117

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная).

Здравствуйте, товарищи! Нет, сей пост не про цыган и не про свидания. Не прошло и года... Ладно, прошло больше года с последнего моего поста про японские моторы. Один из моих подписчиков (@CC2608, передаю тебе привет) напомнил мне, что я не закончил эту серию и, следовательно, мне надо исправиться. Исправляюсь. Итак, сегодня у нас в студии двигатель производства компании Mazda - 13B-REW, встречайте!

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Вы спросите меня: "А где, собственно, двигатель? Тут вон турбина, генератор, трубы... Двигатель-то где?"

Итак, по порядку. 13B-REW самый необычный двигатель в этой подборке. Это роторно-поршневой двигатель Ванкеля. У него нет клапанов. У него нет поршней в привычном смысле этого слова. У него нет ГБЦ. В разборе это выглядит примерно так.

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Конструкция. Ничего не понятно, да? Какие-то треугольники, овалы. Треугольники это роторы. Шестерни рядом с треугольниками справа - статоры. Коленвал лежит к нам ближе всего. Цилиндры в которых двигаются роторы - на заднем плане.

Вместо поршней здесь роторы в виде треугольников Рело. Вместо маслосъемных и компрессионных колец здесь апексы на углах треугольника. Внутри ротора имеется шестерня, которая двигается по статору (статор жестко закреплен). Ротор сидит на коленвале (он же эксцентриковый вал). Внешние стенки ротора двигаются по внутренним стенкам цилиндра. Механизма газораспределения нет. Можно сказать, что двигатель состоит только из блока цилиндров. Работает это все так:

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Как мы видим, все такты здесь происходят в одно время. Пока идет впуск, в это же время в другой "камере" идет сжатие, в следующей рабочий ход, а в последней выпуск. Для тех, кто хочет знать больше - есть видео.

Итак, мы теперь разобрались (я надеюсь), как работает данный агрегат. Стоит упомянуть, что свечи здесь тоже две. Причем вторая включается с небольшой задержкой, чтобы обеспечить вращение ротора.

Технические характеристики:


1. Двухсекционный мотор


2. Объем 1.3 литра (отсюда 13 в названии). Только это не совсем те самые "литры", которые можно обнаружить в обычном поршневом двигателе. Если вам нужно конкретное сравнение - то это примерно 2.6 литровый поршневой двигатель.


3. Две турбины Hitachi HT-12. Работаю последовательно, одна работает до 4500 RPM, вторая подключается дополнительно ко второй после этого значения


4. Мощность - 280 л.с.


5. Вес двигателя без турбин - 120 кг

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Чем известен? Да это же двигатель Ванкеля! Своей необычной конструкцией он, собственно, и известен. Тут следует пояснить, что так массово роторно-поршневые двигатели производила лишь Mazda. Инновационной мотор, который избавился от газораспределительной системы. Но не так все просто. У него было и множество недостатков, но о них отдельно. И да, где вы видели двигатель способный выдавать 300+ лошадиных сил, который размером примерно со свою же коробку передач?

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

История двигателя. Изначально РПД был разработан инженерами компании NSU Motorenwerke (канула в лету в 1969 году) Вальтером Фройде и Феликсом Ванкелем. Впервые РПД устанавливался на NSU Spider:

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Однако главная проблема всей конструкции - малый ресурс. Первые двигатели ходили всего 50 тысяч километров. После чего - на ремонт. Ладно, а как Mazda примазалась к РПД? Все просто: NSU, Citroën и Mazda в шестидесятых образовали совместное предприятие Comotor, которое как раз и производило РПД. Впоследствии первые две компании слились, а Mazda продолжила развивать идею, пытаясь поднять ресурс двигателя до приемлемого. Развитие двигателя было тесно связано с моделью Mazda Cosmo. Благодаря грамотному маркетингу и инженерным способностям компании автомобиль стал легендарным. С каждым годом двигатель модифицировался, а сама марка стала ассоциироваться с этим двигателем и инновационными технологиями в моторостроении.

В 90-х годах был достигнут определенный максимум - в Mazda Cosmo появились 13B-RE, 13B-REW и 20B-REW (трехсекционник - не менее легендарный брат 13B-REW, однако более дорогой и менее массовый). Потом конечно были двухтысячные. Нужно было снижение потребление топлива, выбросов и все в таком духе. Это был 13B-MSP Renesis (ставился на RX-8). Серийно производился до 2012 года, сейчас его делают только для гонок. В каком то смысле - РПД сейчас вышли из популярности, однако Mazda недавно заявила, что разрабатывает новое поколение двигателя для работы на водороде. А также представила новый концепт-кар RX-Vision:

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Куда ставился? Начнем с упомянутого выше Mazda Cosmo (серия JC). На него ставился 13B-RE (c 1990 по 1996 год) - младший брат 13B-REW, отличие было в больших боковых отверстиях и других турбинах. Вместо одинаковых стояли одна большая и одна маленькая. 13B-REW ставился на легендарную Mazda RX-7 с 1992 по 2002 год. На мой взгляд, RX-7 одна из пяти легендарных японских машин 90-х годов, если брать по одной от каждого производителя. То есть это Toyota Supra, Nissan Skyline GT-R, Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza WRX и наконец Mazda RX-7.

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Плюсы и минусы. Как и у всех роторно-поршневых двигателей можно отметить следующие плюсцы.

1. Высокая удельная мощность (л. с./кг) в силу того, что масса движущихся частей в РПД гораздо меньше, чем в аналогичных по мощности поршневых двигателях.


2. Высокие динамические характеристики: на низкой передаче возможно без излишней нагрузки на двигатель разогнать машину выше 100 км/ч на более высоких оборотах двигателя (8000 об/мин и более);


3. Один цилиндр двигателя выдаёт мощность в течение трёх четвертей каждого оборота выходного вала. В отличие от четырёхтактного поршневого двигателя, который выдаёт мощность только в течение одной четверти каждого оборота выходного вала.


4. Низкий уровень вибраций


Минусы:


1. Недолговечность. Если двигатель беречь и заботиться пройдет 250 тысяч километров (в теории, на практике ни разу о таком не слышал - обычно до сотни в России редко кто доезжает), но это его предел - потом его нужно капиталить. Обычно сначала он перестает заводиться на горячую. Да и уплотнители долго не живут.


2. Склонность к перегреву.


3. Сложность изготовление и дороговизна запасных частей.


4. Жор масла. До литра на 1000 км. А если вы хотите, чтобы двигатель дожил хотя бы до 150 тысяч, то менять масло надо каждые пять тысяч километров.


5. Требовательность к бензину (особенно актуально в российских реалиях)

Легендарные японские моторы. Часть V (заключительная). Mazda rx-7, Mazda RX-8, Длиннопост, Видео, Длиннотекст, 13b-Rew, Гифка

Вывод. Непростой, хрупкий механизм, способный однако на очень многое. В целом хорошо подвержен тюнингу. Двигатель и автомобиль для исключительно компромиссных автовладельцев, которые понимают недостатки и достоинства данного мотора. Для многих роторно-поршневой двигатель это сродни религии. Кстати, если вам интересно, то вот видео, как гоняет Mazda с четырехсекционным двигателем (производился в малых количествах для гонок). А также есть один псих заграницей, который сам спроектировал и построил четырехсекционный двигатель на базе 13B-MSP.

Найдены дубликаты

+6

АвтоВАЗ тоже вполне себе выпускал массово РПД. Ну как массово. Больше одного.

раскрыть ветку 5
+1

Но это была копия двигателя NSU. Создана без лицензии.

Его и сейчас купить можно.

https://www.shop.autotc.ru/index.php?razdel=vaz/2101/dvigate...

0

Была модель семёрки или пятёрки с РПД, спецом для КГБ вроде.

раскрыть ветку 2
+1
Восьмера же с ванкелем была?
раскрыть ветку 1
0
У них даже заявленный ресурс был больше 50к
+4
В моторах не разбираюсь, но увидев вот это

Нет, сей пост не про цыган и не про свидания.


почитала с удовольствием

+2

Автор, а как же honda F20C (f20C1) 2л мотором выдающим 240 л.с. в стоке (honda s2000)? Мне кажется мотор мене легендарный?

раскрыть ветку 2
+5
Это серия статей о "попсовых" легендарных моторах. Те, о которых каждый четкий пацанчик может рассказать, а ты тут со своей Хондой, и мотором попавшим в Книгу рекордов Гиннеса.

Главное что Хонда ставит рекорды раз за разом, и де факто, в топах самых лучших моторов мира лидирующее место занимают моторы Хонды, и о том что эти моторы действительно вечные, культовые и валят знают я ты, да еще небольшая группа людей, действительно сведущая в этой тематике, и этого достаточно. Это даже хорошо, что моторы Хонда не такие попсовые, к примеру как JZ, RB, а то если бы каждый тупой сракер так же кончал на моторы Хонда, мне было стыдно называться Хондаводом))))

раскрыть ветку 1
0
А хондовские АКПП? Когда была серия постов про автоматические коробки на пикабу, хондовскую АКПП тоже обошли стороной.
+2

@BlackAsianJew, выходит больше не будет таких постов?(весьма годные получаются)
Из-за чего именно малый ресурс двигателя, какие элементы не выдерживают?

раскрыть ветку 8
+5

У меня была идея сделать серию постов об американских восьмерках. Тоже материал был, может освою в ближайшее время :)
К тому же я охватил не все японские моторы заслуживающие внимания.

Не выдерживают апексы, изнашиваются стенки цилиндров, уплотнители страдают (которые между стенками цилиндров), со свечами проблемы бывают.

раскрыть ветку 6
+3

Ездил я на рыксе восьмой с движком HP... как же она классно рулилась... казалось, что только силы мысли достаточно, особенно после внедорожника. По-своему интересный аппарат и весьма необычный для своих годов.

Иллюстрация к комментарию
+1
Я рад, что ты дописал :)
Осталось мне дописать начатое
+1
Буду ждать с нетерпением следующих постов :)
Спасибо за разъяснение.
0
А существует ковка или какие то варианты лечения некоторых заводских проблем?
Или только замена двигателя?
раскрыть ветку 2
0

Там вся проблема с уплотнениями. У обычного поршня - кольца, у ротора уплотнения в вершинах, уплотнения по бокам, по углам.

Иллюстрация к комментарию
+2
Да, хорошее было время)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
0

По-моему, у этого аппарата трёхсекционный стоял? :)

раскрыть ветку 2
0
Википедия говорит про R26B
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Mazda_Wankel_engine#R26B
Трёхсекционный он или нет я не знаю
раскрыть ветку 1
+1

(с) "Нет, сей пост не про цыган и не про свидания" ...

Иллюстрация к комментарию
+1
Странно, но автор почему то обошел двс в виде UZ серии все таки как и JZ эти движки побывали почти во всех машинах мира, вклбчая геленваген и бмв в виду большого момента.
раскрыть ветку 2
-1

Я ранее в комментариях писал про то, что хотелось уделить внимание всем японским маркам поровну.

раскрыть ветку 1
0
Да тут внимание то по двс, так как остальные производители особо не прославились.
0

Чем 1UZ-et не легенда ? Одна из самых надежных V-ешек. Так же уникальный в своем плане 1GZ-FE

0

Если я не ошибаюсь на Cosmo ставили трехсекционный ротор а не двух как на рх-7,8.

Хотя я не уверен во всех ли кузовах был трехсекционник или нет.

0

Всё? а как же vtec?

http://cs4.pikabu.ru/post_img/2015/09/01/6/1441097095_1865108456.webm

0
Жор масла обусловлен подачей оного в камеру сгорания, в данном случае "жор масла" звучит как жор бензина. Ренезис вполне себе ездит на 92. Рекорд пробега 13b-rew 420к вроде. А еще он участвовал в ле мане, а потом был там запрещен, хотя там вроде был 20b
0

@BlackAsianJew, а пост про хондовские K-20 и т.д будет?

раскрыть ветку 1
0
Хочу еще про j30))
0

Сейчас эти RX-8 очень популярны под свап, кроме двигателя авто имеет весьма необычный кузов (я о дверях), но и в целом  кузов даже сейчас выглядит современно. А варианты с мертвым мотором и неплохой косметикой начинаются от 200к

0

В таком случае эту серию постов надо было назвать "Легендарные японские БЕНЗИНОВЫЕ моторы"

0

У нас это в школьной программе было. На уроках труда изучали устройство роторных моторов.

0
У одногруппницы парень ездил на rx-8, в день движок жрал до 200 грамм масла, а также при активном стиле езды полного бака Бенза хватало на день, утром заправился, а к вечеру бак пустой. Психанул и купил себе приору :D
0
У нас в роторикарс (если не ошибся) научились апексы точить под рыксы. т.е. не требуется замена всего двигла, а только "горячую" часть меняют, года 2 назад стоило в районе 60.000.
раскрыть ветку 11
-2
Еще + 30К и будет тебе набор с 3UZ-Fe +акпп(мкпп) ну и все навесное))
раскрыть ветку 10
+2
А то что весит uz почти в два раза больше ? И при стандартной развесовке 50 на 50 десятая часть веса переезжает на морду. Это тоже самое , что в багажник однотонной машины бросить мешок цемента и посмотреть , как она будет рулиться. Да и подвеска явно не под уз рассчитана.
По мне все это от лукавого и от желания сжкономить.
раскрыть ветку 7
+1

.... и нафиг оно такое надо? Весь смысл рыксы теряется к черту.

раскрыть ветку 1
0

а современные "потомки легендарных" какие есть ?

раскрыть ветку 7
0

Именно моторов или автомобилей, на которые они ставились?

раскрыть ветку 6
0

и то и то  Ж) автомобили интересны какие есть , моторы интересны какие через 10 лет будут считаться "легендарными" ... и еще тема для поста ... те самые пресловутые "движки миллионники"

раскрыть ветку 5
0
А разве в smart такие двидки не ставились?
0
Был в меня MSP. По 2,3,4 пунктам недостатков не совсем согласен. Не все так однозначно.

Масло бмв поболее кушает.
А стоимость переборки 60-80тр. У меня сейчас комплект цепи ГРМ можно только поменять за такие деньги. И деталей в роторе - ножи да треугольники. И всё.
Про перегрев не помню такого.

Из однозначных минусов - не влезает в эко нормы. Его поэтому и сняли.

Интересный мотор, буду ждать следущей версии.
раскрыть ветку 3
0
Масло бмв поболее кушает.

Из-за износа или конструктивного просчёта. А РПД действительно жрёт масло, иначе никак.

раскрыть ветку 2
+1

Ну, люди купившие мотор с vanos не станут писать о том что ротор сложен и что он ест масло.


UPD А как я написал "Был в меня MSP" - сам ржу - короче все понятно)

раскрыть ветку 1
-1

Всегда шли своим путём. То РПД, то "Скайактив", водород вместо батареек. Уважения к ним поболее, чем к остальным японцам.

раскрыть ветку 7
+4
то "Скайактив"

одна и та же технология по-разному названная у каждого производителя

водород

только тавотка засветилась


лишь бы пиздануть что-то?

раскрыть ветку 6
0
лишь бы пиздануть что-то?

Лишь бы срач на ровном месте развести?


одна и та же технология по-разному названная у каждого производителя

Так-то "Скайактив" - это семейство двигателей с общими решениями и идеями, а не какая-то одна технология.


только тавотка засветилась

И БМВ, и Даймлер, и Хонда, и ещё хрен знает кто. Но речь была о другом. Особо на водород уже никто ставку не делает, а вот Мазда до сих пор думает о RX-8 с ротором на водороде.

раскрыть ветку 5
-2
А в реалии это выглядит так, берем красивую рх-8 выкидываем ротор и ставим jz,uz,rb ну и в самом печальном варианте 16-рь от приоры;-) Страдает развесовка, да и фиг с ним))
раскрыть ветку 8
0

Да, видел вариант с движком от приоры. Но это уже издевательство какое-то :)

раскрыть ветку 7
0
Издевательство? Шевроле нова с вазовским 1.5 издевательство, а тут просто недоразумение
0
А у приоры хороший движок?
0
Ну это извращение, хотя если брать ресурс ротора то как бюджетный выход из положения с учетом что вес двс не такой большой по сравнению с японскими моторами, но при этом конечно же и мощность намного ниже.
раскрыть ветку 4
-5
Сколько можно писать ересь про российский бензин? Не заправляйтесь на Ашот-АЗС и все у вас будет хорошо
раскрыть ветку 6
+2

Позволю заметить, что все не так просто. Бензин может и неплохой, просто есть определенные допуски (где то был даже пост на тему). Например 98 бензин может оказаться где-то между 94 и 97. А то и ниже.

раскрыть ветку 5
0
Ладно, ок. Я стараюсь быть дипломатичным. Моя слабая сторона. Поэтому промолчу, спасибо за ваше мнение.
-2

Не может. Путаница возникает из-за незнания. ОЧ определяют двумя методами: исследовательским и моторным. У нас принято ГОСТами ОЧ товарного бензина определять первым методом - исследовательским. В США, например, указывают среднее значение двух методов. Само топливо одного экологического стандарта одинаково везде.

раскрыть ветку 3
ещё комментарии
Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: