14

Лихо

Крохотная одноглазая птичка размером с яблоко. Долгое время считалось, что у Лихо один глаз, но на самом деле у неё их два. Просто один из них всегда закрыт.

Лихо Фантастические твари, Сказка, Птицы, Лихо, Фольклор

Большую часть жизни птица проводит во сне. Даже спящая она может перемещаться по лесу в поисках пропитания. Обычно ест мелких насекомых, ягоды и орехи.
Многие верят, что Лихо приносит беду и разрушения и питается вашим счастьем и радостью. Но это не совсем соответствует истине. Кто угодно может рассвирепеть, если его внезапно разбудить. Так и Лихо. Если её разбудить, она очень разозлится, увеличится в размерах, оба её глаза откроются и сольются в один. В таком состоянии Лихо будет разрушать всё, что встретится ей на пути, пока не успокоится. По этой причине у Лихо нет естественных врагов в природе, так как никто не хочет с ней связываться. Успокоить её может пение кота Баюна или звук падающего снега. Если вам посчастливилось разбудить Лихо, а вокруг нет ни одной снежинки и вы не кот Баюн, то советую вам успокоиться, так как от негативных эмоций Лихо будет продолжать расти. Попробуйте излучать радость. Стоит даже станцевать или посмеяться, это отвлечёт и успокоит Лихо. Она вернётся к прежним размерам и уснёт, а вы убежите и постараетесь больше не будить Лихо.

Найдены возможные дубликаты

+2

эээ птичка?! Лихо это долбанная птичка?!

раскрыть ветку 6
0
Не шути с ней.
0
Почему бы и нет
раскрыть ветку 4
+1

потому что это худая человекообразная тварь, одно присутствие которой гарантирует полный пизнес

раскрыть ветку 3
+1

А я думала, что Лихо похоже на человека.

раскрыть ветку 2
+1
Ну, людям свойственен антропоморфизм. Поэтому в фольклоре почти все - "люди". А я пишу про фантастических животных, вдохновляясь фольклором. Почему бы и нет.
раскрыть ветку 1
+1

Очень интересно. Пиши исчо.

0

Новые сведения - бодрствует эта птичка всегда. Но делает она это специфичным образом - одной из половин своего мозга (и одним глазом, с ним связанным), второй в это время спит. Затем очерёдность меняется.

По поводу слияния глаз и изменения размеров - тоже не совсем достоверная информация. Размеры у неё остаются прежними, но в случае опасности данная птица прибегает к ментальным атакам, в результате которых её потенциальным врагам будет казаться, что она увеличилась. Есть также неподтверждённая информация о повреждениях, которые наносили окружающей местности или самим себе сами жертвы птицы в результате её ментальной атаки. Данные проверяются.

Особое внимание просим обратить на опасность, связанную с тем, что информ-объекты с устоявшейся структурой, будучи помещёнными в недетерминированные зоны, могут кардинально изменить свои свойства или обзавестись новыми. Убедительная просьба отказаться от этой практики в ближайшем будущем.

-1

Бля, ты наркоман? Ты такое писать.... Мне страшно и я очкую.

Похожие посты
758

Кот Баюн

В славянской мифологии есть один весьма любопытный персонаж – кот Баюн. Да-да, про него ещё сам Александр Сергеевич писал. Вот, только до того, как кот стал в Лукоморье сказки рассказывать, он был одним из самых опасных существ, с кем путники старались не встречаться.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

Есть мнение, что этого кота создал сам Велес, когда у него мыши хлеб поели. Бог на них огорчился и бросил в серых грызунов рукавицей, а она превратилась в кота. Животное получилось свободолюбивое и с непростым характером. Баюн предпочитал жить в укромных местах и охотился на путников весьма интересным способом.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

Он восседал на железном столбе и когда жертва приближалась, Баюн начинал мурлыкать и заговаривать путника. Когда человек засыпал кот на него нападал и съедал. Именно за умение разговаривать его и прозвали Баюн. Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В значении убаюкивать – усыплять.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

В старину считалось, что добыть кота дело весьма рискованное, ведь у него были железные когти и такие же зубы. Да и за версту от пения кота начинает сильно в сон клонить. Но если человек сумеет поймать Баюна, кот излечит его от всё болезней и бед своим мурлыканьем и сказаниями. Именно поэтому кот был желанной добычей для царей, колдунов и прочих товарищей, желавших жить как можно дольше.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

В сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» Андрей – стрелок спасся от когтей кота благодаря трём железным колпакам. Кот имел особенность запрыгивать на голову жертвы. Но пока Баюн разрывал колпаки, Андрей успел его поймать.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

Существует несколько сказаний, в которых Баюн упоминается в качестве помощника Бабы – Яги. Кот не только рассказывал своей хозяйке все новости, но и помогал вести хозяйство.

Кот Баюн Кот, Сказка, Фольклор, Кот-Баюн, Баба-Яга, Мифология, Длиннопост

В любом случае Баюн в мифологии никогда не был исключительно отрицательным персонажем. Если главный герой проходил все испытания и находил общий язык с этим волшебным зверем, то его ждала удача. А у вы уже приручили своего Баюна?


Честно стащил с фишек

Показать полностью 4
569

Гадкий утенок

Нарисовался такой вот гадкий утенок на птичьем дворе.

Гадкий утенок Иллюстрации, Рисунок, Гадкий утенок, Акварель, Карандаш, Длиннопост, Смешанная техника, Птицы, Сказка
Гадкий утенок Иллюстрации, Рисунок, Гадкий утенок, Акварель, Карандаш, Длиннопост, Смешанная техника, Птицы, Сказка
Гадкий утенок Иллюстрации, Рисунок, Гадкий утенок, Акварель, Карандаш, Длиннопост, Смешанная техника, Птицы, Сказка

Р.s: как мне уже сказали, утенок тут стоит со взглядом на 1000 ярдов и у него флешбек.


Чуть что, инстаграмм: @lorindragon

Показать полностью 2
384

Реальная история «красавицы» и «чудовища»

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

В долине среди Восточных Альп стоит замок Амбрас, известный своим музеем диковинных вещей. Одна из них — вековой портрет Петруса Гонсалвуса. Этот человек с необычайно волосатым телом жил в эпоху Возрождения и проделал невероятный путь от раба до любимца знати. Скорее всего, его супружеская жизнь легла в основу той самой сказки.

Под закат 15 века испанцы окончательно разбили гуанчей — коренных жителей Канарских островов — и установили свою власть на архипелаге. Уцелевшие аборигены стали рабами либо приняли культуру христиан. Десятки лет спустя среди гуанчей обнаружили странного мальчишку, полностью покрытого волосами. Его схватили, посадили в клетку и увезли на материк.

Ребенка воспринимали как животное и даже кормили сырым мясом. Но хотя неординарная внешность и навлекла беду на мальчика, она же спасла его от участи других рабов. В 1547 году невольника преподнесли как подарок французскому королю Генриху II. Тогда ребенку было около десяти лет.

К счастью для раба, за звериным обликом монарх увидел человека и решился на эксперимент. Мальчика освободили из клетки, кормили нормальной едой и главное — воспитывали и учили. Ему дали имя Петрус Гонсалвус. Вскоре он поразил весь двор, овладев несколькими языками и научными знаниями.

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

Петрус и Катрин Гонсалвусы // Йорис Хуфнагель, 1575-1580 гг. // Washington, National Gallery of Art

Учтивый и способный чужеземец стал настоящим любимцем короля. К нему хорошо относились и даже подыскали супругу. Известно, что ее звали Катрин и, судя по сохранившимся портретам, она была весьма красивой. У них родилось около семи детей, четверо из которых унаследовали аномальные отцовские черты.

Петрус Гонсалвус провел 42 года при дворе. После смерти правителя о гуанче и его близких заботилась королевская вдова Екатерина Медичи. Но когда ее не стало, семья Гонсалвусов потеряла защиту и была вынуждена искать покровителей среди других знатных родов. В конце концов их следы затерялись в истории.

В Петрусе и членах его семьи богачи видели чудеса природы, диковинки и считали престижным держать волосатых людей при себе. Художники охотно писали их портреты. Большой поклонник искусства Фердинанд II, правитель Передней Австрии и Тироля заполучил серию картин с Гонсалвусами для своей кунсткамеры в замке Амбрас. Эти портреты сохранились до наших дней.

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

Портреты Петруса и его дочери Маддалены // неизвестный художник, около 1580 г. // Kunsthistorisches Museum Wien

Внешность людей на картинах — не художественное преувеличение. Итальянский ученый Улиссе Альдрованди видел Гонсалвусов собственными глазами и подробно описал их в книге Monstrorum Historia. Он ошибочно считал Петруса представителем расы диких людей из канарских лесов.

Наука того времени ничего не знала о мутациях. Но современные ученые объясняют феномен Гонсалвусов редким генетическим заболеванием — гипертрихозом, которое вызывает избыточный рост волос. В истории описаны десятки подобных случаев. Но «лесной человек» с острова Тенерифе стал первым из них.

Как считают фольклористы, Петрус и Катрин были прототипами главных героев «Красавицы и чудовища». Прямых доказательств этому нет, но сходство сказочного сюжета с историческими событиями очевидно. Кроме того, на старинных иллюстрациях чудовище тоже страдает от избытка волос, что косвенно указывает на связь с Гонсалвусом.

Интересуетесь историей и культурой? Заходите в паблик Lux Arcana.

Источники:


1. The Wild and Hairy Gonzales Family // OpenEdition Journals, 2014.


2. Portraits of Human Monsters in the Renaissance // Medieval Institute Publications, 2018.


3. The real Beauty and the Beast // Smithsonian Channel.

Показать полностью 2
475

Почему у Бабы Яги костяная нога?

Почему у Бабы Яги костяная нога? Фольклор, Баба-Яга, Поверья, Версия, Сказка, История

Убеждался не раз, что многие думают, будто костяная нога приписывается Бабе Яге исключительно для создания более устрашающего образа. Однако немало и таких людей, которые в курсе, что старушка сия — страж границы между мирами живых и мертвых, между Явью и Навью. Являясь символом связи как со смертью, так и с жизнью, она одновременно и жива, и мертва именно в силу пограничья. Из этого легко сделать вывод о том, что бабуся, что называется, одной ногой здесь, другой — там. Поскольку у современного человека скелет ассоциируется со смертью, то костяная, то есть не облеченная плотью конечность является признаком мертвого. На самом деле все обстоит несколько сложнее, то есть такая позиция и верна, и ошибочна. В общем, сплошные дуализмы… Обратимся к традициям разных народов. Во многих сибирских племенах, например, усопшего шамана или шаманку хоронили несколько раз: сначала укладывали на высоком помосте или привязывали головой вверх к стволу верхней части дерева, а через три года собирали кости и хоронили в кургане (реже — сжигали). Для шаманов до сих пор считается очень важным, чтобы погребение производилось без плоти, а в скелетную часть вносились изменения, например, добавление хрусталика в позвоночник или особой косточки.

Трупы рядовых членов племени после сгнивания на открытом воздухе переносили либо туда, где они жили раньше, либо в небольшую пристройку из коры рядом, через некоторое время хоронили в общей могиле. Любопытно, что аналогичный обычай существовал и у американских ирокезов. Нганасаны хоронили детей и подростков завернутыми в шкуру или положенными в деревянный ящик, помещая на вершину столба высотой в человеческий рост. В некоторых районах Японии умершего человека в древние времена хоронили, а по прошествии определенного времени эксгумировали, чтобы перезахоронить кости. В далекой Австралии сооружали постройки наподобие могильных домиков русичей.

У ряда монгольских племен была выделена специальная природная площадка, куда укладывали покойников… на съедение хищникам, а потом собирали кости и устраивали погребальный ритуал. Зороастрийцы тоже помещали посмертное ложе таким образом, чтобы плоть умершего склевали птицы и похоронный обряд совершали исключительно с оставшимися после птичьей трапезы частями скелета. На русском Севере несколько лет назад археологи обнаружили курган, в котором костные останки человека были расположены внутри, так сказать, во чреве обгоревшей до углей деревянной женской фигуры очень больших размеров — длиной около 4 метров. Почему же?

Нам сегодня это может показаться дикостью, но не стоит торопиться с выводами. У подобных действий имелась своя философия и идеология. В древние времена люди иначе воспринимали понятия бренности существования и ее антипода — вечности. Плоть являлась временной оболочкой, а кость, в отличие от нее — связанной с понятиями воскрешения и перерождения души. Таким образом, костяная нога Бабы Яги есть не что иное, как демонстрация причастности к вечному, а не только противоположности жизни и смерти, ведь предки наши глубоко верили в посмертное существование, иначе не оказались бы столь живучими предания о реках Стикс и Смородине.

И, кстати, не часто, но все же встречаются сказки, в которых нога у лесной бабуси — золотая. Надо сказать, что согласно древнейшим поверьям индоевропейцев, как раз в стопе заключалась живая душа человека, точнее, в особой маленькой косточке, расположенной там и спрятанной под плотью. Отсутствие плоти на ноге указывало на то, что обладатель подобной конечности — не человек, а дух.


Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/37950/

Показать полностью
119

"Режиссерская версия"

Не так давно нашёл старую книгу "Народные русские сказки". Начали читать известную сказку "Репка". Такой версии я ещё не видел.

"Режиссерская версия" Сказка, Фольклор, Длиннопост
"Режиссерская версия" Сказка, Фольклор, Длиннопост

Вогнало в стурпор не про "сучку" а про эти криповатые безхозные ноги(!).

Качество фоток дно, снимал на тостер. Всех с выходными и побольше сучек!)

Показать полностью 1
51

Русские сказки и их изнанка: "гуси-лебеди"

Сюжет этой сказки знаком многим: сестрица, заботам которой поручен братец, заигралась, и мальчика унесли в неизведанные края гуси-лебеди. Таким образом, все события строятся на том, что героям необходимо найти друг друга и вернуться в родительский дом.


Это очень простая сказка, которую читают детям, чтобы они слушались взрослых и не нарушали запретов. Но в ней заложены не только родительские наставления. На самом деле мораль - всего лишь первый уровень восприятия сказки. Есть еще и другой уровень: фольклорный или семиотический, то есть знаковый.


Известно, что славяне делили мир на обыкновенный и иной, населенный душами предков. Древний человек глубоко почитал своих прародителей, так как те обладали сакральными знаниями об устройстве всего окружающего мира. Именно поэтому, чтобы вступить во взрослую жизнь, молодые люди должны были пройти определенные испытания, которые давались им предками и носили обрядовый характер.


Подобная идея проигрывается в большинстве волшебных сказок русского народа. Так, в сказке «Гуси-лебеди» дети проходят такой обряд, попадая в иной мир к Бабе-яге.

Русские сказки и их изнанка: "гуси-лебеди" Сказка, Гуси-Лебеди, Фольклор, Дети, Символизм, Длиннопост

За темные леса, зеленые луга и широкие реки уносят младшего братца от забывчивой сестрицы в мир духов волшебные птицы гуси-лебеди. Но птицы эти – не обычные пернатые, а человеческие души, которые издавна представлялись славянам в образе птиц. Они летают по небу, курсируя между миром живых и миром мертвых. Их белоснежный цвет символизирует невинность, прозрение и новое начало, которое должно наступить в жизни человека. Кроме того, образ этих птиц связан с водой как со сферой, разделяющей жизнь и смерть. Также считается, что лебедь может символизировать течение этой воды.

Сестрица Машенька добирается вслед за братцем немного другим путем: через поле и речку. О том, что она попадает в потусторонний мир, свидетельствуют некоторые факты. На своем пути девочка встречает молочную реку с кисельными берегами, которая является ничем иным, как Млечным путем на небесном склоне. То есть Машенька, подбегая к такой реке, в понимании славян, оказывается непосредственно в мире небесном, но никак не земном. Также мы знаем, что молоко означает первоначало и жизненные истоки. А это указывает на то, что девочка вступает в новый жизненный этап. Кисель же у древних славян являлся необходимым блюдом на поминках. Отсюда и получается, что, с одной стороны, река в этой сказке символизирует перерождение, а с другой – указывает на близость царства мертвых.


Находит своего братца Машенька в избушке Бабы-яги (персонажа неоднозначного, о роли которого в жизни славян мы поговорим чуть позже). Старуха прядет кудель и передает эту работу нежданной гостье. Что тут происходит? Этот эпизод с куделью явно символизирует идею прядения и прекращение жизни (помните, в древнегреческой мифологии есть мойры, богини судьбы, которые тоже прядут нити жизни и перерезают их, когда понадобится). Но Машенька, воспользовавшись помощью мышки, которая взялась за её работу, берёт своего братца и благополучно сбегает с ним из царства мертвых, тем самым проходя испытания, которые ей были даны предками.

О том, что герои сказки все-таки возвращаются в мир живых, мы понимаем, опираясь на описание тех действий, которые они совершают. Так, прятание сестрицы и братца в печи означает их перерождение (материнский символ), а о том, что дети усвоили ценный урок и стали умнее, говорит тот факт, что они съели яблоко – символ мудрости.

Автор: Ульяна Нежинская
Показать полностью
28

Ведьмак на сцене театра

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как будет выглядеть музыкальная постановка Ведьмака на сцене в театре? Геральт будет петь и танцевать? Будут ли волшебство, монстры и романтика?

В ноябре 2017 года в Гдыне, север Польши, в Teatr Muzyczny прошла постановка мюзикла по знаменитой франшизе. Шоу, названное просто Wiedzmin (как и оригинальное название для серии книг Анджея Сапковского), будет проходить на главной сцене в течение четырёх дней ноября, января, февраля и марта.


Помощник режиссера, Paweł Bernaciak, рассказал, что на сцене будет до 51 человека, в том числе актеры, танцоры, акробаты, а также полный оркестр в яме под сценой. Герои - Геральт, Цири и Йеннифер должны сыграть свою роль в адаптации пяти коротких рассказов Ведьмаков из книг «Последнее желание» и «Меч предназначения».


Аutor: Łukasz Rudziński

Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Ведьмак на сцене театра Новости, Ведьмак, Анджей Сапковский, Сказка, Фольклор, Книги, Фэнтези, Театр, Видео, Длиннопост
Показать полностью 7 1
289

Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке

Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост
Нам всем хорошо знакомы сказки Шарля Перро и братьев Гримм о бедной девушке, чья мать умерла, а мачеха била и угнетала падчерицу. Затем девушка отправляется на бал, где теряет туфельку, которую находит принц. Эта история прошествовала через много тысячелетий, облетела множество народов. Но о чем она на самом деле? Похожа ли настоящая история Золушки на сказку? Мы проверили десятки сказок разных народов о Золушке и нашли кое-что по‑настоящему жуткое.

«Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв.еках, то есть близко к нашему времени.


Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

«Золушка» — один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.


Где мать Золушки? Ее съели!

Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост

Одним из важнейших образов в сказке «Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.

Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.

В греческой версии «Девка-на-насесте» (Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: «Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.

Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut («Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма (поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.


Нарушение волшебного запрета

Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост
В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка «Пепелюга» (Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):
На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре (сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.

Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.

Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка «Злая мачеха» (J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.

Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост

Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями (голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.

Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.


Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост

Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки «Тэм и Кэм» (Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.

Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.

Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах «Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей «Крошечка Хаврошечка».


Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке «Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской «Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.

Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.

Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке «Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи «нижнего мира»: мышь, жаба и другие.

На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.

В итальянской сказке «Золушка» (Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.

Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина (орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи
Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке Золушка, Братья Гримм, Сказка, Фольклор, Мифология, Крипота, Каннибализм, Шарль перро, Длиннопост

Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.

В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке» (Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки «Золотая туфелька».

Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле (1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.

А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.


Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.

Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…

В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Анастасия Максимова


Источник: https://www.cosmo.ru/lifestyle/stil-zhizni/zhertvoprinosheni...

Показать полностью 7
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: