362

Любопытный факт в истории старообрядчества 1930-х гг.

Не по причине актуальности событий, а ввиду профессиональной необходимости работаю я со статьями про историю старообрядчества данного периода. Разбирая очередной научный труд я наткнулся на весьма любопытный факт.


На всякий случай я сообщу уважаемым читателям, что старообрядческие общины в данный период испытывали на себе всю мощь советской антирелигиозной политики (так же как и другие религиозные группы), которая как раз в 1930-е гг. набрала разгон и была наиболее эффективна и деятельна.

Старообрядцы, ввиду различных причин (описывать их долго, если кому-то интересно могу позже написать отдельно) сопротивлялись данной политике намного сильнее, чем представители других конфессий и религий. Это важно для оценки приведённой далее информации.


Далее собственно к информации.


Исследователь И.В. Куприянова (доктор исторических наук, Алтайский государственный институт культуры) в одной из своих статей об истории старообрядчества приводит следующую информацию:


"В 1930-х гг. многие из них уже не могли, а порой и не хотели препятствовать социальной адаптации своих детей в реально существующих условиях и сохранять свое влияние на них в области религиозного воспитания, стараясь лишь по возможности не восстановить их против религии как таковой.... Так, например, уроженка села Никольского современного Красногорского района, П.С. Тельменова, 1917 г. р., происходящая из семьи старообрядцев белокриницкого согласия, помнила, как в 1937 году арестовали «и увезли» священников, а церковь закрыли. Но ее эти события не затронули, потому что в то время она «этому делу не касалась»: была неверующей, как почти вся сельская молодежь. Она вспоминает, как в те годы была секретарём комсомольской организации что послужило причиной ее конфликта с матерью. Когда приехал из Бийска совершать требы священник, отец Григорий, и девушка ему пожаловалась на мать, он, попросив у нее комсомольский Устав, зачитал матери качества и обязанности настоящего комсомольца: «Ну, там че: не воровать, не предавать; тоже в Уставе такое же все, по-хорошему... Он это ей все прочитал и говорит: “Ну и чем она грешна? Она, придет время, постарее будет – придет в веру. А сейчас, мол, ей это нужно: молодежь!”»


Ещё раз напомню, старообрядцы - весьма закрытая этнорелигиозная группа.


Весьма любопытно, я бы даже сказа "очень иронично" наблюдать, как представительница данной общины становится секретарём организации, , которая, к слову, отрицает и бога, и верну в него (к слову, данный девушка так же подтверждает, что на тот момент является неверующей), на этом основании конфликтует с матерью и обращается за помощью К СВЯЩЕННИКУ! Который вместо того, что бы "читать морали" или иным образом стыдить и поучать девушку находит максимально возможный компромисс в данной ситуации, объясняя матери поступок ребёнка теми словами, которые она сможет услышать и понять, убеждая её в том, что ребёнок придёт к вере тогда, когда посчитает необходимым.

И всё это происходит при суровых условиях 1930-х гг.


Как мне кажется в данной ситуации можно увидеть весьма интересный пример гибкости момента воспитания, в которой подчёркивается религиозная роль в первую очередь в контексте нравственных идеалов, а не в плане строгого соблюдения религиозных обрядов без понимания их содержания, смысла и сути.


Данная ситуация показалась мне достаточно интересной, что бы поделится ей с общественностью, надеюсь, что и читателю будет интересно узнать сей исторический факт.


Да, забыл самое важное. Информация автором приведена на основании материала следующего источника - Архив ГХМАК. Экспедиция № 38. Красногорский район

Полностью статья Куприяновой (часть которой я цитировал) содержится в журнале МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (41) 2013 (326-330 с.)

Полную электронную версию журнала легко найти тут: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

Дубликаты не найдены

+21
Умный был отец Григорий из Бийска!
ещё комментарии
+11

По сути, он всё более чем верно сказал. Вера - это личный выбор каждого должен быть, к этому надо прийти самому. Или не приходить и дальше жить атеистом или агностиком. Нельзя навязывать то или иное мировоззрение - в большинстве случаев это лишь отвратит от твоих взглядов.

+6

Священники там действительно на редкость адекватные... у меня по отцовской линии прабабушка-староверка вышла замуж за ярого коммуниста)

Староверы с коммунистами еще нормально уживались, а вот родословную Романовых на дух не переносили- 17 век дает о себе знать

раскрыть ветку 4
0

За всех староверов не говорите, у меня все предки из старообрядцев, ни разу от бабушек-дедушек я не слышала негатива в сторону Романовых, вообще о них не говорили, а вот коммунистов, мягко говоря, не любили. Даже мой отец, хотя и был ярым атеистом, категорически не хотел иметь с коммунистами дела, а его постоянно пытались в партию заставить вступить, так как он был немаленьким начальником и ценным техническим специалистом, но так и не смогли, история семьи ему была дороже привилегий.

раскрыть ветку 3
+3

как же он был "немаленьким начальником" и беспартийным? и где же он начальствовал не имея дела с коммунистами?) как это странно выглядит если честно)

раскрыть ветку 1
+2

Само по себе вступление в КПСС никаких привилегией не давало. Наоборот обязанностей прибавлялось.

+2

Очень интересно, спасибо. Можете рассказать, почему старообрядцы сопротивлялись анти-религиозной политике большевиков больше, чем представители других конфессий? Как выражалось сопротивление?

раскрыть ветку 8
+10

Хм, в целом, как не странно, могу.

Для этого нужно будет сделать небольшой экскурс в историю старообрядчества. 

А давайте так сделаем,  я за выходные (кому выходные, а кому =( и нет) попробую набросать  небольшую новость, чуть побольше этой, с кратким экскурсом в историю старообрядчества в целом, а дальше собственно  по пунктам:

- Причины сопротивления советскому правительству  в принципе.
- Восприятие антирелигиозной политики.
- Формы и методы сопротивления.

Отдельно попробую провести некоторое  сравнение с православными.


Мне нужно будет время для того, что бы написать это в адекватном виде и постараться разбавить "сухой" материал  более интересными  и нестандартными фактами и примерами, при этом сделать его кратким.


Если интересно -  где-то в понедельник ближе к вечеру выложу.

раскрыть ветку 7
+1

при этом сделать его кратким.

Не гонитесь за краткостью. Хороший, информативный длиннопост лучше смешных но не информативных "заметок". Подписался.

раскрыть ветку 1
0

"Отдельно попробую провести некоторое сравнение с православными. "

А староверы разве не православные?

раскрыть ветку 1
0
Я тоже подпишусь.
У меня жена из семьи старообрядцев, так, что приходится интересоваться этой темой.
Тесть по молодости тоже был комсомольским активистом, секретарём, а нынче очень набожный - соблюдает все обряды.
0
Ждем вечера понедельника)
0
Очень интересно ознакомится. буду ждать вашего поста
+2

Спасибо, действительно любопытный момент, пишите еще!

+1
Старообрядцы в принципе молодцы. Очень хорошее исследование по ним делал Николай Усков.
Очень советую кому интересна тема
https://snob.ru/selected/entry/76975
+1

Ничего удивительного, адекватные люди есть везде, а вот история отличная.

+1

Отец моего духовного отца, человека в старообрядчестве уважаемого и знаменитого, был крестьянином в Нижегородской губернии. Очень грамотным, умным и подкованным в христианском учении, пел в хоре. Таких в нашей среде называли «начетчиками». Когда в конце двадцатых власти начали заставлять крестьян образовывать колхозы, в их селе тоже организовали такой. Но, к разочарованию местной власти, председателем жители выбрали самого упёртого и набожного старообрядца! А что - умён, грамотен, не пьёт, не крадет. Председатель колхоза - набожный старообрядец, потом вообще ставший священником!  Какое-то время власть с этим мирилась, но в тридцатые, конечно, арестовали за религиозную пропаганду и расстреляли.

раскрыть ветку 1
+2

Как я умудрился  пропустить ваш комент...

Да,  такие люди были, причём есть примеры такой деятельности и в исторических исследованиях, как минимум один я точно приведу в следующем посте.

+1

А сколько в России язычников....

Я в марийской живу. Коренное население - марийцы до сих пор исповедуют "язычество"(не все), молятся в священных рощах и т.п.

Умерла соседка - марийка.

Её сын, по традициям, ежедневно 9 дней готовил свежую еду и оставлял на столе. А на 40-й день они пригласили женщину, одели её в одежду умершей и посадили во главе стола во время поминок.....

Там у них ещё много подобного...

раскрыть ветку 1
0
Заметил 9 и 40 дней встречаются во многих уголках планеты, интересно почему
0

У меня возник спор. Староверы и строобрядцы. Синонимы это или нет? В просторечии это так, но с точки зрения истории? У нас просто много их здесь и называют их обычно староверами, прибавляя отличия, типа: "чашечники". Выяснил, на данный момент, что староверы вроде бы ранее возникли, чем старообрядцы, от арианской линии, а страообрядцы от Никонианского раскола. Так ли это.

раскрыть ветку 4
+2

«Старообрядцами» наряду с «раскольниками» нас часто называли с подачи власти. Подчёркивая этим, что, мол, смотрите, какие бараны упёртые - держатся за свои старые обряды. Будто бы дело все в них одних. «Староверами» и «древлеправославными христианами» сами старообрядцы называли себя. В названиях церквей закрепились слова «старообрядческая» - это РПСЦ, и «древлеправославная» - это другие.

раскрыть ветку 1
0

спасибо.

0

Старообрядцы и Староверы - это два названия одного явления.  Ещё их "раскольники" называли очень долго и практически во всей  имперской историографии именуют только так и не иначе.
Ещё  иногда "в быту" староверами называют неэоязычников,  однако в науке  подобного не встречается.

Официально сейчас используется термин "старообрядцы".

А дальше идут всевозможные уточнения, чашечники (если я не ошибаюсь это  на Алтае?), кержаки, семейские и прочие, прочие, прочие. 

Насчёт  "арианской линии" - там ариане возникли,  в дальнейшем антитринитарии, но  я не могу сейчас вспомнить, когда бы их староверами называли.

раскрыть ветку 1
0

Хакасия, Минусинская котловина.

0

Есть интересная гипотеза о негласном присутствии старообрядцев в руководстве Советской власти.

0

В церквях древлеправославной веры нет прайса, каждый жертвует, сколько может. Хотела креститься, сказали: надо пообщаться сначала. Я ответила: типа некогда на службы ходить. Ну меня и развернули пока - кто претерпит в малом, претерпит и в большом)) А вообще от этих традиций осталось очень скромное наследие: в Сепыче (Верещагинский район) всё растащили, еле успела иконку, отлитую в домашних условиях утащить. Никто ниче не соблюдает.

раскрыть ветку 8
+1
Ну у нас в городе так же просто так не покрестят, обычная православная церковь, хочешь крестится - будь добр выучи основные молитвы, заповеди, сходи на исповедь, на службы.
0
Растащили всё- еле успела утащить .
раскрыть ветку 1
0

Взяла у родной бабушки, которая всю жизнь пыталась остатки веры прилепить к работе в колхозе и собраниям компартии.

0

"Язычество в православии" А.И. Осипова посмотрите, очень интересно.

0
Зачем крестится если не веришь? И не хочешь Богу жертву принести ?
0

Ну собсно, зачем вам креститься? Верите - так верьте. В нашей Вселенной бафы от крещения не работают

0

В Эстонии немаленькая старообрядческая община (вроде 2% населения). Правда, очень незаметная.

раскрыть ветку 1
+1
Рижская ещё больше
-1
Жаль что сейчас мало кому из "святош" приходят в голову такие мысли((
-6

Какой-то малозначительный факт.

Никогда не слышал о притеснении советской властью старообрядцев.

раскрыть ветку 7
+1

Т.е. Вы специально интересовались данной темой и не нашли таких фактов? Плохо искали)) Хотя дело скорее всего было не в том, что они именно старообрядцы, советы воевали с религией вообще, а старообрядцы попали под раздачу, как самые упертые и фанатичные. За несколько веков притеснений и конфронтации с властью выработался очень специфичный менталитет и мировосприятие, они просто не вписались в новую реальность, нашла коса на камень.

раскрыть ветку 4
-3

Если я буду искать истории о барабашках и чупакабре, очевидно, я их найду.

Я родился в городе, который почти полностью был старообрядческим до 20-го века, читал историю родного города и Брянского края в целом, нет у нас никакого специфичного менталитета и мировосприятия.

раскрыть ветку 3
+1

Значит не интересовались, да и данная тема вне  регионов где массово проживали старообрядцы ещё плохо изучена.

Если навскидку -  Куприянова - докторская диссертация,  штук  20 статей ВАКа, вроде как 2 монографии.
Костров А.В., докторская диссертация,  как минимум 2 монографии, ,  много ВАКа, точно не помню сколько.
Васильева С.В.   7 монографий, докторская,  статей я и посчитать не смогу сколько.

Это только те, кто защитился по данной теме на доктора  за последние 15 лет и занимаются темой максимально близкой к данному периоду.  Естественно, из тех,  кого я помню "по памяти" без лишнего поиска.

раскрыть ветку 1
+1

За последние 15 лет в материалах на тему истории как-то много стало антисоветчины и русофобства.

Я до 2003г, когда закончил школу, такого рожна в истории Брянского края не встречал, ни в литературе, ни в краеведческом музее.

ещё комментарии