратить времени на дорогу, Сухарева поселилась на территории больницы. Она приходила на помощь коллегам в любое время дня и ночи, иногда часами просиживала у постели тяжелобольных.


Ее доброта была широко известна и за пределами больницы.


В 1935 году после постановления ЦИКа «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» возраст наказания для детей был снижен до 12 лет. К детям могли применять все виды наказаний, в том числе высшую меру — смертную казнь.


При этом комиссии по несовершеннолетним, которые хоть как-то защищали права детей, упразднили «в целях повышения ответственности детей и родителей». Сухарева не боялась ходить по инстанциям и доказывать, что трудные дети нуждаются не в наказаниях, а в наблюдении и лечении в спецучреждениях.


Она настаивала, что лечение ребенка с психическими отклонениями — это поощрение его здоровой части. И, конечно, при работе с ребенком нужно работать и со всей семьей.


В психиатрических кругах популярна полумифическая история про Сухареву.


Однажды к ней привели ребенка со сложным характером, но без заболевания, требующего медикаментозного лечения. Тем не менее родители настаивали, что ребенок болен, и требовали прописать ему лекарство.


Сухарева, познакомившись с маленьким пациентом и осмотрев его, сообщила родителям, что существует лекарство специально для их ребенка, но, увы, в данный момент оно закончилось. Она будет держать родителей в курсе и сразу, как лекарство появится, даст знать.


Родители стали ждать. Через неделю они позвонили Груне Ефимовне, но лекарство еще не привезли. Отрицательный ответ был дан и неделю спустя. И еще через неделю. В итоге уже вся семья «больного», в том числе он сам, занималась тем, что ждала волшебное лекарство.


Наконец, спустя полтора месяца ожиданий, лекарство доставили. Сухарева вручила семейству таблетки с рецептом, сообщив день, в который они подействуют. И действительно, таблетки подействовали ровно в этот день. Хотя на самом деле это была чуть ли не обыкновенная аскорбинка.


Непонятно, правдива ли эта история, но сам факт ее существования говорит о том, что у Сухаревой была репутация врача с творческим подходом.



Покаяние


Август 1948 года стал самым холодным месяцем для советской науки: на расширенном заседании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина разгромной критике подверглась классическая генетика.


Биологией дело не ограничилось — было ясно, что идеологический каток пройдет и по другим наукам.


В программном докладе 1951 года «Состояние психиатрии и ее задачи в свете учения И. П. Павлова» фамилия Сухаревой значилась в списке врачей-психиатров, обвиняемых в «идеалистических и эклектических концепциях», в том, что они не смогли создать «ничего прогрессивного в детской психиатрии».


Хуже того, по мнению авторов доклада, Сухарева и ее коллеги не испытывали «хотя бы проблесков сознания своей ответственности за тот тяжелый ущерб, который они нанесли советской научной и практической психиатрии».


Через несколько дней Груня Ефимовна нагрянула в гости к друзьям. В сумке у нее были перевязанные пачки денег. Она попросила спрятать деньги и, если с ней что-то случится, передать их ее матери (отец умер в 1944-м).



Но больше чем за себя она боялась за дело своей жизни — детскую психиатрию.


Идеологическая чистка могла уничтожить многолетнюю работу, приостановить деятельность лечебниц, отнять у сотен детей шанс на здоровую жизнь.


Единственное, что оставалось в этой ситуации, — демонстративное покаяние в несуществующих грехах. И Сухарева выдержала эту пытку трибуной (неудивительно, что потом она так не любила юбилеи и пафос многолюдных сборищ).


60-летняя Груня Ефимовна, доктор медицинских наук, обладатель ордена Ленина и ордена Почета, каялась в «поверхностном знании» учения Павлова, обещала перестроиться под «павловский период в советской медицине».


При этом Сухарева старательно избегала имен коллег, никого не обличала и не критиковала. К счастью, в 1950-е рвение партии расправиться с врагами советской науки поубавилось.


Пронесло.



Письмо из прошлого



«Ежедневно в поздний час возвращалась я из библиотеки. Груня Ефимовна ждала меня с ужином. Непременно хотела хорошо накормить, и чтобы обязательно с супом. Сама никогда супов не ела» — так начинается письмо, написанное в 1989 году и только недавно обнаруженное сотрудниками Центра имени Груни Сухаревой в архиве. Автор письма приехала на повышение квалификации из Ашхабада и поселилась у Сухаревой, которая, по принятой академической традиции, не отказывала ученикам в постое. (Устроиться в общежитии или тем более в гостинице было крайне сложно.)


Это короткое письмо дает самое личное на данный момент описание Груни Ефимовны. Если верить письму, Сухарева была равнодушна к вещам, «легко раздавала попадавшие к ней какие-либо сувениры» и годами носила черную бархатную шляпку-пирожок, давно вышедшую из моды.


Ее интересы не ограничивались профессиональной деятельностью, она читала все подряд: и работы по философии, и по теории относительности Эйнштейна, и классическую литературу, и современную советскую. Она была необычайно смешлива, про что сама и говорила: «Это у меня с детства.


На лекции профессор Вотчал выгонял меня за смех». Телефон в ее квартире звонил без остановки: сослуживцы, ученики, бывшие пациенты, теперь взрослые люди.


Сухарева подолгу беседовала с каждым. «Когда я сказала, что такое беспокойство тяжело и надо отключать телефон, она рассмеялась и сказала: “Это невозможно”».


У Груни Ефимовны не было детей, и вместе с тем их у нее были сотни — дети, которых она за годы работы вылечила, которым облегчила жизнь.


Ее научные труды написаны без терминологического пафоса, простым понятным языком — за что Сухаревой особенно благодарны студенты-медики, до сих пор занимающиеся по ее лекциям.


Действительно ли Сухарева описала синдром Аспергера за 20 лет до Аспергера — на самом деле не так важно, ее вклад в детскую психиатрию и без того огромен.


Тем более что Груня Ефимовна никогда не гналась за титулами и почитанием.


Работала и консультировала до последнего, хоть и давалось это все сложнее.

Во время одной из бесед с ученицей Груня Ефимовна обронила: «Боюсь, что долго проживу». Она скончалась 26 апреля 1981 года в возрасте 89 лет.

Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии СССР, Психиатрия, Врачи, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост
Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии СССР, Психиатрия, Врачи, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост
Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии СССР, Психиатрия, Врачи, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост
Груня Сухарева: как можно помочь детям ложью, или гений советской психиатрии СССР, Психиатрия, Врачи, Дети, Аутистические расстройства, Длиннопост

https://takiedela.ru/2019/04/nichego-lichnogo/

Показать полностью 4
77

Немного про питание детей с РАС

В предыдущей публикации

Маленькие шаги. Продолжение

я немного рассказал про питание своей дочери, которой завтра, кстати, исполняется 4 года.

Там же написал про проблему с опорно-двигательным аппаратом.

Было это месяца полтора назад, и с тех пор мы таки умудрились еще раз «заехать» в больницу.

В общем, недели полторы назад дочь начала опять прихрамывать, еще через пару дней ребенок опять не смог встать. Настроение у дочери последнее время было и без того не очень, а тут она совсем раскапризничалась. Аппетит пропал, что делать – не понятно. Вроде и протеина получает теперь  достаточно, и врач говорил, что все нормально…

Было принято решение ехать в самую оснащенную и серьезную больницу, у которой есть свое детское отделение, и самые лучшие специалисты работают там (хотя больницы в нашей провинции очень и очень хорошие).

Мой друг и партнер Mr. S позвонил и записал нас к специалисту на субботнее утро.

Больница находится в соседней провинции, в 200 километрах от нашего дома, поэтому было решено поехать в пятницу, и провести там все выходные.

Опущу детали путешествия, поэтому – суббота, утро, мы у врача. Врач neurologist. Не уверен, как правильно по-русски.

На первый взгляд, манера общения врача с пациентом несколько отличается от подхода в России. Через 15 минут общения, когда некоторые моменты меня просили рассказать в 4 раз по новой я даже начал немного нервничать, врач же внимательно делала пометки, хотя создавалось ложное впечатление, что врач просто увлечена компьютером и просто слушает в пол-уха. Она же параллельно успела изучить содержимое сумки моей дочери, в которой нашла фруктовое молоко, хлеб, сушеное манго, и так далее, и изучить состав всех продуктов питания, которые моя дочь употребляет в пищу. В посте по ссылке выше он есть.

Я же, признаюсь, весьма сильно перенервничал – когда болеет твой ребенок – это стресс. Просто ходил ребенок, а потом раз – и перестал.

В общем, после первичного осмотра нам был назначен дополнительный анализ крови, так как мы уже привезли с собой и полный анализ крови, и final report из предыдущего госпиталя, но не хватало еще пары анализов, и рентген голеностопа и коленных суставов.

Так же врач сказала приблизительно следующее:

«у меня есть одно предположение, и я почти уверена в том, что это так, НО возможно вам прийдется через неделю приехать еще раз и сделать МРТ головы и всего позвоночника, а так как ребенок с РАС – исследование придется делать под наркозом. Аппарат МРТ шумит, а обследование занимает минут 30-40. Мы просто сделаем так, что Ваша дочь будет спать и абсолютно безопасно и безболезненно сделаем все процедуры. А сейчас специалист проводит вас на анализ крови и рентген. После этого пообедайте в нашем ресторане и к 13 часам возвращайтесь ко мне»

В раздрае и расстройстве мы пошлепали сдать кровь и сделать рентген.


Очень понравилось в отделении, где делают рентген. Вышел чувак, улыбнулся, провел в кабинет с аппаратом, помог разместить ребенка на столе, спокойно зашел за стекло, нажал кнопку, пока я был с дочерью, вышел, помог, сказал, что снимок и заключение через 20 минут будут у врача. Никакой суеты, фартуков свинцовых и прочего.


И я заметил очень важную вещь – дочь внимательно слушала рекомендации рентгенолога и реально все сделала, как он просил. Я стоял рядом, и это было как маленькое чудо. Когда со стороны видишь, что у твоей дочери и врача есть диалог и 100% взаимодействие.


Дальше анализ крови, без слез и крика, потом – нервно кофе в больничном ресторане…

К 13 часам мы вернулись к кабинету нашего врача, минут через 5 нас пригласили.

И тут я малость офигел.

«it's scurvy, I'm sure for 90%» сказала врач.

Я даже залез в переводчик. Моего уровня английского явно не хватало, чтоб понять, что нам поставили диагноз ЦИНГА.

Чуть позже я отвечал на вопросы большого количества русскоговорящих людей, и очень немногие знают в принципе такую болезнь. Логично, потому что считается, что цинги больше как бы и нет.

Втройне странно было получить такой диагноз в экваториальных тропиках, где лето круглый год, всегда свежие и натуральные продукты и, особенно, фрукты и овощи… (вот тут я ошибся)

«В общем, принимайте витамин С и, на всякий случай, я вас запишу на прием через неделю, чтобы посмотреть динамику, и при необходимости сделать МРТ. К этому времени будет готов анализ крови на содержание витамина С, остальные анализы у вас в норме, патологий на рентгене не видно. Проследуйте в кассу оплатить счет и получить report и медикаменты, а именно, витамин С»


«Офигеть» - сказал я. Не совсем так, но похожее слово. Прям матное. Вслух и громко. По слогам.

А про себя начал думать. Ну какая цинга? Ну все же нормально. Крови из десен нет, других симптомов тоже нет. И вообще, с какой радости при цинге ребенок хромает на одну ногу, а потом на обе, а потом ходить не может? В общем, диагноз окончательно меня запутал и выключил здравый смысл.

На следующий день я позвонил в клинику и еще раз поговорил с врачом, на всякий случай через медика-переводчика, чтобы максимально точно понять ситуацию.

Попробую воспроизвести диалог. В – Врач Я – это я.

- Я: Эмммм..., а вы вообще уверены?!

- В: на 90%, я между прочим по этой тематике исследование делала! Я молодец, я ого-го! У меня даже прям золотой сертификат есть весь в печатях и гербах! (есть, реально)

- Я: да, но у цинги же симптомы и все такое, а тут нет симптомов цинги!

- В: да, но симптомы, описанные в книжках – они, конечно, встречаются, но это в идеале. Цинга может проявлять себя оооочень по разному.

- Я: А что показал рентген?

- В: Все отлично у вашей дочери, и с голеностопом, и с коленными суставами. Это же подтверждают все остальные исследования.

- Я: Ок, мы начали давать витамин С, когда можно будет увидеть, работает это или нет?

- В: Дней через 5. Если не поможет, как раз будет готов анализ на витамин С и будем двигаться дальше.

- Я: Ок, то есть сейчас нам ничего не угрожает?

- В: Видно, что ребенок страдает, но у нее нет боли, так же я не вижу ничего критического, что требует немедленного вмешательства. Просто давайте ей витамин С.

- Я: какие рекомендации по режиму?

- В: В смысле? Если она хочет двигаться – пусть двигается. Если ей комфортно проводить время в школе – пусть ходит в школу. Хочет валяться в кровати - пусть валяется. Какие рекомендации? Пусть ребенку будет комфортно! Будут ухудшения – сразу приезжайте, но я уверена, что наша следующая встреча не понадобится. Я внимательно изучила питание вашей дочери. Ни в одном из продуктов нет витамина С в нужном количестве. В смысле там его почти нигде нет, а два кусочка манго в сутки - это очень мало. К тому же Ваша дочь выросла за 2 месяца на 5 сантиметров! Она получает много витаминов группы В, витамин D тут 12 часов в сутки каждый день, кальций и прочие – тоже достаточно. А вот витамин С – увы…


Сегодня 4 день мы принимаем витамин С.

Ребенок сегодня уже пошел в школу. Настроение прекрасное. Активна. Весела. Аппетит такой, что дважды за стол приглашать не требуется. + добавились новые продукты, а именно пончики, не местные, а в американском стиле, + жареная рыба.


Вывод простой.

Больше внимания рациону ребенка с ограниченным набором продуктов питания.

Сейчас мы начали составлять таблицу, в которую записываем сколько, каких продуктов дочь употребляет в пищу каждый день. Будем наблюдать, записывать, а потом отдадим врачу, чтобы скорректировать рацион и восполнить недостающие витамины и микроэлементы.


Спасибо, что дочитали.

Всем удачи, любви и сил.

Показать полностью
1821

Понял

Писал ранее, Блины, у сына ЗРР, аутичные нарушения. Два раза в год ложимся в стационар для таких ребятишек ( процедуры, занятия с логопедом и т.д.). Детки есть разные, есть обычные ребятишки, сразу и не скажешь, что ребенок особенный, есть прям очень тяжелые случаи, когда ребенок практически не говорит, не общается и ни на что не реагирует.

Местные, в том числе и мы, ребятишек утром оставляем, вечером забираем. А из области родители, у кого никого в городе нет или нет возможности ежедневно забирать, могут оставлять на круглые сутки, забирая ребенка только на выходные.

Есть один мальчик, Илья. Ему на вид 10-11 лет, из области. Привозит его мама, Мы родители давно все перезнакомились, не первый раз видимся. Вкратце знаю что воспитывает Илью она одна, муж после рождения сына ушел.

В пятницу заехал за сыном, припозднился чутка, двое остались, мой сын и Илья. Обычно Ольга, мама Ильи, раньше всех забирает, а тут нет её. Я пока с доктором разговаривал, какие лекарства на выходные давать, подошла старенькая заплаканная женщина. Подошла к нам, обратилась к доктору:
- Здравствуйте, я бабушка Ильи, я за ним приехала, забрать.

Врач:

- Здравствуйте, я Вас знаю, вы с мамой приезжали, а мама не смогла приехать?

- Вы знаете, у нас несчастье, Оля в ДТП попала, она в реанимации, я за внуком. Мы пока посещать не сможем, пока Оля не поправится.

- Конечно, конечно. Все понимаем, пойдемте, мы Вам поможем ребенка собрать.

Я вызвался помочь, вещи до такси донести, пока вещи собирал, стал свидетелем разговора бабушки и внука:

- Ильюша, здравствуй. Поехали домой, внучок, сегодня я тебя забираю.

Ребенок молчит, не реагирует. Смотрит в одну точку в пол и молчит.

- Ильюша, поехали, машина ждет.

Молчит, реакции ноль.

- Илья, внучок, поехали, я и вещи уже собрала.

Говорит, не смотря в глаза и без выражения:

- Мама, где мама?
- А мама не смогла приехать, я приехала
- Мама, где мама?
- Поехали домой, мама домой приедет
- Да, поехали.

Когда я пошел к своей машине, увидел Илью, который сидел в холле и пока бабушка расписывалась в журнале, плакал. Не как обычно плачут дети, громко и даже немного напоказ. Плакал тихо, почти беззвучно, но слезы ручьем.
Я подошел:
- Илья, что плачешь? Бабушка приехала, домой поедешь
- Мама, с мамой плохо. Она в больнице, ей больно. Она всегда приезжала. Не приехала...Ей плохо.

Все он понял, раз мама не приехала, значит что то случилось.

Показать полностью
922

Действительно

Диалог с дочерью 4х лет про художников:

Я: Рисовать воду очень сложно. Многие художники так и не научились этого делать!
Дочь недоумевающе: Ничего сложного. Нарисовал синюю линию и всё

И правда..

618

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ

(вы просили по Семенова - вот вам про Семенова)


У этого журнала есть четко фиксированный день рождения — 24 сентября 1956 года. В этот день увидел свет первый номер журнала «Веселые картинки» — второго советского журнала для дошкольников (первым был "Чиж").

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

Счастливым (и многодетным) отцом было постановление партии и правительства «О развитии детской литературы и детской периодики», вышедшее в начале 1956 года. Через несколько месяцев после его появления количество детских журналов в стране удвоилось — уже в сентябре в компанию к «Мурзилке», «Пионеру» и «Костру» добавились «Юный техник», «Юный натуралист» и «Веселые картинки», выпустившие свои первые номера. Вот как выглядел дебют.

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

Сказать, что почин оказался успешным — это ничего не сказать. Тираж «Веселых картинок» в лучшие времена достигал 9 миллионов 700 тысяч экземпляров. При этом журнал был не просто популярным — он был чрезвычайно доходным медиа-проектом. Несмотря на грошовую стоимость в 15 копеек, он приносил своему учредителю — ЦК ВЛКСМ — огромную прибыль. Сотрудники журнала любили хвастаться тем, что «Веселые картинки» соло зарабатывают денег больше, чем все журналы издательства «Молодая гвардия».

В чем же причины успеха?

Во-первых, небольшой масштаб проекта. По моему глубокому убеждению, все прорывы совершаются там, где нет больших бюджетов, где не намечается раздача медалей, куда никто из начальства не звонит, не давит и не дергает.

«Веселые картинки» создавались как маленький нишевый проект, от которого никто ничего особенного не ждал. Лучшим индикатором начальственного отношения служил кабинет главного редактора. Первый главред, известный художник Иван Семенов пришел в "Веселые картинки" из «Крокодила», где у главного редактора был огромный номенклатурный кабинет с «вертушками». В «Картинках» у него была маленькая каморка, которую он делил с ответсеком издания, поэтому даже рисовал он не у себя в кабинете, а ходил в общий зал, где стояли специальные столы для художников.

Во-вторых, творческая свобода. «Веселые картинки» были, похоже, единственным изданием в СССР, которое не литовалось. К цензорам в Главлит носили все издаваемые журналы, даже «Рыбоводство и рыболовство», даже журнал «Бетон и железобетон». Был такой, а как же. Вот вы смеетесь, а тираж, бай зе вей, достигал 22 тысяч экземпляров, полторы тысячи из которых продавались за валюту иностранным подписчикам.

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

И только «Веселые картинки» никто никуда не носил. Для отправки журнала в печать достаточно было подписи главного редактора.

В-третьих — лидер. По нормам тех лет главный редактор обязательно должен был быть членом партии. Проблема была в том, что среди художников коммунистов почти не было — это во все времена была та еще вольница. В итоге главным редактором «Веселых картинок» был назначен известный художник Иван Семенов, который был членом партии, но совершенно точно не был карьерным коммунистом. Иван Максимович вступил в ВКП(б) на фронте, в 1941 году, когда немцы перли на восток, а коммунистов, попавших в плен, расстреливали на месте.

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

По воспоминаниям этот бывший военный моряк и красавец-мужчина был идеальным руководителем творческих людей. Никогда не бил по рукам, и спрашивал только по итогу — но уж тут спрашивал жестко. И еще у него было одно важное для руководителя медиа-проекта качество — он был на редкость спокойным человеком. Его почти невозможно было вывести из себя. Художник Анатолий Михайлович Елисеев, работавший в «Картинках…» с первого дня, рассказывал мне в интервью такой случай.

Семенов был знаменит своими многофигурными композициями, только рассматривание которых занимало минут пятнадцать. Вот такими, например:

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

Как-то кто-то из художников журнала привез из Финляндии купленную в «магазине приколов» свинцовую кляксу, неотличимую от настоящей. Решили разыграть главреда, по обыкновению рисовавшего в общем зале. Дождались, когда Семенов почти закончит композицию, набьет трубку и выйдет покурить — и подложили кляксу на почти готовый рисунок.

Семенов вернулся. Увидел. Встал столбом. Пожевал губами. Уронил мрачное и тяжелое, как булыжник: «Говнюки!».

Сел, сдвинул «испорченный» рисунок на соседний стол, вздохнул, достал чистый лист и, поглядывая направо, принялся рисовать все заново.

В общем, сорвал людям розыгрыш.

Но гораздо важнее партийности было то, что Семенов и по официальному, и по неофициальному рейтингу считался одним из лучших книжных графиков страны и потому был очень авторитетным в профессиональной среде человеком.

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

"Плохо, брат, ты мадьяр знаешь!". Иллюстрация И. Семенова к «Бравому солдату Швейку».


Это позволило ему собрать четвертое слагаемое успеха — команду. Уже в первом номере веселые картинки рисовали лучшие детские графики страны: Константин Ротов, придумавший внешний облик старика Хоттабыча и капитана Врунгеля, Алексей Лаптев, нарисовавший классического Незнайку, Владимир Сутеев (классические иллюстрации к Чиполлино, хотя что я распинаюсь, кто не знает Сутеева?), вышеупомянутый Анатолий Елисеев. В первый же год к ним присоединились Аминадав Каневский, Виктор Чижиков, Анатолий Сазонов, Евгений Мигунов и еще целое созвездие звезд первой величины.


Ну а последнее составляющее — технология производства. Для производства журнала Семенов достаточно успешно импортировал и адаптировал «крокодильскую» систему подготовки номеров, построенную на принципе «придумать шутку и нарисовать шутку — это разные виды мозговой деятельности». Нет, бывают, конечно, исключения, вроде Виктора Чижикова, который большинство своих проектов в ВК, начиная с дебютного «Про девочку Машу и куклу Наташу» придумывал сам, но в целом…

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

Вот как эту систему описывал Феликс Шапиро – редактор журнала «Веселые картинки» с 1956 по 1993 гг.:

Среди сотрудников журнала были так называемые «темисты» – те, кто умеет хорошо придумывать сюжеты для рисования и может поделиться ими с остальными. Темисты у нас были гениальные. (К примеру, темистом в «Веселых картинках» начинал известный режиссер Александр Митта — ВН) Они со своими набросками приходили на так называемые «темные совещания». Совещания проходили в комнате, где было много-много стульев и всего один стол. За столом сидел Иван Максимович. Он оглядывал всех и спрашивал: «Ну, кто смелый?» Кто-нибудь из темистов выходил и отдавал ему свои эскизы. Он их показывал всем собравшимся и следил за реакцией: если люди улыбались, эскизы откладывались в одну сторону. Если реакции не было – в другую.

С «темных совещаний», по рассказам, иногда выходили «по стеночке», насмеявшись до истерики. И вообще, судя по воспоминаниям, рабочая атмосфера в «Веселых картинках» больше всего напоминала «Понедельник начинается в субботу» Стругацких — с розыгрышами, подначками, периодическим распиванием известных напитков, но главное — безоглядной любовью к своему делу.

Они делали лучший в мире детский журнал и на меньшее не соглашались.

Журнал, с которым не брезговали сотрудничать лучшие художники мира: Жан Эффель из Франции, Рауль Вердини из Италии, Херлуф Бидструп из Дании.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается.

Семеновские "Веселые картинки" закончились в 70-е. Новый главред Рубен Варшамов занимался совсем другим вещами, нежели Семенов, и дружил совсем с другими людьми. Поэтому и сделал из журнала средство материальной поддержки художников-нонконформистов, занимающихся «современным искусством». "Темисты" закончились, в журнале начали рисовать Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Валерий Дмитрюк и другие будущие иконы современного русского искусства.

Символом этих новых "Веселых картинок" стал нарисованный Виктором Пивоваровым логотип:

Как "веселые человечки" кормили ЦК ВЛКСМ Дети, Детство, Воспоминания из детства, Журнал, Веселые картинки журнал, Детство в СССР, СССР, Художник, Длиннопост

Но это уже совсем другая история...

____________________

Это отрывок из моей книги "Клуб веселых, но не находчивых". Мои книги можно найти в моих группах:

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Фейсбук - https://www.facebook.com/BolsaaIgra/

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

Показать полностью 7
232

Хочу поделиться

Со вчерашнего дня на меня подписались аж 100 человек - спасибо вам, мне очень приятно, но сегодня я хочу поделится кусочком своей обычной жизни, не ремонтной.
Год назад писал о своём сыне - он у нас с особенностями развития. Расстройства аутического спектра.
Кому интересно более подробно Мой сын.
Тот самый первый пост.
Здесь я углубляться не буду, хочу поделится нашими успехами на пианино. Снимали видео для поступления в музыкалку, малой сам выбирал что играть ) Ему 6,5 лет, играет чуть больше года, учится всему сам, а осенью идём в школу овладевать базой)
Пысы - смотреть до конца, в конце бонус 😉

пыпысы - пикабу пошакалил качество чутка

1492

Аутизм и ремонт

К термоядерной теме вернёмся в следующем посте. А тут – тема семейная, а потому тонкая. В сообществе есть изрядное количество постов о собственном опыте воспитания детей с аутизмом, кому-то и этот будет полезным.

Переезд – это гарантированная смена обстановки, привычек, распорядка и всех подобных рутин. Кто имел дело с расстройствами аутистического спектра, в этом месте представляет возможные боль и страдания.

Новостройка под самоотделку – это уникальная последовательность проблем, случающихся от кривых стен и кривых рук. Кто делал ремонт своими руками, в этом месте тоже представляет возможные боль и страдания.

В общем, мне случилось столкнуться с обеими упомянутыми вещами. В какой-то момент вырисовалась задача: сделать ремонт своими рукам так, чтобы он помог адаптации старшего сына с РАС, а не заставил его всего бояться. Знакомьтесь с героем поста: Юра, шести лет. Аутизм проявляется не так тяжело, чтобы беспокоиться о самообслуживании и обучаемости; но и не замечать не выйдет из-за ряда проблем с общением.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Действие первое: подготовка. Само собой разумеющихся разговоров на тему ремонта не хватит, если родной язык твоего собеседника – то ли квенья, то ли SQL-запросы, и ему интереснее собрать паззл, чем с тобой поговорить. Обычным решением было бы общение с помощью картинок. Радикальным – тренировка. Переклейка обоев в старом доме за четыре месяца до сдачи нового – занятие, в чём-то, бесполезное. Но – первый шаг – из-за неё возник интерес к тому, что в доме что-то может меняться.

Действие второе: дом сдан. Выглядит чертовски гостеприимно:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Напрашивается решение держать детей подальше: и чтобы меньше пылились, да и чтобы не крутились под ногами. Но было опасение, что Юра бы застрял на пороге готовой квартиры с твёрдым: «Нет». И дальше пришлось бы несколько недель (или месяцев, если бы не повезло) решать проблему стресса от непривычного и некомфортного места.

Раз так – даём в руки подходящий инструмент и подходящую задачу. Полновесную, не игровую – где-то отмерить, где-то разметить. В бригаде из двух кандидатов наук, мнса без степени, одного инженера и одного программиста стоит ожидать, что руки в среднем из задницы, а потому добавление шестилетки не должно слишком уж затормозить дело. Шаг второй: ребёнок чувствует, что делает что-то полезное для своей же комнаты, а раз так – придёт не в незнакомое место, а в самолично обустроенное логово.

И сразу третий шаг: можно выдать задачи на сильные стороны характера. Любишь цифры – держи рулетку, измеряй, прокачивай навык.

…вообще говоря, эти пункты и к обычным детям относятся.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Дальше – средства защиты. Шумных работ в ремонте много, перфоратор без дела не лежит. Аутисты обычно более чувствительны к шуму – не забываем взять защитные наушники.

…это и взрослых касается, если честно.

Если при первых эпизодах работы перфоратора Юра прятался в соседних комнатах, то через пару недель, завидев человека с шумным инструментом, брал с деловым видом наушники и наблюдал с расстояния в три-четыре метра. Дошло до того, что после разделки доски ламината снял наушники и выдал: «Ну вот, а пилить было так здорово!» Контроль над сенсорно трудной ситуацией и знание способов самому её облегчить позволяет пережить её с гораздо меньшим стрессом.

После изрядного развлечения с грунтовками, шпатлёвками и ламинатом в трети квартиры дело дошло до выбора отделки в детской комнате. Выдохнув, решили: обои будут любыми, какие дети выберут. Первая мысль: чтобы комната ощущалась своей, а не навязанной. Вторая: попытка заинтересовать процессом выбора. Удалось, да и результат интересен:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Из этого вышло несколько небольших достижений. Сначала – при большой фоновой проблеме с местоимениями первого и второго лица, в особенности, притяжательными – на двери появилась табличка:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Вскоре Юра подошёл, взял за руку, отвёл в нетронутую на тот момент кухню, и сказал: "В комнате чистый пол, в коридоре чистый пол. Папа, сделай здесь чистый пол". Обращения и просьбы тоже удавались плохо, и пошли заметно лучше на фоне новых занятий.

И ещё чуть позже прорезалась собственная инициатива. Из всех помощников по укладке кафеля в какой-то момент именно Юра оказался аккуратнее всех. Подошёл, дождался момента, сказал: "Сам", – а дальше просто сделал всё по инструкции. В отличие от кандидатов тех.наук, которые пытались выдумать рацпредложения.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

В итоге за несколько месяцев ремонта он научился весьма творчески подходить к поиску задач. Отвернулся – а он уже с молотком, стремянкой и дюбелями.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Планировщик Икеи, опять же, оказался интересной игрой. Хорошо, что Юра не нашел, как сделать онлайн-заказ.

Что в итоге? Интересный опыт, который спровоцировал изрядный прогресс в умении сформулировать запросы и вести диалог. Да и набор сюжетных игр пополнился новыми вариациями в духе обустройства грузового лифта в ванной комнате.

Опять же, человек, освоивший инструменты и научившийся класть плитку, и дальше имеет шансы не пропасть.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост
Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост
Показать полностью 9
274

Работающие аутисты, которых я знала

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Не проходит дня, чтобы я ни задумывалась о будущем моей "особенной" Лины, ее сестры, обычной девочки.

Работающие аутисты, которых я знала Аутистические расстройства, Дети, Родители, Длиннопост

Все то время, пока мы с Линой занимались ее адаптацией, я искала для нас примеры судеб людей с аналогичными особенностями.


Кем стали "особенные" люди? Из позитивных примеров назову двух медиков, занимающихся как раз проблемами "особенных" деток в реабилитационных центрах. Лично общалась с одним, и, если б мне не сказали, что врач сам аутист, никогда б и не узнала. Поведение и речь обычные.

Знаю женщину почтальона, которая хорошо справляется со своей работой. Говорит плоховато, однако, ориентируется, заполняет бланки, носит газеты, ходит за покупками.


Была у меня знакомая, работала библиотекарем. Девушке 26 лет, которая медленно выговаривала слова, было комфортно, по-видимому, среди книг, в тишине. Она исправно вела учет, довольно быстро приносила нужные книги. Справедливости ради добавлю, что работала та девушка в паре с другой сотрудницей.


Сын моей знакомой работает ее помощником в гардеробе. Он вовсе не говорит, но слышит и понимает.


Относительно диагноза этих людей я опираюсь на сведения из их ближайшего окружения.

Уверена, и Вы видели примеры судеб "особенных" людей, знаете какие-то виды их занятий.

Примеры есть и другие, не столь радующие, однако, на такой случай мои родные оказались участливее, чем я могла себе представить. Мы рассмотрели возможные варианты развития событий, даже тот, если Лина осиротеет.


Поразмыслив, я поставила себе задачу обучить Лину как можно лучше, чтобы и она нашла свое место в этом сложном мире.

Ее младшая сестренка, повзрослев, пойдет своим, надеюсь, счастливым путем. А я... Нет слова "я". Есть мы.

Спасибо, что навестили. Счастья Вам.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: