Мануал по ремонту фена для волос

Сегодня редко какая женщина сможет обойтись без фена для волос. Но к сожалению, найти хороший фен сейчас — весьма непростая задача, они часто выходят из строя. К счастью, благодаря его примитивной конструкции, ремонт фена для волос своими руками не представляет особых сложностей даже в домашних условиях.


Почти все фены имеют похожую конструкцию. Она состоит из корпуса, в котором расположены остальные детали — выключатель, двигатель, совмещённый с крыльчаткой и нагреватель. Питание поступает в устройство по сетевому шнуру, затем оно попадает на переключатель, который имеет несколько рабочих позиций. С него напряжение идёт на электродвигатель и на нагревательный элемент.


Так как моторы, применяемые в фенах — низковольтные (рассчитаны на напряжение от 12 до 36 В), постоянного тока, а в сети у нас 220—250 В переменного, то ток, подаваемый на двигатель, проходит через специальную спираль, расположенную в нагревательном элементе. После прохождения спирали напряжение снижается до необходимого, но ток остаётся переменным, поэтому он поступает на диодный мост, где выпрямляется и лишь после этого попадает на электродвигатель, заставляя его вращать крыльчатку.


Нагревательный элемент представляет собой нихромовую проволоку, закрученную в спираль и закреплённую на каркасе из термостойкого материала. Таких спиралей в нагревательном элементе может быть несколько. Это нужно для того, чтобы иметь возможность изменять температуру потока воздуха, переключая режимы.


Ещё в конструкции фена предусмотрено две степени тепловой защиты. Первая реализована в виде термостата, стоящего в разрыве питающего провода и расположенного на выходе из нагревателя. Он при достижении определённой температуры размыкает цепь, выключая устройство. После остывания он замыкает цепь, восстанавливая работоспособность прибора. Если же термостат по каким-то причинам не сработал, и температура продолжает расти, задействуется вторая степень в виде стоящего в разрыве цепи термопредохранителя, который перегорает, и устройство выключается. В отличие от термостата, термопредохранитель является одноразовой деталью, и после срабатывания нуждается в замене.


На этом чертеже можно увидеть, в каком месте расположены те или иные детали:

Мануал по ремонту фена для волос Ремонт техники, Фен для волос, Фен, Ремонт, Копирайтинг, Текст, Длиннопост

1. - сетевой шнур;

2. - корпус;

3. - переключатель режимов работы;

4. - крыльчатка;

5. - электродвигатель;

6. - каркас нагревательного элемента;

7. - термопредохранитель;

8. - нагревательный элемент (спираль);

9. - термостат.


Принцип работы фена для волос прост до безобразия: воздух через заборные отверстия засасывается крыльчаткой и прогоняется сквозь нагревательный элемент, где его температура повышается до уровня, заданного выбранным режимом работы. Далее поток горячего воздуха проходит через сопло, и попадает на ваши волосы.

Но для полного понимания принципа работы, одного чертежа мало. Кроме него, нам понадобится принципиальная схема фена для волос

Мануал по ремонту фена для волос Ремонт техники, Фен для волос, Фен, Ремонт, Копирайтинг, Текст, Длиннопост

В дальнейшем, при рассмотрении неисправностей, мы будем обращаться именно к ней.


Часто встречающиеся поломки


Благодаря простой конструкции и тому, что она появилась достаточно давно (в 1950 годах), за все время эксплуатации накопилось огромное количество статистики по поломкам, и все возможные неисправности фена сейчас хорошо известны. Вам не придётся долго заниматься диагностикой и ремонтом, все вместе займёт у вас максимум 1 час.


Неисправности и способы их устранения


Для простоты и удобства, составим список неисправностей / способов их устранения, на который будем ссылаться при диагностике. В скобках приведены обозначения элементов, указанные на принципиальной схеме. Если после «/» ничего не написано, значит вам нужно заменить неисправный элемент на рабочий.


1. Обрыв или замыкание в сетевом шнуре / замените шнур, или вырезав проблемный участок, соедините провод и хорошо заизолируйте его.

2. Пробой конденсатора (C1) или резистора (R1) /.

3. Неисправность термостата (F2) или термопредохранителя (F1) /.

4. Поломка переключателя (SW1) /.

5. Выход из строя кнопки холодного воздуха (SB1) / замените её на исправную. При замене обратите внимание на то, что эта кнопка нормально замкнутая, и работает на размыкание. Если она вам не нужна, можете отключить от неё провода и соединить их вместе.

6. Пробой выпрямительных диодов (VD1 - VD4) /.

7. Неисправность сглаживающих конденсаторов (C2, C3) /.

8. На вал двигателя намотались волосы, и заклинили его / срежьте волосы канцелярским ножом или скальпелем. Делайте все аккуратно, чтобы не повредить крыльчатку.

9. Высохла смазка на подшипниках двигателя / промойте их от старой смазки растворителем, набранным в шприц с иголкой, и смажьте подшипники жидкой силиконовой смазкой.

10. Поломка двигателя (M1) /.

11. Обрыв в нихромовых спиралях (H1 - H3) / если обрыв визуально не заметен, разберите и осторожно поскоблите ножом клеммы, через которые она соединяется с проводами и соберите их обратно. Если это не помогло, или обрыв виден невооружённым глазом — замените спираль на аналогичную по сопротивлению.

12. Замыкание спиралей (H1 - H3) между собой / если каркас нагревателя цел, поменяйте спирали на новые, при обнаружении повреждения каркаса и отсутствии у вас такого же для замены — откладывайте ремонт до лучших времён или выбрасывайте фен.

13. Нагревательный элемент сильно загрязнён / отсоедините его от проводов и замочите в растворе моющего средства. Через 2 часа почистите его зубной щёткой, промойте под проточной водой и присоедините обратно. Перед установкой в фен не забудьте тщательно его высушить.

14. Разрушилась крыльчатка вентилятора / замените её на подходящую. Клей или пайка тут не помогут, так как вы не сможете хорошо отцентрировать крыльчатку и она быстро сломается из-за возникающих вибраций.


Обратите внимание, что все пункты в списке расположены в порядке диагностики.


Разборка фена для волос


Для того чтобы не ломать голову над тем, как разобрать фен, нужно подготовиться к этому заранее. Производители стараются усложнить разборку своих изделий, применяя шурупы с нестандартной (вилы, звёздочка, треугольник) насечкой и пряча их под наклейками и заглушками. Перед началом разборки убедитесь в наличии у вас отвёртки со сменными битами, и в том, что в наборе имеются нужные вам биты.


Прежде чем откручивать шурупы, снимите с корпуса все заглушки и наклейки. После того как вы открутили все винты, можете попробовать аккуратно разъединить половинки корпуса, используя для этого пластиковую карту (можно использовать любой удобный для вас предмет. Важно, чтобы он был пластиковым. Металлический может повредить разъединяемые детали). Если половинки не поддаются, убедитесь, что вы не пропустили какой-нибудь хорошо запрятанный шуруп. Убедившись в отсутствии потайных винтов, приложите усилие побольше и расщёлкните удерживающие корпус защёлки.


Диагностика и действия по ремонту


Теперь рассмотрим действия по ремонту, которые вам нужно будет предпринять. Для этого снова составим список, но на этот раз сначала будут указаны симптомы неисправности, а после «/» — номера пунктов из списка неисправностей, которые необходимо проверить. Проверку пунктов нужно проводить в том порядке, в котором они указаны.


1. Плохо переключаются режимы / 4.

2. Фен работает в неподвижном состоянии, но стоит взять его в руки, как он начинает барахлить / 1, 4, 11, 12.

3. При включении в сеть срабатывают защитные автоматы на вводе в квартиру / 1, 2.

4. Нагрев идёт, а крыльчатка не работает, воздушного потока нет / 6, 7, 8, 9, 10.

5. Идёт только холодный воздух, другие режимы не действуют / 4, 5, 11, 12.

6. Крыльчатка медленно раскручивается, поток воздуха слабый, и при работе фен сильно шумит / 8, 9.

7. При работе воняет горелым, хотя в остальном все нормально / 13.

8. Наблюдается сильная вибрация и слышны посторонние звуки, потока воздуха при этом нет, или он очень слабый / 14.


Бывает и так, что фен при включении в розетку не подаёт никаких признаков жизни. В таком случае нужно проводить полную диагностику.


Для этого нам понадобится мультиметр, обойтись без него никак не получится. Перед работой обесточьте фен и переключите мультиметр в режим прозвонки диодов (в этом режиме при обнаружении короткого замыкания срабатывает пищалка).


Сначала проверьте сетевой шнур, прозвонив каждую жилу от вилки до конденсатора C1, потом приступайте к проверке элементов C1 и R1. Ни один из них не должен быть замкнут. Затем проверьте термопредохранитель F1 и термостат F2. В нормальном состоянии они замкнуты, обрыв говорит об их неисправности. Следующим нужно проверить переключатель SW1. Переключите его в режим подачи максимально горячего воздуха и прозвоните выводы между собой. Если обрывов нет и контакт не пропадает, значит, с переключателем все в порядке. А также обратите внимание, что элементы L1 и L2 не должны быть в обрыве.


Переходим к выпрямительным диодам VD1 - VD4 и диоду VD5. Они должны звониться только в одном направлении, если диод пропускает ток в обеих направлениях, или находится в обрыве — он неисправен. После проверки сглаживающих конденсаторов C2 и C3 (наличие в них короткого замыкания свидетельствует о выходе их из строя) можете заняться двигателем M1, для этого переключите мультиметр в режим измерения сопротивления. Если между выводами двигателя имеется обрыв или замыкание (для таких двигателей минимальным является сопротивление в 5 Ом) — он неисправен.


Теперь можно заняться спиралями H1 - H3. При их проверке нужно касаться щупами не самих спиралей, а проводов, входящих в соединительные клеммы, иначе вы можете не заметить плохой контакт в самих клеммах. Если сопротивления спиралей не сильно отличаются от указанных в принципиальной схеме, значит, все в порядке. Меньшее сопротивление указывает на замыкание между спиралями, а большее — на плохой контакт в клеммах. Бесконечное сопротивление говорит об обрыве.


Осталось только проверить кнопку SB1 (исправная кнопка должна быть замкнута), и диагностику можно считать законченной. Теперь вам нужно устранить обнаруженные поломки, используя способы из списка неисправностей. После этого вам остаётся лишь собрать фен, выполняя действия по разборке в обратном порядке и все, ремонт завершён.


Проверьте фен, включив его в розетку. Далее смотрим по ситуации: — все функции работают нормально, значит вы все сделали правильно; — фен работает не так, как должен, или вообще не включается — ищите, где вы допустили ошибку, и после обнаружения исправьте её.

P. S.: Статья писалась на заказ, но мы немного не поладили с заказчиком. Он настаивал на том, чтобы статья соответствовала всем требованиям поисковиков и давала хорошую позицию в выдаче. Я же настаивал на том, что статья должна еще и приносить пользу читателям. Заказчик давал много дебильных ключей с которыми статья превращалась хер пойми, во что.

В итоге заказчик был послан нахуй, а статью вы сейчас видите перед собой)

Я очень надеюсь, что она вам пригодится и мой труд не пропадет даром.

Сообщество Ремонтёров

7.3K постов42.1K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМИНУСИЛИ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ В ЭТОМ СООБЩЕСТВЕ ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ В РЕМОНТЕ, ДЛЯ ЭТОГО ЕСТЬ ВТОРОЕ СООБЩЕСТВО:


Посты с просьбами о помощи в ремонте создаются в дочернем сообществе: https://pikabu.ru/community/HelpRemont

К публикации допускаются только тематические статьи с тегом "Ремонт техники".

В сообществе строго запрещено и карается баном всего две вещи:

1. Оскорбления.

2. Реклама.

В остальном действуют базовые правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Удачно наткнулся!

Валяется фен у него при старте вентилятор начинает работать нормально и почти сразу же сбрасывает обороты, спираль соответственно перегревается и срабатывает защита.

Кондер на движке выглядит вроде неважно, может дело в нем? Если да какой он? Соответствует номиналу на схеме? Где взять?)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Кондер на движке выглядит вроде неважно

Нихрена себе "вроде неважно"! О_о Он у тебя сгорел и раскололся, ему 100% пиздец пришел, а ты еще сомневаешься)

Алгоритм ремонта:

1. Замени обуглившийся кондер (керамика, от 40 до 100 нФ).

2. Проверь выпрямляющие диоды.

3. Скорее всего, при нагреве спирали провисают и замыкают друг на друга. Купи новую спираль и замени ею старую. Наматывать спираль нужно с небольшим натяжением, так, чтобы она не провисала.

Детали  покупаются в радиомагазине/на радиорынке или выковыриваются из ненужной техники. Спираль нужно подбирать того же диаметра, который стоял в фене изначально. Сопротивления спиралей тоже не должны сильно отличаться от оригинала.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, у меня также сгорел конденсатор. А можно классификацию кондера, чтобы прийти в магаз и они меня поняли, что я от них хочу.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Так написано же:

(керамика, от 40 до 100 нФ)
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Напряжение? Спасибо
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

300в хватит

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот ты сам написАл 12-36 вольт и вдруг говоришь 300. Не надо 300, он будет большой тяжелый и выйдет дороже. Достаточно взять 50-63 вольта.

А вот совсем другое дело ПОЧЕМУ с этим кондером такое случилось. Он там без сомнения стоял вольт на 35-50, но по вине неверной работы схемы туда похоже прилетело больше. И если этот косяк не устранить - замена кондера будет просто борьба со следствием а не причиной

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку