Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед "Десна". Или "Школьник". Или "Кама". Или даже – не побоюсь этого слова – "Украина"!


Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.


Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пермь

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО "Велта"


"Урал"


Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Кама"


Несмотря на маленькие колёса, на "Каме" катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие "Камы" до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Салют"


Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из "Камы". Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники "Велты" основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: УССР

Город: Харьков

Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского


"Украина"


Живая легенда

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Турист"


Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели "Спутник" и "Спорт".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Старт-Шоссе"


Возможно, первый советский шоссейник.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: БССР

Город: Минск

Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем "Мотовело"


"Минск"


Белорусский аналог "Урала" и "Украины", большой дорожный велосипед.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Аист"


Под маркой "Аист" производились разные велосипеды, в том числе "Минск" в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на "Каму" и "Десну".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Весной 2018 года ОАО "Мотовело" было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону "Великий Камень".


"Аисты" в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР

Город: Жуковка (Брянская область)

Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем "Веломоторс"


"Десна"


Брянский аналог "Камы", который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Велосипеды под брендом "Десна" сейчас производит "Веломоторс", то есть это те же "Стелсы".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР

Город: Львов

Производитель: Львовский велосипедный завод


"Эврика-2"


Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР

Город: Саранск, Мордовская АССР

Производитель: Саранский механический завод


"Кросс"


Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой "Кросс" тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пенза

Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод


"Сура"


Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой "Сура".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Велосипеды "Сура" (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.


Республика: РСФСР

Город: Нижний Новгород

Производитель: ГАЗ


"Школьник"


Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же "Камы", он был посредственного качества.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Производство "Школьника" прекратилось в середине 90-х. "Группе ГАЗ" велосипеды не интересны.


Республика: Литовская ССР

Город: Шауляй

Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"


"Орлёнок"


Литовский конкурент "Школьника", который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды "Орлёнок". Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.


Республика: РСФСР

Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР

Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод


"Таир" / "Альтаир-Т"


Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную "дочку" обанкротили ещё в начале нулевых.


Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что нового?


Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.


Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

И калининградский завод "ВелоБалт", который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Novatrack и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
50
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за пост.

В свое время был "Лёвушка", Уралец  (почему то его нет в подборке), Урал и Салют.

При этом я всегда дрочил на Каму :)

раскрыть ветку (62)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже удивился отсутствию "Уральца". У меня его не было, был "Салют", а друзья все на "Уральцах" катались. Помню, проблемы со сваркой у некоторых были - можно было остаться с рулем и передней вилкой в руках.

Ну, и "Лёвушка" - мой первый вел. :)

раскрыть ветку (24)
33
Автор поста оценил этот комментарий

У меня был Аист. Зеленого цвета, переливами такой весь. В колёсах, на спицах - котофотики, на крылья брызговики поставил, чтоб спину грязью не забрызгивало, динамо-машина на переднем колесе с фонарем(вообще шик был по тем временам) и раму сам сделал из дерева, катать пиздюка-братишку. Руль, разумеется синей изолентой частично покрыт, с ручек протянуты провода от телефонных трубок...

И всю эту красоту спиздил какой-то мудак ночью вместе с дедовской болгаркой, когда я в гости приехал к бабушке. До сих пор помню то чувство разочарования с утра.

Знаете, как екает сердце когда выходишь откуда-то, а твоей тачки нет? А мне всего 12 лет было тогда и впечатления рубцом на сердце оставили след на всю жизнь...

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У меня зелёный всё ещё есть. Жаль только оранжевых покрышек не осталось и заменены на черные. Минус у него был. Часто откручивалось крепление которое складывает велик.

1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня каму украли, а мне было всего 7 ...
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже Аист был, как на фотке, темно-синий. Тюнинга не много было, но запомнилась трещетка) Кусочек пластиковой бутылки (или аналог) закреплялся таким образом, чтобы при прокрутке колеса он стучал об спицы. Топовая тема была)))

Автор поста оценил этот комментарий
Тоже Аист был, из тюнинха правда только передний багажник, но трясся я за него от этого не меньше. Сука, сколько км я на нем по степи нарезал😖
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
У меня так произошло на школьнике. Ехал ехал и хоп руль отдельно.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Школьник кстати по ходовым качествам был очень хороший велосипед и удобный, но все металлические элементы у него были самые тонкие, среди всех перечисленных моделей в посте, и колеса узкопрофильные, засчет этого он был очень легкий, хорошо управляемый, быстро разгонялся, но повреждениям был подвержен, катался с удовольствием, тем более он мне достался от родственников бесплатно, в суровые 90-е в семье денег на велосипед не было, а тут такой подгон. Первые месяцы я с ним чуть-ли не спал))).

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Мне очень хорошо запомнилось, что когда я на нем катался, в кармане всегда был старый советский плоский ключ, чтобы если что можно было подкрутить разболтавшиеся гайки) примерно такой
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий
А педали тоже прокручивали при разгоне? Особенно страшно было, когда стоя на нём разгоняешься:))
4
Автор поста оценил этот комментарий

Уралец по сравнению с Салютом - буджетное дрысло :)

У меня обе тачки были. :)))) Такшта все за них знаю.

А одно время у нас было поветрие - ставить на Уральцы и Салюты заднее колесо от Камы.

Крутящий момент вообще "тракторный" становился. :)

К концу лета это заебало и мода прошла. И все всё поставили обратно.

3
Автор поста оценил этот комментарий

меня батя в садик отвозил и забирал на Каме. Я вставал на раму и держался за руль. В один прекрасный момент, от которого у меня до сих пор рожа трескается по бокам, как только мы отъехали, вел сложился под нами пополам :D домой шли пешком, я с рулем, батя с задней частью

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот так незаметно растут детки)))
2
Автор поста оценил этот комментарий

О, Уралец! Меня папенька на Уральце кататься учил. Поставил его возле скамейки, чтоб мне удобней забираться было, ну и пихнул в спину вниз по улице, после того, как я на сидушке угнездился. Еду, хули. Скорость набираю. До педалей достаю с трудом, лет семь-восемь мне тогда было. Или меньше, не помню. Помню столб электрический деревянный. С бетонным пасынком. Вот об этот пасынок-то я и затормозил. Колесо переднее пополам сложилось буквально. Никогда больше такого не удавалось увидеть за всю свою детскую велокарьеру. Ну палец еще себе на руке заебись ссадил, да так по-мелочи, коленки всякие.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот вот,сварка там особо говнястая, у меня в детстве один из лайфхаков найти мотороллер.

Потому что в мотороллере аварийщики возят свой скарб,ацетилен генератор и кислород, а значит есть сварка, а значит можно попросить сварщика подварить в очередной раз эту ебучую раму.

1
Автор поста оценил этот комментарий

"Уралец" был аналогом "Орлёнка". У половины детей нашего двора были "орлята", у половины - "уральцы". Был еще крутой мальчик, имевший "Скиф" - аналог "Камы", но более гламурный - оранжевый с золотым глиттером в окраске и с белыми шинами. Он разрывал нам моск. "Скифа" почему-то тоже нет. "Уралец" и "Орлёнок" были идентичны по габаритам и деталям, но "Орлёнок" был чуть понаряднее. У меня был красный "Орлёнок". "Уральцы" были только зелёными и темно-синими. И узоры - не из деколей, как у "Орлёнка", а из накатных трафаретов. А до того был "Мотылёк" - бирюзовый малышовый велоспедик с толстыми оранжевыми колёсами. У друганов были "Лёвушки" и "Зайки". У "Зайки" колёса были чуть потолще и литые, без камер.    

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня зайка 3 был. С фарой и задним габаритом(на батарейке 4.5 в). Батя продал вместе с гаражом(((
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Зайка Люкс

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Был синий, резина черная, фары тоже вроде.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Точно. Большинство "заек" было синими, бирюзовыми и зелеными. Резина - черная либо тёмно-зелёная. Толще, чем у современных детских великов с ненадуваемыми шинами. Точнее, плотнее. У современных она мягковатая (видимо, более пористая). Вспомнил вот ещё что: помимо "заек", "лёвушек", "мотыльков" и "ветерков" был ещё сходный по габаритам велосипедик "Италмас". Тоже с приставными мелкими колёсиками, базовые колёса как у "Зайки", v-образный руль. Но была в нём одна инженерная ебанца, которая делала его, пожалуй, самым странным малышовым велосипедом. У НЕГО НЕ БЫЛО ЦЕПИ. Педали "Италмаса" располагались непосредственно на переднем колесе, под вилкой. То есть, как у обычного ясельно-тугосерьского трёхколёсника. А сиденье его располагалось непосредственно на раме, без стойки. Фактически, оно само рамой и являлось. Потому изменить его подъём было нельзя никак. V-образный руль тоже был с затеей. "V" была разорванной, состоящей из двух отдельных трубок, правой и левой. Они раздельными рогами поднимались из передней стойки. Между ними была фейковая фара - катафота без всякой электрики. Делали это припзднутое чудо, кажется, в Ижевске. Он был у единственного ребенка нашего двора. Точнее, ребёнок был не совсем местный - его привозили на выходные к бабушке. И тусили с ним мы только с вечера пятницы до воскресенья. Насколько помню, от странного велика своего он был не в восторге, поскольку рулить им было трудно - мешали собственные ноги, стоявшие на педалях и из-за отсутствия цепной передачи он был тихоходный. Точнее, чтоб мало-мальски взять разгон, на нём нужно было буквально вымотаться. Была еще другая модель "Италмаса", более осмысленная.  У него цепь и звёздочка были, но без ебанцы тоже не обошлось (см. картинку).. Похоже, разработчики этого завода пылко стремились к оригинальности, бессмысленной и беспощадной.  Очень странный вел, самый-самый странный.  

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

Учась кататься на велосипеде — я столько раз падал (и дальше лишился зуба один раз, хорошо что молочного), что у нас в семье «Зайку» называли «Заикой», так как мама частенько была в ужасе от моих сбитых коленок, разбитых локтей и прочих ссадин.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как сейчас помню,я катался возле дома. Вышел брат с ключом и отвернул мелкие колеса. Я и пары метров не проехал, рухнул на крышку люка. Слезы, сопли)) Как будто вчера было, хотя уже лет тридцать прошло...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В моём случае было так: мне полчетвёртого. Мама отстегнула от "Мотылька" мелкие колёса и учит меня, держа за багажник. Я, естественно, не учусь и через метр пробега падаю на бок. То на правый, то на левый. После получаса мучений резюмирую - мол, данунах этот велик вообще. Вечером подключается папа. Берёт подмышку "Мотылька", берёт меня за руку и мы идём в ближний переулок, идущий под уклон (даже в безнадёжно плоском Питере такие почему-то есть в любом уголке центра). На его верхней точке папа сажает меня на велик, ничего не понимающего. И без всяких напутствий подталкивает "Мотылёк"  вперёд. После чего я с глазами совы и вполне счастливым криком  "Уиииииии!" еду вниз. Проезжаю весь переулок, въезжаю в круглый дворовый скверик, объезжаю  по кольцу круглую клумбу и выкатываюсь навстречу папе. Оказалось, я научился. :) Уклон решает.  

Автор поста оценил этот комментарий
А еще олимпик был. Это мой первый) Потом школьник, долго катал на нем, а дальше уже кама
Автор поста оценил этот комментарий
Ха! У меня на "таире" такое случилось. Ну и пользовал я его жёстко.
4
Автор поста оценил этот комментарий

Достался от двоюродной сестры, уралец вареный-перевареный, камер не было вместо них шланги маслопроводные от трактора, тот еще пздц канеш

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня был самодельный "кросс": рама от Уральца, колеса от Камы, ничего такой Франкенштейн получился
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а я скажу больше у нас пацаны просто по помойкам/мусоркам ходили и собирали велики по запчастям, новых почти ни у кого не было, 90е одни нищеброды вокруг были, на камах мажоры гоняли, на уралах те кто просто родоковские брали, под рамкой катались

3
Автор поста оценил этот комментарий

У меня "уралец" был. Я глубоко возмущен что нет его в обзоре! А еще популярен был "Таир" у нас и "Салют".

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Был "Орлёнок", попросил прокатится на "Салюте", кто знал, что у него ручной тормоз, как я с горки летел, крутя в пустую педали назад. Дети не убиваемые, сейчас наверное в реанимации был после падения.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На Салюте есть задние тормоза!
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

+1, конечно же есть. 10 лет отгонял на Салюте, с салатовой резиной на колесах. :)

Автор поста оценил этот комментарий

Значит перепутал, наверное "Юность". Да и ладно!

Автор поста оценил этот комментарий

Тоже как-то катался на "Салюте" вместе со знакомым, впечатлений отхватил по самую макушку. Во-первых, знакомый привык по проезжей части рассекать, и меня туда же потащил, а я там оказался в первый раз. (Мы оба на шоссейниках были.) А во-вторых, я понял, что стремена - это лютый пиздец. Маленькие, узкие, нужно, наверное, долго тренироваться, чтобы туда на раз-два ногу засунуть. Итог - на третьей остановке начинаешь ненавидеть светофоры, потому что ногу из стремени высовывать приходится, а обратно получается раза с пятого на десятый. Но я всё-таки доехал без проишествий...)

3
Автор поста оценил этот комментарий

Помню с рук купил Альтаир:) правда без защити на цепи он уже был. 1998 год, купил я его за 60 рублей. Счастью не было предела.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Прям про меня написано. Левушка-2 был. С толстыми колесиками. Уралец тоже. А азиатский аналог Камы (ASAMA) появился только во взрослом возрасте.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да и моего творения нет, а был у меня велосипед "Тиса". Хороший вел и ход хороший был. Ну, так же, неподъемный был до жути, для моих 10-ти лет. Немного получилось понастальгировать.

1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня была Кама. Старач, ещё от матери досталась. Весила эта херобора очень много. Не знаю из чего у неё рама была сделана. Потом появились новые Камы. Лёгкие.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже была Кама, тяжёлая ппц, но мне нравилась, не убиваемая, как я с нее летала) до сих пор жива, правда уже давно ни кто не катался на ней)
Автор поста оценил этот комментарий

Известно из чего. Рама из чугуния. Полая. А внутри ртуть :))))

1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня был велосипед Вела. Тоже вроде советский. Офигенно крутой был
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня "Кама" на даче по-прежнему в рабочем состоянии, правда катаюсь я на ней редко.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Продай, бырат!!!! :)))
Автор поста оценил этот комментарий
А у меня до сих пор есть хвз турист только немного видоизмененный
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Господи, так в детство окунули с головой, боже я не мог вспомнить название своего велосипеда, а это "кросс" оказывается. Сколько же я на нем навернул километров, а как таскал его на 4 этаж после прогулки.... уму не постижимо
Автор поста оценил этот комментарий

Почему-то Кама вызывала ассоциацию с байкерами)

Автор поста оценил этот комментарий
Мелким гонял на "взросликах" типа Урала, Украина. Только был мелким шкетом и ездил под рамой. Было круто! И да, тоже дрочил на Каму
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку