Легендарная «Катюша»
В этом году исполнилось 80 лет с момента поднятия флага на подводной лодке «К-21»
Почему «Катюша»? - спросите вы. Ведь «Катюшами» в войну называли знаменитые реактивные установки Красной армии, наводившие ужас на фрицев. А тут - подводная лодка. В музее «К-21» рассказывают такую историю: так назвал лодки серии «К» - крейсерские - комдив капитан второго ранга Магомед Гаджиев, сам служивший на них в годы войны. Катюшей звали жену Магомеда. Он писал ей из боевых походов нежные письма, часто вспоминал ее, так и пристало это девичье имя к советским дизельным субмаринам.
«К-21» спущена на воду 14 августа 1939 года, строили ее в Ленинграде на заводе «Судомех». В ноябре 1940-го после окончания испытаний передана в Кронштадт, а 3 февраля 1941 года на ней подняли военно-морской флаг. Именно эту дату считают днем рождения «К-21».
С началом Великой Отечественной подводная лодка по Беломоро-Балтийскому каналу была переведена сначала в Молотовск (ныне - Северодвинск), а затем в Полярный. В сентябре 1941 года «К-21» вошла в состав Северного флота.
На фото: «К-21» у североморского причала.
По тем временам она была суперсовременной, построенной по последнему слову инженерной мысли, самой большой в мире, могла опускаться на глубину до ста метров, развивать скорость под водой до 13 узлов (около 24 километров в час). В автономном плавании могла находиться более месяца.
- «К-21» была четвертой в серии крейсерских подлодок времен Великой Отечественной войны. Путь этого корабля славен боевыми походами, нести службу воинам-подводникам пришлось в суровых условиях Арктики в боях с врагом, защищая наши коммуникации и уничтожая вражеские. Вклад «К-21» в победу - потопленные германские транспорты и корабли. Государство высоко оценило результаты боевых действий подводников, присвоив лодке звание Краснознаменной, - сказал командующий Северным флотом Герой России адмирал Александр Моисеев.
Всего на боевом счету «К-21» значится 17 потопленных фашистских транспортных и боевых кораблей. Одной из самых ярких страниц биографии советской субмарины, конечно же, стала торпедная атака на линкор «Тирпиц».
После войны «К-21» принимала участие в океанографической работе в Арктике, а после вывода ее из состава флота в начале 1950-х служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. С 1983 года Краснознаменная подводная лодка - филиал Военно-морского музея СФ. Сегодня ее экспозиция рассказывает и о героическом экипаже «К-21», и в целом о зарождении, становлении и развитии русского подплава. Но большая часть ее посвящена подвигам подводников в годы Великой Отечественной.
Фото из экспозиции музея: Экипаж «К-21» на борту лодки во время открытия музея. 1983 г.
- Не секрет, что 50 процентов советских подводных лодок погибли под вражескими снарядами, остались навечно лежать на дне Баренцева моря, а места гибели некоторых до сих пор неизвестны, - рассказал командующий Северным флотом.
История такова: советская крейсерская лодка «К-1» пропала без вести в сентябре 43-го, «К-2» годом раньше - в сентябре 42-го, «К-3», экипаж которой под командованием Гаджиева артиллерийским огнем потопил два фашистских крейсера, не вернулась на базу в марте 43-го, «К-22» пропала в море в феврале 43-го, «К-23» потоплена глубинными бомбами 12 мая 42-го года.
За освещение темы благодарим Сергея Юдкова ("Мурманский вестник"), за фото - Льва Федосеева (тот же источник)).