5

Лечить или не лечить?

Извечный вопрос народа в отношении психотерапии – раскапывать или не раскапывать психотравмирующие события из прошлого. Ведь как считается? Нужно просто все забыть, и тогда все будет хорошо. Но забыть не получается. Можно не помнить содержания неприятных событий, но они навсегда придают человеческой психике форму, и не всегда благоприятную. Мало того, у части людей, прошлое внутри бурлит и пенится, и продолжеют свое деформирующее действие. Наверное, в этм случае стоит с этим бурлящим материалом что-то делать.


Давайте представим, что все вот эти переживания – радиоактивные отходы. Конечно, любой опыт, и даже самый ужасный не все сплошняком токсины и радиация. Всегда есть конструктивные и полезные моменты, которые люди могут утилизировать с пользой для себя. Поверьте, это действительно так, но существуют большие вариации в этом процессе от человека к человеку. Т.е. как быстро это происходит и не продолжает ли человек расковыривать свои раны. Иногда процент конструктива после психотрамы совсем небольшой. Но если бы этого процесса утилизации не было совсем, то каждый раз стресс разносил психическое состояние на куски, которые потом не могли бы собраться вместе. Это я все к тому, что полезная часть уходит в хранилище наших ресурсов, а токсины продолжают плескаться где-то в закоулках нашей психики, временами выходя на поверхность.


Сделаю научное отступление. Проблема с радиоактивными отходами на текущий момент такая: нет надежных и эффективных способов их утилизации. По этой причине стоит вопрос об их хранении. Однако, все существующие методы захоронения и хранения не имеют гарантии, что радиация никогда и ни за что не проникнет за пределы хранилища.


Хранилище может подтекать или фонтанировать всю жизнь.Но психика способна и законсервировать свои токсины очень хорошо и плотно. И человек никогда не догадается, что что-то там внутри не то. Но жизнь – такая жизнь... Вдруг какой удар случится: катаклизмы, болезнь, война или еще что-то. Хранилище треснет, и потечет...

Другими словами, если отходы есть внутри... то они могут вытечь, а могут и не вытечь. Т.е. есть всегда опасность, что это случится.


Наша психика, в отличие от современных технологий, имеет чудесную способность к саногенезу. Т.е. она может сама себя исцелить. Однако мощности ее не безграничны. И смысл того, что там что-то внутри нас законсервировано и состоит в том, что в тот момент, когда случилась психотравма, наш мозг не в состоянии это был переварить и закрыл все до лучших времен. Если нет потребности что-то с этим материалом делать, например, нет сходных с психотравмой ситуаций, или он еще не готов к самоизлечению, все это безобразие может находится там вечно и не сильно мешать. Можно с этим жить, и жить не плохо. Даже если что-то в рельефе личности сильно выпирает. Люди адаптируются жить с чем угодно и свои особенности могут использовать на благо себе.


И в таких случаях, если все в жизни хорошо, и человек со всем справляется, смысла искать свои радиоактивные захоронения немного. Вы обязательно что-то найдете. У нас внтури таких хранилищ миллионы. Даже отказ купить мороженное малышу может запечатлеться в его памяти предательством родителя. Однако, что делать с этим материалом, когда взрослый может приобрести себе сто мороженных или даже хладокомбинат? Да, потом, конечно, с потекшими токсинами что-то нужно будет делать. Да, уж если потекло, то из этого можно, да и нужно, будет делать что-то полезное. Как не крути, радиация все еще энергия и можно пустить ее в нужное и мирное русло. Результат хороший вполне вероятен.


А может быть и так, что человек еще не готов что-то решать и переваривать... Ведь бывают вещи посложнее мороженного.


Работать со своим травматическим опытом надо, но в порядке поступления необходимости. Если что-то не так, какая-то часть вашей жизни парализована, что-то течет, «бурлит и пенится» внутри, вот тогда пора. Значит с хранилищами непорядок и пора приступать к переработке, ибо это будет реально отравлять вашу жизнь.


А позыв, типа, пойду-ка я покопаю, вдруг там что-то внутри не так, всегда в себе таит определенную опасность. И целесообразность этого мероприятия тоже сомнительна.


Источник

Дубликаты не найдены

+1

У Толтеков давным давно есть инструмент от избавления "токсинов" психики, памяти итп. "Перепросмотр" называется.

+1
Короче, копаться в психике своей надо по мере необходимости, если же все норм, то не лезь к себе.
раскрыть ветку 2
0

Да. Я про себя знаю, что не норм, вот и копаюсь.

раскрыть ветку 1
0
Ересь какая-то. А если не норм, но кажется, что норм?
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи! (Это вопрос не тебе, а психотерапевту)
Похожие посты
43

Лечение психических травм – как это работает?

(по мотивам этого треда)


Что ведёт человека на психотерапию? Чаще всего психические травмы, внутренняя боль, часто длиной почти во всю сознательную жизнь. И непонимание: что же сделать так, чтобы изменить ситуацию и стать счастливее.


Задачей терапии в большинстве случаев является лечение психотравмы.


Что представляет собой психическая травма? Она происходит, когда Родители часто видят целью воспитание достойного поведения, игнорируя при том сигналы ребенка, о том, что же нужно новому уникальному человеческому существу, пришедшему в мир. В результате человек не может понимать себя, слышать себя и откликаться на себя. Особенно это касается людей, перенесших физическое насилие или его угрозу, – для того, чтобы хоть как выжить в ситуации насилия или эмоциональной депривации, ребенок отгораживается от своих эмоций.


Как работает лечение? Психотерапевт встречает человека. Без критики, упреков, поучений. Переспрашивая его, слушая, уточняя. Вовлекаясь в привычные для клиента паттерны отношений. И чутко воспринимая, что это, кто это, о чем.


Клиент приходит в терапию прежде всего за собой, ведь на протяжении долгих лет жизни он не понимал себя и выражал себя.


С помощью терапевта клиент учится узнавать свои глубоко запрятанные чувства и способы, которыми он привык взаимодействовать с людьми, какими он взаимодействует с терапевтом сейчас. При лечении травмы главным осознание чувств и стратегий своего Ребенка.


Психотерапевт прикасается к травмированной душе так, чтобы перестало болеть.


Для этого терапевт делает то, что не делали воспитатели и педагоги. Что бы не происходило в терапевтических отношениях, терапевт стоит на стороне пациента, вслушивается в то, что происходит с клиентом, и понимая, какие внутренние страдания и противоречия заставляют клиента вести себя таким образом, а иногда и причинять окружающим боль. Терапевт делит с клиентом его страдания. Именно крепкий союз с терапевтом позволяет клиенту по другому прожить незажившие психологические травмы. Терапевт помогает клиенту осознать, что он обладает - и обладал, правом на честь и достоинство, что он имеет право ощущать любые эмоции. И что тогда - в своём далёком детстве - он имел право на заботу, отклик, любовь своих родителей. Что его состояние брошенности - это противоестественно для человеческого бытия.


Клиент начинает слышать себя, он слышит страдание маленького ребёнка в себе, который был покинутым нам протяжении многих лет.


И он теперь может ощутить свою боль, не вытесняя и не отрицая ещё. В процессе терапевтических отношений он научается откликаться на самого себя.


Постепенно клиент начинает осознавать, что он – тот самый взрослый, который теперь рядом с этим страдающим ребенком. И теперь он является ответственным за его судьбу.


Теперь – 30, 40, 50 лет спустя – рядом с тем, перенесшим травму маленьким ребенком –появился заботливый и чуткий взрослый.


Человек научился откликаться на себя самого. И это уменьшает боль. Котлованы порастают молодой травой. Не верите? Пройдите через это.


Источник

Показать полностью
47

Превращать ощущения в слова

Меня часто спрашивают: «А вы работаете с тревожностью? А с депрессией? А с разводами? А с психологическим насилием?».


И я на секунду впадаю в паралич. Мычу и разеваю рот.


Потому что черт его знает, работаю ли я с тревожностью или с разводом. Надо смотреть, чья это тревожность и чей это развод.


(и действительно ли там тревожность, и почему человек сам себе поставил диагноз "депрессия", и что там на самом деле за словами "психологическое насилие")


Чтобы сказать, лечим ли мы ухо и хвост, хорошо бы видеть, к кому приделаны хвост и ухо.

Не подумайте, у меня нет претензий к людям, говорящим так. У меня претензии к языковому шаблону.


Потому что психотерапия работает не «с депрессией» и не «с созависимостью», а с человеком.

И с этим человеком происходит разного рода жизнь.


Депрессии, тревожные расстройства, рождения детей, смерти близких, переезды, разводы, продвижения по карьерной лестнице, измены, смена ориентации – о, все бесконечно интересное происходит с человеком примерно каждый божий день.


И вот, кстати.

С каким человеком я работаю, это я всегда могу сказать точно.

Разбуди меня с похмелья без трусов, я и тогда смогу описать этого человека.

Это человек страдающий. Понятное дело.


И при этом обладающий такой штукой, которая называется «тезаурус». То есть некоторым кругозором, интеллектом и словарным запасом. Он знает, что значит «матерый».


Потому что опыт показывает - без этого самого тезауруса, без способности превращать ощущения в слова и достаточного словаря слов, психотерапия не то чтобы невозможна. Но ее приходится начинать с большой подготовительной работы.


С создания хоть какого-то, хоть самого скудного, но словарика.


(вот вы сейчас читаете и думаете: разве это не очевидно всем! Но, будь это очевидно, я бы не стала и писать.

Мода на психотерапию докатилась до самых широких слоев населения. И сильно обгоняет моду на интеллект и общий кругозор)


Созданию словариков очень помогает чтение художественных книг.


Будете смеяться, но этого этапа некоторым хватает, без всякой психотерапии.


При этом я считаю, что человек, идущий к психотерапевту, совершенно не обязан уметь отвечать на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?». Мне кажется, вопрос дурацкий. Мозг начинает выдумывать на него какой-нибудь ответ на ходу, в лучшем случае «ничего», в худшем случае какую-нибудь псевдопсихологическую тираду, из которой ясно только, что человек очень старается ответить «правильно» и прочитал более десяти психологических книг.


И еще живой человек не обязан уметь отвечать на это пугающее: «Какой ваш запрос?». Он может вообще быть не в курсе, что такое этот «запрос».


Ему плохо, больно, страшно и он запутался. Он надеется, что найдется кто-то, кто поможет распутаться. Не понимает, в какую сторону бежать и чего хотеть. И на формулирование запроса у него может элементарно не быть сил. Так что можно этот «запрос» формулировать и переформулировать по ходу работы хоть каждый день.


В конце концов, чем больше мы узнаем о себе, тем иногда страннее и смешнее кажутся формулировки, с которых мы когда-то начинали.


Но все-таки слово «матерый» надо знать.


С ним прогноз сразу лучше. И для тревожности, и для рождения детей, и для развода - для всего.


Источник

Показать полностью
84

Психотерапия – не коррекция

Человеческая психика не содержит чётко выраженных мыслей, чувств, эмоций, желаний и тому подобного. В оригинале там какое-то слабодифференциированное месиво из чего-то, сформированное лишь настолько, чтобы как-то можно было действовать в реальном мире.


Логическому мышлению надо учиться. Чёткому формированию слов и фраз надо учиться. Различать эмоции надо учиться. Чувствовать тело и двигаться (даже привычным движениям) надо учиться. Слушать интуицию надо учиться. Пространственному мышлению надо учиться. Внутренне молчать и медитировать нужно учиться. Выделять автоматические мысли надо учиться. Математике надо учиться. Формулировать свободные ассоциации надо учиться. Всё это не просто доформируется и шлифуется в обучении – это новые структуры, которые появляются там, где до них структур просто не было.


Психотерапия (как и педагогика, как и всевозможные телесно-духовные практики) не исправляет психические механизмы, которые вообще-то есть, но с ними что-то не так. Психотерапия формирует новые структуры и способы, которых там просто не было, чтобы лучше существовать в мире других людей, так же по-всякому искусственно сформированных.


Источник

31

Суть терапии

- Здравствуйте. Я хочу играть в футбол, но, понимаете, у меня никак не получается попасть по мячу. Что я только ни делал. Я изучал разные методики и приемы, я смотрел много видео с техниками, я нанимал нескольких тренеров. Но все равно ничего не выходит. Я просто не могу попасть по мячу. Какой уж тут футбол(((


- Хорошо, давайте разберемся зачем Вам играть в футбол. Что Вам это даст?


- Ну... Это классно! Это круто! Я просто уверен, что смогу стать отличным футболистом. Знаете, я придумал особые техники. Я уверен в своих способностях. Мне просто надо понять, почему я не могу попасть по мячу.


- Может, в игре в футбол Вы ищете ощущение Вашей значимости? Или кто-то значимый в Вашей жизни говорил Вам, что футбол - это здорово? Почему все же именно футбол?


- Послушайте, Вы вообще специалист или как? К чему все эти вопросы? Я пришел с точным запросом - я хочу попадать по мячу!! Почему Вы все время спрашиваете меня о чем то странном?! Вы можете просто сказать, почему я не могу попасть по мячу?!!!!


- Видите ли в чем дело.... Вы не можете попасть по мячу, потому что у Вас нет ног. Мне очень жаль. Давайте все же подумаем, почему Вам так важен футбол и нельзя ли удовлетворить эту потребность иным путем.


(найдено в дневниках на b17, автор неизвестен)

1062

20 стадий принятия терапии

1. Я ужасный человек. Меня бросил муж. От меня даже тараканы ушли. Что мне в себе исправить, чтобы они вернулись?


2. Мой муж ужасный человек. Как он мог меня бросить, что с ним не так? Как ему объяснить, какой он козел?


3. Вы ужасный человек. Как вы можете говорить, что моя мама - всего лишь обыкновенная женщина?


4. Мой начальник - чудовище. Мне звонили родители, а я не взяла трубку, потому что нам запрещают уходить с совещания без уважительной причины. Как мне объяснить начальнику, что родители - это святое? А вдруг у них инфаркт в этот момент?


5. Я ужасный клиент. Я хожу к вам уже полгода, но до сих пор не научилась останавливать поезд силой мысли. А моя коллега за две коуч-сессии научилась!


6. Мои родители - токсичные люди. Они испортили мне все детство и мешают моей сепарации.


7. Вы отвратительный психолог, моя коллега после тренинга открыла свой бизнес и нашла богатого мужа.


8. Вокруг меня куча ужасных людей. Им всем нужно к психологу, но они обижаются, когда им об этом говорят.


9. А может, мне стать психологом?


10. Зачем я вообще к вам пришла? Раньше у меня хотя бы была мечта научиться останавливать поезд силой мысли. А теперь я знаю, что это невозможно. Как дальше жить?


11. Я ужасный человек. Мне звонили родители и я не взяла трубку, потому что была с мужчиной. Мой мужчина тоже ужасный человек. Мы с ним такое в постели творим...


12. Мои родители ужасные люди. Я не могла им дозвониться три часа на дачу, думала, они там уже умерли, а они были в гостях у соседей!


13. Вы ужасный терапевт. Раньше мне казалось, что я хуже всех, потом мне казалось, что я лучше всех, а теперь я вообще не знаю, кто я.


14. Я обычный человек и вряд ли стану кем-то еще.


15. Мои родители обычные люди. И вряд ли были кем-то еще.


16. Вы всего лишь психотерапевт. Вы даже шнурки силой мысли завязать не сможете.


17. Извините, у меня сегодня нет запроса. Вы случайно не знаете, что делать с тараканами? Они вернулись.


18. Встретила бывшего мужа, посидели, поговорили в кафе. Не такой уж он и козел.


19. Как-то получше стало с людьми вокруг. На терапию уже нужно не всем, а только через одного.


20. Моя коллега ищет себе психотерапевта. А можно дать ваш телефон?

20 стадий принятия терапии Психотерапия, Как это работает, Длиннопост

Источник

Показать полностью 1
183

Непроговоренные установки

"Всю жизнь я старалась не быть похожей на моих родителей, но все чаще замечаю, что поступаю точь в точь, как поступали они", - говорила мне как-то одна подруга. Я усмехался, пока не обнаружил у себя то же самое. А потом стал слышать то же от клиентов.


Вначале я учил, что интроекты - или установки - мы впитываем от родителей или иных значимых взрослых, и тем самым перенимаем их понимание мира и жизни. Так мы учимся выживать в этом мире, точнее - в том мире, каким его представляют значимые взрослые. А когда мы хотим жить в своем мире, то тут и начинается внутренний конфликт: наш мир требует наших к нему представлений, но вместо них действуют одолженные.


Подобную родительскую установку вычленить относительно легко - можно вспомнить, что говорила мама, как наставлял отец, за что хвалили или ругали другие родственники. При хорошей чувствительности можно даже вспомнить, какими именно словами звучала эта установка, каким голосом и интонацией. Это совсем круто, ибо ее уже можно оспорить и пересмотреть.


Но есть такие, которые вспомнить невозможно. Не звучат голоса и все тут. Потому что взрослые и не факт, что вообще как-то ее произносили. Они просто этим жили. Они просто к тому или иному явлению конкретно относились, и такое отношение было само собой разумеющимся.


Совсем не обязательно, чтобы мои взрослые говорили "жить надо с надрывом", чтобы я потом так начал жить - даже против такого отношения я протестовал с надрывом. Не нужно, чтобы мои взрослые говорили, что деньги опасны - достаточно было видеть их отношение к деньгам.


Не обязательно, чтобы мама говорила девочке "выжить можно только с мужчиной" - чтобы та стала повернутой на замужестве. Или чтобы отец говорил сыну "бунтовать против сильных опасно", чтобы тот потом боялся заявить о своем несогласии.


Такое отношение "висело в воздухе", а мы, будучи детьми, ничего еще не понимающими, но очень чувствующими, хорошо это воспринимали. То, что мы бы сейчас и заметили - оно проскочило бы мимо нашего внимания, тогда мы именно на это и ориентировались. Потому что сознание у нас еще не сформировалось, и оно мало или вообще не мешало вниманию. Мы это видели по вздохам, по мимике, по интонации, с которой взрослые обсуждали что-то, по напряжению при каком-то вопросе, по попыткам избежать каких-то вопросов и так далее. И мы это просто впитывали.


Мы росли в конкретном психологическом поле, и сделали его своей частью. Особенно, когда сделали это еще в довербальный период развития - не знали еще языка и не понимали слов. Поэтому и вычленить его непросто - оно в нашем сознании в слова не оформляется. Оно представлено только как ощущения. Так оно стало базовой опорой нашего характера, само собой разумеющейся данностью.


И путь к ней неблизок. Чтобы к ней добраться, требуются годы осознаваний. И еще столько же, чтобы оспорить и изменить - чтобы адекватнее подходить к тому психологическому полю, которое существует сейчас.


Из этого вывод молодым родителям - пофиг, что вы будете говорить своим маленьким детям. Те все равно не поймут, пока не понимают слов. Они все равно подхватят то напряжение в поле, в котором формируются - которое вы создаете: своей тревожостью, своими страхами, своей любовью. Какого хотите вырастить человека, станьте таким человеком сами


Источник
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: