1

Лука опускает тексты писем Павла

Мы почти уверены, что человек, написавший Евангелие от Луки, также написал Деяния апостолов, которые являются единственным каноническим источником информации о ранней церкви. Но тот факт, что Евангелие от Луки содержит так много очевидных вымышленных элементов (начиная с фантастической переписи населения, которая привела Марию и Иосифа в Вифлеем), снижает уверенность в том, что Деяния можно считать хотя бы квазиисторическими.

Но одна проблема, на которую до недавнего времени могли не обращать внимания, заключается в том, что, хотя в Деяниях апостолов большая часть текста посвящена деятельности Павла, в них не упоминается самый важный элемент его проповеднической деятельности — написание писем. В Деяниях апостолов нет ни намёка на то, что Павел написал какое-либо письмо или разослал письма различным христианским группам в Восточном Средиземноморье и в Риме.

Этот вопиющий недосмотр, а также фантастические рассказы о подвигах Павла наводят на мысль, что у Луки, скорее всего, не было достоверной биографической информации о Павле и что он просто придумал бредовую, вымышленную историю. Намерения Луки понятны - требовалось отобрать Павла у маркионитов и встроить в церковное предание.
Если посмотреть в противоположном направлении, то в письмах Павла ничего не говорится о его тесном сотрудничестве с апостолами или о каких-либо чудесных событиях, описанных в Деяниях. Более того, Павел отрицает любые контакты с апостолами непосредственно после своего обращения. По очевидным причинам историки больше доверяют (подлинным) письмам Павла, чем чему-либо в Деяниях.