Мой блог рассказывает о настоящих буднях глазами предпринимателя в России. Чтобы понять, о чем речь, и почему в моих статьях фигурирует 2014г-2016г, прочитайте предыдущие шаги) Спасибо)
Итак, в начале 2017г я оказался на грани провала.
Все мои действия, старания, отказ от карьеры банке, раскрученные тяжелым трудом точки с собой – ВСЕ было зря, все висело на волоске от того, чтобы утечь у меня между пальцев, как вода.
Я не спал несколько ночей.
Голову не покидали мысли о том, что делать дальше. О том. Как платить по счетам. О том, насколько же глупо я поступил когда это все начал. Почему на сделали ОООшку? Почему сразу не настоял на статусе управляющего с ЗП? А почему раньше не отделился? А зачем вообще вдвоем было начинать – делал бы все сам? А как, блин, дальше жить ?
Но сдаваться было нельзя. Никак нельзя. Я взял себя в руки, и выработал 2 направления, в которых мне нужно активно двигаться, причем одновременно:
1. Нужно переубедить партнера делить бизнес. Как вариант, делить его иначе. Как другой вариант – отсрочить дату деления, чтобы дать себе еще время для маневра.
2. Вне зависимости от первого пункта, нужно было СРОЧНО выводить большую кофейню из кризиса. Ведь если мы поделим бизнес – мне достанется хороший кусок. А если нет, то наш общий бизнес станет намного прибыльнее, что тоже хорошо.
По первому пункту, я провел анализ всех наших точек с собой и большой кофейни. Вывел их примерную рыночную стоимость и внес ее в 1ую колонку своей таблицы
Во вторую колонку вывел долги перед банком и партнером.
Итоговая разница и была предметом разговора. Ключевой проблемой было то, что все точки имели разную прибыль и капитализацию, и поделить поровну их не получалось
Условно говоря, представьте, что у нас не кофейни, а автопарк. В нем есть:
Порш каен со сдохшим движком за 2 млн р (хотя с целым 5 стоит!)
Киа рио бу за 0,8 млн
Тойота камри в максималке в отличном состоянии за 1,7 млн
И старенький Хендай гетс за 0,2 млн
(прошу не придираться к ценам, это все условности для примера)
Поровну ну ниииикак не делится. Но даже если примерно поделить куски, то мертвый порш хоть и много стоит, все равно не так хорош, ведь его еще чинить и чинить, и неизвестно поедет он или нет. А вот камри, конечно, хороша как ни крути. Этот кусок нужен всем.
Ну в общем, я высылал свои расчеты, партнер свои, в итоге мы никак не сходились на том, как это все делить.
Другой бедой был долг от фирмы к партнеру (те самые «доходы будущих периодов»). Уже набежала сумма в 700 тыс р. Это была та сумма, на которую я за время нашего совместного ведения бизнеса взял дивидендов больше, чем он.
Однако здесь у меня было 2 довода
1. Я могу вернуть ему 350 тыс р. Т.е. если говорить по-бухгалтерски, то я делаю возврат в кассу фирмы 350 тыс руб, а затем фирма выдает их партнеру. И тогда получится что мы оба взяли по 350. И 1 переменная в уравнении исчезает. Т.о. мы делим бизнес на действительно равные части, т.к. долг перед партнером нивелируется
2. Как мы оба с ним знали, все таки контролем и снабжением кофеен занимался я. А с партнером мы встречались 1-2 раза в месяц и выстраивали стратегию на будущее. Т.о. было понятно, что я заслужил какое-то вознаграждения как управляющий (мы планировали перейти к этой модели работы, см шаги 17-18). Моим аргументом было то, что раз это мы оба понимаем, что по факту давным-давно работаем по этой модели, но просто не говорили об этом вслух, значит можно и задним числом включить эту схему, Т.о. за 2 с половиной года работы 700тыс – это около 25 тыс руб. в месяц, что, на мой взгляд, вполне себе соответствовало зарплате управляющего небольшой сетью (а точнее даже маловато, но раз уж задним числом….)
Наши встречи, переписки, пересчеты, продолжались нескончаемо…. День за днем, неделя за неделей.
А в это время я работал над второй частью своего замысла.
Нужно было раскачивать кофейню.
В предыдущих шагах, я говорил, что мы стартанули с 420 тыс руб оборотки (когда все заходили узнать «ну что там открылось?»), но не сказал, что потом упали до 350 тыс, а в январе и вовсе до 270. Конечно, как я уже говорил, мы сократили количество бариста, а потом и кондитера, и в общем то просадка на 100 тыс выручки была компенсирована выигранной зарплатой. Поэтому принципиально в бОльший минус мы не провалились, но и не вылазили оттуда от слова НИКАК.
Буквально на следующий день после нашего первого разговора о делении, я подал заявление об увольнении со своей официальной работы(подработки). В это же время я действительно усердно занялся кофейней.
Знаете, я назвал этот шаг «Предприниматель». Потому что считаю, что именно тогда, в начале 2017г, я СТАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ.
И мне кажется, очень многие люди, которые после какого-то тяжелого периода круто меняли свою жизнь, поймут меня. Почему? Все очень просто
Говоря русским языком, я был в полной заднице. В огромной, волосатой, целлюлитной, засасывающей как черная дыра, ЗАДНИЦЕ.
Финансово я был в долгах и убытках. Я не знал на что жить самому, не говоря уже о нуждах бизнеса
Физически я постоянно не высыпался и бегал с 1ой работы на другую (нужно было еще доработать 2 недели). + бессонница от этой ситуации. В итоге Я похудел за неделю более чем на 5 кг….
Моральное состояние было тоже на дне. Постоянные «терки» с партнером, апатия, злость и, как ни странно, в последний раз в моей жизни именно тогда я ощущал чувство НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ
И, несмотря ни на что, нужно было ДЕЙСТВОВАТЬ. Нужно было что-то ПРЕДПРИНИМАТЬ. Больше нельзя надеяться на партнера. Больше нельзя переложить ответственность. Я справлюсь. Или Я или НИКТО.
И я начал действовать. И это я называю стать ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ. Это значит действовать, когда страшно. Действовать, когда тяжело. Значит рисковать. Значит вкладывать деньги, даже если они последние. Значит брать ответственность на себя и только на себя. Значит ставить цель и идти к ней.
А цель была – вылезти из задницы =)))
Главным шагом, который нужно было сделать, это найти человека, у которого есть опыт в раскрутке полноформатных кофеен. И тут я вспомнил про свою одногруппницу - Марину. Она, еще со студенческой скамьи, начала работать в большой сетевой кофейне, и, насколько я знал, до сих пор там работала. А это означало более 5 ЛЕТ ОПЫТА в федеральной сети. Отлично!
Я нашел ее номер и назначил встречу.
Через 3 дня, она уже была в моей команде. Несмотря на ту финансовую пропасть в которой я находился, я назначил ей зарплату равную ее текущей в сетевой кофейне. И честно собирался ее платить, как бы не пошли дальше дела.
Далее, я еще прокачал интерьер. Вырывая каждую копейку, какую было возможно, мы внесли еще улучшения в уют и атмосферу кофейни.
Пошла работа над ассортиментом. Марина предложила в качестве кондитера на аутсорс ее подругу, и та отлично попала в нишу с качественными, но не супер-экслюзивными (и не такими дорогими) десертами, которые стали брать гости.
Вместе мы занялись кухней. В кофейне появились нормальные (пока не скажу хорошие) завтраки и сэндвичи, что также влияло на поток гостей.
Соц сети начали оживать. Посты были не профессиональными, но хотя бы стабильно выходили и напоминали аудитории о нас, мелькая в ленте.
Используя конструктор сайтов, ночами я смастерил вполне себе симпатичный сайт визитку с фотографиями, графиком работы и меню кофейни.
Марина стала старшим по стажировке и аттестации бариста. «Склеив» наш опыт, получился достаточно интересный и продуманный курс для новеньких. Уровень сервиса в кофейне начал постепенно расти.
И многое другое….
И все это за месяц работы (с конца января до конца февраля 2017г). Это были очень неуклюжие, но в то же время очень важные шаги. За этот месяц я сделал больше, чем за 4 предыдущих. Уже в феврале выручка начала расти….но....
И в пылу активной работы, наступило то самое 1 марте. День, когда моя судьба должна была решиться….
Мы снова встретились с партнером и…..
Он был непоколебим.
Честно говоря, я до сих пор не знаю, что случилось в ЕГО жизни, что он решил так резко все изменить. Я описывал ситуацию его глазами в предыдущем шаге, но это не отвечает на мои вопросы «почему сейчас?» и «почему так односторонне, без учета моего мнения?». Возможно, кто-то навел его на эту мысль. Возможно, он сам шел до нее несколько месяцев. Возможно, я чего-то не понимаю в этой жизни))) В любом случае, мы разделили бизнес. Разделили, так, как ОН изначально хотел. Ему –точки с собой. Мне – Большая кофейня. Юридически, он вообще был единоличным владельцем компании (читайте историю сначала, чтобы понять почему), и мог оставить меня ни с чем, но он этого не сделал.
Я не буду уходить в лирику о том правильно он поступил или нет. Лучше почитайте предыдущий шаг в части "Лирическое отступление" и ответ будет очевиден - он поступил так, как я заслужил.
В итоге март был назначен переходным месяцем. Мы переоформляли большую кофейню на меня. Также в марте партнер пообещал еще выплатить сотрудникам зарплату как единой компании (за счет точек с собой), а уже с апреля, я должен был стать автономным предприятием. Вот и все. Конец истории двух друзей, открывших совместное дело.
Но…
Начало новой истории, ведь можно сказать, что моя ЛИЧНАЯ история началась здесь, с чистого листа. Здесь были только Я, мой бизнес, и никаких партнёров, долей и размытой ответственности.
Теперь я – предприниматель.
Я еще раз зайду новым комментарием. По мне так, все давно украдено до нас. И, раз не существует УЖЕ такого маркетплейса, значит не очень-то он и нужен. Являясь Клиентом детской площадки, тортиков и прочих детских праздников, меня не очень-то увлек бы какой-то интернет-магазин. Надо потрогать вживую, либо послушать "сарафан". А если кто и увлек, то это тот интернет-магазин, который не 5 млн стоил, а все 50. И то! После того, как "кореш рассказал бы".
Но по себе же не надо ровнять? Ок. Вам, кстати, тоже будет подсказка, мол, по себе не судите...)).
Внимательно прочитал название. Полагаю, будет еще несколько частей впереди. Скажу, что инвестиция в 5 миллионов рублей - это прилично и отлично, но больше интересует возврат инвестиции. И "Бета"-версия, это тоже очень прекрасно, но интересует денежный поток, который ей создается. Ну, обо всем этом, полагаю, все расскажете.
Теперь вот о чем я думаю. В случае с созданием игровой комнаты Вы сделали совершенно правильный ход (в отличие, кстати, от многих наших предпринимателей) - Вы начали изучать Клиента и его предпочтения. Я не стал возражать коллеге (в смысле - комментатору), скажу Вам и всем, кто интересуется бизнесом. Что изучать Клиента - это первично (особенно подвопрос - откуда у него деньги?), а вот гипотезы, маркетинг, маркетплейсы, инструменты - это вторично. Ну, надо ли объяснять, что работает только то, за что платит Клиент? Или Вы собрались на инвестиции существовать дальше?...)).
Итак, Клиент. На площадке это были родители, платящие за своих детей. Вы прикинули, что они хотят, что нет, почему уходят, почему остаются.
Сейчас, с созданием электронной торговой площадки - этим Клиентом стали те самые разрозненные игровые площадки. И их владельцы и управленцы, скажем так. Их-то Вы изучили? Или просто свой пример использовали? Так ли Вы им нужны? И вопрос - почему продали свою? Она могла оставаться великолепным инструментом для тестирования. Вас увлек кто-то что ли? Это так все, риторически. А вот два вопроса, хотя, может я негативлю излишне, может все в следующих постах прояснится. Так то - удачи Вам, конечно.
Вы, владея игровой площадкой сами, заплатили бы деньги умнику, который пришел бы к Вам с созданным маркетплейсом?
Правильно ли я понял, что Вы увлеклись созданием маркетплейса для всех, оставили "маломощную" по деньгам физическую площадку, и, думая, что попрёт, впиз***или 5 мультов в электронный бизнес?
Ну что ж, хозяин - барин. Теперь жду цифр по возврату инвестиции, если они есть, и если Вы про них расскажете. Не, про команду и проделанную работу тоже интересно, жду. Салют!
интересно:)
Автор, изучать клиентов конечно очень корошо, но еще лучше уметь анализировать полученную информацию, правильно интерпретировать и уж тем более правильно формировать гипотезы поведенческих моделей пользователей и уметь их перекладывать на инструменты, а потом гонять на АБ-тестах. Судя по проекту, вы справились только с первой частью работы, собрали потребности потенциальной аудитории и возможно выявили некоторые аспекты их боли. НО, судя по текущей форме реализации проекта, закрыть вы эту боль не смогли, а некоторую даже не поняли. Судя по всему вы далеки от ит и от маркетинга, рекомендация простая, найдите хорошего PO (Product Owner), который вытащит проект на соответствующий уровень, а иначе просто деньги на ветер.. Ну и как стартапу, бог вам в помощь!
Спасибо за совет и оценку. Очень приятно что вы специально зарегистрировались чтобы оставить коммент :)
Пожалуйста, мне было не сложно, я сам из этой области и в данный момент тружусь в двух стартапах, один из которых работает и приносит небольшую но стабильную прибыль, которая в него же и реинвестируется, а по второму только закончил всю проработку, которая до момента написания 1 строчки кода (еще не написанной), заняла 1,5 года работы (статистика, аналитика, маркетинг, модели самого проекта, концепции выхода на рынок, продажи и т.п.) Принцип стартапа аналогичный вашему, маркетплейс и лидогенератор, но только тематическая ниша совершенно другая, абсолютно не конкурентная с вами.
О, прикольно. Где-то можно про вашу работу почитать, или может еще что-то посоветуете? может по скайпу пообщаемся?
Что-то не пойму, на пикабу лички нет?
вроде нет
скайп maxmaddog - стучитесь, после прочтения удалю данный коммент
Раасказывай!
А такой агрегатор называется маркетплейс по научному ? Не ?!
Да, все верно, так и обозвал пост :)
Смотря с какой стороны на него смотреть, если с b2c - то маркетплейс, если с b2b - то лидогенератор по модели CPA.
Добрый день!
Во-первых, огромный респект за то, что ввязываетесь в бизнес. Не уверен прям, что Вы этим живете, поэтому так говорю.
Во-вторых. Я хотел высказаться про Ваш бизнес, но решил ограничиться вопросом (раз уже целый год - это все же бизнес, а не стартап уже).
Я правильно понял, что теперь стартап - это организация торговой площадки для многих игровых комнат, а не только и не столько работа по Вашей игровой комнате?
Добрый день. Игровую комнату мы продали, конфликт интересов отсутствует. И да, это площадка для всех игровых комнат, и аниматоров, и кондитеров и прочих кто оказывает услуги или продает товары связанные с детским праздником. Еще один из первых моментов что мы сделали - это рандомная выдача в каталоге, чтобы все площадки были в равных условиях, без приоритетной выдачи. И для площадок справедливо и для родителей.
Почитайте книгу "революция платформ". Вам сильно пригодится.