Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед "Десна". Или "Школьник". Или "Кама". Или даже – не побоюсь этого слова – "Украина"!


Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.


Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пермь

Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО "Велта"


"Урал"


Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Кама"


Несмотря на маленькие колёса, на "Каме" катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие "Камы" до сих пор на ходу.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Салют"


Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из "Камы". Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники "Велты" основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: УССР

Город: Харьков

Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского


"Украина"


Живая легенда

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Турист"


Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели "Спутник" и "Спорт".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Старт-Шоссе"


Возможно, первый советский шоссейник.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус


Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования "Украина" и "Турист".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: БССР

Город: Минск

Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем "Мотовело"


"Минск"


Белорусский аналог "Урала" и "Украины", большой дорожный велосипед.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

"Аист"


Под маркой "Аист" производились разные велосипеды, в том числе "Минск" в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на "Каму" и "Десну".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Весной 2018 года ОАО "Мотовело" было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону "Великий Камень".


"Аисты" в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР

Город: Жуковка (Брянская область)

Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем "Веломоторс"


"Десна"


Брянский аналог "Камы", который отличался от неё главным образом рамой.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Велосипеды под брендом "Десна" сейчас производит "Веломоторс", то есть это те же "Стелсы".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР

Город: Львов

Производитель: Львовский велосипедный завод


"Эврика-2"


Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР

Город: Саранск, Мордовская АССР

Производитель: Саранский механический завод


"Кросс"


Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой "Кросс" тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Республика: РСФСР

Город: Пенза

Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод


"Сура"


Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой "Сура".

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Велосипеды "Сура" (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.


Республика: РСФСР

Город: Нижний Новгород

Производитель: ГАЗ


"Школьник"


Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же "Камы", он был посредственного качества.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Производство "Школьника" прекратилось в середине 90-х. "Группе ГАЗ" велосипеды не интересны.


Республика: Литовская ССР

Город: Шауляй

Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод "Вайрас"


"Орлёнок"


Литовский конкурент "Школьника", который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды "Орлёнок". Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.


Республика: РСФСР

Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР

Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод


"Таир" / "Альтаир-Т"


Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Статус:


Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную "дочку" обанкротили ещё в начале нулевых.


Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Что нового?


Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё несколько заметных производителей.


Например, Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

И калининградский завод "ВелоБалт", который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark, Novatrack и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. ;)

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня Длиннопост, Ностальгия, Велосипед, Кама, Школьники, Десна, СССР, Советское

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
42
Автор поста оценил этот комментарий

Пару лет назад нашел у соседа в сарае "Эрелюкас" или проще "Орленок" накатили воспоминания как на нем гоняли в детстве. Не смог оставить его ржаветь в сарае и реанимировал его.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (17)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Велик моего детства. Угоняли его у меня два раза, в первый раз нашли, во второй - нет. Потом был Салют. Велик у подростка тогда был его жизнь, практически.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это точно.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
И мою "Эврику" угнали. Это было сильнейшее потрясение.
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати нынешние "Пантеры" (он же Орленок) вполне годные велы и смотрятся очень классно, особенно те, что под классику сделаны

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий

помню мне в наследство от старшего брата достался. Подшипники были разбиты в хлам, но я представлял, что это коробка автомат, потому что бывал так: едешь в горку, а педали крутятся ну пздц как тяжко, потом "ХРУСТЬ" и полегче стало)))

А ещё сидушка, которая назад откидывалась, как её не затягивай. Но вел классный, у меня зелёный был, с зелёными покрышками, шикарно выглядел.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

у меня он закончил жизнь тем, что задняя вилка прогнила и сломалась, тонковата она была

Автор поста оценил этот комментарий

найти покрышки в магазинах моего города сейчас оказалось сверхзадачей.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И особый шик, покрышка с зубастым протектором)

4
Автор поста оценил этот комментарий

Сам красил или специалистам отдавал?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сам. Балончик с грунтом, балончик с краской и вперед.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Крылья белым или черным лучше бы смотрелись
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да  там заднее крыло вообще не родное - с велосипеда с большим размером колеса.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вообще можно зановоделить, как советские шоссейники обновляют. Раму пескоструят, порошкуют и современный обвес. Смотрится интересно.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

А сварка подседельной с дугами не лопнула? У меня лет в 12 она лопнула, когда на багажнике мешок картошки вез и с горки на камень наехал. Не упал, но подседельная труба прижала крыло к колесу. Едва выправил, чтобы просто крутилось колесо. Потом подварили.

Автор поста оценил этот комментарий

Как я понимаю, у эрелюкаса под сиденьем рама углом, а не плавным загибом) Не знал, что фактически этот тот же Орлёнок)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На этом велосипеде даже наклейки местами сохранились. Ну и значок. Эрелюкас. Я до того как его увидел был уверен что в детстве мы катались на Орленке.
Автор поста оценил этот комментарий

Омойбох! У меня был такой же, того же оттенка, но в заводской окраске.  

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку