Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Марксизм устарел? Часть 1

Марксизм устарел? Часть 1 Марксизм, Коммунизм, Социализм, СССР, Длиннопост, Политика

Почти в каждом посте/топике/теме касающейся темы марксизма и коммунизма, неизменно появится комментарий в стиле: "Ваш мраксизм устарел", "Что же вы комми все пытаетесь натянуть столетний марксизм на реалии 21-го века?", "Марксизму уже 150 лет, он исчерпал свой потенциал", "Хватит уже старые сказки еврея-русофоба Маркса на капитализм 21 столетия" и т.п. и т.д. Обычно все эти крики про "устаревший марксизм" распространяют люди, ничего не знающие про марксизм и по примеру одного СССР подвергают необоснованной критике идеи коммунизма/марксизма - ленинизма. Или же российские "либералы", имеющие к либерализму такое же отношение как Горбачев к большевикам, наслушавшись западной пропаганды, обвиняют отвратный совок, а вместе с ним и марксизм, который большую часть истории СССР не имел к последнему никакого отношения. Отчасти, либералы, либертарианцы любого пошива и просто несознательные люди тут и не виноваты. Все это обьясняется тлетворным влиянием буржуазной пропаганды, так как буржуазия всеми фибрами души ненавидит марксизм, ибо он несет смертельно опасные идеи для нее.


Но устарел ли марксизм в условиях 21 века, когда так называемая "постиндустриальная экономика" уже существует в странах золотого миллиарда? Ответ можно найти путем изучения марксизма-ленинизма (так как это самая последняя итерация марксизма выкованная Лениным в эпохе империализма начала 20 века). И тут же разбиваются в пыль слова либералов, о том что марксизму 150 с лишком лет. Нет, марксизм обновлялся трудами Ленина и его учениками всего 70-80 лет назад. Да и даже если учесть что марксизму 150 лет, то либерализму, столь восхваляемого как идеология 21 века, аж 400 лет (начало ему было положено Локком в 1690 году). И все же либерализм жив (и еще как) до сих пор. Но у либералов марксизм все равно древний и старый.


Ранее я писал что страны "золотого миллиарда" существует постиндустриальная экономика, и либералы считают что марксизму в такой экономике не место. Что же такое постиндустриальная экономика. Это тип экономики, следующий после индустриального, и характеризующийся преобладанием сектора услуг, инновационного производства. А что если я скажу, что постиндустриальной экономики, священной коровы либералов не существует? Ни в "высокоразвитой" Японии, ни в "святых" США, ни в толерантной Европе. И это будет правдой.

Вся магия "постиндустрии" это всего лишь ширма.

Промышленные рабочие места на самом деле не сокращались, а лишь перемещались в развивающиеся страны с более дешёвой рабочей силой. К концу 1990-х это привело к быстрому росту промышленности в новых индустриальных странах Азии (Китай, Индия, Индонезия), а также в некоторых государствах Латинской Америки. Резкий рост автоматизации привёл к сокращению потребности в рабочих на единицу серийно выпускаемой продукции — примерно в 100 раз за 40 лет. От операторов уже не требуется высокая квалификация и внимание, требования к ним снижаются, потребность в квалифицированной рабочей силе — уменьшается. А так как много платить неквалифицированному оператору не имеет смысла — то производства выводятся из развитых стран в Мексику и Юго-Восточную Азию.


В развитых странах вырос сектор сферы услуг и торговли, но так как труд в этом секторе в среднем хуже оплачиваемый, ненормированный и менее квалифицированный, чем в промышленности, то он не смог равноценно заменить собой сокращение высокооплачиваемых промышленных рабочих мест.


Известный российский социолог и политолог Борис Кагарлицкий считает, что в 90-е годы XX века, несмотря на технологические прорывы, мир не приблизился к «постиндустриальному обществу», появление которого предсказывали западные социологи, а напротив — показал абстрактность этой теории:

Современные методы организации производства — «бережливое производство», аудит и оптимизация бизнес-процессов, аутсорсинг — ориентированы не на то, чтобы вытеснить традиционного работника, а на то, чтобы лучше контролировать его и заставить работать более интенсивно… Всё это говорит не об исчезновении рабочего класса, а скорее о реструктурировании системы наёмного труда и одновременном усилении его эксплуатации.

Да, промышленности на Западе почти нет. Эту промышленность просто напросто перенесли в страны с дешевой рабочей силой (Китай, Индия, Вьетнам).

Постиндустриального общества нет, это всего лишь попытка буржуазии снова показать несостоятельность идей научного коммунизма, делает "рай" для развитых стран, за счет эксплуатации населения Третьего мира. Золотой миллиард наживается на остальных 6 миллиардах. Рай богатых создан из ада бедных.


Таким образом разбивается самый большой миф либералов об экономике "нового типа". Хорошо, но может марксизм устарел в индустриальной экономике, накрытой красивой тряпочкой "постиндустриального общества"?

Для того чтобы понять, устарел или нет, мы должны пройти по всем принципам и теориям марксизма и спроецировать положения Маркса на сегодняшний мир.


Марксизм это система политических, экономических и философских взглядов, основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и творчески развитая В.И. Лениным и его учениками и последователями. Марксизм включает в себя 3 раздела, составных частей:


1) Философию, включающую мировоззрение диалектический материализм и исторический материализм.


2) Политэкономию, включающую учения о товаре, деньгах, капитале и прибавочной стоимости.


3) Научный коммунизм. Он включает в себя понятия классовой борьбы, революции, коммунизма и социализма.


Начнем пожалуй с самого легкого - научного коммунизма.

Марксизм устарел? Часть 1 Марксизм, Коммунизм, Социализм, СССР, Длиннопост, Политика

Научный коммунизм (или научный социализм) — одна из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества. Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой, не знающей противоречий капитализма организации общества.


Классовая борьба.

Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества, разделённого на антагонистические классы.


«… всякая историческая борьба — совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области — в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена».

Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса — буржуазию и пролетариат. Пролетариат — первый из угнетённых классов, классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах.


Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая.


Экономическая борьба — это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации.


Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба — это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия — высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата — борьба за установление и упрочение им своей власти.


Давайте посмотрим на нынешний мир. Все так же его потрясает классовая борьба, борьба пролетариата и буржуазии. Далеко за примером ходить не надо: погромы в Париже, "желтые жилеты" - ярчайший пример классовой борьба который мы можем наблюдать своими глазами. Правительство Макрона начинает сворачивать достижения французского пролетариата: пособия, высокие зарплаты, различные социальные плюшки. СССР уже мертв 30 лет, нет больше угрозы революции под влиянием социализма в СССР. Пролетариат Франции смог добиться "полевения" капитализма лишь благодаря Союзу. Уклон капитализма влево - это реакция буржуазии, которая вынуждена была начать социальные преобразования. Это была своего рода повышение конкурентноспособности капитализма перед социализма. Теперь же буржуазия Франции, которой высокая социалка мешает увеличивать прибыли, уничтожает достижения пролетариев, на что он отчаянно сопротивляется. Классовая борьба тут как со стороны буржуазии, так и со стороны пролетариев. Давайте возьмем еще один пример, из нашей страны. Правительство Российской Федерации недавно, успешно провело пенсионную реформу, которая увеличивала пенсионный возраст и одновременно с ней и повышение НДС. Тут экономистов быть не надо чтобы понять - все эти меры больно бьют по пролетариату. А цель у российской буржуазии одна - повысить прибыли. И все эти реформы нацелены именно на это. Пролетариат России на это никак не отреагировал, провел пару митингов, пособирал подписи, и на этом вся борьба и закончилась. Это пример классовой борьбы с одной стороны - буржуазии.


Ладно, насчет классовой борьбы мы удостоверились что она работает. И работает прекрасно.

Может не работает остальное - теории коммунизма и социалистической революции?


Социалистическая революция и переход к коммунистическому обществу.

Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всём многообразии её форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.


Классовая борьба как мы уже поняли существует и работает. Идем дальше.


Социальная революция — это коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного строя. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую их политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями — господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые классы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.


Ленин определил революционную ситуацию как совокупность объективных и субъективных условий, складывающихся в обществе накануне революции:


1) «кризис верхов», т. е. невозможность для господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде, ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому;

2) резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов;

значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству.

3) Глубинная основа революционной ситуации — конфликт между производительными силами и производственными отношениями, но непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.


Все это произошло в Российской Империи, Китайской Империи, и в таком недавнем прошлом - Исламская Революция (несоциалистическая, но все равно революция), буржуазные контрреволюции на территории СССР (1991), скрытая контрреволюция в КНР (1978). Все это проистекает из положений революционного марксизма и произошло сравнительно недавно. Что бьет по "устарелости" марксизма.

Время возникновения революционной ситуации, её формы и темпы развития зависят от всей системы социально-политических отношений: от состояния государственной машины, прочности позиций господствующего класса, от силы революционного класса, его связей с другими слоями населения, накопленного им политического опыта. Если прогрессивные классы по тем или иным причинам не готовы к активным и организованным действиям, то в развитии революционной ситуации наступает спад, массовое революционное возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в своих руках.

Да и социализм в СССР успешно построили, несмотря на агрессию мирового капитализма в 1941 году.


Социализм.

Социализмом принято считать первую, низшую стадию коммунизма, ее цель - подготовка общества к новой формации, сбрасывает экономические, социальные оковы старого порядка.


Коммунистическая общественно-экономическая формация в целом (а следовательно, и социализм, как её низшая стадия) характеризуется общественной собственностью на средства производства, отсутствием товарно-денежных отношений и классов, плановым ведением хозяйства. Коммунизм — это «союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу».


Все это было реализовано в СССР при Сталине: общественная собственность на средства производства, диктатура пролетариата, плановая экономика. Не было только отмирания классов и государства, но на то в СССР и был социализм.


Однако низшая стадия коммунистической формации — социализм — ещё только выходит из недр капиталистического общества, и поэтому сохраняет распределение по труду.


Подчинение человека разделению труда может исчезнуть лишь при двух непременных условиях


1) когда средства производства переходят из частной в общественную собственность и наступает конец стихийному развитию общества;

2) когда производительные силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть непосредственными агентами производства.

Сокращение рабочего дня и громадное увеличение свободного времени дадут возможность людям наряду с профессиональным творческим трудом постоянно заниматься любимыми видами деятельности: искусством, наукой, спортом и т. д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая разделением труда, обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей.

Первые шаги к этому были в СССР: 7-часовой рабочий день, дворцы техников и театры, кружки для школьников, секции, все это было сделано с целью свободы человека от принудительного труда, с целью раскрытия в человеке его потенциала. Даже при таких условиях малых часов работы, СССР смог добиться небывалых высот, когда современная Россия с 8-ми, а то и больше, часовым рабочим днем, откатом социалки, деградацией культуры не может ничего.


Социалистические революции в 20-м веке происходили в странах слаборазвитого капитализма, там, где противоречия капитализма были особо остры и в то же время где капитализм был недостаточно силён, чтобы смягчить эти противоречия. Это дало возможность социалистическим революциям победить, но это же и явилось предпосылкой искажений и отклонений от теории марксизма, т.к. 1) победившим революциям приходилось решать отчасти задачи капитализма (например, задачу индустриализации), 2) классовая база революций была довольно размытой, т.к. они происходили в странах с преобладанием крестьянского населения и с низким уровнем сознательности пролетариата.


Некоторые исследователи (напр. В. Реусов) считают, что переходный период в «социалистических странах» не был завершён и социализм так и не был построен полностью (несмотря на официальные декларации), однако отдельные элементы социализма (такие как отсутствие частной собственности, плановая экономика) присутствовали, в то время как отсутствовали другие (собственно общественная собственность на средства производства, в отличие от государственной).


Таким образом, поражение (в конечном счёте) социалистических революций 20 века нельзя считать ни поражением социализма как такового (который ещё не был построен), ни тем более опровержением марксизма как теории.


Заключение

В этом явно не коротком посте мы смогли рассмотреть лишь одну составную часть марксизма, доказать, что научный коммунизм работает и будет работать в условиях 21 столетия.


В следующих постах мы разберем оставшиеся две части - политэкономию и философию. Философию оставлю на последнее место, так как философия самое сложное в марксизме и вместе с тем философия - основа марксизма, на которую опирается все остальное.


Читайте, понимайте марксизм, будьте людьми прогрессивными, а не реакционными.



пролетарии всех стран соединяйтесь