Лидер "Москва", единственный бой

Лидер эскадренных миноносцев — подкласс торпедно-артиллерийских кораблей, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине XX века. Термин «лидер флотилии» впервые появился в британском флоте в годы Первой мировой войны и обозначал крупный эсминец, приспособленный для размещения командира флотилии со своим штабом, и превосходящий обычные эсминцы размерами, скоростью и вооружением. Советская военно-морская классификация определяла лидер, как корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с большей скоростью и усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев.


История корабля

Лидер "Москва" был заложен 29.10.1932 г. на заводе № 198 в Николаеве, спущен на воду 30.10.1934 г., вступил в строй 10.08.1938 г. и практически сразу,  в ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В следующем году 19 - 23 октября "Москва" нанесла еще один визит в Турцию.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ, Чтобы помнили, Погибшие, Видео, Длиннопост, Эсминец, Москва

К 22 июня 1939 года была проведена реорганизация соединений надводных кораблей Черноморского флота: лидер "Москва" вошел в состав 3-го, а "Харьков" - 2-го дивизиона ОЛС.

Война застала "Москву" в Севастополе, куда она вернулась после состоявшихся в начале июня учений. 25 июня 1941 года, согласно приказу наркома ВМФ, Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Констанце - порту и главной базе румынского флота. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ, Чтобы помнили, Погибшие, Видео, Длиннопост, Эсминец, Москва

Первоначально лидер "Москва" был включен в группу поддержки (крейсер "Ворошилов" - головной). В ударную группу входили лидер "Харьков" и эсминцы "Смышленый" и "Сообразительный". Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т.Д. Новикова. Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили "Москву", а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь в девятом часу вечера лидеры "Харьков" и "Москва" смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль.

На траверзе Херсонесского маяка оба лидера убрали параваны и со скоростью 28 узлов легли курсом 315° на Одессу. С наступлением темноты в 21.15 лидеры изменили курс и направились к Констанце. В 01.47 26 июня корабли приблизились к границе опасной в минном отношении зоны и, сбавив ход до 24 узлов, поставили параван-охранители. Использование этих параванов, согласно инструкции, ограничивало скорость движения до 21 узла, однако лидеры запаздывали к назначенному планом времени и вынуждены были идти с более высокой скоростью.

Из-за превышения скорости хода в 4.26 лидер "Москва", шедший концевым, потерял правый параван в 23 милях от Констанцы (по счислению, на самом деле в 2 - 3 милях ближе, то есть находясь на румынском минном заграждении S-9). Поскольку в 4.58 шедший головным "Харьков" также потерял правый параван, по приказу командира ударной группы Романова "Москва" заняла место головного.

В условленное время - 5.00 - оба лидера повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов. Через две минуты корабли вышли в точку поворота на боевой курс и развили ход 28 узлов. Лидер "Москва" открыл огонь главным калибром с третьим залпом "Харькова" - пятиорудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

В 5.04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы "Реджина Мария" и "Мэрэшти", несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи "Тирпиц". Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от "Москвы", второй двухорудийный - уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл "Москву" с недолетом 1 - 1,5 кбт. С лидера "Харьков" на "Москву" поступил сигнал по УКВ об отходе.

"Москва", прекратив в 5.12 огонь и поставив дымзавесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А.Б.Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. При маневрировании был потерян и левый параван. В кильватер "Москвы" противоартиллерийским зигзагом шел лидер "Харьков".

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ, Чтобы помнили, Погибшие, Видео, Длиннопост, Эсминец, Москва

В 5.20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на "Москву". С "Харькова" передали на "Москву" приказание: "Буки ("Больше ход"). Идти прямым курсом".

Но через минуту в момент уклонения от торпед вправо над "Москвой" поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде.


Командир "Москвы" капитан-лейтенант А.Б. Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит - батальонный комиссар Г.Т. Плющенко погиб. Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе.


Дальше события на корабле развивались очень быстро. Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии младший инженер-лейтенант Н.Т.Николаев, увидев сильную вспышку пламени при взрыве, приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.

Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В.М.Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии главстаршине М.А.Лукину. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.


Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л.И. Приваленков подал команду: "Покинуть корабль". Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: "Всем наверх".

Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав "Москвы" спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8 - 10 минут после взрыва в точке с координатами 44°02' с.ш. и 28° 50' в.д. на глубине 40 - 45 м.


Так, первый бой лидера "Москва" в Великой Отечественной войне стал для него и последним.


Существует несколько версий причин гибели лидера "Москва". Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир - капитан-лейтенант И.А. Каракай - не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп.

На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек.  Подошедший лидер "Харьков" остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа "Москвы". Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки.

Лидер "Харьков"

Он относился к типу лидеров эскадренных миноносцев как и "Москва". Эта серия строилась в 30-х годах, и все корабли в ней получали наименования по названиям столиц сталинских республик. Все. Но два исключения все же были - «Ленинград» и «Харьков». На момент закладки последнего Харьков действительно был столицей Украины. Но когда он вступал в строй, центр республики уже переместился в Киев. Более того, был заложен и однотипный с «Харьковом» «Киев», но вступил в строй под названием «Баку». Об этих лидерах в другой раз.

Лидер "Москва", единственный бой Вторая мировая война, ВМФ, Чтобы помнили, Погибшие, Видео, Длиннопост, Эсминец, Москва

К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца). Погибли около двухсот членов экипажа. Командир "Москвы" А.Б. Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда "Буревестник" под Одессой, командуя взводом разведки. А.Б. Тухов погиб в бою с противником 5 марта 1942 года близ села Головановск на Буге.


Спустя 30 лет поисков лидер "Москва" был найден. Съемки дайверов.

Установлено 214 фамилий погибших, 66 фамилий попавших в плен 26 июня 1941 г. и двух моряков, поднятых на лидер "Харьков".Кроме того остается под вопросом факт спасения еще трех моряков (нет документов из АВМД), а судьба трех числящихся погибшими согласно найденных в последнее время документов также неясна( были они в этот день на корабле или нет).

Вторая Мировая

4.1K постов8.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир - капитан-лейтенант И.А. Каракай - не знал о предстоящей операции против Констанцы и, приняв советские корабли за румынские, произвел двухторпедный залп.

ППЦ

раскрыть ветку (5)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ложь и пиздеж перестроечной эпохи. У нас тогда любили разоблачать стррашную правду. В частности, напиздели о том, что якобы в в рейде на Констанцу Щ-206 утопила "Москву", и потом сама была потоплена "Сообразительным". Мол, вот так совки воевали - сами себя перебили по глупости.

Факты таковы, что Щ-206 была нарезана позиция у порта Мангалия, примерно в в 30 милях от самой Констанцы. Видеть корабли набега на таком расстоянии она не могла, и даже если бы "рванула" к их местонахождению в 5 часов (начало артудара), то для прохождения этого расстояния даже надводным ходом ей понадобилось бы более 2-х часов, "Москва" же взорвалась в 5.21, а "Харьков" наблюдал первый след торпеды в 6.43. Кроме того, лодка вышла на связь через 2 дня - 28 июня, указав в сообщении, что кораблей противника она не видела. По данным противника «Щ-206» была потоплена румынскими кораблями 9 июля 1941 г. в 8 милях восточнее Мангалии. На дне в 8,5 милях северо-восточнее Мангалии в точке с координатами 43°53.006' N/ 28°46.757' E был обнаружен объект, который может быть затонувшей «Щ-206».

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Но доподлинно неизвестно, что это именно Щ-206. Была озвучена всего лишь версия. Да, неприятная.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Уже доподлинно известно, что это НЕ она.

Версия об атаке Щ-206 никогда не подкреплялась ничем, кроме умозрительных заключений о том, что она была вроде бы неподалеку и погибла вроде бы тогда же. Архивные документы советского и румынского ВМФ не изучались - а нафиг надо, главное - обвинительный пафос. Даже элементарный расчет времени не проводился.


Это придумал конкретный человек - Александр Борисович Широкорад. Он - мудак в жизни и в науке. Хотя его вклад в историческую науку бесспорен - он был один из первых, кто начал изучать и популяризировать историю советского флота, артиллерии, ракетной техники и т.д. военного и послевоенного времени. Его справочники и работы, появившиеся, когда не было вообще нихрена, были бесценны. К сожалению, на поверку в них оказалось мало исторической правды и много недобросовестного вымысла. Но в свое время они пошли в народ, и выкорчевывать этот мусор из голов интересующейся публики добросовестным историкам придется еще очень долго.


Лодка не могла находиться у Констанцы. Она имела задачу быть у Мангалии. Это 30 миль к югу. Для "щуки" - 2 часа полного надводного хода. Даже если бы Каракай, заметив за горизонтом взрывы, оставил позицию и пошел к Констанце (накой ему это надо?), он никак не успевал торпедировать "Москву" через 20 минут после начала боя.


Далее, после гибели "Москвы" отряд отходил ходом до 28 узлов (вначале на 28 узлах, потом на "Харькове" сели котлы, ход упал до 14 узлов). Неизвестная лодка якобы атаковала "Харьков" и была потоплена "Сообразительным" в 6.43 как раз после снижения хода. Как "щука" могла преследовать корабли, идущие на 28, да даже на 14 узлах? У нее подводный ход - максимум 9, надводный - 14.


Наконец, самое главное. Уже сильно после широкорадовского высера были подняты архивные документы, в которых Каракай вышел на связь 28 июля и доложил, что никого не видел. А румыны рассказали, как они топили лодку 9 июля там, где ей и положено было быть - у Мангалии. И наконец ее там, похоже, нашли. В 8 милях от Мангалии, сильно на юг от пути отхода наших.


Вот эти бредни Широкорада:

"По плану наши корабли должны были пройти между позициями подводных лодок «Щ-205» и «Щ-206» в нескольких километрах от краев районов их действий. Но можно было и сообразить, что для зарядки аккумуляторов подводная лодка «Щ-206» выйдет из своего района, чтобы не засветиться противнику, и отойдет на север [схуя ли ей идти на север?]...  Сообщить о рейде на «Щ-206» или передислоцировать ее в другой район никто не подумал. В итоге произошла трагедия — «Щ-206» торпедировала «Москву» и сама погибла от глубинных бомб эсминца «Сообразительный» [гоняясь за "Харьковым" на 28 узлах, да]... В послевоенное время в ходе контрольного траления района Констанцы были обнаружены корпуса лидера «Москва» и подводной лодки «Щ-206». Поднять их было проще простого, лидер «Москва», например, лежал на глубине всего 40 метров. Но из Москвы поступил строжайший запрет даже на их осмотр водолазами. [чобля?]"

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я совсем не против того, что бы правда выплыла на поверхность. В интернете столько понаписано и я публикуя эти посты хожу по тонкому льду. Пытаюсь перепроверять источники, сопоставляю по возможности. Если не затруднит -  ваш источник укажите для ознакомления.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В первую очередь, Морозов. Он работает в архивах, в отличие от.

Морозов М. Э., Кулагин К. Л. «Щуки». Легенды Советского подводного флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 176 с. — (Арсенал коллекция). — ISBN 978-5-699-25285-5.

Плюс румынские публикации, как и где они нашли "Москву" и Щ-206.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку