Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5

Перед тем, как начать рассказ, хочу сказать всем спасибо за такое огромное количество плюсов! Это сильно мотивирует делать посты еще лучше и качественней! Спасибо!

Первый серийный Ла-5 был выпущен в июле 1942 года на заводе в Горьком. 

Серийная версия немного отличались от прототипа - вместо двигателя М-82 (АШ-82) стоял АШ-82А. Его выпуск начался в Перми в апреле 1942 года. 

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Ла-5

Максимальная мощность двигателя АШ-82А на высоте 2050 м - 1540 л. с. Топливо поступало из пяти внутренних баков посредством помпы. Двигатель работал на бензине с октановым числом 94. Винт остался с прототипа - трехлопастной ВИШ-105В с регулируемым шагом.

Крыло практически не отличалось от прототипа - слегка доработались предкрылки, элероны оснастили триммерами. Убрали посадочную фару из носка крыла.

Фюзеляж остался полностью деревянным - как на простых ЛаГГ-3. На Ла-5 ранних выпусков применялась и дельта-древесина. Это пять-восемь слоев березового шпангоута, пропитанных смолой ВИМА-ВЗ. Ее компоненты поставлялись из Германии, запасы в СССР кончились. А прибытие новых было невозможно. Поэтому пришлось дельта-древесину заменить сосной.

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Дельта-древесина

Были и цельнометаллические детали - элероны и закрылки. Последние могли отклонятся на угол в 50 градусов на посадке и на 10–15 градусов в бою для уменьшения радиуса виража.

Суммарная емкость всех пяти баков - 341 кг. Четыре бака были протектированными, имели покрытие из резины и фенол-формальдегида. В случае пробоины требовалось 10-15 с на химическую реакцию бензина с покрытием и дырка затягивалась. 

ЛаГГ-3 и Ла-5 были единственными советскими истребителями времен войны, имевшими систему надува баков инертным газом. Так уменьшалась вероятность пожара.

Вооружение осталось таким же, как и на прототипе - два ШВАКа. 20-мм пушки ШВАК были развитием удачного 7.62 пулемета ШКАС, имевшего огромную скорострельность. Сами пушки были разработаны в 1936 году, кроме Ла-5 стояли на ЛаГГ-3 и некоторых бомбардировщиках в качестве оборонительного вооружения. Длина всей пушки - 1760 мм, длина ствола - 1245 мм. Боезапас - 200 снарядов на ствол.

Прототип и первые серийные Ла-5 имели фонарь от ЛаГГ-3 - плоские лобовые стекла с бронестеклом в 55 мм. Позже их сменили закругленные козырьки.

На Ла-5 установили прицел ПБП-1А с двумя кольцами поправок (на 200 и 300 км/ч). Но пилотам легче было ориентироваться по пристрелочным очередям.

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Прицел ПБП-1А на Ил-2

Все истребители могли нести бомбы: ФАБ-50 (50 кг) - фугасная, ФАБ-50М - осколочная,

АО-25М (25 кг) - тоже осколочная. Цветные значки на серых корпусах бомб указывали их назначение. Бронебойные бомбы имели красно-желтые полоски вокруг корпуса, осколочные - зеленую и голубую, практические - белую и красную. 

Но то в теории, на практике бомбами оснащался далеко не каждый самолет.

Оборудование в кабине было по настоящему спартанским - только самое необходимое. Компас КИ-10, указатель скорости УС-800, указатель скороподъемности ВА-30, указатель температуры двигателя и масла ТЗТ-5, часы АВР. Все! Об авиагоризонтах, гироскопических прицелах приходилось только мечтать. 

Радиостанция РСИ-4 "Малютка" устанавливалась не на все самолеты. Приемо-передающий вариант рации ставился на самолетах командиров, остальные истребители оснащались только передатчиками или вообще не имели радиооборудования.

По сравнению с английскими, германскими и американскими истребителями Ла-5 был несовершенным. Но на нашей стороне была неприхотливость машины. Починить самолет можно было дешево и легко, а главное - быстро! Истребители готовились к вылету, что называется, "на коленке".

Несмотря на все усилия конструкторов, серийные Ла-5 замедлились по сравнению с ЛаГГ-3 М-82 на 40-50 км/ч. Проблема очень серьезная! Создавали ее большие щели в капоте. Плохо работала и система охлаждения. 

По сравнению с ЛаГГ-3 ухудшился обзор из кабины. Лобастый АШ-82А, его неудачная состыковка с фюзеляжем стали тому причиной. Покоя не давала и недостаточная прочность машины - два Ла-5 разбились из-за потери крыльев. Плохое сопряжение двигателя с фюзеляжем стало источником вибраций при полете на крейсерской скорости.

В итоге кресло пилота подняли, а вибрацию пригасили доработкой винта. Стоит напомнить, что все эти улучшения производились во время серийного производства Ла-5.

В октябре 1942 года в Свердловске проводились тщательные испытания Ла-5. Все оказалось не так уж и плохо - в скорости серийный Ла-5 по-прежнему уступал прототипу, но быстрее выполнял виражи, и весил немного (на 20 кг) легче.

Вскоре провели сравнительные испытания Ла-5 и Bf 109 G-2 - основного немецкого истребителя на тот момент (имеется в виду Восточный фронт). Истребитель уступал Густаву в скорости (623 км/ч против 580 км/ч), но на уровне моря был быстрее. Ниже у Ла-5 был и потолок. G-2 забирался на 12 км, тогда как советская машина на 11.5 км. Зато Ла-5 быстрее крутил виражи. 

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Сам конкурент

В вооружении пальму первенства опять перехватил немец. По сути, у него было такое же вооружение, как у ранних-ранних Ла-5: две 20-мм пушки и два 13-мм пулемета.

Первые Ла-5 поступили в ИАП во второй половине 1942 года. Летчики быстро освоили новую машину, она им очень понравилась. Довольны остались и техники - воздушное охлаждение АШ-82А доставляло мало проблем. Ла-5 оказался проще в техническом обслуживании, чем его предшественники.

Боевое крещение состоялось в битве под Сталинградом. Туда направлялись лучшие летчики и лучшие самолеты. Войсковые испытания Ла-5 проходили в 49-м ИАП, в 28 воздушных боях летчики полка сбили 16 вражеских самолетов - начало неплохое. Но первые полки, летавшие на Ла-5 несли серьезные потери - сказывалась плохая подготовка летчиков. Ярким примером служит 240-й ИАП - тот самый, где воевал легендарный Кожедуб. С 20 по 29 августа 1942 года летчики 240-го ИАП совершили 109 боевых вылетов, провели 58 воздушных боев и сбили 10 самолетов противника. В самом же 240-м полку через десять дней боев осталось в строю всего несколько летчиков во главе с командиром.

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Кожедуб на фоне своего самолета

Летчики 116-го ИАП в ходе Сталинградской битвы сбили 57 вражеских самолетов, собственные потери составили 22 летчика и 37 Ла-5. Лейтенант П.А.Гнидо из 13-го ИАП сбил на Ла-5 семь Не 111, пытавшихся доставить грузы окруженной группировки Паулюса. 

Всего в боях над Сталинградом он одержал десять побед (семь сбитых «Хейнкелей» и три Bf 110, один из "Мессершмиттов" Гнидо таранил).

Одним из первых провел воздушный война Ла-5 против FW 190 в декабре 1942 г. командир 169-го ИАП (63-й ГИАП) А.А.Федотов. Исход поединка оказался в пользу советского летчика и истребителя Лавочкина. В этом полку на Курской дуге заново открыл свой боевой счет легендарный Алексей Маресьев (обязательно прочитайте "Поветь о настоящем человеке"!)

Наиболее значительным и масштабным сражением, в котором принимали участие Ла-5 стала Курская дуга. Лучший советский ас Иван Кожедуб совершил свой первый боевой вылет 

6 июля 1943 г. в разгар воздушных боев, сбив два Ju-87 и два Bf 109. К концу Курской битвы Кожедуб был награжден орденом Боевого Красного знамени.

В течение 1942 г. было изготовлено 1129 истребителей Ла-5, 1107 самолетов построил ГАЗ № 21 в Нижнем Новгороде, ГАЗ № 31 в Тбилиси — 22 машины. 

В КБ Лавочкина была разработана новая модификация самолета, в которой конструкторы постарались излечить «болезни» первого варианта. Так, был улучшен обзор из кабины. Оснащенный двигателем АШ-82Ф новый вариант Ла-5 (Ла-5Ф) запустили в серию в начале 1943 г.

Лавочкин Ла-5: рабочая лошадка. Серийный Ла-5 Самолет, История, Длиннопост

Ла-5Ф

Продолжение следует...