43

Личный опыт: я собрал кабину самолёта у себя дома

Наш герой — Николай из канадского Галифакса, 65-летний программист на пенсии. Он так любит летать, что собрал симулятор кабины самолёта у себя дома. Вот как это у него получилось.

Как возник интерес


Я всегда интересовался авиацией, с детства читал книги про самолёты, всегда с удовольствием летал куда угодно. А когда-то даже прыгал с парашютом. В 1997 году, уже живя в Канаде, я узнал про планёрный клуб, записался на занятие с инструктором, а через полгода совершил свой первый самостоятельный полёт. И с тех пор больше десяти лет регулярно летал на планёре.


Клуб просуществовал до начала десятых, но с каждым годом членов становилось всё меньше и меньше. Кто-то терял интерес, было и несколько катастроф. Для владельцев держать планёры и платить за их обслуживание и страховку стало экономически невыгодно, и в начале десятых годов они решили закрыть клуб.


Других площадок с планёрами поблизости не было. У тех, кто хотел продолжать полёты, оставалась возможность пойти к соседям — в клуб, где летали на настоящих самолётах. Но условия там были более строгие — от пилота требовалось подтверждать квалификацию каждый месяц. Пропустил полёты и не выходил из дома? Значит, будь добр оплатить полёт с инструктором, и только после него тебя допустят до самостоятельного пилотирования. К тому же если с планёрами цена вопроса была $5–10, то в клубе с настоящими самолётами просили уже $150 за полёт, а это дорого. За год выходила приличная сумма, и я отказался от этой идеи. Но летать по-прежнему хотелось, тогда я и вспомнил про симуляторы.


В 1982 году компания Microsoft выпустила Microsoft Flight Simulator, потом выходило ещё много версий — Flight simulator — 97, Flight Simulator X, а около двух лет назад — Microsoft Flight Simulator 2020. Существуют и другие решения, правда, на том же коде программы от Microsoft. Симулятор Prepar3D разработала американская военно-промышленная компания Lockheed Martin, которая создаёт оборудование и программы для авиации. Программа используется для обучения военных и гражданских пилотов, но она доступна и для любителей.


На моём компьютере стоял Flight simulator — 97 ещё с 1997 года, с моих самых первых полётов в клубе. Я там пробовал летать на том же планёре, которые были у нас. Выяснилось, что на настоящем летать легче.


Применять такие симуляторы можно и без специального оборудования. Как правило, новички сперва покупают джойстик с педалями, а потом втягиваются и хотят большего погружения. Когда наш клуб закрылся, я уже знал про людей, у которых дома не просто джойстик — а целая система. Мне захотелось собрать что-то подобное. Дочка уехала учиться в Австралию, дома появилась свободная комната, и я начал изучать тему.


Сколько стоит кабина самолёта


Собирая свой домашний самолёт, важно помнить, что купить можно всё что угодно. Имеет значение только то, насколько близкий к настоящему опыт «пилотирования» вы хотите получить, ну и сколько у вас есть денег.


Для многих людей вполне достаточно небольшой системы, которая копирует управление лёгкого самолёта. Покупаешь штурвал, подключаешь его через кабель USB, и всё работает. Если хочется почувствовать опыт полёта на настоящем лайнере, можно добавить переднюю панель с мониторами, приборами и переключателями.


На рынке есть множество компаний, которые производят оборудование специально для любителей симуляторов. Таких покупателей на рынке как минимум несколько десятков тысяч человек. Специально для них, например, работает канадская компания Flightdeck Solutions.


Подобные компании есть и в Европе, причём в разных странах — Германии, Италии, Испании, Нидерландах. Там можно купить всё необходимое. А если хочется деталей с настоящего Боинга, их всегда можно найти на ebay, правда, с ними потом много забот, всё-таки фрагменты настоящего самолёта нужно переделывать под симулятор. Готовые кабины «под ключ» можно купить с доставкой до дома и сборкой. Правда, стоить это будет от $150 тысяч.


Разобравшись, я сразу захотел себе большую систему. Купить такую у меня бы не вышло — слишком дорого, но ведь можно собрать своими руками. Для её создания нужно обладать навыками инженера и слесаря, уметь программировать, разбираться в электронике. Мне повезло, у меня был весь нужный набор компетенций. Ещё в 1980-х в СССР я был старшим лаборантом в научно-исследовательском институте, работал с электроникой. Поэтому замерить данные, разобраться, подключить и припаять — для меня не проблема.


Где искать комплектующие


Самая популярная модель для сборки симулятора — Боинг-737. Это один из самых распространённых самолётов. Их так много, что для него очень легко найти комплектующие. Я тоже остановился на этой модели, но, кроме доступности деталей, для меня важна философия.


Боинг — более народный самолёт, люди выбирают его, так как им нравится, что компания даже в последних моделях не отказывается от штурвала. Её принцип — самолётом управляет пилот, а не компьютер. Мне эта идея нравится: когда крутишь штурвал, ты чувствуешь, что от твоих действий что-то зависит, что ты действительно управляешь судном, а не просто вбиваешь в бортовой компьютер нужные координаты.


Недалеко от меня живет ещё один любитель симуляторов — пилот авиакомпании Air Canada, но он собирает не Боинг, а модель Аэробуса. Легче всего найти любителей симуляторов на специальных форумах. Именно на таких я искал информацию, задавал вопросы — это помогло собрать кабину дешевле. Например, ты ведь не можешь просто купить агрегат управления двигателем от настоящего самолёта — это такой прибор, который в настоящем самолёте отвечает за подачу топлива. Нужно, чтобы он был переделан под симулятор. Готовый обошёлся бы мне в $10 000. Свой я купил на ebay всего за $1000, а затем отправил его знакомому с форума, у которого уже был опыт в переделке. Всего за $1500 он мне поставил необходимые сенсоры и датчики, а чтобы это всё вместе работало, я сам написал программу. Уложился в $3000.Важная часть симулятора — это изображение, картинка, которую вы будете видеть через мониторы-«иллюминаторы». Некоторые ставят телевизоры с высоким разрешением, я решил этот вопрос через систему проекторов. Три проектора и большой экран из плотного картона на 220 градусов. То есть если я сижу в симуляторе и смотрю вперёд, я даже боковым зрением не вижу комнату — полное погружение.


А ещё можно добавить систему, которая имитирует движение кабины, — поставить свой симулятор на специальную движущуюся платформу, которая будет раскачиваться от движений. У меня такой системы нет, но в сиденьях установлены вибромоторы, поэтому я ощущаю толчки при посадке.


Я так иногда развлекаюсь: взлетаешь над облаками, фиксируешь самолёт, чтобы он шёл ровно, только покачивался от воздуха, и откидываешься в кресле. В такие моменты возникает полная иллюзия полёта на настоящем самолёте.


Сколько всё это стоило


Теперь у меня дома полноценная кабина Боинга-737. Я собирал её 10 лет, на весь проект ушло около $40 000 — не так уж и много, если учитывать, как всё это распределилось по времени. По затратам в год выходило не дороже, чем слетать куда-нибудь в отпуск. Забавно, но самой дорогой покупкой за всё время оказались кресла — оригинальные, с настоящего Боинга. На ebay с доставкой они обошлись в $4500.


Близкие к моему увлечению отнеслись с пониманием: у каждого свои интересы. Все эти годы я веду блог, в котором подробно документирую свои технические решения — это моя документация. Большую часть основных работ я выполнил ещё восемь лет назад. Со временем всё забывается, иногда нужно посмотреть и напомнить себе, что и как я там устроил. Я доволен системой, которую создал, но, конечно, всё всегда можно улучшить. В будущем я хочу уделить больше внимания центральной панели между креслами. Там находится радиомодуль, я им практически не пользуюсь. У меня есть аудиозапись переговоров, и компьютер крутит её по кругу, для антуража. Я знаю, что другие пилоты регистрируются на специальных сайтах, там можно имитировать переговоры с диспетчером: когда ты заходишь на посадку в определённый аэропорт, диспетчер тебе отвечает. Но меня такое пока мало волнует. Мне интересны сами полёты.


Тут, конечно, тоже всё на вкус и цвет. Кто-то любит, например, в реальном времени лететь вокруг света. Тогда, чтобы пересечь Атлантику, нужно просидеть в кабине восемь часов. Ещё и ничего не видно, кроме воды и облаков. Мне другое интересно. Я предпочитаю живописные горные местности с красивыми и сложными заходами на посадку, например районы Инсбрука и Зальцбурга в Австрии. Также хороши аэропорты островов Средиземного моря и Канар. Или можно к дочке «слетать», в Австралию. Районы полётов не ограничены — в распоряжении симуляторщиков — весь земной шар. Стараюсь заводить симулятор пару раз в неделю.


https://www.sravni.ru/text/lichnyj-opyt-ya-sobral-kabinu-sam...