-17

Лихой 1968. История юного защитника социализма.

В 20 лет Борису Шмелеву, молодому десантнику, пришлось в обнимку с автоматом нестись по чехословацкой земле защищать "младшего брата" Советского союза от разрушительного влияния западного империализма. По крайней мере, так ему и его соратникам объяснили цель вторжения советских войск в Чехословакию. Через годы Шмелев осознал, что военная операция была ошибкой.

https://www.kommersant.ru/projects/prague68


История Бориса Шмелева


Я стал десантником во многом из-за детской романтики: журнал «Юность», «Баллада о парашютах», книга Михаила Анчарова «Теория невероятности» — песни и книги о десантниках меня вдохновили. Моя мать работала в политуправлении Министерства обороны, а отец — в КГБ. Родители были партийными и идейными, но не фанатичными коммунистами. Я бросил Геологоразведочный институт и пошел в военкомат. Основной призыв уже прошел, но еще принимали в военно-воздушные войска. Меня взяли сразу. Это было в конце декабря 1967 года.


Наши части стояли в Литве. В армию доходило мало информации, но начиная примерно с апреля говорили, что в Чехословакии что-то происходит. Про реформы речи не шло: это называлось контрреволюцией.


Мы были очень идейными, верили в социализм, это был последний период хрущевской оттепели, когда народ поверил, что теперь социализм на верном пути. Именно в свои 20 верить в это было легче всего.

Политруки говорили нам, что в Чехословакии есть некая группа контрреволюционеров, от которой страдает весь народ, и ее надо будет ограничить. Сначала никто всерьез воевать не собирался. За месяц до ввода войск нас подняли по тревоге и перекинули поближе к границам. Тогда только сказали, что летим в Чехословакию. До конца не было уверенности, что войска введут: даже ходили слухи, что приказ отменят. Как-то я заметил, что топографы чертят на песке схему какого-то крупного города, и через пару дней нам сказали, что полетим в Прагу. Я служил артиллеристом в 7-й дивизии. Мы загрузили свои гаубицы, машины и ждали приказа на ближайшем аэродроме.


21 августа в четыре утра мы погрузились в самолеты и вылетели. Летели вооруженные до зубов - выдали много боеприпасов.


Мой однополчанин за день до вылета дал свой домашний адрес: если бы он погиб, я должен был сообщить его семье. О чем я тогда думал? В 20 лет не думаешь о войне и о смерти — просто все было непонятно. Мы насторожились, когда на подлете летчики начали заряжать свои пистолеты: они к чему-то готовились.


Я увидел большой город в иллюминаторы, его огни — больше было ощущение праздника, чем боевых действий.

На посадочную полосу попали только со второго раза. Внизу уже была фантасмагория: самолеты садились один за другим. Задний люк у нашего Ан-12 распахнулся, выехала машина с прицепленной гаубицей, выбежали мы, 60 человек. Вокруг ходили люди с засученными рукавами из разведроты, которые первыми захватывали аэропорт. Если бы им не дали полосу, они бы прыгали с парашютом. Но полосу дали. К этому времени там уже было много наших чекистов, и, может быть, они помогли самолету спокойно приземлиться.


Нам, десантникам, сразу объяснили, что не надо ждать от руководства приказа «огонь!». Сказали, что мы, как артиллеристы, на каждый выстрел можем сразу отвечать снарядом.

Этот приказ ко многому обязывал. Я полагаю, что высшее командование хотело развязать руки. Они понимали, что многие не решатся стрелять по безоружным, а так — вдруг кто-то сдуру начнет стрелять, выполнит задание и отличится.


Мы встали около взлетных полос, орудия направили на Прагу. 108-й полк брал под контроль мосты через Влтаву и занимал важные стратегические объекты, и мы их «поддерживали», направляя орудия на эти объекты издалека. По специальности я военный вычислитель, поэтому карта была у меня. Разведка из города диктовала координаты ЦК КПЧ, Совета министров, радио, телебашни и других, а я передавал их людям, которые сидели за орудиями.


В семь утра мы переместились из аэропорта на окраину Праги и встали на позиции прямо на газоне. Мы ехали по пустому городу, и регулировщик на железнодорожном переезде был первым и последним чехом, который нам улыбался: он, видимо, не понимал, что происходит.


К восьми утра люди пошли на работу и увидели нас. Спрашивали, что за орудия, что мы тут делаем.


Офицеры и политработники нас контролировали и не давали общаться с местными: нас отгоняли от них, а их — от нас. Когда я увидел мирный город и людей, как обычно идущих на работу, начал думать: в кого стрелять, какие наши действия?

Но ситуация быстро изменилась: чехам стало ясно, что Прага занята и правительство арестовано. К середине дня по улицам поехали первые машины с флагами, транспарантами и криками «Убирайтесь вон!». Люди в машинах скандировали: «Черник, Дубчек, Свобода». Это имена их руководителей, которые уже были арестованы и должны были вылететь в Москву.


Перестрелки первых дней — это была естественная реакция с обеих сторон. Я считаю, что Свобода, призвав армию не сопротивляться, сберег людей — иначе была бы война.


Наш любимый главнокомандующий Вася Маргелов, отец военно-воздушных войск, очень плохо отнесся к нашему полку после завершения всех этих действий. У нас был так называемый парад победы в аэропорту Рузине в Праге, уже в конце сентября. Маргелов знал всех лично и, обходя части нашей дивизии, каждому пожимал руку, давал краткую характеристику и благодарил. Командиру нашего полка он сказал: «Артиллеристы хреновы! — только употребил более крепкое слово.— Ни одного снаряда по Праге не выпустили».


После возвращения из Праги нас отправили на полигон — тратить снаряды, которые мы не выпустили по Праге. Полк два месяца находился в боевых условиях, под выстрелами — и нас сразу отправляют на учения тратить снаряды. Это было беспрецедентно.


Первый год после возвращения из армии я ничего не знал про диссидентов, которые вышли на площадь (восемь человек 25 августа 1968 года вышли на Красную площадь в знак протеста против ввода войск в Чехословакию, пять из них были осуждены по уголовным статьям, два — признаны невменяемыми.— “Ъ”). В Москве про них тогда мало говорили. Я считаю их безумцами. Отважными, смелыми, но безумцами на грани сумасшествия. И ничего они этим не доказали, только испортили свою жизнь. Но чехи их уважают и ценят.


Как раз в Праге мне исполнилось 20 лет, и тогда я еще серьезно не думал об этих событиях. Мнение менялось постепенно, но уже в Чехословакии я понял, что мы не нужны, что мы действуем неправильно. Это подтверждали сам ход событий и реакция чехов на нас.
Сейчас в наших публикациях часто упоминается мятеж чешского корпуса 1918 года (вооруженное восстание добровольческого объединения бывших солдат российской армии, состоявшего из чехов и словаков.— “Ъ”). Это, конечно, оправдание нашего вторжения в 1968 году. И это очень стыдно: оправдывайтесь чем-нибудь другим или не оправдывайтесь вообще.

Другие истории свидетелей вторжения СССР в Чехословакию:

https://www.kommersant.ru/projects/prague68

Лихой 1968. История юного защитника социализма. 1968, Чехословакия, Прага, СССР, Издательский дом КоммерсантЪ, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+10

"Основной призыв уже прошел, но еще принимали в военно-воздушные войска" - может, все-таки, в Воздушно-Десантные?

Странный какой-то "десантник", ИМХО

+8
Блин, что ж с ним-то не посоветовались-вводить не вводить
раскрыть ветку 1
+2

хотели, но мобилок то тогда не было, а решать нужно было срочно

+6

За бортом борт , а в интервал,

Десант сгрузиться успевал,

Без разрешения,без визы, без билета!

Для нас спустившихся с небес,

Сойдут за визы АКаэС

И голубые,соответственно береты!


Вон кто-то мчится на поклон,

Нас сдуру приняв за ООН,

А мы по-своему, так тоже миротворцы,

И если слабое звено,

Так нам исправить суждено,

А если нет , для всех ведь хуже обернётся!


Мы пришли не по долгам квитаться старым,

Но ветра над Ангарою не простят!

Как сдавали адмирала комиссарам,

Вспомни Прага, пол-столетия спустя!


Аэропорты и мосты,

Кругом расставлены посты,

Во всём величии, дивизии на марше,

Идут по плану, без потерь,

А если надо, верь не верь,

В таком же ритме доберёмся до Ла-Манша!


Чехословацкие войска

Не стали поперёк броска,

Не защитили, вновь рождённых демократов,

А тридцать лет , тому назад,

Здесь Вермахт шёл как на парад,

Того глядишь и точно так заедет НАТО!


От "Версаля" путь до "Мюнхена" короткий

И в неряшливо нарезанной стране,

Знаменитые клепали самоходки,

Мы немало их спалили в той войне!


Жаль не догонишь подлецов,

Вскруживших головы юнцов,

Вложивших в руки им бензин и транспаранты,

Нам в деревнях, прозрей кто слеп,

Выносят молоко и хлеб!

Ну кто сказал, что так встречают оккупантов!


Поймали радиоволну,

А там про "Пражскую весну",

Как откровение- новинки "самиздата".

Инакомыслящая рать,

А им бы только поплевать,

Из пьяных кухонь в спину Русского солдата!


Уповать не станем на гостеприимство,

Часовых не убираем от дверей!

Только где же ты славянское единство?

Нету братского предательства черней.....


(И.Сивак)

https://www.youtube.com/watch?v=POff9w8XpjI

+10

ТС, сколько тебе лет, правдоруб ты наш? Что ты знаешь о  тех событиях?  Прочитал  статью в этом задроченном говенном" Коммерсанте" и все понял-кто был прав , а кто виноват?

Посмотри на Ютубе ролик

https://youtu.be/mmR8Y-a6b8c      " как побрить ежа"

Может извилины немного загнутся в другую сторону

+5

очередная дочь пидараса?

+7

Говноедам-каяльщикам для ознакомления
https://www.youtube.com/watch?v=mmR8Y-a6b8c

раскрыть ветку 2
+2

Боюсь не для этого контингента.

Видео шикарное. Тяжелое, не каждый сможет осилить такой формат.

Я же на одном дыхании просмотрел видео.

Канал вообще замечательный.

Многим стоило бы посмотреть там и остальные видео

раскрыть ветку 1
0

поддерживаю, годный канал

+5

Опять платить и каяться?

раскрыть ветку 1
+4

Тина коленях обязательно. С утра и до вечера...

Они так хотят. Русский виноват.

+3
Нам, десантникам, сразу объяснили, что не надо ждать от руководства приказа «огонь!». Сказали, что мы, как артиллеристы, на каждый выстрел можем сразу отвечать снарядом.

И генерал сказал - "снарядов не жалеть"

Безусому худому рядовому...

0

А где "политика",?

-1
Как из душа ахеджакнуло! Опять про эти чекистские штучки, не давшие неполживой части чехов жить не по лжи и подарить всему населению свободу и perestroyka! Опять про люстрацию рукопожатной общественности! Да сколько ж можно?!
Пойду пить уиски.
-7

Странный десантник... головой думает - не типичный.

Хотя... может поэтому в армию берут безмозглых юнцов - в кого сказали туда и стреляй.

Лучше бы всякую шваль отправляли типа патриотов - этих не жалко, да они и сами согласные.

ещё комментарий
Похожие посты
727

Ещё одно приобретение

Всем привет!) делюсь новой небольшой радостью- я приобрёл себе ещё один мотоцикл, чезет 472.6, 1986 года выпуска. Куплен вчера за небольшие деньги у хорошего знакомого. Последние 15 лет он просто стоял, ржавел и покрывался пылью.

Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост
Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост
Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост

Пробег замер на 79.000 км, потом он ещё несколько лет ездил с неработающим спидометром. В 90-е не обошлось без некоторого тюнинга- повороты перенесены на дуги и установлены два звуковых сигнала) Дуги так же самопал, ибо родные тонкие не выдержали нескольких падений

Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост
Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост

Поселил его в гараж, в течении зимы восстановлю до ходового состояния и в следующем сезоне буду ездить на нем.  В Этом сезоне я по прежнему езжу на "Днепре" и немного на ИЖ "Юпитер 5":

Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост
Ещё одно приобретение Мото, СССР, Чезет, Чехословакия, Ремонт, Гараж, Длиннопост

Ява о которой я писал ранее, стоит, ждёт своей очереди, закупаются необходимые запчасти, все пока складывается отдельно, чтобы потом одним махом взяться и перебрать её полностью за раз. На этом пока все, позже буду добавлять посты по ходу работ. Спасибо за внимание!

Показать полностью 6
144

Старые фото .Ч.6

ГДР, 1970-е

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Горнолыжный дом отдыха «Панорама», Штрбске-Плесо, Чехословакия, 1970-е

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Леонид Брежнев на отдыхе в Крыму, 1982

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Из-за огромной любви немецкого народа к пикникам на природе, в Восточной Германии был разработан специальный Trabant 601 Camper с тентом-палаткой, 1988

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Дождливый Кёнигсберг, 1930-е

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Оймякон, Якутия, 1966

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Советская мода в Ленинграде, 1970-е

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост
Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Железная дорога производства ГДР, 1970

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Пляжный волейбол на курорте Пярну, Эстония, 1961

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

«Дача Андропова». Дом отдыха Совета министров ЭССР (сейчас - отель Villa Andropoff). Дача единственного советского генсека, предпочитавшего отдыхать в стильной и интеллигентной Прибалтике, а не на юге советской империи. Стоит среди сосен, в 10 минутах от курортного города Пярну на юго-восточном побережье Эстонии. А там песчаный пляж, деревянные домики 19 века и живописные набережные.

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост
Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Летняя дача московского детского сада 367 под Звенигородом, 1965

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Жигули с музыкой

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Государственный конвой в Берлине, 1980

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Упаковка сигар Москва, конец 1950-х

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Сервировка стола в ресторане «Метрополь» в Москве, 1980

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Гоночный «Москвич» на европейских ралли, 1962

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

Шахматный матч чемпиона Бориса Спасского и Бобби Фишера в Рейкьявике. Борис уступил свой титул Бобби, 1972

Старые фото .Ч.6 СССР, ГДР, Чехословакия, Фотография, Длиннопост

https://t.me/svetskoe/1

Показать полностью 18
195

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты

Итак, на дворе ноябрь 1970 года. Город Прага Чехословацкой Социалистической Республики, не так давно претерпевший сотрясения т.н. "Пражской весны" (когда в 1968-м году Советский Союз силой пресёк политику неугодных реформ местного лидера коммунистической партии), вновь содрогается от лязга гусениц!

Вновь по улицам одного из древнейших европейских городов едут могучие советские танки! Несколько десятков тяжёлых машин ровной колонной совершают марш, подобно тому, как это происходило в том же 68-м, однако на этот раз намерения их светлы!

Танки едут проверять на прочность свежепостроенный 485-метровый Нусельский мост, что парит на высоте 42 метра над уровнем земли!

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

Почти 2,5 килотонны (масса одного танка Т-55 - 36 тонн. 36*66=2376 тонн) составила нагрузка на мост, который к тому моменту еще не был достроен.

В интернете активное распространение получила версия, гласящая, что в этот момент под мостом стояли инженеры и рабочие, которые его проектировали и строили. А танки, общая масса которых превышала максимально допустимую нагрузку моста, должны были испытать мост на прочность прямо над головами трудяг. Таким образом, мол, рабочие были готовы подвергнуть свои жизни опасности, ручаясь за качество сооружения.

Звучит всё это, конечно, интересно и необычно, однако на самом деле танки появились на мосту по немного иной причине.

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

Сказать, что этот мост не из простых - это не сказать ничего! Помимо наружной автомобильной дороги шириной 26,5 метров, внутри моста также имелся тубус трапецеидальной формы, в котором должна была проходить ветка метро (изначально планировалось пустить трамваи).

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

Загвоздка заключалась в том, что мост проектировался и строился в расчёте на то, что внутри него будут перемещаться лёгкие трамваи и вагоны метро чехословацкого производства, однако после "Пражской весны" было решено пустить внутри линию метро с вагонами типа Еcs Мытищинского машиностроительного завода.

В то время как первоначально запланированные трамваи T3 или прототипы легких чешских вагонов метрополитена R1 имели осевое давление 10,5 тонн, у советских поездов Eсs давление составляло 16 тонн.
Мост не был рассчитан на такую нагрузку, поэтому в нижней части тоннеля пришлось установить мощные стальные балки общим весом 822 тонны в форме решетки, которая должна была передать нагрузку на стенки тоннеля, конструктивно являющегося главной балкой моста.
© Борис Готтман. "Чехия. Прага. Мост Нусле"

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

Таким образом, мост был усилен для эксплуатации более тяжёлых вагонов, после чего был произведён цикл испытаний - статических и динамических, дабы проверить готовность конструкции. Для статики использовались танки:

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

А для динамических испытаний использовались самые настоящие реактивные двигатели, установленные по всей длине моста. Со стороны это выглядело следующим образом:

Проверка танками или как раньше тестировали новые мосты Мост, Танки, Чехия, Прага, СССР, Длиннопост, Яндекс Дзен

Мост испытания выдержал. Уже в 1974-м году там было запущено метро, а годом ранее - автомобильная дорога. И по сей день конструкция функционирует без нареканий!


Источник: https://zen.yandex.ru/media/mugska9i_territori9i/proverka-ta...

Показать полностью 5
149

И еще о борьбе спецслужб в 80-ые

Что вы знаете о службе государственной безопасности Чехословакии? Дайте угадаю, ничего. А эти ребята, единственные в восточном блоке, умудрились внедрить своего разведчика-нелегала в ЦРУ!

Знакомьтесь, Карел Кёхер, в 1965-ом он начал сотрудничать с чешской разведкой, эмигрировал в Австрию, а оттуда в США. Самый лол, что дома он был эдаким навальненком, впервые попал в автозак в 15 лет, вел оппозиционную деятельность, под конец его так загнобила кровавая гэбня, что бедняжку никуда не брали на работу, кроме как ночным сторожем. На этом фоне он через знакомого вышел на людей в этой самой гэбне и предложил свои услуги... Все-таки, некоторые вещи вообще не меняются, да)


Процитирую одно из интервью Карела:

"Люди из Первого управления службы госбезопасности вошли со мной в контакт и спустя некоторое время предложили мне задание в США. До сих пор помню тот разговор. "Карел, - говорит офицер, - мы хотим, чтобы ты поехал с разведывательной миссией в Соединенные Штаты. Ты согласен?" - "А что приблизительно мне нужно будет делать?" - в свою очередь поинтересовался я. - "Твоя цель - проникнуть в ЦРУ". - "Но как это сделать?" - "Ну, товарищ, это твои проблемы""

На удивление, такой подход вполне прокатил. Образ угнетенного режимом оппозиционера открыл для Карела все двери. Сначала он смог отучиться в Колумбийском университете, потом работал на радио "Свободная Европа", вещавшем на территорию восточного блока. Самый лол был, когда он смог добиться того, чтобы его научным руководителем стал сам Збигнев Бжезинский! Адольф Алоизыч, здравствуйте, меня зовут Мойша Рабинович, не хотите ли стать моим научруком?


Ну от старого пшека одна дорога - в ЦРУ, начиная с 1972-го Карел начинает работать на контору. Вскоре его допускают в самое сердце ЦРУ - Лэнгли, там он занимается вопросами, связанными с пропагандой и вербовкой граждан СССР и Восточной Европы. В 80-ые участвует в операции РЯН (подробнее в следующей части образовача), помогает вычислить кучу предателей в СССР и сателлитах, но в 1984-ом его самого сдает Олег Калугин (генерал КГБ, эталонная мразь и предатель даже по тем гнилым временам) и Карела арестовывает ФБР. Но никаких серьезных улик нет и он, в обмен на освобождение, признает сам факт сотрудничества с чешской разведкой, но избегает реального наказания.


Обратите внимание, что всех разведчиков, о которых я пишу, сдают свои же, а не находят отважные контрразведчики, что как бэ намекает на то, что работает контрразведка (что у нас, что на Западе) из рук вон плохо.


На десерт еще одна цитата из интервью Карела:

"Как-то во время подготовки один из инструкторов пригласил меня в лабораторию чехословацкой службы безопасности, где имелся "детектор лжи". Там я познакомился с майором, который был единственным в службе специалистом по работе с полиграфом. Он объяснил мне принцип действия этого прибора и дал несколько общих советов, как можно минимизировать его воздействие, например, путем игры воображения, представляя себя приятные, успокаивающие ситуации"

....

По сей день в некоторых американских книгах, где есть упоминание обо мне, утверждается, что я сумел победить могучий американский "детектор лжи" по той причине, что мои мозги долго и тщательно промывали эксперты КГБ. В действительности же, когда меня впервые усадили за их легендарный детектор, спросив, работаю ли я на коммунистическую разведку, все, что я сделал, - это подумал о свежеиспеченных чешских булочках с маком. Люблю я, знаете ли, такие булочки."

На фото Карел Кёхер в 2007-ом году думает о булочках с маком.

И еще о борьбе спецслужб в 80-ые Cat_cat, История, Длиннопост, Разведка, Холодная война, СССР, США, ЦРУ, Чехословакия

Источник: Cat_Cat. Автор: Александр Соцкий.

Личный хештег автора в ВК - #Соцкий@catx2

_______________________

Наше оглавление.

Показать полностью 1
166

Ява, или мотоцикл объединяющий поколения.

Приветствую Вас, уважаемые друзья. Это мой первый пост, прошу тапками не кидаться, чукча не писатель.
Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «Ява»? Остров? Сигареты? Чай? Ах, мотоцикл?! Вот и я себе представляю мотоцикл. Как раньше шутили: красное, вонючее, между ног болтается и на три буквы называется, что это? Мотоцикл Ява. Вот об этих чехословацких самобеглых повозках сегодня речь и пойдет.

Мотоциклами я начал увлекаться с раннего детства, а так как детство мое проходило вдали от города, а на дворе были 90е годы, то и ассортимент техники у нас был не велик. Китайцы тогда еще не завалили нас своей продукцией, а японские и прочие буржуйские мотоциклы мы видели только на картинках и по телевизору. Нам же, детям 90х, достались мотоциклы и мопеды наших отцов и дедов: уралы, восходы, мински, ижи, и прочие драндулеты советской эпохи. Первой моей техникой стал мопед Рига-11, который был благополучно стырен у соседа и был совершенно не на ходу. Чтоб вы понимали, интернета тогда небыло, книжек и инструкций найти было негде, а кататься хотелось. Пришлось самому пытаться понять его принцип работы, и после нескольких дней мытарств мопед поехал.
Стоит ли говорить какой это был восторг для 10 летнего пацана? Это было настоящее лучистое счастье.
Но, однако, разговор не про ригу. Уже в то время для меня начал выстраиваться образ крутого мотоцикла, и образ этот прочно ассоциировался у меня с Явой. Почему? Да потому что на Явах катались и катали своих девчонок старшие пацаны, на Яве ездил сосед дядя Коля, и будучи совсем еще щеглом я с восторгом следил как он ее моет, настраивает, я с азартом охотничей собаки нюхал вкусный двухтактный выхлоп и просил дядю Колю меня прокатить, что он всегда с радостью и делал.
И вот прошли годы, и за эти годы у меня были почти все модели отечественных мотоциклов, но детская мечта так и оставалась мечтой. К тому времени уже стали доступны китайцы и прочие иномарки, советская техника стала уходить в прошлое. И вот однажды знакомый обмолвился что продает Яву, на ходу и с документами, за смешные деньги. Это была JAWA 634.8.15 1979 года выпуска, почти в полном стоке, на хорошем боевом ходу, и конечно же, она была с радостью куплена.

Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР

Многие спросят, зачем? Зачем покупать старый мотоцикл с никакими характеристиками, в то время когда доступны хорошие едущие иномарки?
Отвечу так, не всем дано понять, зачем ездить на ГАЗ-21, когда есть Ford Focus. То же и с Явой. Когда едешь на ней, ловишь просто сотни восхищенных взглядов и улыбок, люди, особенно старшего поколения подходят и интересуются, рассказывают свои истории связанные с советскими мотоциклами, это очень приятно и интересно, буквально роднит людей.
На этом я не остановился, позже была еще куплена JAWA 638.00, которая вскоре была поменяна на другую 638

Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР

Так как жадность моя безгранична и всеобъемлюща, то вскоре у меня появилась и «старушка», в очень дряхлом и бледном виде. А пришла она ко мне вот как:
Звонит мне однажды приятель и вещает голосом человеческим: Сezet472, там на базу металлолома яву старушку привезли, ждут тебя, либо забирай либо под пресс пойдет. Надо ли говорить, что буквально через час я уже был там и с азартом откапывал свой трофей из горы металла?
На поверку ява оказалась хоть и ржавой но вполне комплектной. Бывший владелец поведал, что стояла она около 20 лет в сыром сарае, и что надежды на то что она поедет почти нет. Но, от халявы отказываться глупо, надо брать.
После того как привез ее на участок, закатил ее в дальний угол и на месяц примерно про нее забыл, ровно до тех пор, пока один приятель не обмолвился о том, что хочет себе на дачу мот. Узнав о том что есть в наличии мертвая ява, поступило предложение ее оживить. Ииии.. после двух часов танцев с бубном она ожила! И причтель забрал ее, подшаманил, и потом еще три сезона на ней катался, потом продал. Вот качественно то делали!

Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР
Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР
Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР

Бабушка, мама, дочка)))

Ява, или мотоцикл объединяющий поколения. Мото, Мотоцикл Ява, Ява, Мотоциклы, Длиннопост, Чехословакия, СССР

К чему я все это говорил? К тому, что не спешите сдавать в утиль старую технику, очень может быль что для кого-то это частичка детства, молодости, юности, ностальгия прошлых лет. А уж ява то честно заслужила себе репутацию мотоцикла-легенды, мотоцикла, объединяющего поколения!

Показать полностью 6
49

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост.

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировалось запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда главный конструктор отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков

«Уралвагонзавод»: смена поколений


В первое послевоенное десятилетие основным танком вооружённых сил Советского Союза стал Т-54, разработанный в КБ нижнетагильского завода №183 (будущий "Уралвагонзавод") – логическое продолжение Т-44. Первые прототипы Т-54 создавались ещё во время ВОВ – в конце 1944 – начале 1945 года. Новую машину приняли на вооружение в 1946 году, и в том же году она пошла в серию. По основным параметрам Т-54 значительно опережал бронетехнику такого же класса, стоявшую на вооружении у стран НАТО – основных потенциальных противников Советского Союза. Он оказался настолько удачным, что более десяти лет у командования вооружённых сил СССР не возникало потребности в его замене на какую-либо другую машину. Такой успех во многом определялся тем, что во время войны и в первые послевоенные годы в Нижнем Тагиле трудилась уникальная команда конструкторов, создававшая легендарный Т-34. Вместе с заводом №183 она эвакуировалась из Харькова и несколько лет работала на Урале в новом конструкторском бюро.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Танк Т-54Б. Внешние различия между ним и Т-55 настолько незначительны, что в зарубежных источниках оба танка часто указывают как Т-54/55


Но война закончилась, шло восстановление советской промышленности, поэтому многие трудовые коллективы возвращались в свои родные города. Как ни пыталось руководство завода уговорить харьковских инженеров остаться на Урале, они стремились домой. Осенью 1951 года главный конструктор КБ Александр Александрович Морозов заболел тяжёлой формой язвы желудка, и в ноябре ему сделали операцию. Подробности его пребывания в Кремлёвской больнице автору неизвестны, но уже в декабре он получил назначение на должность главы КБ Харьковского завода транспортного машиностроения, восстановленного после войны. Ещё в конце 30-х годов Морозов трудился в этом КБ над созданием опытных танков А-20 и А-32 (вскоре ставших легендарным Т-34).

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Александр Александрович Морозов


Вслед за главным конструктором с Урала на Украину потянулись другие харьковчане и не только они – вместе с собой Морозов забрал костяк своей команды. КБ завода №183, остававшемуся в Нижнем Тагиле, поручалось осуществление контроля над соответствием чертежей танков Т-34, Т-44 и Т-54, поступавших на производство, оригиналам (следует заметить, что Т-54 производился на целом ряде предприятий – в том числе в Польше, Китае и Чехословакии). Кроме того, КБ должно было заниматься модифицированием и улучшением танка Т-54. Но оставшийся на месте амбициозный конструкторский коллектив, привыкший к творческой работе, такое положение дел устроить не могло. Любопытно, что администрация завода также была заинтересована в смене моделей производившихся танков. Дело в том, что до «Косыгинской» реформы 1965 года советские машиностроительные предприятия были обязаны ежегодно снижать себестоимость производимых моделей техники на 15%. Каждый год предприятия получали от заказчиков (министерств) меньше денег за свою продукцию, и если не происходило регулярного обновления танкового "модельного ряда", со временем завод начинал работать себе в убыток. А так как предприятия работали по системе хозрасчета, в такой ситуации они не могли премировать своих рабочих, стимулировать их дополнительными путёвками в санатории, строить объекты социальной сферы и так далее. Директорам не приходилось рассчитывать на награды и дальнейший карьерный рост, а в сталинские времена они могли и сильно пострадать. При вводе же в производство новой модели какой-либо техники у директоров появлялась возможность заложить в её себестоимость маржу – лишние расходы, которые снижались заводом в последующие годы. Таким образом, государство получало новую машину с лучшими боевыми характеристиками (себестоимость у танков Т-54, Т-55 и Т-62 была почти одинаковой), а завод и его директор – несколько лет безбедной жизни.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“

имени Ф. Э. Дзержинского» 


Тагил работает без Морозова


В июле 1953 года главным конструктором завода №183 становится молодой инженер Леонид Николаевич Карцев. В конце того же года (несмотря на то, что у его КБ не хватало конструкторов, производственных мощностей и опыта) он «выбивает» разрешение на конкурсной основе разработать прототип нового танка. Изначально это задание предусматривалось лишь для харьковского КБ А. А. Морозова и предполагало создание нового основного танка, бронирование, огневая мощь и манёвренность которого будут на 10% выше, чем у Т-54.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Леонид Николаевич Карцев


Новый проект получил индекс «Объект 140». На этом танке впервые были применены алюминиевые катки, орудие большей длины, чем на Т-54, и другие менее значительные изменения. Однако в процессе изготовления прототипа в металле стало понятно, что танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Поэтому, изготовив прототип, КБ отказалось от дальнейшего участия в конкурсе.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Опытный образец среднего танка «Объект 140»


Вместо этого КБ модернизировало танк Т-54. На него было установлено оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ), позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 и шириной до 500 м, а также стабилизатор танковой пушки, приборы ночного видения для механика-водителя и командира танка, ночной прицел для наводчика. Новая машина получила индекс «Т-54Б».


Трагикомичный случай произошёл при испытании очередного варианта стабилизатора орудия, который плохо стабилизировал танковую пушку по вертикали. Вот что вспоминал об этом Л. Н. Карцев:


«Один из разработчиков стабилизатора – А. С. Липкин решил испытать стабилизатор: повис на стволе пушки, стабилизатор был включён, и пушка даже под тяжестью его тела не пошла вниз. Он с радостью закричал: «Ура! Есть момент стабилизации!» Одновременно с этим из танка послышался душераздирающий крик заместителя главного конструктора завода-изготовителя стабилизатора Ф. Н. Авдеева. Оказывается, находясь в танке, Авдеев просунул голову между казёнником пушки и башней, чтобы убедиться в отсутствии течи из силового цилиндра стабилизатора, а Липкин в это время повис на стволе пушки, и голова Авдеева оказалась зажатой. Без тяжёлых последствий обошлось только потому, что Липкин не был тучным человеком»

Между тем вопрос замены основного среднего танка Вооружённых сил СССР по-прежнему не был решён, а на КБ завода накапливались новые наработки как самого КБ, так и конструкторов, работавших на заводах-«смежниках». На ленинградском Кировском заводе была разработана система автоматического пожаротушения для танков, которую его дирекция не хотела устанавливать на свою продукцию. В харьковском КБ Морозова спроектировали планетарную трансмиссию, которая была гораздо надёжнее и долговечнее, чем устанавливавшаяся до тех пор цилиндрическая. На Кубинском танковом полигоне вместо отстреливающихся дымовых шашек (которые увеличивали общий вес танка и не могли обеспечить длительную дымовую завесу) создали термическую дымовую аппаратуру (ТДА). В качестве реагента она использовала дизельное топливо танка. От дымовых шашек отказались, за счёт чего машина получила два дополнительных топливных бака общим объёмом в 400 литров.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55, снаряжённый ОПВТ, после форсирования водной преграды


«Объект 155»: новый танк или модернизация Т-54?


В октябре 1955 года новый танк был пущен в разработку под индексом «Объект 155». На Челябинском тракторном заводе для танка модернизировали дизель В-54 (ранее устанавливавшийся на Т-54), увеличив его мощность с 520 до 580 л.с. Новый двигатель получил индекс «В-55В» и позволял новому танку развивать скорость до 48 км/ч по шоссе с запасом хода до 450 км.


На новый танк решили установить башню модернизированного танка Т-54Б. Помимо уже упомянутых изменений на новом танке использовали такое любопытное новшество, как топливные баки-стеллажи. Их форма позволяла использовать баки не только по прямому назначению, но и хранить в них снаряды. Таким образом, боезапас танка увеличился на 9 снарядов (с 34 до 43, то есть на 26%), а ёмкость баков – на 680 литров, то есть на 50%. При такой компоновке часть баков размещалась в передней части танка, что вызывало опасения, не будет ли топливо воспламеняться или детонировать в случае пробития брони. Однако обстрелы на полигоне показали, что при попадании кумулятивного снаряда дизельное топливо просто вытекало из бака, а сами баки служили дополнительной защитой, экранируя экипаж от поражения кусками брони, отколовшимися внутри машины. Заметим, что боковые проекции отделения управления немецкого танка Leopard 2 конструкторы также экранировали топливными баками, не считая это чем-то из ряда вон выходящим. Сменные баллоны со сжатым воздухом, ранее использовавшиеся для запуска танка в зимних условиях, заменили на мощный компрессор. Теперь воздушный способ заведения танка стал основным, что продлило срок службы аккумуляторных батарей.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Система топливных баков танка Т-72, переданная «по наследству» от танков Т-55 и Т-62.

Хорошо видны передний и задний баки-стеллажи


Впервые в истории советского танкостроения на танке установили систему противоатомной защиты (далее – ПАЗ). В случае превышения нормального уровня λ-излучения отстреливавшиеся пиропатроны автоматически закрывали жалюзи, герметизировавшие танк. Поступавший в танк забортный воздух проходил через фильтр-вентиляционную установку, убиравшую из него радиоактивную пыль и отравляющие вещества, а избыточное давление воздуха внутри машины предупреждало попадание нежелательных веществ.


В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировали запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда Карцев отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков, затребованную танкостроителями.


На первые партии Т-55 не ставили зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях реактивной авиации сбить самолёт из пулемёта было практически невозможно. Но с появлением у армий стран НАТО вертолётов зенитный ДШКМ стали устанавливать на башнях Т-55 возле люка заряжающего. Позднее, в начале 70-х годов, вместо него начали устанавливать 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт НСВ «Утёс».

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55 – в первые годы танк выпускался без зенитного пулемёта


Основное вооружение у Т-55 осталось то же, что и у Т-54 – 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С (модернизированный вариант орудия, устанавливавшегося ещё на СУ-100 – легендарную противотанковую самоходку времён ВОВ).

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55 – установка пушки Д-10Т2С в башне танка Т-55


Танк постоянно модернизировался. С 1960 года на нём начали устанавливать призменный прибор наблюдения для наводчика. Оказалось, что при наблюдении за полем боя только через прицелы у наводчиков расстраивается вестибулярный аппарат, и их начинает укачивать. Проблема состояла в том, что изначально в танках Т-54Б и Т-55 прибор наблюдения убрали, заменив его ночным прицелом. Теперь пришлось в срочном порядке возвращать его в башню, не отказываясь при этом от ночного прицела. На быстро запылявшиеся призменные приборы механика-водителя, командира и наводчика начали устанавливать воздушно-жидкостные системы очистки.


Боевое крещение


Первыми боевыми действиями, в которых довелось принять участие танкам Т-55, стала Шестидневная война. Армия обороны Израиля (далее – АОИ) одновременно атаковала египетские войска в Секторе Газа и на Синайском полуострове, сирийские войска – на Голанских высотах и армию Иордании – в Восточном Иерусалиме и на западном берегу реки Иордан. Незадолго до начала войны, в 1965–67 годах, Египет получил от СССР партию в 150 танков Т-34-85 и Т-55.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Египетский Т-55, подбитый на Синайском полуострове в 1967 году


Израильтяне провели классический блицкриг. В первые часы войны они уничтожили большую часть египетских самолётов на земле и завоевали полное господство в воздухе. После этого в бой пошли танки. Основной ударной силой АОИ были модернизированные английские «Центурион» A41, созданные ещё во время Второй мировой войны. Их израильский вариант носил название «Шот» (ивр. – «кнут») или «Шот Каль» (ивр. – «лёгкий кнут»). Основным отличием этих машин от британского прототипа была пушка – 105-мм нарезная L7A1 британского производства, которая вполне могла пробивать броню Т-55. И всё же в результате боёв на Синае АОИ потеряла 122 танка. Однако потери египтян были значительно выше – из 935 своих танков они потеряли 820 (подбитыми и захваченными противником). В их числе были и 82 танка Т-55. После незначительной модернизации машины приняли на вооружение АОИ под индексом «Тиран-5». Часть Т-55, которые оснастили новыми американскими 105-мм орудиями M68, получила индекс «Тиран-5Ш» – от слова «шарир» (ивр. – «сильный»).

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Модернизированные трофейные Т-55 ("Тиран-5Ш") АОИ со 105-мм танковыми пушками на параде в Тель-Авиве


В августе 1968 года началась операция «Дунай» по вводу советских войск в Чехословакию. Туда же вводились и танковые подразделения стран Варшавского договора, на вооружении которых находились в том числе и танки Т-55. Так как боевых действий удалось избежать, танкам в этот раз повоевать не довелось. С 1968 по 1991 год в чешском городе Миловице находился штаб советской Центральной группы войск. Там же базировались и советские танки, выведенные из Праги, а также располагался танкодром. В 90-е годы на его базе был создан технопарк, в котором все желающие могут покататься на различных видах военной и гражданской техники, в том числе и на танке Т-55.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55 на улицах Праги, 1968 год


В 1969 году, во время Войны на истощение, израильтяне осуществили диверсионный рейд вглубь египетского побережья Красного моря, носивший название «Операция «Равив». 9 сентября в 3:37 около ста человек, 6 трофейных Т-55 («Тиран-5») и 3 трофейных БТР-50 были высажены на берег Суэцкого залива в сорока километрах южнее города Суэц. Бронетехнику окрасили в камуфляж песочного цвета, как это принято в танковых войсках Египта. После высадки группа двинулась вдоль берега на юг, уничтожая все военные объекты на своём пути. Она атаковала египетскую военную базу и РЛС в Абу-Дараг, а также уничтожила 12 постов ПВО. Группа преодолела 45 километров и через 10 часов была эвакуирована на Синай десантными судами. Из-за неожиданности и хорошей подготовки нападения египетские бронетанковые войска не успели отреагировать на этот рейд. В ходе операции израильтяне потеряли 4 человека, при этом потери египтян оцениваются в 100–200 человек, один из которых, по данным израильтян, был советским военным советником в звании генерала.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Высадка танков на египетское побережье во время операции «Равив», 1969 год


Во время Войны Судного дня 1973 года танки Т-55 находились на вооружении армий Египта и Сирии. В то же время, танковые силы АОИ продолжали использовать «Тиран-5». Во время боёв за Голанские высоты в ночь с 6 на 7 октября сирийские танки получили значительное преимущество, так как, в отличие от своих устаревших противников – танков «Шот Каль», были оборудованы приборами и прицелами ночного видения. Однако плохая выучка танковых экипажей и трусость многих командиров сирийской армии привела к тому, что первая волна наступавших сирийских танков была уничтожена, а значительная часть танкистов, которые должны были принять участие во второй и третьей волнах наступления, просто бежала с поля боя.


Танкисты 7-й бронетанковой бригады АОИ использовали такой недостаток Т-55, как малый отрицательный угол наведения по вертикали – -5° (у «Шот Калей» он составлял -10°). Когда сирийские танки взбирались на возвышенность и оказывались выше израильских танков, им приходилось сближаться с противником до тех пор, пока уклон не позволял нормально навести орудие на цель. За это время израильские танки, которые могли наводиться вверх на +18°, спокойно расстреливали противника, стремящегося сблизиться с ними.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Подбитые сирийские Т-55 на Голанах


Когда мобилизованные буквально за сутки резервные израильские 146-я и 210-я танковые дивизии выбили противника с Голанских высот и вторглись на территорию Сирии, в ночь с 12 на 13 октября их атаковала во фланг 3-я танковая дивизия армии Ирака, также вооружённая танками Т-55. Во время этой атаки иракцы потеряли сразу 17 танков. Позже они попали в засаду, подготовленную вдоль дороги израильтянами, и потеряли ещё около 80 танков. Эти бои наглядно продемонстрировали, что в боевых действиях основную роль играют не столько боевые характеристики танков, сколько боевая выучка экипажей, их храбрость и опыт. У иракских же танкистов какой-либо боевой опыт отсутствовал.


Иначе сложилась ситуация на Синайском полуострове. Отработанные египетскими дивизиями при участии советских военспецов действия по форсированию Суэцкого канала были отточены до автоматизма. Египетские войска форсировали его за считанные минуты. В образовавшийся прорыв в израильской обороне пошли сотни египетских танков Т-54, Т-55 и Т-62. 7 и 8 октября израильские танковые войска, основная часть которых была сконцентрирована именно на египетском фронте, пытались контратаковать. В наступление перешли самые быстроходные и новые танки АОИ – 150 «Магах-6» и «Магах-6 Алеф» (модернизированных американских М60 и М60А1). Их преимуществом перед Т-54 и Т-55 была 105-мм танковая пушка М68 (видоизменённая английская L7A1, выпускавшаяся в США по лицензии), эффективная дальность огня которой превышала 3 км, в то время как у пушек советских танков – около 2 км. Так, утром 7 июля 460-я бронетанковая бригада АОИ, вооружённая «Магахами», смогла, ведя огонь с предельных эффективных дистанций, подбить несколько египетских танков, не понеся при этом потерь. После боя израильтяне заявили о 67 уничтоженных танках Т-55 и Т-62.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Израильский танк Т-55, ранее захваченный у египтян и подбитый на улицах Суэца


8 июля приблизительно 50 «Магахов» 460-й бригады участвовало в танковой атаке двухсот израильских танков, собранных из нескольких танковых бригад. В историографии эта атака получила название «Сражение у моста Эль-Фердан». Этот мост соединял восточный берег Суэцкого канала с западным (Синайским полуостровом) и был разрушен ещё во время Шестидневной войны 1967 года. В ходе атаки один батальон 460-й бригады понёс тяжёлые потери от противотанковых средств египетской пехоты и отступил. Второй, в количестве 25 танков, вместе с танками других бригад пошёл в атаку. Египтяне знали о ней, так как перехватили израильское радиосообщение. Они дали израильскому танковому клину зайти в «мешок» и уничтожили почти все танки фланговым огнём своих Т-55 и Т-54, а также средствами ПТО пехоты. Из 25 «Магахов» из «мешка» вышло только 4. Почти все машины остальных израильских бригад также были потеряны. Израильские танкисты отмечали, что лобовая броня их «Шотов» и «Магахов» не выдерживала попаданий новых снарядов, используемых египетскими Т-54 и Т-55.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Сирийский Т-55 на Голанах, 1973 год


Тем не менее египтянам не удалось развить свой успех, и вскоре их танковые колонны остановились, а инициатива перешла к АОИ. Мобилизованные резервные израильские танковые дивизии контратаковали египтян, которые после выполнения плана, составленного советскими военспецами, не знали, что делать дальше. В то же время новых приказов от высшего командования не поступало. Вскоре израильтяне прорвались на территорию Египта, и арабским политикам пришлось инициировать мирные переговоры.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Сирийский Т-55 ведёт бой в Ливане, 1982 год


Боевая лошадка стран Третьего мира


Следующим арабо-израильским конфликтом, в котором принял участие танк Т-55, стала Ливанская война 1982 года. На тот момент Т-55 сильно устарел, но всё ещё составлял значительную часть танкового парка Сирии, хотя его постепенно вытесняли более новые танки Т-62 и Т-72. В то же время Израиль продолжал использовать трофейные Т-55 в их модернизированном варианте «Тиран-5». Боевые действия велись между Организацией освобождения Палестины (далее – ООП) и Сирией с одной стороны, и Израилем – с другой. 11 июня 1982 года шли тяжёлые бои в предместьях Бейрута, где оборонялась 85-я отдельная танковая бригада и несколько танковых рот сирийской армии, вооружённых Т-54 и Т-55. Первоначально израильтянам удалось вытеснить сирийские силы из Бейрута и дойти до южной части Бейрутского аэропорта. Но закрепившийся здесь батальон танков Т-54 и Т-55 при поддержке трёх рот спецназа смог остановить израильское наступление.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Колонна индийских танков Т-55 на марше к Дакке, Бангладеш, 1971 год. Виден ложный эжектор на стволе пушки.


В составе индийских бронетанковых войск танки Т-55 участвовали в Третьей индо-пакистанской войне, в результате которой Бангладеш получил независимость. Во время этого конфликта индийские танкисты добавляли на стволы своих танков ложные эжекторы, чтобы лучше отличать их от пакистанских.


Во время войны во Вьетнаме 1957–1975 годов на завершающем её этапе войска Демократической республики Вьетнам получили от СССР значительное количество танков Т-54Б и Т-55. В частности, 600 единиц Т-55 было поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 год – эти машины приняли активное участие в окончательном разгроме армии Южного Вьетнама.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

«Коммандос» ВС Южного Вьетнама готовятся сжечь колонну танков Т-55 армии ДРВ, вошедшую в город Вунгтау


Далее танки Т-55 активно использовались Вооружёнными силами СССР во время войны в Афганистане 1979–1988 годов, а в 90-е годы практически все конфликты на постсоветском пространстве и Балканах происходили с их участием. В условиях боевых действий в гористой местности выяснилось, что Т-55, как и Т-62, имеет недостаточные вертикальные углы наводки орудия. В целом же в этих конфликтах Т-55 показал себя надёжной, но уже устаревшей машиной, поэтому его бронирование усиливали системой навесной динамической защиты «Контакт-1», а также модернизировали прицельные устройства и стабилизатор орудия.


Танки Т-55 состояли на вооружении у Ливии и принимали участие в чадско-ливийских конфликтах и гражданской войне в Ливии 2011 года. По состоянию на июль 2014 года эти танки активно используются обеими сторонами в гражданской войне в Сирии. Кроме того, в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева разработали вариант модернизации Т-55 с установкой на него систем динамической и активной защиты, в результате чего появилась модель Т-55АМГ. Также харьковские инженеры создали любопытный «гибрид» Т-64 с башней от Т-55 (по крайней мере, известно об одном таком танке). Вполне возможно, что данные машины принимают участие в боевых действиях, которые сейчас идут на Донбассе.

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55 ливийской армии ведёт бой в городе Мисурата

Главный аргумент стран Третьего мира. Длиннопост. Длиннопост, Локальные конфликты, СССР, т-55, Египет, Прага, Сирия, Израиль

Т-55АГМ – украинский вариант модернизации танка Т-55

Показать полностью 20
1145

Департамент социального обеспечения, 1937 год, Прага

Департамент социального обеспечения, 1937 год, Прага Прага, Чехословакия, Прошлое, Фотография, 20 век, Интересное, Reddit, Длиннопост
Офис социальной работы в Праге (в то время Чехословакия) был оснащен самым большим вертикальным хранилищем писем в мире. Хранилище состояло из шкафов, расположенных от пола до потолка в виде ярусов, охватывающих более 4000 квадратных футов, содержащих более 3000 ящиков длиной 10 футов. В нём имелись электроприводные лифтовые столы, которые поднимались, опускались и перемещались влево или вправо. Таким образом, работа, которая раньше выполнялась 400 рабочими, могла быть сделана двадцатью.
Департамент социального обеспечения, 1937 год, Прага Прага, Чехословакия, Прошлое, Фотография, 20 век, Интересное, Reddit, Длиннопост
http://sciencevibe.com/2015/08/17/sooo-real-place-or-movie-s...

http://www.bciusa.com/view_image.jsp?img_id=101869

https://www.democraticunderground.com/1166909

https://www.reddit.com/r/pics/comments/33lgbo/electric_eleva...

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: