Лавочники и инженеры
В статье «Похвальное слово потреблятству» писал, что придумать идею, за которую потребитель с удовольствием заплатит свои деньги, намного сложнее, чем потом сбацать гаджет или технологию эту идею реализующую.
Для первого, имхо, требуется куда больше креатива. Для воплощения идеи в железе, софте и прочем достаточно образования и профессионализма. Как в прошлом инженер, автор сорока с небольшим изобретений, почитавший во второй половине жизни книги по экономике, маркетингу, рекламе, говорю. Не я придумал, но полностью согласен.
Недавно во взаимном сраче один совкодрочер спросил меня, что полезного лавочники, к которым он относится с презрением, сделали для человечества. Ответил ему длинно, перечислив много известных мне лавочников. Начав с Болтона и Уатта, чья компания в конце восемнадцатого- начале девятнадцатого века выпустила сотни паровых машин для различных нужд. С них, а ещё ткацкого станка Аркрайта начались промышленная революция и великое обогащение человечества.
Без подобных лавочников сие не могло бы случиться. Почему лавочники? А они из альтруизма за «пенис каниса» (С) паровые машины выпускали? Нет. Исключительно за презренное бабло в целях личного обогащения. Производство без продажи лишено смысла. А чтобы продавать, надо иметь отдел продаж. Попросту лавку.
Много таких лавочников перечислил, закончив Джобсом, Возняком, Гейтсом, Брином, Пейджем, Эктоном, Кумом..., товары которых за несколько десятилетий кардинально изменили жизнь на планете. В холдингах, созданных ими, разумеется, есть подразделения маркетинга, рекламы, продаж. Как иначе-то? Вот когда они начинали в гаражах или на складах, скинувшись по штуке баксов или взяв в долг, продажами занимались лично. Тот же Джобс.
Лавочник, бизнесмен, предприниматель... Всего лишь вопрос терминологии. Лавочник, возможно, звучит уничижительно, но ведь разницы-то нет. Хочешь денег- продавай. И неважно, привёз ты через бури и штормы Атлантики в Европу кофе или сахар, сварил пиво в своей пивоварне, либо просто купил оптом и продаёшь в розницу. Занятия разные- принцип один. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Бенджамин Франклин). Работа по найму тоже продажа собственного труда. Каждый сам себе ходячая лавка.
«Настоящий купец- универсальный ученый. Он знает языки без помощи книг, географию без помощи карт… его торговые путешествия исчерпали весь мир, его иностранные сделки, векселя и доверенности говорят на всех языках; он сидит в своей конторе и разговаривает со всеми нациями» (Даниэль Дефо, 1660-1731)
Цитата из книги Д.Я. Травина (В 2008—2024 годах — профессор, научный руководитель Центра исследований модернизации в Европейском университете в Санкт-Петербурге) «Как государство богатеет... Путеводитель по исторической социологии»:
«Организация, ориентированная на маркетинг, при разработке продукта должна исходить из предпочтений потребителя, а не из того, какое сырье доступно. Реклама – не излишество, не какая-то загадочная, парящая над фабрикой роскошь, а единственный способ связать предпочтения потребителей с предлагаемым продуктом – и за счет этого получить прибыль...
Маркетинговая революция была, наверное, самым важным сдвигом идеологии бизнеса с момента изобретения денег. Благодаря ей психология потребителя стала сердцем практической экономики, а современный рынок наполнился ослепительным многообразием продуктов и услуг. Не все корпорации перешли от ориентации на производство к ориентации на маркетинг, но самые успешные сделали это...
...свобода предпринимательства и защищенность собственности позволили развить «особую систему инноваций сначала на уровне фирмы, а затем и на уровне всей хозяйственной жизни. Один конец этого моста представлял собой научно-исследовательские лаборатории, изобретенные для применения научных методов и знаний в решении коммерческих проблем, а другой – потребительское использование продуктов и услуг, воплощающих это знание. Уникальность Запада в том, что он сумел соединить под одним управлением, с общими целями и стимулами, центры научного знания и традиционные деловые структуры, с их функциями производства и сбыта».
Последний абзац простыми словами. Запад соединил научную лабораторию с лавкой. Потому все ценные ништяки, которыми мы пользуемся, оттуда.

