Легенда о каркассонской даме и сказание о белгородском киселе. Параллельные сюжеты и разные подоплёки.
Сегодня хотелось бы поведать о весьма сомнительных (с точки зрения историчности) событиях, описанных в двух историях. Эти истории очень похожи, но вот мораль сих басен различна. Но, давайте обо всём по порядку. Начну с более древней легенды о каркассонской даме, которая относится к концу VIII столетия.
Согласно легенде, армия Карла Великого пять лет осаждала этот город. Дама Каркас встала во главе рыцарей-защитников города после смерти мужа.
Но в начале шестого года у осаждённых подошли к концу запасы пищи и воды. Дама Каркас приказала учесть все оставшиеся припасы. К ней привели последнюю свинью и принесли последний мешок зерна. Дама накормила свинью зерном, а затем сбросила с самой высокой башни города.
Карл Великий и его люди, поверив, что в городе ещё полно продовольствия, так как свиней там кормят зерном, снял осаду. Видя, что армия Карла Великого уходит от города, дама Каркас, радуясь тому, что её хитрость удалась, приказала звонить во все колокола. Один из людей Карла Великого воскликнул: «Каркас звонит!» (фр. Carcas sonne!).
Кстати, Умберто Эко в своем романе «Баудолино» описывает подобную ситуацию при осаде Фридрихом Барбароссой города Александрия.
Спустя пару веков уже на Руси, в Белгороде (городе на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году) произошла аналогичная ситуация.
"В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом.
И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод.
И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече.
Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода». И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.
И сказал им: «Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце.
На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».
Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: «Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами». И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки (Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой).
И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: «Не поверят нам князи наши, если не отведают сами». Люди же налили им корчагу (Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.) кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам.
Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси."
А теперь мораль. Не смотря на схожий сюжет, легенды были придуманы с разными целями:
Легенда о каркассонской даме просто объясняет происхождение названия города Каркассон.
Сказание же о белгородском киселе учит тому, что нет безвыходных ситуаций ибо даже если Вас съели всё равно есть как минимум два выхода и из любой беды, не имеющий на первый взгляд благополучного исхода, можно найти оригинальный выход и остаться победителем, чего Вам и желаю, продолжая славную традицию передачи мудрости!
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Лига историков
13.5K пост50.1K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения