303

Литературные советы от редактора издательства Point Blank Press

Аллен Гатри, редактор издательства Point Blank Press, написал шуточную статью под названием "Все вместе на прополку плеоназмов!" Этот набор литературных "советов" стал культовым в среде американских авторов.



Я не устану повторять, что литература -- штука субъективная. Мы в ней пытаемся добиться каждый своего. Соответственно каждому из нас нужен свой собственный набор литературных правил -- а кой-кому правила вообще не нужны! Я лично люблю правила. Даже если толку от них никакого, их приятно нарушать.


1. Избегайте плеоназмов.

Плеоназм -- это слово или выражение, которые можно удалить из предложения, не изменив при этом его смысла. Например, в предложении "Все вместе на прополку плеоназмов!", "вместе" -- это плеоназм. Вычеркните его, и смысл предложения не изменится. Многие слова используются в качестве плеоназмов: "просто", "вообще-то" и "как бы" -- три распространенных сорняка этого рода ("Вообще-то я знаю, что он просто как бы киллер" можно ужать до "Я знаю, что он киллер"). А выражения вроде "более-менее" или "как бы то ни было" -- просто паразиты.


2. Пишите уклончивый диалог.

Ваша главная задача как писателя -- нагнетать конфликт. Проведите дома или на работе следующий эксперимент: попробуйте в течение целого дня избегать прямых ответов на вопросы родственников и коллег. Ну что, получили конфликт на свою голову? Примените этот принцип к своим произведениям, и ваши персонажи отреагируют так же.


3. Заменяйте наречия образными глаголами.

Заметьте, я не говорю "избегайте наречий, и точка", потому что одно наречие на пятьдесят страниц -- это нормально, ничего страшного. А вот что ненормально, так это позорно вставлять в предложение наречие, потому что вы не сумели найти точный, образный глагол. "Шел медленно" ни в какое сравнение не идет с "тащился" или "плелся". "Искренне сочувствовал" ни в какое сравнение не идет с "сострадал".


4. Везде, где только возможно, вычеркивайте прилагательные

(см. п.3, везде по тексту подставить "прилагательное" вместо "наречие")


5. Два прилагательных при существительном в четыре раза хуже, чем одно.

"Усталый, пожилой" человек "медленно шел" по направлению к "молоденькой, хорошенькой" девушке. Когда я читаю подобное предложение, я надеюсь, что он умрет прежде, чем до нее дотащится. Хотя в таком случае за ним может приехать "стремительная, суетливая" карета скорой помощи. Еще и "оглушительно завывая".


6. Не пишите длинных реплик в диалоге.

Любая реплика длиннее трех предложений должна чем-то разбиваться. Пусть ваш персонаж что-нибудь сделает. Пусть оглядится вокруг себя. Дайте читателю представление о происходящем. Создайте нужную атмосферу.


7. Если вы повторили какую-то мысль два или более раз, выберите наилучший вариант и удалите остальное.

Очень часто я вижу в рукописи повторения одного и того же образа. Это как если бы автор сказал: "Первые два варианта высказывания не очень удались, но зато третий точно получился. А если и не получился, то может, все три вместе взятые редактора убедят." Автор повторяется. Именно так. Еле уловимая разновидность плеоназма.


8. Показывайте, а не рассказывайте.

Знаменитый совет, которому мало кто следует. Пример: опосредованное описание эмоций. Ваш читатель умный? Умный. Ну и пишите для него соответственно. "Лили заливалась слезами. Она была очень расстроена". Тут второе предложение следует из первого? Контекст вроде бы на это указывает. Ну и вычеркните его. Если вы хотите, чтобы читатель сопереживал, не разжевывайте ему все. Покажите ему, что происходит, а он своим умом дойдет до всего остального. У этого подхода есть еще один плюс! Поскольку кино в силу необходимости не рассказывает, а показывает, данный подход вам очень придется кстати, когда настанет время писать киносценарий по вашему роману!


9. Описания должны работать на сюжет.

И постарайтесь внести в эти описания действие. Вместо того, чтобы описывать лежащую на столе книгу, пусть ваш маньяк-убийца ее возьмет, полистает и переложит на диван. Ему же надо каким-то действием разбивать свои монологи?


10. Не остроумничайте.

Если взять предыдущий пример, то ваш маньяк не должен носить фамилию Живоглотов.


11. Избегайте "литературностей".

Лучше пишите грубее и проще. Когда вы стараетесь звучать "как писатель", ваша авторская интонация проникает в произведение, а мешающийся под ногами героев автор никому не нужен. Авторы всех великих произведений невидимы и неслышимы.


12. Определитесь с точкой зрения (POV).

Как можно раньше дайте знать читателю, в чьей голове вы находитесь. И оставайтесь в данной голове всю сцену. Это правило к вам не относится, если вы уже Великий и Выдающийся, в каковом случае можете поступать как хотите. Но суровая правда жизни состоит в том, что, хотя большинство читателей не разбирается в литературных тонкостях, они все любят читать понятные книги, а не путаные.


13. Не запутывайте читателя.

Если вам кажется, что какое-то место может быть читателю непонятно, значит, оно абсолютно невразумительно. Или перепишите его понятно, или удалите совсем.


14. Атрибутируйте диалог словом "сказал (-а)".

Сид Флейшман называет "сказал" словом-невидимкой.


15. Очень хорошо считать читателя умным человеком.

Но плохо считать его экстрасенсом, умеющим читать ваши мысли.


16. Начинайте сцены как можно позже и заканчивайте их как можно раньше.


17. Начинайте роман персонажами в действии.

Всю необходимую предысторию добавите потом по ходу дела.


18. Задавайте персонажам четкие цели.

Всегда. В каждой сцене. И создавайте препятствия к их достижению. Всегда. В каждой сцене. Если у фокального персонажа сцены отсутствует цель, создайте ее или удалите сцену. Если отсутствует препятствие к ее достижению, создайте его или удалите сцену.


19. Если двое персонажей испытывают взаимное влечение, не давайте им добраться до постели, пока не дадите хотя бы одному из них ревнивого спутника жизни.


20. Героя надо помучить!

Мало просто загнать его на дерево. Пока он соображает, как же ему оттуда слезть, нужно кидать в него камнями.


21. В описаниях нужно задействовать все пять чувств.

Авторы часто упускают из виду обоняние и осязание.


22. Варьируйте длину предложений.

Я сам люблю писать короткими и всегда поражаюсь, какого эффекта можно добиться, если скомбинировать два предложения в одно.


23. Не давайте персам разговаривать правильными полными предложениями.

Можете это делать только тогда, когда вам надо, чтобы они звучали, словно книжные персонажи.


24. Везде, где только возможно, ликвидируйте авторский фильтр.

"Он ощутил", "он подумал", "он заметил" -- это всё фильтры. Они отдаляют читателя от персонажа.


25. Когда закончите книгу, найдите самую слабую сцену и удалите ее.

Если есть такая необходимость, замените ее одним предложением или абзацем.


26. Не подсказывайте ничего читателю.

"Как поживает Дональд, твой сын?" Отец Дональда вряд ли нуждается в напоминании, кем ему Дональд приходится. Эта фраза вставлена автором только для того, чтобы сообщить читателю нужную информацию.


27. Если произнесенная вслух фраза выставляет героя дураком, пусть он ее не произнесет, а подумает.

Смысл останется тот же, но хоть остальные не догадаются.


28. Персонажи, которые много улыбаются и ухмыляются, кажутся читателю законченными идиотами.

Также не давайте им вздыхать и пожимать плечами. От удаления всех улыбок, вздохов и пожиманий плечами рукопись практически всегда выигрывает. Улыбнуться печально -- это преступление против литературы.


29. Местоимения: большой геморрой от маленького слова.

Самое полезное, что я в жизни узнал про этих мерзавчиков, это следующее: местоимение всегда относится к ближайшему стоящему перед ним соответствующему существительному. Например: "Джон достал нож из кармана и ударил им Пола в живот." Как же Полу повезло! Ведь если проследить "ближайшее соответствующее" местоимению существительное, то это будет "карман"! Соблюдайте это правило, и читателю все будет понятно.


30. Зафиксируйте момент наибольшего напряжения и держите его так долго, как только сможете.

Или, как выражается Джон Д. Макдональд: "Остановите действие -- пристрелить всегда успеете."


31. Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило.


Источник: https://rina-grant.livejournal.com/43806.html

Дубликаты не найдены

+11

Страдательный залог должен быть избегаем.

https://orfogrammka.ru/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%...

+44
Две трети советов, лютая вкусовщина самого редактора.
раскрыть ветку 3
+10

Поддерживаю.

Стойкое впечатление, что часть советов предназначена авторам комиксов для детей с дефицитом внимания.

раскрыть ветку 2
-1
И за что это Вы так авторов комиксов для детей с дефицитом внимания так принижаете'
раскрыть ветку 1
+21

Если сие принять не как советы но как критерии - огромная часть "классики" попадёт в разряд бездарной графомании ... Хотя в качестве советов для тех кто начинает - вполне ничего

раскрыть ветку 35
+36
На мой вкус, огромная часть классики этой самой графоманией и является. Правда, не столько из-за критериев в посте.
раскрыть ветку 32
+8

"Классика" понятие уж слишком объёмное - так что там и графомании хватает. Случались в истории времена когда грамотных было не слишком много , но вот среди образованных просто было принято писАть. Лицеист не составлявший рифм был большей редкостью чем сейчас студент МГУ АУЕшник ... Впрочем вы правы : дело ведь не в канонах, а лишь во вкусах. 

раскрыть ветку 31
+4

31. Если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило.

раскрыть ветку 1
+1

И не поспоришь, хотя это уже из оперы "Законов Мерфи"

+7

По рекомендации отдавать предпочтение слову "сказал" сразу угадывается англоязычный автор первоисточника.

+6

Если все лишнее удалить из текста, то многие книги уместятся на трех страницах. 😂

+8

Какая у автора любовь к глаголам-то. Это всего лишь его личный вкус и личное мнение, зачем возводить их в ранг правила и прививать другим, принижая наречия? И что ненормального в двух разноплановых определениях при одном существительном? Ах да, автор просто "любит писать короткими предложениями". Но будут ли они более читабельными, образными и подходящими к различным жанрам литературы?

раскрыть ветку 1
+4
В основном - да. Мне вот нравятся длинные, но звучат они хуже.

Вообще, если бы начинающие авторы вычитывали свои произведения, руководствуясь подобными советами - качество выросло бы в разы. Но сейчас просто пишут быстро на эмоциях, и сразу выкладывают.
0

про конфликты вообще смешно, это ведь один из самых бесячих штампов в литературе - когда конфликт высосан из пальца, потому что герои не говорят что то важное.

0

Получиться как у Фета...  без глаголов.

__________________________________

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.


Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

0

"Маньяк Живоглотов и книга на диване".

0
По моему раньше писали иначе , Толстой например, так как время было размеренное. А сейчас все быстро происходит поэтому и советы такие что писать рассказы нужно чуть ли не тезисно с оглядкой на возможную экранизацию.
0

"

- Джимми, тебе знаком вон тот человек ? Выглядит как...

- Да , Джонни. Это мистер Гатри, тот самый малый, что подтёрся моей рукописью и не побрезговал почтой вернуть её мне. И это была не просто почта.

- Будем мочить ? - с надеждой в голосе спросил Джонни.

- Остынь, щенок, - спокойно ответил старый Джим, - Володя замочит.

- Володя ? Неужели он...

- Он специалист по геноциду, сынок, расправиться с мистером Гатри ему - раз плюнуть.

"

-1

"Какова бы не была погода, эти трое решили отпраздновать на свежем воздухе. Неважно, был бы дождь, или нет. Если был бы - они были бы укрыты палаткой, которую они предусмотрительно захватили с собой. Они решили отпраздновать. В любую погоду. Какова бы она ни была."

Сколько здесь прегрешений?

Откуда этот фрагмент?

раскрыть ветку 1
+2

Трое в лодке не стесняясь собаки.

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: