Любопытный факт в истории старообрядчества 1930-х гг.

Не по причине актуальности событий, а ввиду профессиональной необходимости работаю я со статьями про историю старообрядчества данного периода. Разбирая очередной научный труд я наткнулся на весьма любопытный факт.


На всякий случай я сообщу уважаемым читателям, что старообрядческие общины в данный период испытывали на себе всю мощь советской антирелигиозной политики (так же как и другие религиозные группы), которая как раз в 1930-е гг. набрала разгон и была наиболее эффективна и деятельна.

Старообрядцы, ввиду различных причин (описывать их долго, если кому-то интересно могу позже написать отдельно) сопротивлялись данной политике намного сильнее, чем представители других конфессий и религий. Это важно для оценки приведённой далее информации.


Далее собственно к информации.


Исследователь И.В. Куприянова (доктор исторических наук, Алтайский государственный институт культуры) в одной из своих статей об истории старообрядчества приводит следующую информацию:


"В 1930-х гг. многие из них уже не могли, а порой и не хотели препятствовать социальной адаптации своих детей в реально существующих условиях и сохранять свое влияние на них в области религиозного воспитания, стараясь лишь по возможности не восстановить их против религии как таковой.... Так, например, уроженка села Никольского современного Красногорского района, П.С. Тельменова, 1917 г. р., происходящая из семьи старообрядцев белокриницкого согласия, помнила, как в 1937 году арестовали «и увезли» священников, а церковь закрыли. Но ее эти события не затронули, потому что в то время она «этому делу не касалась»: была неверующей, как почти вся сельская молодежь. Она вспоминает, как в те годы была секретарём комсомольской организации что послужило причиной ее конфликта с матерью. Когда приехал из Бийска совершать требы священник, отец Григорий, и девушка ему пожаловалась на мать, он, попросив у нее комсомольский Устав, зачитал матери качества и обязанности настоящего комсомольца: «Ну, там че: не воровать, не предавать; тоже в Уставе такое же все, по-хорошему... Он это ей все прочитал и говорит: “Ну и чем она грешна? Она, придет время, постарее будет – придет в веру. А сейчас, мол, ей это нужно: молодежь!”»


Ещё раз напомню, старообрядцы - весьма закрытая этнорелигиозная группа.


Весьма любопытно, я бы даже сказа "очень иронично" наблюдать, как представительница данной общины становится секретарём организации, , которая, к слову, отрицает и бога, и верну в него (к слову, данный девушка так же подтверждает, что на тот момент является неверующей), на этом основании конфликтует с матерью и обращается за помощью К СВЯЩЕННИКУ! Который вместо того, что бы "читать морали" или иным образом стыдить и поучать девушку находит максимально возможный компромисс в данной ситуации, объясняя матери поступок ребёнка теми словами, которые она сможет услышать и понять, убеждая её в том, что ребёнок придёт к вере тогда, когда посчитает необходимым.

И всё это происходит при суровых условиях 1930-х гг.


Как мне кажется в данной ситуации можно увидеть весьма интересный пример гибкости момента воспитания, в которой подчёркивается религиозная роль в первую очередь в контексте нравственных идеалов, а не в плане строгого соблюдения религиозных обрядов без понимания их содержания, смысла и сути.


Данная ситуация показалась мне достаточно интересной, что бы поделится ей с общественностью, надеюсь, что и читателю будет интересно узнать сей исторический факт.


Да, забыл самое важное. Информация автором приведена на основании материала следующего источника - Архив ГХМАК. Экспедиция № 38. Красногорский район

Полностью статья Куприяновой (часть которой я цитировал) содержится в журнале МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (41) 2013 (326-330 с.)

Полную электронную версию журнала легко найти тут: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

Лига историков

13.5K пост50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Старообрядцы в принципе молодцы. Очень хорошее исследование по ним делал Николай Усков.
Очень советую кому интересна тема
https://snob.ru/selected/entry/76975
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку