Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед "Десна". Или "Школьник". Или "Кама". Или даже – не побоюсь этого слова – "Украина"!


Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.


Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пермь

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО "Велта"


"Урал"


Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Кама"


Несмотря на маленькие колёса, на "Каме" катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие "Камы" до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Салют"


Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из "Камы". Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники "Велты" основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: УССР

Город: Харьков

Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского


"Украина"


Живая легенда

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Турист"


Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели "Спутник" и "Спорт".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Старт-Шоссе"


Возможно, первый советский шоссейник.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: БССР

Город: Минск

Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем "Мотовело"


"Минск"


Белорусский аналог "Урала" и "Украины", большой дорожный велосипед.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Аист"


Под маркой "Аист" производились разные велосипеды, в том числе "Минск" в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на "Каму" и "Десну".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Весной 2018 года ОАО "Мотовело" было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону "Великий Камень".


"Аисты" в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР

Город: Жуковка (Брянская область)

Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем "Веломоторс"


"Десна"


Брянский аналог "Камы", который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Велосипеды под брендом "Десна" сейчас производит "Веломоторс", то есть это те же "Стелсы".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР

Город: Львов

Производитель: Львовский велосипедный завод


"Эврика-2"


Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР

Город: Саранск, Мордовская АССР

Производитель: Саранский механический завод


"Кросс"


Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой "Кросс" тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пенза

Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод


"Сура"


Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой "Сура".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Велосипеды "Сура" (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.


Республика: РСФСР

Город: Нижний Новгород

Производитель: ГАЗ


"Школьник"


Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же "Камы", он был посредственного качества.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Производство "Школьника" прекратилось в середине 90-х. "Группе ГАЗ" велосипеды не интересны.


Республика: Литовская ССР

Город: Шауляй

Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"


"Орлёнок"


Литовский конкурент "Школьника", который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды "Орлёнок". Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.


Республика: РСФСР

Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР

Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод


"Таир" / "Альтаир-Т"


Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную "дочку" обанкротили ещё в начале нулевых.


Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что нового?


Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.


Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

И калининградский завод "ВелоБалт", который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Novatrack и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
80
Автор поста оценил этот комментарий

Помню был Школьник, но завистливо смотрел на друзей катающихся на Каме.

Что удивительно, не помню, чтобы кто-то где-то покупал эти велосипеды, они просто каким-то магическим образом были у людей.

раскрыть ветку (46)
19
Автор поста оценил этот комментарий

В 80-е Кама стоила невероятные на то время 98р. Спортивный магазин был напротив дома.

раскрыть ветку (30)
27
Автор поста оценил этот комментарий
Мне в 80-е Каму купила мама на день рождения и стоил он почему-то у нас 133 рубля, мы с друзьями решили, что это улучшенная версия (сейчас бы сказали - топ комплектация). Я тут же поехал его обкатывать, а день рождения у меня 1 января))
раскрыть ветку (16)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Мне Каму купили в деревне у бабушки, за 40 км от города, потому что в городе это был лютый дефицит! Неубиваемая лайба, может и сейчас бы катался, если бы не спиздили.

Единственное, защита цепи не очень там была, постоянно штанину закусывало, пришлось мутить накладку, чтобы каждую неделю пиздюлей за испорченные штаны не получать))

раскрыть ветку (5)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Штанину закатывать надо было ;)

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Прищепкой штанину обычно застегивали с другой стороны от цепи. Но салаги же, то забыл, то потерял))

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Можно ещё штанину в носок заправить. В нейлоновый.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Или в носки заправлять)

Автор поста оценил этот комментарий
У меня тоже Каму пиздили. Но нашли дали по ушам и дальше каталась)
5
Автор поста оценил этот комментарий

И тебе всегда дарили подарки и на ДР и на новый год?

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Как таковых подарков на новый год у нас не было, так как у мамы день рождения 31 декабря) Сейчас мы начали дарить друг другу по два подарка
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У моей девушки др 31 декабря, я с выбором одного подарка мучаюсь, как вам удается выбрать 2 подарка?)
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
С девушкой сложнее)) маме уже можно практичные подарки дарить, которые точно ей нужны. В этот раз это были телефон и видеорегистратор)
Автор поста оценил этот комментарий

Женитесь, и самым важным будет подарок на годовщину свадьбы!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Поздно, я решил проблему по другому)мы просто расстались)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я просто сам родился 30 декабря и прекрасно понимаю что в детстве всегда ограничивался одним. Интересно как в других семьях)

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Коллега))я тоже мученик 30 декабря))все детство один подарок,либо символический совсем под елкой.

1
Автор поста оценил этот комментарий

26.12 ситуация аналогичная была.

"Давай подождем нового года и вручим при гостях". Угу, если бы.

Автор поста оценил этот комментарий
Экономили
2
Автор поста оценил этот комментарий

И был он в продаже далеко не всегда.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да дефицитом Кама была, разлеталась как пирожки. При этом Салюты стояли подольше, но тоже расходились. Десну можно было купить всегда. Колхозной она была какой-то на фоне Камы

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У меня ситуация была, где то в 90 году, что в ближайшие спорттовары "выкинули" 15 велосипедов Кама. Мы сразу же метнулись туда, чтобы поменять уже мой Школьник на нормальный велосипед. Не успели, последний при нас купили (ну или взятку надо было дать, не знаю). Так и катался еще 2-3 года без нормального велосипеда.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
"без нормального велосипеда и без седла"
Автор поста оценил этот комментарий

Но помнится что у десны 2 фичи были, краска металлик и на задней звезде относительно камы на 1 или 2 больше зубъев было, ход гораздо легче был. Ну слегка теряя в максималке. Но это правда уже про 99-2001 года

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Как и клюшки
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И кроссовки Адидас, пр-ва дмитровской фабрики. От которых носки были синие. :)

А клюшки... помню Тису мукачевскую выбросили. 5р70коп. Еле выклянчил. Круче меня на катке не было!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ооо,Мукачево...мечта,так и не досталась,дефицит...
1
Автор поста оценил этот комментарий

Бл9 , как сейчас помню.

В детстве, катаясь на каме,Каме πизданулся так, что мизинец пришивали на место.

Меня чуть Уаз не раздавил, и пришлось катапультироваться.

Вообще проклятая Кама была, незадолго до моей аварии эту Каму переехал Камаз :/

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Блждь, а я в детстве на Каме каталась и мне неизвестные мелкие пиздюки под колеса кинули мячик. Летела так, что сложный перелом лучевой и через пару лет позвоночник ушёл в S...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я,блин в виражах постоянно педалями на ней цеплял асфальт,костыли педалей длинные...Мой рекорд,новые сандали два часа прожили,разорвал в хлам,в очередной полёт.Батя с досады зашвырнул велик в клумбу и пошел за новыми,неделю наказанный дома сидел.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я с дедовой украины наебнулся с переломом, больничкой, вправлением локтя и прочей развлекухой на остаток лета. Съездил за мороженкой.

Автор поста оценил этот комментарий

Хах, в детстве как-то не сложилось с мелкими велосипедами. После трёхколесного Балдыргана должен был пересесть на Школьник, но его рама несколько раз разваливалась пополам. Поэтому почти всегда ездил на Урале, сначала под рамкой, потом уже сверху научился))

Как-то раз в юношестве мне дали Каму съездить по делам. Это реально был мой первый раз на Каме. Так я раз пять пи$данулся с неё, в том числе вперед головой через руль, и зарёкся больше на неё не садиться)))

13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже был школьник, отличался не посредственным качеством, это было лютое говно. Неделю ищешь запчасти, день чинишь, на следующий ломается что-то другое. Я его хранил в подъезде и перекрестился, когда его спиздили.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

у меня как-то посреди дороги переломилась рулевая трубка и руль остался просто в руках

9
Автор поста оценил этот комментарий

Помню был школьник, и однажды во время езды разъединились руль и вилка. Вот крутыеощущения были)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Этот "Школьник" такое ощущение из некондиции других великов собирали. Вилка на ходу раскручивалась и руль в зажиме переставал держаться. Педали ломались, как печенье)))

Автор поста оценил этот комментарий
У меня он так делал регулярно на крупных кочках)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне Каму купили в середине 90-х, она тогда выпускалась уже под названием "Велта Кама", цвет "аквамарин". Качество было уже наиговённейшее, ломалась постоянно, психику сильно она мне попортила. Старые с высоким рулём действительно у многих еще живые сохранились и ничего им не делается.

4
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня как раз Кама была, на которой меня машина сбила. А потом Папа ближе к середине 90-х привез мне из Арабских Эмиратов велосипед с 28 скоростями!!! Это одно из ярких воспоминаний о детстве. Спасибо родителям за это и за то, что в детстве все появлялось просто так. Хочу из столичного офиса туда назад домой и на мой велосипед.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
У нас каму украли когда мне было 7 лет, через год на день рождения выпросила у папы велик каких еще только единицы были ))) новенький китайский 24 скоростной! Всесь красявыыый )) черно-бордовый)) купил его папка за миллион двести пятьдесят тысяч )))
П.с. у вас тоже папа летчик был и привозил ништяки из эмират?))
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А у меня черно-сиреневый был. Основа черная и как-будто подтеки сиреневой краски. Я до сих пор этот цвет помню. Папа не летчик (бизнес и все такое).

1
Автор поста оценил этот комментарий

Турист был. Завидовали все ) Я на нем с 7-ми лет катался. 

1
Автор поста оценил этот комментарий

у меня был школьник

подарили дедушка с бабушкой

катался на нем лет с 10 и наверное до 14

не помню чтобы он у меня сыпался) хотя может я и не так много катался)

Автор поста оценил этот комментарий

До камы у меня был Уралец, сын Урала. Но хватило его на два года всего, Камы хватило на более длительный срок.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну не знаю,у меня после Камы был уралец,гораздо лутшее.Я сиденье с Камы переставил,и огонь вел получился.У нас сопки,а Кама тяжолая была,пока из дома вытащишь-упатеешь,на Уральце легче было.И ещё фишка,у всех покрышки черные,а мне достался в магазине с зелёными под цвет рамы,ни у кого таких не было.
Автор поста оценил этот комментарий

Школьник у меня был вторым велосипедом..первым-незабвенная "Бабочка".

Автор поста оценил этот комментарий
Я тебе скажу, каким. У нас на даче была украина, кама, турист и два кросса а еще дружок. И однажды их все вынесли)))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку