Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь»

Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь» Профессия, Детская психология, Длиннопост

Психолог Людмила Петрановская рассказала, как помочь ребенку определиться с профессией и почему необязательно после окончания школы идти в университет.


По статистике, только 15% школьников четко представляют, чем они хотели бы заниматься. Ещё 15% даже не готовы такому выбору. Остальные 70% осознают важность такого принятия решения, но имеют лишь расплывчатое представление о том, что делать дальше.


Профессию невозможно выбрать в 17 лет


В сфере профориентации очень много стереотипов. Например, мысль, что нужно найти одну «ту самую» профессию, которая тебе предназначена и в которой ты будешь невероятно успешен и счастлив. Это похоже на идею о том, что для того, чтобы создать хорошую семью, нужно найти свою половинку, перебрав почти все население. Все-таки взрослые люди понимают, что все устроено не так, и есть очень много людей, с которыми у них могла бы получиться хорошая семья. Так же и с профессией.


Нет никакой «той самой» профессии, которую нужно найти. Есть виды деятельности, которые удаются нам лучше или хуже.

Вид деятельности — это то, с чем ты должен иметь дело: с людьми, техникой или цифрами, например. Интересы могут меняться в течение всей жизни. Важно, чтобы человек понимал сочетание своих сильных и слабых сторон, а применить его можно в разных сферах.


Было бы хорошо убрать с детей этот безумный гнет – что они должны срочно что-то выбрать. Они вообще не должны выбирать, профессию невозможно выбрать в 17 лет.


Есть отдельные люди с ярко выраженным призванием — их единицы. Если ваш ребенок из таких, то это невозможно не заметить. Уже к восьми годам вы будете это знать, потому что у него будет очень направленный интерес и воля. Если вам посчастливилось воспитывать такого ребенка, то тут уже вы решаете задачу, как создать для него комфортные условия для развития.


Нужно больше практики


Мы вкладываем в голову старшеклассников безумное количество академических знаний, которые они не осознают и не осмысляют критически. Было бы полезнее потратить время на стажировки. Человек увидит, как работают люди, как они решают вопросы, как они взаимодействуют между собой. После этого он поймет, что ему ближе.


Выбирая образование, мы не выбираем профессию (за исключением некоторых сфер). Мир движется в сторону менее специализированного базового образования. Бакалавриат становится все менее специализированным.


Образование дается скорее для культурного уровня, для эрудиции, для развития критического мышления.

Все больше становятся популярными схемы образования по модели Liberal Arts, когда сначала дается максимально широкий охват, допустим, в гуманитарных дисциплинах, и только на 2-3 курсе люди выбирают себе специализацию. С каждым годом в мире растет количество людей, которые меняют профессию в процессе обучения на бакалавриате, и тех, кто идет в магистратуру не по своей специальности. Это реальность сегодняшнего дня.


Поэтому неправильно, когда родитель на полном серьезе переживает из-за того, что ребенок «хочет сюда или хочет туда». Это не судьбоносное решение. Он может пойти в то место, которое соответствует его уровню и интересам, туда, где ему будет по силам нормально учиться.


Система пожизненного переобучения


Мы окончательно уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь. Этого больше не будет. Будет система пожизненного переобучения. Никто не может в зрелом возрасте позволить себе четыре года сидеть и слушать лекции обо всем и ни о чем. Теперь будут более интенсивные, практически ориентированные курсы. Это даже не про лидерство и не про то, что все должны быть топ-менеджерами. Это про то, чтобы оставаться в хозяйской позиции в меняющемся, в бушующем профессиональном море.


Увлекательное высшее образование


В прошлом году ряд крупнейших компаний выступил с заявлением, что они больше не требуют диплома при приеме на работу. Это не значит, что они откажутся от вас, если у вас будет диплом Оксфорда – они будут рады, но они этого не требуют. Это значит, что диплом можно не получать. Дальше вопрос к сотрудникам: считают ли они время, потраченное на образование, потерянным?


Нет смысла «запихивать» ребенка на какую-нибудь узкую специальность, которая не факт, что будет существовать через 10 лет.

Лучше пойти туда, где будет хорошо, интересно, увлекательно, а главное — по силам, без надрыва.


Главное – развивать критическое мышление


Почему у нас к 17 годам человек не имеет навыков самонаблюдения? Дело не в том, что он не знает чего-то по химии или не прочитал абзац по литературе. Почему человек к 17 годам не может ответить, какие у него сильные и слабые стороны? Вот этим мы должны были заниматься все его школьные годы.


К сожалению, так устроено, что у нас человек часто заучивает правильное мнение без осознания того, почему именно оно правильное. Он не может его доказать, он не может проследить всю логическую цепочку. А на это и нет времени, потому что на эту тему у нас два урока, а потом нужно проходить следующую.


Понимание себя и выстраивание собственной стратегии саморазвития — это то, что должно быть важнейшей частью воспитания и образования.


Нельзя «насильно» поступать в институт


Если человек в 17 лет дошел до состояния, когда ничего не хочет, то в первую очередь имеет смысл проконсультироваться на темы скрытой депрессии или нервного истощения. Иногда до нервного истощения детей доводят постоянными требованиями, переживаниями. Еще одной причиной может быть нагрузка — не только нагрузка в плане учебы, а эмоциональная.


Поэтому тут принцип простой: мы не обязаны давать своим детям высшее образование и дети не обязаны его получать. Никто не говорит, что в 17 лет непременно нужно поступить куда-то. Если сейчас у человека нет желания, то он может не поступать в институт, а пойти работать.


Обязанность родителя — не дать ребенку высшее образование, а создать условия для того, чтобы он смог его получить.

Самая низкая молодежная безработица в тех странах, в которых самый низкий в Европе процент людей с высшим образованием. Там никто не считает, что родители обязаны засунуть своего ребенка в институт. Там нет такой истерики на тему высшего образования и есть понимание, что рынок есть рынок, все сбалансируется в итоге.


Если где-то есть переизбыток желающих быть учеными, значит, это приведет к тому, что ученые будут жить плохо и иметь маленькую зарплату. И наоборот: если есть дефицит хороших сантехников, то это приведет к тому, что сантехники будут уважаемыми людьми и будут жить хорошо. Это рынок. Он существует так, как существует.


Если ребенок пока не знает куда идти, значит, можно никуда не идти и пойти работать. Так он узнает, и как устроена жизнь, и он сам.


Источник https://deti.mail.ru/article/lyudmila-petranovskaya-my-okonchatelno-uhodim-iz-m/

Психология | Psychology

19.7K постов58.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
23
Автор поста оценил этот комментарий

Тётенька вот вроде бы сугубо правильные вещи говорит. Но. На нашу действительность они накладываются чуть менее чем никак. Такое ощущение, что она за МКАДом только на экскурсии была.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если текст прочитать внимательно, то можно заметить, что тетенька, в общем-то, говорит взаимоисключающими параграфами. Каждый может выбрать для себя то предложение, которое ему нравится, но в общем и целом она не сказала по факту ничего. То ли профдеформация психолога, которому важнее подтолкнуть пациента к размышлению, а не дать ответ, то ли ХЗ что.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно пару примеров? На мой взгляд тётенька достаточно последовательно развивает одну мысль, а взаимоисключающие параграфы получаются уже по факту прочтения от того, что вводные у тётеньки из сферичной реальности в вакууме ну никак не бьются с тем, что у нас из окна видно.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да просто внимательно прочитать и станет ясно. С одной стороны, она выступает против академического образования (максимально широкого, на секундочку) и одновременно против специализации, с другой - топит за наиболее практическое образование (читай узкоспециализированное) и непрерывное обучение в течение всей жизни (которое без академического образования весьма труднодостижимо и выродится в болтание в разные стороны). Тетенька пытается нести какую-то позицию, но делает это строго непоследовательно и очень странным образом. На то она и тетенька-психолог.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
...она выступает против академического образования...

Отнюдь. Тётенька широкий охват дисциплин одобряет.

...одновременно против специализации...

Тётенька не против специализации как таковой, но против специализации слишком ранней, необдуманной и определённой извне.

...топит за наиболее практическое образование...

За то, что бы практики было больше. И тут она совершенно права. С учётом того какую нынче ебалу вместо учебных планов в ВУЗы спускают сверху, там есть чем пожертвовать.

...и непрерывное обучение в течение всей жизни...

В формате самообразования.


Повторюсь, тётенька говорит вещи в целом правильные. Но. Если попытаться перевести излагаемые тезисы в практическую плоскость, эти фантазии столкнуться с суровой российской действительностью. И столкновение это будет подобно встрече запорожца с белазом.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Посыл моего сообщения был в том, что тетенька говорит взаимоисключающими параграфами и выдергивая цитаты из текста можно собрать несколько точек зрения, прямо противоречащих друг другу. Вы это прекрасно продемонстрировали, выдернув из моего поясняющего комментария описание только тех моментов, которые показались наиболее близки именно Вам. Браво!

> За то, что бы практики было больше. И тут она совершенно права.

Здесь я позволю себе процитировать одного из своих самых нелюбимых преподавателей:

> Хотите практики - идите в ПТУ

Высшее образование - это не про "гвозди забивать", которое нужно на местах. Это про фундаментальную науку и ее связь с материальным миром. Практики ака "работы руками" в ВУЗе должен быть самый минимум, ровно настолько, чтобы выпускники представляли свое место в мире и системе производства (есть еще научно-исседовательская и научно-педагогическая "практики", но это немного не то - вот их как раз должно быть как можно больше). Увы, реальность такова, что система ПТУ находится в упадке, а корочки ВУЗа превратились в справку об адекватности. Если выпускники ВУЗов массово идут не в науку и не в R&D крупных компаний, а на кассу "Пятерочек" и "Макдаков", то с системой образования что-то очень серьезно не так. (На самом деле проблема глубже, где-то в районе дна вместе с экономикой - ибо образование обслуживает нужды экономики).

> С учётом того какую нынче ебалу вместо учебных планов в ВУЗы спускают сверху, там есть чем пожертвовать.

Здесь я, к сожалению, вынужден согласиться. Но опять же, здесь проблема лежит в плоскости экономики и администрации, а не самого образования.

> В формате самообразования
Ни слова про самообразование в статье нет. Саморазвитие есть, но это не то. Это вообще слово ругательное.

И с тезисом о том, что тетенька несет какую-то чушь, слабо применимую к реальности, я тоже, пожалуй, соглашусь.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
...есть еще научно-исседовательская и научно-педагогическая "практики", но это немного не то - вот их как раз должно быть как можно больше...

Окончил педвуз по специальности требующей по возможности больше практики. Что вижу, о том и пою.

Но опять же, здесь проблема лежит в плоскости экономики и администрации, а не самого образования.

А я и не брался утверждать, что проблема исключительно в образовании. Именно в силу нынешнего экономического уклада и административной системы у нас образованием и рулят идиоты/вредители.

Саморазвитие есть, но это не то. Это вообще слово ругательное.
Для тех, кто им не занимается - несомненно. Шутка. Надо было тётеньке как-то выразится.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку