45

Макаренко о коммунистическом человеке

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог-новатор, на своем многолетнем опыте проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Макаренко о коммунистическом человеке Макаренко, Воспитание, Образование, История, Социализм, Цитаты, Длиннопост

Волей нашей партии уничтожена педология. Педология представляла особое направление, так называемое теоретическое, и педологическая мысль являлась враждебным направлением по отношению не только к нашим нуждам, но и к нашей чести, и к нашей преданной работе. Что утверждала педология, и не только педология, а вообще педологическое направление? Педологическое направление было не только в самой педологии, оно затягивало очень много умов, которые воображали, что никакого отношения к педологии не имели. Педология затягивает даже сейчас много умов, когда формально педология не существует. Основное, что характеризует педологию, — это определенная система логики. Система такая: надо изучать ребенка. Изучая его, мы что-то найдем, а из того, что мы найдем, сделаем выводы. Какие выводы? Выводы о том, что с этим ребенком нужно делать.


Вот основная логика педологического направления.


Здесь метод работы с ребенком, метод воспитания должен быть выведен из изучения ребенка, при этом не всего детства в целом, а всего детства в целом и каждого отдельного ребенка и отдельного типа ребенка. Таким образом, сделан был вывод, что поскольку это изучение должно привести нас к разным картинам [личности], то и метод воспитания должен быть разный. Один ребенок оказался одним, его нужно так воспитывать, изучили другого — он оказался другим, его нужно воспитывать иначе, третьего — тоже иначе, и так, сколько детей — столько методов.


Педологи нашли очень много групп детей и умственно отсталых, и социально запущенных, и трудных детей, и правонарушителей и т. д. Отсюда очень недалеко до чисто фашистской теории, утверждающей, что между расами существуют умственные различия, что отдельным расам предопределены и отдельные судьбы. Естественно, что раз отдельные исторические судьбы, то и метод воспитания у немцев должен быть один, у славян — другой, у негров — третий.


Эта теория близка к теории Ломброзо, который утверждал, что люди рождаются с преступными наклонностями. Педология в конце концов только и могла прийти к такому заключению, что в самой человеческой натуре, в самом ребенке, в биологической картине его личности и характера заключаются такие различия, такие особенности, которые должны привести и к особым, отдельным методам для его воспитания.


Повторяю, педологическая логика затягивает не только тех людей, которые себя формально называли педологами, но и очень много людей, считающих совершенно честно, что они не педологи. Вывести педагогический метод из рефлексологии, из психологии, из экспериментальной психологии, вывести данный метод из обстоятельств данной личности — это и есть педологическое направление.


Необходима другая логика, которая метод педагогики выводит из наших целей.


Мы знаем, каким должен быть наш гражданин, мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться, какой у него должен быть характер, система убеждений, образование, работоспособность, трудоспособность, мы должны знать все, чем должен отличаться, гордиться новый, наш, социалистический, коммунистический человек.


Раз мы это знаем, раз мы честные педагоги, мы должны стремиться всех людей, всех детей воспитывать в наибольшем приближении к этому нашему коммунистическому идеалу. Вот откуда должна исходить наша практическая педагогика. Она должна исходить из наших политических нужд и при этом диалектически критически. Она должна исходить из нужд не только настоящего, а из нужд нашего социалистического строительства, из нужд коммунистического общества.


Предположим, раньше говорили, что нужно воспитывать гармоническую личность. Это тоже была какая-то цель, но цель вне времени и пространства, цель вообще идеального человека, а мы должны воспитывать гражданина Советского Союза. В нашу великую эпоху мы должны воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного этой эпохи. Вот из этой нашей священнейшей цели, наиболее простой и практической цели, мы должны выводить метод воспитания. А знание психологии, знание детской души, знание каждого отдельного человека только поможет нам приложить наш метод наиболее удобно в одном случае, несколько отлично — в другом.


А.С.Макаренко, Педагогические сочинения, Том 7, С.28-29

https://ruslit.traumlibrary.net/book/makarenko-ss08-07/makar...

Найдены возможные дубликаты

+10
Моя любимая книга: Педагогическая поэма. А. С. Макаренко.
+9
Хуйня это всё.Надо воспитывать грамотных потребителей.
раскрыть ветку 7
0

в смысле чтобы уметь правильно выбирать товары?

раскрыть ветку 6
+2
Ровно противоположное, чтобы хапали без разбору, желательно в кредит
раскрыть ветку 5
0

как всегда молодца!!

-2

и как это предполагалось реализовывать на практике? типа еще одного урока в школе?

раскрыть ветку 6
+2

Если пройти по ссылке и почитать, что пишет автор (Макаренко), то там, например, можно найти некоторые предложения. Не было времени прочитать всё подробно, к сожалению, но вот навскидку:

"В детском коллективе должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди, только тогда может повыситься культура детского коллектива. Откуда может привиться культура детскому обществу, если ей неоткуда взяться, если нет взрослого общества?Воспитание в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Именно в этом и заключается активная роль педагогов, представителем которых являюсь и я."

...

"Третье, чего я хотел добиться своей книгой: я хотел поставить ребром вопрос о стиле, о тоне советского воспитания. Я хотел настаивать на правильности формулы, что человека нужно не лепить, а ковать, ковать – это значит хорошенько разогреть, а потом бить молотом. Не в прямом смысле, не по голове молотком, а создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек."


Ещё там был вопрос  о доверии, статусе и наказаниях.

"Это и есть советская педагогика, основанная, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой стороны, на бесконечном к нему требовании. Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. На этом построена вся общественная жизнь Советского Союза. Это дает колоссальные результаты."

раскрыть ветку 5
-4
"В детском коллективе должны быть авторитетные, культурные, работоспособные, хорошие взрослые люди

капитан очевидность


"Это и есть советская педагогика, основанная, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой стороны, на бесконечном к нему требовании. Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. На этом построена вся общественная жизнь Советского Союза. Это дает колоссальные результаты."

всё это доверие привело к тому что советский человек был слишком доверчивым. Это до сих пор заметно по старшему поколению которое смотрит федеральные каналы и верит путинской пропаганды.


Вот как можно было на полном серьезе верить Хрущеву о его словах что наши дети будут жить при коммунизме?


и про требования не понятно. Чего такого требовал советский народ? ни митингов, ни протестов никаких в СССР не было, за исключением "за советскую власть".

даже когда были большие проблемы с дефицитом товаров люди толком ничего от властей и не требовали, а покорно стояли часами в очередях на всё подряд.

раскрыть ветку 4
-15

А вот Вы, похоже специалист.

А чем педофилы отличаются от педологов?

Разъясните, пожалуйста с точки зрения не Ламброзо, а учения Маркса-Энгельса-Ленина, как учения единственно правильного.

Если не сможете, то хотя бы с точки зрения даосима или синтоизма.

раскрыть ветку 2
+4

Ты у А.С.Макаренко спрашиваешь?

+1

Осеннее обострение?

ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: