Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь»

Людмила Петрановская: «Мы уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь» Профессия, Детская психология, Длиннопост

Психолог Людмила Петрановская рассказала, как помочь ребенку определиться с профессией и почему необязательно после окончания школы идти в университет.


По статистике, только 15% школьников четко представляют, чем они хотели бы заниматься. Ещё 15% даже не готовы такому выбору. Остальные 70% осознают важность такого принятия решения, но имеют лишь расплывчатое представление о том, что делать дальше.


Профессию невозможно выбрать в 17 лет


В сфере профориентации очень много стереотипов. Например, мысль, что нужно найти одну «ту самую» профессию, которая тебе предназначена и в которой ты будешь невероятно успешен и счастлив. Это похоже на идею о том, что для того, чтобы создать хорошую семью, нужно найти свою половинку, перебрав почти все население. Все-таки взрослые люди понимают, что все устроено не так, и есть очень много людей, с которыми у них могла бы получиться хорошая семья. Так же и с профессией.


Нет никакой «той самой» профессии, которую нужно найти. Есть виды деятельности, которые удаются нам лучше или хуже.

Вид деятельности — это то, с чем ты должен иметь дело: с людьми, техникой или цифрами, например. Интересы могут меняться в течение всей жизни. Важно, чтобы человек понимал сочетание своих сильных и слабых сторон, а применить его можно в разных сферах.


Было бы хорошо убрать с детей этот безумный гнет – что они должны срочно что-то выбрать. Они вообще не должны выбирать, профессию невозможно выбрать в 17 лет.


Есть отдельные люди с ярко выраженным призванием — их единицы. Если ваш ребенок из таких, то это невозможно не заметить. Уже к восьми годам вы будете это знать, потому что у него будет очень направленный интерес и воля. Если вам посчастливилось воспитывать такого ребенка, то тут уже вы решаете задачу, как создать для него комфортные условия для развития.


Нужно больше практики


Мы вкладываем в голову старшеклассников безумное количество академических знаний, которые они не осознают и не осмысляют критически. Было бы полезнее потратить время на стажировки. Человек увидит, как работают люди, как они решают вопросы, как они взаимодействуют между собой. После этого он поймет, что ему ближе.


Выбирая образование, мы не выбираем профессию (за исключением некоторых сфер). Мир движется в сторону менее специализированного базового образования. Бакалавриат становится все менее специализированным.


Образование дается скорее для культурного уровня, для эрудиции, для развития критического мышления.

Все больше становятся популярными схемы образования по модели Liberal Arts, когда сначала дается максимально широкий охват, допустим, в гуманитарных дисциплинах, и только на 2-3 курсе люди выбирают себе специализацию. С каждым годом в мире растет количество людей, которые меняют профессию в процессе обучения на бакалавриате, и тех, кто идет в магистратуру не по своей специальности. Это реальность сегодняшнего дня.


Поэтому неправильно, когда родитель на полном серьезе переживает из-за того, что ребенок «хочет сюда или хочет туда». Это не судьбоносное решение. Он может пойти в то место, которое соответствует его уровню и интересам, туда, где ему будет по силам нормально учиться.


Система пожизненного переобучения


Мы окончательно уходим из мира, где можно выучиться один раз и на всю жизнь. Этого больше не будет. Будет система пожизненного переобучения. Никто не может в зрелом возрасте позволить себе четыре года сидеть и слушать лекции обо всем и ни о чем. Теперь будут более интенсивные, практически ориентированные курсы. Это даже не про лидерство и не про то, что все должны быть топ-менеджерами. Это про то, чтобы оставаться в хозяйской позиции в меняющемся, в бушующем профессиональном море.


Увлекательное высшее образование


В прошлом году ряд крупнейших компаний выступил с заявлением, что они больше не требуют диплома при приеме на работу. Это не значит, что они откажутся от вас, если у вас будет диплом Оксфорда – они будут рады, но они этого не требуют. Это значит, что диплом можно не получать. Дальше вопрос к сотрудникам: считают ли они время, потраченное на образование, потерянным?


Нет смысла «запихивать» ребенка на какую-нибудь узкую специальность, которая не факт, что будет существовать через 10 лет.

Лучше пойти туда, где будет хорошо, интересно, увлекательно, а главное — по силам, без надрыва.


Главное – развивать критическое мышление


Почему у нас к 17 годам человек не имеет навыков самонаблюдения? Дело не в том, что он не знает чего-то по химии или не прочитал абзац по литературе. Почему человек к 17 годам не может ответить, какие у него сильные и слабые стороны? Вот этим мы должны были заниматься все его школьные годы.


К сожалению, так устроено, что у нас человек часто заучивает правильное мнение без осознания того, почему именно оно правильное. Он не может его доказать, он не может проследить всю логическую цепочку. А на это и нет времени, потому что на эту тему у нас два урока, а потом нужно проходить следующую.


Понимание себя и выстраивание собственной стратегии саморазвития — это то, что должно быть важнейшей частью воспитания и образования.


Нельзя «насильно» поступать в институт


Если человек в 17 лет дошел до состояния, когда ничего не хочет, то в первую очередь имеет смысл проконсультироваться на темы скрытой депрессии или нервного истощения. Иногда до нервного истощения детей доводят постоянными требованиями, переживаниями. Еще одной причиной может быть нагрузка — не только нагрузка в плане учебы, а эмоциональная.


Поэтому тут принцип простой: мы не обязаны давать своим детям высшее образование и дети не обязаны его получать. Никто не говорит, что в 17 лет непременно нужно поступить куда-то. Если сейчас у человека нет желания, то он может не поступать в институт, а пойти работать.


Обязанность родителя — не дать ребенку высшее образование, а создать условия для того, чтобы он смог его получить.

Самая низкая молодежная безработица в тех странах, в которых самый низкий в Европе процент людей с высшим образованием. Там никто не считает, что родители обязаны засунуть своего ребенка в институт. Там нет такой истерики на тему высшего образования и есть понимание, что рынок есть рынок, все сбалансируется в итоге.


Если где-то есть переизбыток желающих быть учеными, значит, это приведет к тому, что ученые будут жить плохо и иметь маленькую зарплату. И наоборот: если есть дефицит хороших сантехников, то это приведет к тому, что сантехники будут уважаемыми людьми и будут жить хорошо. Это рынок. Он существует так, как существует.


Если ребенок пока не знает куда идти, значит, можно никуда не идти и пойти работать. Так он узнает, и как устроена жизнь, и он сам.


Источник https://deti.mail.ru/article/lyudmila-petranovskaya-my-okonchatelno-uhodim-iz-m/

Психология | Psychology

19.8K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
66
Автор поста оценил этот комментарий

Я фигею с комментаторов. Человек говорит правильные и толковые вещи,  которые в современном мире работают очень хорошо, но народ предпочитает не слышать. Шоры на глаза, это совковое "куда же без вышки", годы работы в неинтересной сфере, куда отправили родители и страх выйти за рамки стереотипов, потому что ссыкотно и потому что еще в 20 годиков уже успел наплодить детей , взять кредиты и мегеру жену... Но учиться на собственных ошибках не будем.

раскрыть ветку (17)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, большинство согласны, что она говорит правильные вещи.

У тебя какой-то сумбурный коммент где намешаны все стереотипы.

потому что ссыкотно

Не знаю, как у вас там в больших городах, но держу в курсе, в провинции даже людям с вышкой не всегда легко найти достойную работу.

раскрыть ветку (14)
14
Автор поста оценил этот комментарий

вот именно в стереотипах и проблема. Что значит "достойная" работа? Работа в офисе белым воротничком? Или вы, может, из тех людей, кто считает работу сантехника недостойной? И в чем вообще проявляется достоинство? Вышка постсовка не дает ровным счетом ничего, кроме корочки. Все. Ни знаний, ни опыта. Все нарабатывается в практической деятельности. И для того чтобы быть спецом, далеко не всегда нужна эта вышка. Опять же еще один стереотип: вышка в жизни обязательна. Да чушь это!

раскрыть ветку (13)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Работа должна приносить либо деньги, либо удовольствие, либо прокачивать твои навыки. Если один из этих пунктов выполнен - это уже хорошо.

В идеале, у человека должен быть какой-то навык или знания, благодаря которым он может зарабатывать. Сантехник должен обладать определенным навыком, поэтому это достойная работа.

А когда ты еблуешь охранником 24/7 это не работа - это херня.

Вышка постсовка не дает ровным счетом ничего

Не все так однозначно. Иногда вышка дает знания, конечно они отличаются от реальности, но для некоторых профессий она необходима(врачи/инженеры и тд.) + Если хороший институт он может расширить твой кругозор, познакомить с умными людьми. Это тоже опыт.

для того чтобы быть спецом, далеко не всегда нужна эта вышка.

Согласен

Опять же еще один стереотип: вышка в жизни обязательна

Не обязательна, но может пригодится - это факт.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У охранника есть варианты работать ещё где-то , кроме того для кого-то несемейного иметь небольшой стабильный доход при непыльной работе- вполне себе нормально. Потребности и ценности у всех разные. Никто не мешает расти и развиваться, не сидеть на попе ровно, менять работу, сферу деятельности, место жительства. Да, для этого не стоит в 20 годиков жениться по залету, имеет смысл планировать свою жизнь и быть ею хозяином, а не подчиненным, но как тут устоять против ещё одного родительского стереотипа: жениться тебе пора сынок, верно?
раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий
У охранника есть варианты работать ещё где-то

Пока не переучится это такая же низкооплачиваемая работа.

Никто не мешает расти и развиваться, не сидеть на попе ровно, менять работу, сферу деятельности, место жительства.

Низкооплачиваемая работа как раз таки мешает.

Да, для этого не стоит в 20 годиков жениться по залету

Возможно, я из параллельного мира, но у меня из 30 одногруппников только 4 девушки вышли замуж к концу обучения. Так что мне непонятны подобные заявления.

Как я и сказал, даже с образованием (иногда и с навыками) у людей не все складывается удачно.

И да, кроме бейбиков в 20 лет есть еще куча других факторов: конкуренция, место жительства, востребованность и тд.

Но зачем об этом говорить, лучше сказать популярные вещи: кредиты, бейбики, мегера жена. Такое на пикабу любят.

ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий
Сомневаюсь,что мечта любого студента-работать сантехником.это в штатах или Германии они зарабатывают прилично.у нас-как всегда)
раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

я пересмотрел свои взгляды на этот вопрос, когда отдал сантехнику полторы тысячи за двадцать минут работы))

6
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё один стереотип. Тщательно навязываемый родителями, воспитанными в совке с его ценностью вышки.
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Не знаю,когда и где Вы учились,я учился уже не при совке-закончил политех в 1997м и Вы знаете,преподавание велось на достаточно высоком уровне.человек закончивший вышку был всесторонне подготовлен помимо профильной специальности и мог найти себе работу практически в любой сфере.я говорю про технический вуз.меня-электрика ,допустим напрягал сопромат и теормех,политэкономия,теплотехника и ряд других непонятных предметов.но для общего развития вполне полезно.после филфака,например-хз куда идти.учителя получают мало.только,блять в детские психологи :)
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я понятия не имею, где вы прочитали, что вышка не нужна вообще, я вела речь о том, что а) вышка не нужна всем б) вышка - не гарант компетентности в) качество и значение вышки в современном мире на постсоветском пространстве зачастую переоценивается.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну так она и была не нужна всем.полно народа и после пту или техникума на заводы шло работать)
Автор поста оценил этот комментарий
И кроме высшего есть и среднее специальное.но всё таки образование.если вы конечно не гениальный самородок ака Кулибин))
17
Автор поста оценил этот комментарий
Правильные-то правильные, но во многих сферах деятельности, до сих пор действует правило: "без бумажки, ты – букашка".
Т.е. будешь работягой, но на руководящие должности можешь даже не метить.
Плюс, учась в ВУЗе, человек может увлечься теми предметами, которые сам вряд ли бы изучал.
Другое дело, что не нужно всех тулить в ВУЗ, кому-то вполне достаточно получить профессию и работать себе, ибо из-за того, что у нас каждый второй с дипломом, то потом мы видим юристов, экономистов и политологов с филологами охранниками, продавцами, кассирами в маке и мелкими, офисными клерками.
Ну и, я считаю, родители должны воспитывать в детях амбиции и давать разностороннее развитие, а не: "ну не знаешь, кем хочешь быть, сиди думай". Так и до сорока лет можно сидеть на шее у предков и думать, кем ты хочешь стать когда вырастешь.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да все рвутся в вышку, потому-что какую вакансию не открой везде хотят высшее, даже там где оно нафиг не уперлось. Вот и получается замкнутый круг и обесценивание этого образования.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку